Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые проблемы современной медицины 9 страница






Углубляются кооперационные связи. Так, в автомобилестроении на основе кооперирования выпускаются мн. типы легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Кооперационные связи превращаются, по сути дела, в материальную основу технологич. объединения нац. производств, аппаратов. Эта их роль заметно ощущается в ряде отраслей обрабатывающей пром-сти стран - членов СЭВ уже на совр. этапе, а в связи с реализацией мероприятий, намеченных Комплексной программой, возрастёт в ещё большей мере.

Лит.: Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, М., 1971; Кормнов Ю. Ф., Международная специализация производства, М., 1968; Гаврилов В., Совершенствование форм и методов развития международной специализации производства, " Экономические науки", 1969, № 6. Ю. С. Ширяев.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, совокупность внешней торговли различных стран мира. Возникла на базе зарождения мирового рынка (16-18 вв.) и международного разделения труда. Развитие М. т. тесно связано со становлением капиталистич. способа произ-ва (подробнее см. в ст. Внешняя торговля),

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АСТРОНАВТИКИ (МФА; International Astronautical Federation, IAF), междунар. науч. орг-ция, занимающаяся проблемами исследования и освоения кос-мич. пространства в мирных целях, включая вопросы ракетной техники и правового режима космоса. Осн. в 1950 на 1-м Междунар. астронавтич. конгрессе в Париже представителями 8 стран (Австрии, Аргентины, Великобритании, Дании, Испании, Франции, ФРГ, Швеции). Члены МФА -58 нац. орг-ций из 36 стран (1973). В тех случаях, когда к.-л. гос-во (напр., США, ФРГ, Франция и др.)представлено в МФА неск. нац. орг-циями, лишь одна из них имеет право голоса. На 3-м Междунар. астронавтич. конгрессе в Штутгарте был принят устав федерации. СССР - член федерации с 1956 и представлен в ней Комиссией по исследованию и использованию космич. пространства (ранее - Комиссией по межпланетным сообщениям) при АН СССР.

Высший орган МФА - Ген. ассамблея, собирающаяся ежегодно одновременно с очередным Междунар. астронавтич. конгрессом. Текущей деятельностью руководит Бюро. Начиная с 1950 федерация ежегодно проводит Междунар. астронавтич. конгрессы, на к-рых участники обмениваются результатами науч. исследований, связанных с освоением космич. пространства. Помимо конгрессов, МФА организует симпозиумы. Федерацией создано неск. постоянных и временных к-тов и комиссий (по биоастронавтике, документации, вопросам просвещения и др~). В рамках МФА и под её руководством с 1960 функционируют Междунар. академия астронавтики и Междунар. ин-т космич. права. Федерация поддерживает тесные связи с орг-циями, занимающимися проблемами космич. исследования, и имеет консультативный статус при ЮНЕСКО и Междунар. союзе электросвязи. Г.А.Назаров.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БОРЦОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ (Federation Internationale des Resistants; ФИР), междунар. объединение нац. ассоциаций бывших борцов Движения Сопротивления, партизан, бывших узников фаш. концлагерей, интернированных, родственников погибших, всех участников борьбы против фашизма. Создана 3 июля 1951 в Вене. В 1972 в ФИР входили 55 орг-ций из Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Греции, Дании, Израиля, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, СССР, Франции, ФРГ, Чехословакии и Зап. Берлина (общая численность св. 5 млн. чел.). ФИР ведёт борьбу за мир, против возрождения фашизма во всех его формах, в защиту прав и интересов борцов Сопротивления. Высший орган ФИР - конгресс (с июля 1951 по нояб. 1973 состоялось 7 конгрессов). На конгрессах избираются президент, вице-президенты, члены Бюро и Ген. совета. Исполнит, орган - Секретариат. Штаб-квартира - в Вене. ФИР издаёт ежемесячный журн. " Объединённое сопротивление" на франц. (" Resistance Unie") и нем. (" Widerstandskamp-fer") языках.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ, см. Амстердамский интернационал профсоюзов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ (МФК; International Finance Corporation), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Создана в июле 1956 для капиталовложений в частный сектор развивающихся стран-участниц, преим. в прибыльные предприятия, в форме кредитов (74% средств МФК) и участия в акц. капиталах (26% средств МФК). В 1973 в неё входило 100 стран. МФК не требует гос. гарантий, но обязательным условием получения её кредитов является участие в размере 50% капитала в финансируемых проектах местного или иностр. частного капитала. Сроки предоставления кредитов - от 5 до 15 лет. Размеры процентных ставок - от 5 до 10% годовых.

Управляют МФК руководящие органы МБРР. Уставный капитал МФК к сер. 1973 достигал 110 млн. долл., из к-рых 107 млн. долл. оплачено золотом и свободно конвертируемой валютой. Сумма подписки каждой страны пропорциональна доле её участия в капитале МБРР. Это обеспечивает подавляющее число голосов (ок. 1/3) США. МФК имеет резервный фонд, сформированный за счёт прибылей (на сер. 1973 он составлял 76 млн. долл.). МБРР предоставил МФК кредиты, сумма к-рыхк сер.1973равнялась 297 млн. долл., из них было использовано 104 млн. долл. МФК выпускает и размещает на рынках капиталов свои облигации, перепродаёт акции и обязательства по кредитам.

Сумма вложений МФК к сер. 1973 составляла 848 млн. долл. (в 203 предприятия 51 страны) при общей стоимости проектов (с учётом частных вложений) в 4, 3 млрд. долл.; задолженность по кредитам и вложениям МФК на сер. 1973-368 млн. долл. Е. Д. Золотаренко.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (МФА; International Phonetic Association), междунар. науч. орг-ция, ставящая своей целью развитие фонетики и различных практических её приложений, в частности распространение фонетич. метода преподавания иностр. языков. Осн. в Париже (1886) как Фонетич. ассоциация преподавателей живых языков (переименована в 1897). Одна из центр, задач МФА - пропаганда наиболее распространённого из всех существующих междунар. фонетич. алфавита (принят во всех пособиях по фонетике зап.-европ. языков), созданного в 1888 и пересмотренного в последний раз в 1951. МФА издаёт журн. " Le Maitre Phonetique" (1886-), в к-ром публикуются транскрибированные тексты на различных языках мира и статьи пообщей и частной фонетике, а также приложения к журналу - брошюры с разнообразной фонетич. тематикой. Напр., в 1911 вышел очерк рус. произношения Л. В. Щербы, в к-ром впервые было дано определение фонемы как смыслоразличительной звуковой единицы. Высший орган МФА - Совет из представителей 15 стран (1970); президент - С. К. Чаттерджи (Индия), секретарь - А. К. Гимсон (Англия). Штаб-квартира МФА - в Лондоне. Рабочие языки - франц. и англ.

Лит.: The Principles of the International Phonetic Association, L., 1949. Л. Р. Зиндер.

МЕЖДУНАРОДНОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, науч.-исследоват. учреждение, изучающее положение и борьбу рабочего класса, по преимуществу в период общего кризиса капитализма. Находится в Москве. Создан в 1966. Осн. проблематика - экономич. и социальные условия жизни рабочих и непролетарских слоев трудящихся; стратегия и тактика рабочего движения, в особенности коммунистического; проблемы пролетарского интернационализма и борьбы за единство трудящихся против империализма; идеология и политика различных направлений социал-реформизма, правого и " левого" ревизионизма; деятельность профсоюзов, молодёжное, женское, антивоенное и др. общедемократич. движения; история рабочего движения. Ин-т готовит науч. кадры через аспирантуру. Поддерживает регулярные связи с зарубежными науч. центрами. Издаёт журн. " Рабочий класс и современный мир" (с 1971), науч.-справочный ежегодник " Международное рабочее движение" (с 1971).

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ), орг-ция для развития междунар. сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Создана в соответствии с решением ООН (3 дек. 1955), с к-рой связана спец. соглашением; ежегодно представляет Ген. Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. Устав МАГАТЭ был утверждён на междунар. конференции в Нью-Йорке в окт. 1956 и вступил в силу 29 июля 1957.

МАГАТЭ созывает междунар. конференции и др. совещания для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, посылает в различные страны (гл. обр. развивающиеся) специалистов для помощи в исследоват. работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для " каких-либо военных целей"; по Договору о нераспространении ядерного оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. В конце 1972 чл. МАГАТЭ было 103 гос-ва (в т. ч. все гос-ва, располагающие ядерным оружием, за исключением Китая). Руководящие органы - созываемая ежегодно Ген. конференция всех стран-членов, Совет управляющих из 25 чел. и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется ген. директором). Штаб-квартира МАГАТЭ - в Вене.

МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО МЕР И ВЕСОВ, см. Международные метрологические организации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГЕОФИЗИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, см. Международный год геофизического сотрудничества.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГИДРОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (МГД), период междунар. сотрудничества в области гидрологии в 1965-74. Необходимость проведения МГД вызвана всё возрастающей потребностью человечества в воде при неудовлетворительной изученности природных вод во многих районах мира, В МГД участвуют более 100 стран. Программа МГД, утверждённая 13-й Ген. конференцией ЮНЕСКО (нояб. 1964), охватывает широкий круг науч., технич. и практич. проблем и проектов: развитие сети станций (речных, озёрных, по изучению подземных вод и для наблюдения за испарением) и совершенствование наблюдений, учёт водных ресурсов и водные балансы, подготовка гидрологов, обмен информацией и публикациями. Для руководства программой МГД образован Координац. совет из 21 члена-государства (в т. ч. СССР), в СССР - Междуведомственный к-т по МГД.

Лит.: Ковзель А. Г., С п е н г-л е р О. А., Что такое МГД?, Л., 1969; К о р-зун В. И., Пять лет МГД, " Метеорология и гидрология", 1970, № 3; Ш а б а н В. П., Международное гидрологическое десятилетие, там же, 1971, № 7. К. Г. Тихоцкий.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (МОРП), организация пролетарских и революционных писателей мира. Создана в 1925 как Междунар. бюро революц. лит-ры (МБРЛ). 1-я конференция МБР Л (Москва, 1927) приняла политич. платформу и основала печатный орган -" Вестник иностранной литературы" (на рус. яз.). Членом орг-ции мог быть каждый писатель, выступающий против фашизма, угрозы империалистич. войны и белого террора. 2-я конференция революц. писателей (Харьков, 1930) реорганизовала МБРЛ в МОРП с печатным органом " Литература мировой революции" (1931-1932, на рус., нем., франц., англ, языках). Работа МОРП велась по нац. секциям и группам. В МОРП принимали участие Л. Арагон, И. Бехер, Т. Драйзер, А. Барбюс, Б. Брехт и др. В 1935 МОРП прекратил своё существование; его сменили новые формы междунар. связей передовых писателей мира, напр. Междунар. конгресс писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Архив МОРП хранится в Ин-те мировой лит-ры им. М. Горького (Москва).

Лит.: Вторая Международная конференция революционных писателей, [М.], 1931 (Спец. выпуск журн. " Литература мировой революции"); Долой войну империалистов против СССР. Анкета МБРЛ, М.- Л., 1931; Из истории МОРП, в кн.: Литературное наследство, т. 81, М., 1969; Zur Geschichte der sozialistischen Literatur (1918 - 1933), В., 1963. А. Н. Николкжин.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО публичное, совокупность юридич. принципов и норм, регулирующих отношения между гос-вами. М. п., как и всякое право, историч. явление, оно начинает формироваться с возникновением гос-в. Объективные условия существования и развития гос-в вызвали необходимость установления между ними политич., экономич. и др. отношений и связей, к-рые постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало их правового регулирования. На этой основе сложились принципы и нормы права, к-рые получили затем наименование М. п. (international law, droit international и т. д.).

Характер и уровень развития межгос. отношений в ту или иную историч. эпоху определяют содержание и уровень развития М. п. Однако М. п. всегда носит клас. характер: оно создаётся гос-вами, выражающими в его нормах свою волю, имеющую классовое содержание.

Отдельные институты М. п. получили значит, развитие ещё в древности. Это подтверждают памятники права 2 в. до н. э.- 1 в. н. э. (напр., инд. законы Ману, Артхашастра, дипломатич. архивы Египта в Тель-эль-Амарне). Наиболее развиты были нормы посольского и договорного права, нек-рые правила ведения войны. В целом М. п. носило региональный характер (М. п. Индии, М. п. Греции и т. п.), что объяснялось тем, что междунар. связи охватывали узкие географич. р-ны.

М. п. эпохи рабовладения включало такие институты и нормы, как неприкосновенность и экстерриториальность послов, святость заключённых договоров и союзов, третейские суды и посредничество, защита прав иностранцев, порядок объявления войны, нейтрализация храмов и др. сооружений, запрет отравленного оружия и др. О классовом характере М. п. этой эпохи свидетельствуют статьи договоров о взаимопомощи в случаях восстания рабов, о взаимной выдаче беглых рабов, об объявлении " междунар. преступлением" таких действий, как призыв рабов к восстанию, и т. д. Теоретич. положения М. п. имеются в трудах древнегреческих учёных - Полибия (2 в. до н. э.), Платона (5-4 вв. до н. э.), Аристотеля (4 в. до н. э.) и римских учёных - Цицерона (1 в. н. э.), Ульпиана (2-Звв.) и др. Однако наука М. п. в прямом смысле этого слова возникла в эпоху феодализма и получила своё развитие при капитализме.

Образование феод, гос-в, их раздробленность, постоянные междоусобные войны вызывали необходимость создания различных политич. союзов и в то же время потребность в развитии междунар. отношений. Поскольку для эпохи феодализма характерно огромное количество войн, вопросы войны занимают значит, место в М. п. и его науке. В 15 в. возник институт постоянных дипломатич. представителей, в 16 в. в большинстве европ. гос-в имелись постоянные ведомства внешних сношений. В эту эпоху сложилось консульское право: консулы наделялись значит, полномочиями в области охраны прав граждан своей страны за границей, особенно в странах Востока (" режим капитуляций"). Большую роль в развитии средневекового М. п. сыграли итал. города-республики - Венеция, Флоренция, Пиза, Генуя и др. Рост морской торговли, связанный с развитием в недрах феод, общества капиталистич. отношений, способствовал широкому распространению междунар. морских соглашений; были проведены многочисленные кодификации обычаев морской торговли: Олеронские свитки, Консолато дель Маре и др. В начале 17 века был выдвинут принцип свободы открытого моря (см. также Морское право). Развитые сношения с различными гос-вами имели Киевская Русь и Рус. централизованное гос-во, где были выработаны нормы М. п., в нек-рых отношениях опережавшие уровень тогдашнего европ. М. п. Напр., на Руси были известны принципы гос. правопреемства, освобождения пленных не только за выкуп, но и безвозмездно, демилитаризации отд. областей (напр., Вост. Карелии в 1323) и др.

Богословы и юристы ср. веков сформулировали ряд важных начал М. п., прежде всего в области договорного права (принцип " пакта сунт серванда")и права войны (выкуп пленных, защита мирного населения). В процессе образования нац. и многонац. гос-в и с укреплением верховной власти складывалось понятие суверенитета. К позднему феодализму в Зап. Европе относится деятельность голландского юриста и дипломата Гуго Греция (16-17 вв.) и его продолжателей, заложивших основы бурж. науки М. п. Хотя М. п. эпохи феодализма имело ряд особенностей, отражавших клас. природу феод, общества, отд. его институты и нормы сохранились и получили дальнейшее развитие в период капитализма. Возникновению новых принципов М. п. содействовали бурж. революции, особенно Великая франц. революция. Суверенное равенство, независимость, терр. неприкосновенность, невмешательство во внутр. дела других гос-в, соблюдение договоров - эти принципы были декларированы буржуазией, боровшейся против сил феод, реакции, в качестве основных начал междунар. общения, получили закрепление в ряде междунар. актов и постепенно приобрели характер общепризнанных принципов и норм М. п. В эпоху капитализма М. п. обогатилось такими институтами и нормами, как признание и правопреемство гос-в, плебисцит и оптация гражданства, право убежища, запрет работорговли, " добрые услуги" и т. д. Серьёзные изменения претерпело право войны: были провозглашены принципы допустимости только оборонительных и справедливых войн, войн в защиту нарушенных прав, гуманного обращения с ранеными и пленными, уважения прав мирного населения, введены запрет оружия, причиняющего излишние страдания, каперства и охрана прав нейтральных гос-в (см. Законы и обычаи войны, Контрибуция, Нейтралитет). Бурж. наука М. п. развивалась под большим влиянием Гуго Греция, положившего начало двум направлениям в бурж. доктрине: естественно-философскому, стремившемуся установить общие философские основы М. п. (С. Пуфендорф, X. Вольф, Э. Ваттель в Германии и др.), и позитивному, исходившему из существующих обычаев и договорной практики гос-в (К. Бейнкерсхук, И. Мозер, Р. Зеч и др.). В 19 в. господствующим в науке М. п. стало историко-позитивное направление, наиболее видными представителями к-рого были А. Хефтер, Г. Трипель, Ф. Лист (в Германии), Дж. Уэстлейк, Р. Филимор, Т. Холланд и Л. Оппенхейм (в Великобритании), Г. Бонфис и П. Фошиль (во Франции), Дж. Мур, У.Лоренс и Г. Уитон (в США). Значит, вклад в развитие науки М. п. был внесён Россией. По инициативе России был выработан ряд междунар. актов в области законов и обычаев войны (Парижская декларация 1856, Женевская конвенция 1864, Петербургская декларация 1868, Гаагские конвенции 1899 и 1907 и др.). Теоретич. разработку проблем М. п. вели известные рус. учёные В. Ф. Малиновский, В. А. Незабитовский, Д. И. Каченовский, Л. А. Комаровский, Ф. Ф. Мартене и др.

Характерная черта буржуазного права - формальное равенство всех перед законом - присуща и М. п. эпохи капитализма. Признание прогрессивных принципов М. п. носило часто исключительно декларативный характер: на деле они нарушались крупными гос-вами. В целом М. п. эпохи капитализма служило средством защиты политич. и экономич. интересов буржуазии. Сфера его действия ограничивалась европ. " цивилизованными" гос-вами и не распространялась на колониальные страны и народы. В бурж. М. п. не только сохранились, но и получили развитие такие реакционные нормы и институты М. п. эпохи феодализма, как война, репрессалии, аннексия, контрибуции, вассалитет, режим капитуляций, протекторат, сферы влияния и т. д.

В 18-19 вв. в науке М. п. довольно широкое распространение (особенно в Германии) получили нигилистич. теории, отрицающие М. п. Нередко эти теории служили оправданием милитаристским устремлениям буржуазии.

В эпоху империализма буржуазия становится на путь отказа от провозглашённых ею ранее основных принципов М. п., попирая элементарные нормы междунар. общения. В бурж. науке М. п. получают весьма широкое развитие разнообразные теории и концепции, гл. назначение к-рых - оправдание и обоснование агрессивной политики империализма. Наряду с отрицанием суверенитета и невмешательства как коренных основ М. п. и провозглашением космополитич. идей " мирового государства" и " мирового правительства", в бурж. науке возрождаются нигилистич. воззрения на М. п., база к-рого якобы суживается, пропагандируются теории распада общего М. п. на региональные системы, создания " междублокового права" и т. д.

Великая Окт. социалистич. революция, открывшая новую эпоху в развитии человечества, оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие междунар. отношений и положила начало формированию качественно нового совр. М. п.

М. п., существовавшее к моменту образования Сов. гос-ва, представляло собой весьма сложный конгломерат принципов и норм, слож-ившихся в различных исто-рич. условиях. Наряду с принципами и нормами, направленными на обеспечение мирных отношений между гос-вами, имелись принципы и нормы, отражавшие и закреплявшие систему нац. угнетения, колониального господства империалистич. гос-в.

Внося на рассмотрение 2-го съезда Советов Декрет о мире, В. И. Ленин говорил: " Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 20). Сов. гос-во выступило против всего отжившего и реакционного в М. п., за развитие его демократич. начал, за внедрение новых принципов и норм, направленных на обеспечение всеобщего мира, освобождение народов от нац. и колониального угнетения и развитие между ними всестороннего сотрудничества на равноправных и добровольных основах. В. И. Ленин выдвинул принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем. Под воздействием Сов. гос-ва, и особенно после образования мировой социалистич. системы, М. п. претерпело коренные изменения. Многие действовавшие ранее реакционные ин-ты и нормы утратили силу. В важнейших междунар. актах (напр., в Уставе ООН) закреплены такие основополагающие принципы, как запрещение применения силы или угрозы силой в междунар. отношениях, самоопределение наций и народов, обязательность мирного разрешения споров и др. Получили дальнейшее развитие демократич. принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутр. дела, равноправия и др.

Эти изменения дают основание говорить о создании нового, совр. М. п., к-рое закрепляет осн. политич. и правовые условия мирного сосуществования и направлено на его обеспечение.

Субъектами М. п.- участниками междунар. правоотношений являются в первую очередь и гл. образом гос-ва. Новые гос-ва становятся субъектами М. п. независимо от к.-л. акта или волеизъявления др. участников междунар. общения (см. Признание государства, Правопреемство). В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, и принятия в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колон, странам и народам, субъектами совр. М. п. следует считать не только гос-ва, но и народы и нации, к-рые ещё не реализовали своего права на самоопределение. Субъектами М. п. признаются также международные организации, образование и деятельность к-рых не противоречит осн. принципам М. п.

Совр. М. п. содержит общепризнанные принципы и нормы, т. е. принципы и нормы, признанные всеми гос вами и обя-зат. для всех гос-в. Отд. нормы М. п. обязательны только для нек-рых гос-в и имеют локальное значение (напр., нормы договоров, в к-рых участвует ограниченное число гос-в). Однако непременным условием правомерности и действительности таких локальных норм, а так-же договорных обязательств двух или более гос-в, является их соответствие общепризнанным принципам и нормам М. п.

Как принципы, так и нормы М. п. являются правилами поведения участников междунар. общения и в таком смысле имеют одинаковое значение. Вместе с тем между этими понятиями существуют и известные различия. Под общепризнанными принципами М. п. следует понимать исходные общие и наиболее важные правила поведения субъектов междунар. общения, руководящие начала междунар. законности. Осн. принципы М. п. закреплены ныне в Уставе Организации Объединённых Наций, в разработке к-рого самое активное участие принимал СССР. Ведущими в совр. М. п. являются принципы ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны. Нормы М. п. являются конкретными правилами поведения, развивающими и детализирующими принципы М. п. Советский Союз и др. социалистич. страны выступили инициаторами кодификации принципов М. п., закреплённых в Уставе ООН, и 25-я сессия Ген. Ассамблеи ООН приняла в 1970 спец. Декларацию п р ин ц и по в М. п., где сформулированы нормы, вытекающие из ведущих принципов М. п.

Нормы М. п. регулируют самые разнообразные отношения между гос-вами в политич., экономич., социальной, культурной и др. областях. Сотрудничество между гос-вами охватывает всё новые и новые области, к-рые ранее находились вне пределов междунар.-правового регулирования (напр., вопросы поддержания мира и безопасности, развития науки, техники и образования, улучшения условий труда, борьбы с преступностью и т. д.); появляются совершенно новые области междунар. сотрудничества, к-рые также попадают в сферу правового регулирования (мирное использование атомной энергии, охрана окружающей среды, деятельность гос-в в космосе, на дне морей и океанов и др.).

Создание новых норм М. п., так же как отмена или изменение действующих, происходит на основе соглашения между гос-вами, к-рое может быть либо явно выраженным (междунар. договор), либо молчаливым (междунар. обычай). Соответственно в М. п. принято различать конвенционные нормы и обычно-правовые нормы. Подавляющее большинство новых норм М. п. создаётся ныне путём заключения спец. междунар. конвенций (см. Конвенции международные). Кодификация и прогрессивное развитие М. п. рассматриваются Уставом ООН в качестве одной из важнейших задач сотрудничества между гос-вами, для выполнения к-рой создана Комиссия международного права ООН. Прогрессивное развитие и кодификация М. п. неизменно осуществляются при активном участии Сов. Союза и др. социалистич. стран.

Важной особенностью совр. М. п. является ограничение принуждения в целях соблюдения его принципов и норм. Устав ООН окончательно ликвидировал т. н. право на самопомощь, понимаемое как право гос-ва самостоятельно и бесконтрольно прибегать к любым принудит, мерам. Предусмотрев создание централизованного аппарата по применению принудит, мер, Устав ООН существенно ограничил право на " самооборону", поставив его осуществление под строгий междунар. контроль спец. органа - Совета Безопасности ООН.

Нарушение гос-вами своих обязательств влечёт за собой применение различных санкций в порядке ответственности по М. п. (см. Ответственность государства). В отд. случаях к ответственности привлекаются физические лица. Так, в совр. М. п. признаётся принцип индивидуальной уголовной ответственности (наряду с ответственностью гос-ва) за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества и человечности (см. Военные преступники).

Совр. М. п. включает общепризнанные принципы и нормы, к-рые призваны регулировать отношения между всеми гос-вами, независимо от их социально-экономич. строя. Однако отношение различных гос-в к этим принципам и нормам далеко не одинаково. Практика междунар. отношений свидетельствует, что капиталистич. гос-ва нередко нарушают элементарные начала междунар. общения, пытаются поставить нормы М. п. на службу политике агрессии и экспансии.

Образование мировой социалистич. системы, положившее начало формированию нового типа междунар. отношений между гос-вами, связанными общностью социально-экономич. строя, содействует утверждению демократич. принципов М. п., оказывает постоянно растущее влияние на междунар. общение, на соотношение сил на междунар. арене.

Лит.: Курс международного права, т.1 - 6, М., 1967 - 1973; Т у н к и н Г. И., Теория международного права, М., 1970. Н. А. Ушаков, В. И. Менжинский.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ, борьба рабочего класса за уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, за повседневные экономич., политич. и культурные интересы рабочих, за общедемократич. права и требования трудящихся. М. р. д. включает деятельность политич. партий рабочего класса, профсоюзов и др. орг-ций рабочих. Наиболее последовательно коренные интересы рабочего класса выражают марксистско-ленинские партии.

В М. р. д. действуют две исторически сложившиеся основные тенденции - революционная и реформистская; рево-люц. тенденция, к-рой противостоят реформизм и различные направления левацкого авантюризма, стала доминирующей или становится таковой во всё большем количестве стран. Важнейшие условия успешного развития М. р. д.- единство его рядов и единство действий его орг-ций, усвоение, творческое развитие и применение им на практике теории научного коммунизма, способность к осуществлению руководящей роли в революц. движении, верность принципу пролетарского интернационализма; этот принцип чётко и сжато выражен лозунгом " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ", выдвинутым К. Марксом и Ф. Энгельсом.

М. р.д. объективно связано с демократич. (на совр. этапе - антимонополистич.) движением крестьянства, служащих, интеллигенции, ремесленников, с борьбой против милитаризма и нац. угнетения, против захватнич. войн, в защиту народов, ставших жертвой империалистич. агрессии.

Поддержка М. р. д. укрепляет нац.-освободит. антиимпериалистич. движение, к-рое является составной частью мирового революц. процесса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал