Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 43 страница
Совр. отдельно стоящие здания К. строги по форме, построены на контрасте глухих кубических объёмов и больших остеклённых поверхностей гл. фасадов; глухие стены часто украшены мозаикой. Большое значение имеют декоративное освещение и реклама. Архит. облик фасадов находится в гармонич. единстве с лаконичным решением интерьеров. .Лучшие образцы сов. К. -" Октябрь" (1967, арх. М. В. Посохин и др. ), " Россия" (1961, арх. Ю. Н. Шевердяев и др. ) оба в Москве, " Пионерис" в Риге (1961 - 1962, арх. Ю. Петерсон ). Построенные в новых жилых районах здания К. способствуют организации городского пространства. Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 176-177 ). Лит.: Качерович А. Н. и Хомутов Е. Е., Акустика и архитектура кинотеатра, М., 1961; Гнедовский Ю., Савченко М., Кинотеатры. (Основы проектирования), М., 1968. КИНОТЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНИКА, способы фиксации и передачи изображений, для осуществления которых применяют сочетание технических средств кино и телевидения. К. т. связывает между собой кинотехнику, телевидение, видеозапись и является базой не только для производства телевиз. кинофильмов, но и для всё большего числа новейших технологич. процессов кинематографии. В области К. т. сложилось 5 осн. направлений: прямая киносъёмка телевиз. фильмов; киносъёмка с телевиз. видеоконтролем и контрольной видеозаписью; кинозапись телевиз. изображений с экрана кинескопа и непосредственно его электронным лучом; телевиз. видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов; передача по телевиз. тракту фильмов, снятых или напечатанных на киноплёнке, - телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи электронным лучом в 1969-70 образовалось 6-е направление: показ спец. узкоплёночных фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством своего рода " телекинопроигрывателеи" (см. Кассетное кино). Кроме того, ведутся разработки способов кинотелевиз. комбинированных киносъёмок, перезаписи на киноплёнку магнитных видеограмм, изготовления контратипов кинофильмов путём перезаписи изображений электронным лучом (см. Контратипирование). Прямая киносъёмка телевизионных фильмов является наиболее распространённым методом телевиз. фильмопроизводства. В странах с развитым телевидением выпуск телевиз. фильмов, снимаемых этим методом, в неск. раз превышает объём производства обычных кинофильмов. Меньшая деталировка и контрастность изображения при телевиз. показе определили технологию киносъёмки телевиз. фильмов, во многом отличающуюся от технологии кинопроизводства. Главные её особенности заключаются в широком применении 16- мм киноплёнки, в повышенной производительности путём съёмки более длинных эпизодов, чем в кино, с преимуществ, использованием крупных планов изображения. При съёмке художеств, телевиз. фильмов достигается существенное снижение производств, затрат за счёт широкого использования многосерийных постановок, более простого, чем в кино, декоративного оформления, удлинения монтажных эпизодов. Наибольшее повышение производительности получено облегчением условий работы актёров путём съёмки художеств, телевиз. фильмов в сюжетной последовательности, использования 2-3 телевиз. передающих камер одновременно, аналогично использованию их в прямых телевизионных передачах. Киносъёмка G видеоконтролем имеет целью дальнейшее облегчение условий съёмки и повышение её производительности. Для этих целей применяется ряд различающихся по конструкции комплектов комбинированного кинотелевиз. оборудования. Комплект состоит из одной, двух и более кинокамер. К каждой из них пристроена малогабаритная телевиз. передающая камера. Изображение в кинокамере и телевиз. камере образуется общим объективом. Телевиз. изображение непрерывно передаётся на режиссёрский пульт, а киноизображение снимается только по командам режиссёра. Наибольшее распространение такие комплекты получили при многокамерной съёмке телевиз. фильмов, но в одно-, двухкамерных вариантах начинают применяться и в производстве кинофильмов. При многокамерной съёмке телевиз. фильмов (рис. 1) контрольные телевиз. изображения от комбинированных камер 1, 2 и 3 передаются на пульт 4 и воспроизводятся, отдельно для каждой из камер, на видеоконтрольных устройствах (мониторах)/, // и ///. Снимаемый эпизод, таким образом, всё время виден на пульте в трёх различных ракурсах или планах изображения. Включение камер на съёмку производится по выбору режиссёра непосредственно с пульта. Контрольное телевиз. изображение от снимающей в данный момент камеры дополнительно воспроизводится на выходном мониторе /V и может быть записано на контрольном видеомагнитофоне 5. В результате длинные эпизоды могут быть сыграны и снятыбез перерывов на переходы между монтажными планами, причём съёмка эпизода не только всё время контролируетсяна пульте, но и может быть повторно проверена и обсуждена по контрольной видеограмме. Применение видеоконтроля заметно повышает производительность киносъёмок. Кинозапись телевизионных изображений непосредственно электронным лучом без преобразования его в свет также обеспечивает очень высокую производительность, т. к. электронная съёмка записываемых изображений проводится, как правило, несколькими телевиз. камерами, с непрерывным видеоконтролем. В созданных для этого в кон. 60-х гг. установках киноплёнка движется в вакуумированной камере на месте экрана кинескопа, так что электронный луч кинескопа образует на ней скрытое фотография, изображение, к-рое затем проявляется и копируется обычным способом. Детальность записанных этим способом чёрно-белых фильмов составляет неск. сот штрихов на мм. Это позволяет такому способу в ряде случаев успешно конкурировать с др. методами видеозаписи, а иногда и с прямой киносъёмкой телевиз. фильмов. Весьма высока также резкость записываемого изображения, что даёт возможность данным способом изготавливать высококачеств. дубль-негативы телевиз. и обычных кинофильмов, перезаписывать на киноплёнку цветоделённые изображения с магнитных видеограмм, записывать выходные буквенно-цифровые данные с электронных вычислит, машин и т. п. Видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов был применён впервые в нач. 60-х гг. и получил распространение не только в производстве телевиз. фильмов, но и в кинематографии. Монтируемые или печатаемые фильмы воспроизводятся на телевиз. экране замкнутого телевиз. тракта с любой необходимой коррекцией столько раз, сколько требуется для решения данной технологич. задачи. При монтаже тем самым создаётся возможность подбирать композицию, не разрезая и не склеивая киноплёнки, пока не будет найдено наиболее выразительное решение. В этом случае каждый очередной вариант монтажа записывается на служебной дорожке магнитной ленты и при очередном сквозном просмотре воспроизводится на выходном мониторе (видеоконтрольном устройстве ) видеозвукомонтажного стола. При печати кинофильмов видеоконтроль позволяет подбирать оптим. цветовые и градационные решения для каждого монтажного куска фильма (" старта" ) без необходимости печатать и проявлять контрольные пробы. Предназначенные для этого электронные цветоанализаторы (рис. 2 ) состоят из электроннолучевой трубки 1 с бегущим лучом, просвечивающим через объектив 2 цветной негатив 3, и системы дихроичных зеркал 4 с фотоэлектронными умножителями 5, создающими три цветоделённых видеосигнала: красный, зелёный и голубой. Сигналы усиливаются видеоусилителями 6 и могут корректироваться посредством регуляторов и матричных преобразователей 7 в соответствии с принятыми условиями фотообработки и печати данного фильма. В результате на выходном мониторе 8 образуется цветное изображение, в точности соответствующее (в зависимости от настройки ) либо получаемому при данных условиях цветному позитивному изображению на киноплёнке, либо его изображению на экране типового телевизора, принимаемому за эталон. Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: /, 2, 3 - комбинированные кинокамеры; 4 - режиссёрский пульт; 5 - контрольный видеомагнитофон. Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора, применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов: 1 - электроннолучевая трубка; 2 - объектив; 3 - цветной негатив; 4 - система дихроичных зеркал; 5 - фотоэлектронные умножители; 6 - видеоусилители; 7 - регуляторы и матричные преобразователи сигналов; 8 -- выходной монитор. Телекинопроекция фильмов возникла вместе с радиовещательным телевидением и является наиболее старым направлением работ в области К. т. За 30 лет развития её методы и средства неоднократно менялись. Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на 3 осн. части: проекционную, передающую и оптич. коммутатор для безостановочного перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и безостановочного переключения с рабочей передающей части (телевиз. камеры ) на резервную. В СССР и во мн. др. странах с развивающимся цветным телевидением наиболее распространены телекиноустановки, использующие при чёрно-белой и цветной проекции телевизионные камеры с передающими телевиз. трубками типа видикон или плюмбикон. Проекц. часть таких установок состоит, как правило, из двух-трёх кинопроекторов для 35-мм киноплёнки, одного-двух кинопроекторов для 16- мм киноплёнки, использующих в качестве источников света ксеноновые лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы располагаются вокруг оптич. коммутатора таким образом, чтобы простым поворотом зеркал и призм коммутатора было возможно подавать изображение с любого кинопроектора на любую телевиз. камеру установки. Проекция производится с частотой смены кадров, принятой по телевиз. стандарту данной страны (в СССР - 25 кадр/сек), и на большинстве телевиз. центров ею управляют дистанционно с центрального пульта. В нек-рых странах (напр., в Великобритании, Франции, ФРГ ) продолжают применять и более сложные телекиноустановки, работающие по принципу бегущего луча (см. Камера с бегущим лучом). В них источником света служит электроннолучевая трубка, а передающей частью - фотоэлектронные умножители, кинофильм движется или непрерывно (с оптич. и электронным выравниванием ), или прерывисто, но с весьма быстрым продёргиванием киноплёнки (кадр за 1, 3 мсек) спец. пневматическим устройством. Лит.: Бургов В. А., Основы кинотелевизионной техники, М., 1964; его же, Развитие кинотелевизионной техники в СССР, " Техника кино и телевидения", 1967, N° 9 (библ.); Толмачёв В. Б., Технология съёмки телевизионных фильмов, М., 1965 (библ.); его же, Производство телефильмов, М., 1971; Ross R. J., Televisionfilm engineering, N. Y., 1966. В. Б. Толмачёв. КИНОТЕХНИКА, отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и мн. др. К. широко используется в художеств, игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей. Осн. кинотехнич. процесс - передача движения или изменения состояния объектов - заключается в образовании на киноплёнке изображений последоват. фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью опткч. путём на кинопроекционном экране. Получение движущегося изображения состоит из отдельных последоват. процессов киносъёмки, фотографич. обработки киноплёнки и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопсредачи, состоящим из звукозаписи и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. К. является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования К. В свою очередь требования киноискусства стимулируют развитие К. С момента изобретения кинематографа (1895) его основными технич. средствами являются: киносъёмочный аппарат, кгтопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографич. обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских ). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали пром. выпуск неск. усовершенствованных киносъёмочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Киноплёнку для съёмки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики " Люмьер" (Франция ) и " Истмен Кодак" (США ). Несмотря на быстрый количеств, рост произ-ва " немых" кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., К. развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к технич. средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 франц. фирма " А. Дебри" начала выпуск кин о съёмочных аппаратов " Парво" с внутр. кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость. Новый этап развития техники " немого" кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъёмочных аппаратов с механизмом автоматич. наплыва, контр грейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургич. операций и др. Были разработаны автоматич. аппараты для ручной киносъёмки - " Кинамо" (1921-24 ), " Аймо" (1924 ) и т. д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16 -мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инж. П. В. Сосновский (1914 ) и К. Николаев (1915 ). После Великой Октябрьской социалистич. революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы " Русь", затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-3 и ТОМП-4 (1923-24 ). К 30-м гг. было развёрнуто пром. производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветит, аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов. После изобретения кинематографа и создания крупного производства " немых" кинофильмов важнейшими этапами развития К. были: появление звукового кино, цветного и стереоскопич. кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофонич. воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопич. кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также - реконструкция или замена существующих технич. средств. Звуковое кино, расширившее выразит, свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Зап. Европы. В 50-х гг. в К. начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке [" Агфа-Колор" (фирма " Агфа", Германия, 1941 ), " Истмен-Колор" (фирма " Кодак", США, 1950 ) ]. Сов. система цветного кино (1945-47 ) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино " Техниколор", основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см, Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое стереоскопическое кино, изобретённое С. П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков пoляроидных. Успешное развитие технич. средств кинематографа позволило начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более значит, изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали ). Стали распространяться системы панорамного кино с использованием трёх 35- мм киноплёнок - " Синерама" (1952-57 ), системы широкоэкранного кино (" Синемаскоп" и др. ) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953-56 ), широкоформатного кино с использованием киноплёнок шириной 65-70 мм (1956-59 ). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются ), при к-ром изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (напр., соотношение сторон кадра 1: 1, 75 или 1: 1, 85 вместо обычного 1: 1, 37 ). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили применение: советская система панорамного кино на трёх 35- мм киноплёнках - " Кинопанорама"; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики; широкоформатное кино с использованием 70- мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком; стереоскопич. кино по системе " Стерео-70", в к-рой 2 изображения (одно - для левого глаза, другое - для правого ) с обычным соотношением сторон (1: 1, 37 ) располагаются рядом на 70- мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70- мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информац. программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955 ), п о лиэкран (Франция, 1956 ). В СССР также разработаны подобные системы: " Круговая кинопанорама" (1959 ) и система полиэкранного кино (1959 ), основанные на применении для киносъёмки и кинопроекции одновременно нескольких киноплёнок или нескольких изображений в кадре одной киноплёнки. Для К., исп о льзуемой в науч. исследованиях, характерно увеличение диапазона частоты киносъёмки от мн. часов на один ка др до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке; непрерывное расширение диапазона оптич. увеличений при киносъёмке (макро- и микросъёмка}. Эксплуатац. удобства и экономичность технич. средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16- мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях. В 60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8- мм киноплёнке, в особенности т. н. система " Супер-8", в к-рой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра. К. непрерывно совершенствуется - улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствнт. кин о плёнки, с о вершенствуются оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптич. печати и контратипирования для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономич. показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная техника). Лит.: Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного н широкоэкранного кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.); Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь, т. 1-2, М., 1966 - 70. М. 3. Высоцкий. КИНОУСТАНОВКА, комплекс оборудования для демонстрирования кинофильмов. По условиям эксплуатации К. бывают стационарные и передвижные - кинопередвижки. В состав стационарных К. входят: 2 или 3 кинопроекционных аппарата, комплект звуковоспроизводящего устройства с гр о мкоговорителями, электросиловое оборудование, вспомогательное оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала (темнители света), управления предэкранным занавесом, фильмостаты, перематывающие киноплёнку устройства и др. Нек-рые кинотеатры оборудуются аппаратурой для автоматизации процесса демонстрирования кинофильмов. Стационарные К. работают в специально оборудованных помещениях. Большая часть их имеет аппаратуру для демонстрирования 35- мм кинофильмов (обычных, анаморфированных, кашетированных); нек-рая часть К. для залов небольшой вместимости комплектуется стационарными кинопроекционными аппаратами для демонстрирования 16- мм кинофильмов. С нач. 60-х гг. 20 в. в кинотеатрах устанавливается аппаратура для демонстрирования широкоформатных стереофонич. кинофильмов. К. обслуживаются специалистами-киномеханиками. В кинотеатрах со сложным комплексом оборудования К. обслуживает инж. и технич. персонал. К. является осн. единицей учёта в системе кинофикации (см. Киносеть). В. И. " Ушагина. КИНОФЕСТИВАЛЬ (от к ин о... и франц. festival - празднество), смотр, творческое соревнование произведений киноискусства. Проводится с целью выявления лучших фильмов, тенденций дальнейшего развития кинематографии, сотрудничества между кинематографистами, обмена опытом. Наряду с К. художеств, кинокартин организуются К. хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, мультипликац. фильмов. Иногда К. получают назв. - декада, месяц, неделя, день, цикл. Устраиваются К. фильмов нац. произ-ва и лучших кинопроизв. какой-либо страны, показы нац. кинопродукции за рубежом. Разнообразие форм и количество К. возрастают. Кроме К. картин, созданных проф. режиссёрами, организуются фестивали любительского кино. В СССР распространение получили фестивали киноискусства союзных республик, тематические показы, связанные с большими общественно-политич. событиями, со знаменат. датами в жизни страны; с 1958 проводится Всесоюзный К., на к-ром демонстрируются кинокартины, поставленные на киностудиях всех союзных республик. 1-й Междунар. К. состоялся в 1932 в Венеции. В 1935 впервые К. был организован в Москве. Широкую популярность междунар. киносмотры приобрели со 2-й пол. 40-х гг.; они проводятся во мн. странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии и Африки, в Австралии. Иногда междунар. К. организуются как составная часть муз. и театр, фестивалей, а также на Всемирных выставках, фестивалях демократич. молодёжи и студентов. Обычно лучшим фильмам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы. Междунар. ассоциацией продюсеров (осн. в 1933 ), одна из задач к-рой - соблюдение правил проведения К., установлено неск. классов междунар. К. в зависимости от их значимости. К классу " А" отнесены К. в Венеции (учреждён в 1932 ), Канне (1946 ), Карлови-Вари (1950 ), Зап. Берлине (1951 ), Сан-Себастьяне (1953), Москве (1959 ). Один из крупнейших смотров мирового киноиск-ва - Междунар. К. в Москве, к-рый проводится (1 раз в 2 года ) под девизом " За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами". В конкурсе участвуют художеств., документальные, научно-популярные и детские фильмы. На организацию и характер К. в капиталистич. странах оказывают влияние коммерческие интересы киномонополий. К. социалистич. стран являются смотрами прогрессивного киноиск-ва, утверждением идей гуманизма, мира и дружбы между народами. Сов. фильмы одерживают многочисл. победы, покоряя зрителей правдивостью изображения жизни, высоким мастерством. Лит.: Ю р е н е в Р., На международных кинофестивалях, М., 1959; Кино и время. Бюллетень, в. 2, кн. 1-2, М., 1962-63. КИНОФИЛЬМ, см. Фильм. КИНОФОТОИНСТИТУТ научноисследовательский всесоюзный (НИКФИ ), научное учреждение, работающее над проблемами развития и совершенствования техники и технологии профессиональной кинематографии. Подчинён Гос. комитету Сов. Мин. СССР по кинематографии. Организован в 1929 в Москве. В ин-те созданы и непрерывно совершенствуются различные типы чёрно-белых и цветных киноплёнок, кинопроекц. и кинокопировальная техника, техника и технология записи и воспроизведения звука кинофильмов, техника узкоплёночной кинематографии и стереокинематографии, гидротипный способ печати цветных фильмов, техника новых видов кинематографа - широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, вариоскопического, круговой кинопанорамы. Ряд работ ин-та отмечен Гос. пр. СССР, а в 1962 за создание комплексной системы акустич. и звукотехнич. оборудования Кремлёвского Дворца съездов группа науч. сотрудников НИКФИ удостоена Ленинской премии. В 1966 часть ин-та выделилась в самостоят. Гос. н.-и. и проектный ин-т химикофотографич. пром-сти. Ин-т издаёт " Труды НИКФИ" (с 1932, на 1973-73 выпуска ), обзор достижений в различных областях кинотехники, информац. бюллетени, выпуски " Экспрессинформации" (с 1964 ). В НИКФИ имеется очная и заочная аспирантура. КИНОХРОНИКА, оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах совр. жизни. В отличие от кинопублицистики, рассматривающей факты в совокупности, К. ограничивается информацией, констатацией факта с кратким комментарием. Однако при помощи изобразит, средств (ракурсы, планы, композиция кадра ) и тщательного отбора деталей оператор нередко выражает своё отношение художника и публициста к тому или иному событию. К. является основой киножурналов, спец. выпусков и тематич. хроникальных фильмов, а также таких жанров, как киноинтервью, хроникальный киноочерк, кинофельетон. К. служит осн. источником историч. кинолетописи. Главный способ съёмки К. - репортаж. Всё более важное значение приобретает телевизионная К. - самый оперативный вид киноинформации (телерепортаж, передаваемый в видеозаписи ). КИНОЭКРАН, см. Кинопроекционный экран. КИНРОСС (Kinross ), графство в Великобритании, в Шотландии. Пл. 0, 2 тыс. к м 2. Нас. 6, 3 тыс. чел. (1970 ). Адм. ц. - г. Кинросс. КИНТА (Kinta ), долина в Зап. Малайзии, на п-ове Малакка (шт. Перак ), по ср. течению р. Кинта. Основной р-н добычи олова в стране. КИНТАЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1916, Вторая Циммервальдская, международная социалистич. конференция участников Циммервальдского объединения, созданного на Циммервальдской конференции 1915. Открылась 24 апр. 1916 в Берне (Швейцария ). Дальнейшие заседания конференции - с 25 апр. до 30 апр. - проводились в горном посёлке Кинталь. В работе конференции, проходившей в условиях продолжавшейся 1-й мировой войны 1914-18, участвовало св. 40 делегатов из Германии, Франции, Италии, России, Польши, Сербии, Швейцарии и Португалии. На конференции в ходе прений об отношении пролетариата к вопросу о мире и о созыве Международного социалистического бюро (МСБ ) развернулась острая идейно-политич. борьба между делегатами Циммервальдской левой во главе с В. И. Лениным и право-центристским крылом конференции [лидеры Р. Гримм (Швейцария ), А. Гофман (Германия ), О. Моргари (Италия ), Дж. Модильяни (Италия ), П. Бризон (Франция ) и др.]. В проекте резолюции, предложенной Циммервальдской левой по первому из этих вопросов, говорилось, что империализм ставит пролетариат перед выбором: либо борьба за социализм, либо вырождение и всеобщее истощение. Обращаясь к воюющим народам, резолюция левых призывала: " Сложите оружие, обратите его против общего врага - капиталистических правительств". В связи с отклонением проекта левых центристским большинством, специальной комиссией был составлен компромиссный проект резолюции, к-рый после внесения, по настоянию В. И. Ленина и его сторонников, ряда существенных поправок был принят конференцией. Хотя принятая резолюция и не ставила вопроса об организации пролетариата для вооружённой борьбы против " своих" правительств, её последний пункт правильно ориентировал на слияние всех потоков борьбы против войны, дороговизны и политич. реакции "...в единую всеобщую интернациональную борьбу за социализм". При обсуждении вопроса о МСБ правые выступили за его созыв, надеясь на восстановление старого руководства потерпевшего крах 2-го Интернационала. Левое меньшинство заявило, что оно против оживления деятельности МСБ, лидеры к-рого стали пособниками империализма. Резолюция левых требовала " создать идейные и организационные предпосылки для подготовки нового Интернационала". В результате компромисса конференция приняла резолюцию, призывавшую " разоблачить истинные намерения националистического социализма", к-рый проповедовали лидеры МСБ. Было принято предложение большевиков о том, что в случае созыва МСБ участники Циммервальдского объединения соберутся, чтобы окончательно определить свою позицию. Принятый конференцией манифест " Обращение второй социалистической конференции к разоряемым и умерщвляемым народам" указывал, что единственное средство помешать войнам - это завоевание политич. власти рабочим классом. Однако ленинский лозунг превращения империалистич. войны в гражданскую и другие чёткие призывы большевиков были обойдены в манифесте молчанием. Тем не менее манифест, принятый в Кинтале, развивая идеи манифеста, принятого на Циммервальдской конференции, отражал ленинское влияние и растущую силу Циммервальдской левой. К. к. содействовала в ряде стран активизации левых групп, готовившихся к решительному разрыву с социал-шовинистами и центристами. Из этих групп впоследствии сложилось ядро Коммунистического Интернационала.
|