Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 4 страница






А. А. Стригалёв.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, термин, иногда употребляемый: 1) в качестве синонима монументального искусства; 2) для обозначения того направления монументального иск-ва, в к-ром преобладает декоративное начало.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род искусств пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К М. и. относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д. (нек-рые исследователи относят к М. и. также произведения архитектуры). Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятник на площади обычно посвящены воплощению и пропаганде в широких массах наиболее общих социальных и филос. идей времени, увековечению памяти выдающегося деятеля или значительного события. Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произв. М. и. конкретизируют идейное содержание здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства. Но зачастую они имеют относительно самостоятельное значение, являются важной доминантой ансамбля. Стремление выразить возвышенные идеи диктует величавый язык их художественных форм, масштабное соотношение с человеком, предметно-пространственной и природной средой (см. Монументальность). Ряд др. произв. М. и. не несёт высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов и т. п. Примером двух видов произв. М.и. могут служить фрески Рафаэля во дворце Ватикана: в Стан-цах (илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193) и в Лоджиях (илл. см. т. 7, стр. 354). В первых, отмеченных филос. широтой размышлений о мире, о величии человека, определяющим является изобразительное начало, во вторых - архитектонически-орнаментальное, сопредельное декоративному иск-ву (иногда это направление обозначается термином монументально-декоративное искусство). Однако резкой грани между этими двумя разновидностями произв. М. и. не существует. История иск-ва знает различные пути достижения связи М. и. с архитектурой-от унисонного повторения живописью или скульптурой членения и ритмов сооружения до контрастного соотношения с его тектонич. строем (напр., среди росписей рим. домов в Помпеях есть и пло-скостно-орнаментальные, и пространственно-иллюзорные, зрительно разрушающие плоскость стены). Наряду с принципом " вписывания" монументальных композиций в архит. членения (фронтоны, фризы, метопы др.-греч. храмов) существует и орнаментально-ковровый принцип декорировки (сплошные майоликовые облицовки ср.-век. построек Ср. Азии, росписи рус. церквей 17 в.). Выбор каждого из этих принципов зависит от ми-ровоззренч. основ, от общего характера стилистики иск-ва данного периода.

М. и. особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки М. и. восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для М. и. стали общественные взаимоотношения. Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в иск-ве Др. Египта, в условиях рабовладельч. общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т. н. Большой сфинкс в Гизе; илл. см. т. 9, вклейка к стр. 41), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы. В эпоху расцвета др.-греч. рабовладельч. демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произв. М. и. (скульпт. декор афинского Парфенона; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы др.-греч. полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порождённые феод, строем идеи обществ, и церковной иерархии, всю систему ср.-век. религ.-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (кон. 15-1-я треть 16 вв.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произв. М. и. (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.; илл. см. на вклейке к ст. Микеланджело, табл. XI, стр. 96-97). В кон. 16- сер. 18 вв. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Юж. Америки ярко отразилась в М. и. барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматич. неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульпт. и живописное убранство дворцов и церквей сер. 18 в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бер-нини и др.). Подъём нац. самосознания, воздействие идей франц. и рус. просветителей отразились в проникнутых патрио-тич. пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках М. и. рус. классицизма 2-й пол. 18 в.- 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского и др.). К сер. 19 в. с развитием буржуазного общества усиливается разрыв между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталистич. действительностью, что ведёт к упадку М. и., разрушению синтеза архитектуры и М. и., их идейно-художественной цельности. Стилистич. эклектизм, воспроизведение прошлых стилевых форм, типичные для архитектуры этого периода, проявились и в М. и.

Сложными, противоречивыми путями развивается М. и. кон. 19 - нач. 20 вв. С постройками стиля " модерн" органически связаны произведения монументальной живописи (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени и др.). В нач. 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э. А. Бурдель). В целом М. и. в 20 в. претерпевает глубокие изменения. В его произв. отразились противоречия эпохи упадка бурж. цивилизации, мощных революц. потрясений, утверждения нового, социалистич. обществ, порядка. Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетич. субъективизма, ведущие к отрыву иск-ва от действительности, оказались малопригодными для развития М. и., а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации иск-ва в капиталистич. странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения М. и. из сферы обществ, бытия). В то же время борьба с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и нац.-освободит, движения способствовали возрождению М. и., придали ему страстность и убедительность. Для произв. художников-монументалистов 20 в. характерны острая публици-стич. направленность, личностно-эмоцио-нальный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произв. мекс. монументалистов, росписи зданий комму-Нистич. муниципалитетов в городах Италии и Франции).

М. и. в социалистич. обществе, продолжая традиции великих мастеров прошлого, утверждавших идеи гуманизма, призвано участвовать в активном преобразовании действительности. При социализме М. и., освобождаясь от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, полностью раскрывает своё демократическое общественное начало. Социалистич. общество внесло новое содержание в М. и., расширило сферу его действия до масштабов целых городов и крупнейших обществ, и пром. комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монументальные скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, С. Д. Меркурова, М. Г. Манизера, монументальная живопись Е. Е. Лансере, В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-е гг. М. и становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений (в Саласпилсе 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский Я. Заринь и др., илл. см. т. 14, табл. X стр. 192-193; на Мамаевом кургане в Волгограде, 1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448-449; в Хатыни, илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177). В социалистич. обществе созданы предпосылки для того, чтобы М. и. стало важным компонентом идейно насыщенной, художественно организованной среды для повседневной трудовой и общественной деятельности человека.

Лит.: Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; С и к е йрос Д., Художник и революция, [пер. с исп.. " Вопросы литературы", 1964, № 4, с. 138-160; Маца И. Л., Монументальная и стакнковая живопись, -" Художник", 1965, № 6Безобразова Т., Кутузова Н. Халтурин А., Монументы СССР- [Альбом], М., 1969; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970 Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М. 1973: Hildebrandt H-, Wandmali rei: ihr Wesen und ihre Gesetze, Stuttg.- В. 1920; Hale G., Fresco painting, N. Y., A p p e 1 H., Plastik am Bau, В., 1946 Dam a z P. F., Art in European architecturi N. Y., 1956; Boeck U., Plastik am Bai Tubingen, 1961: Lammert U., Architel tur und Plastik: ein Beitrag zu ihrer Synthesi В., 1962. В. П. Толсты

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, свойство художественного образа, родственное эстетической категории возвышенного; общественно значимое содержание, выраженное в величавой пластич. форме, проникнутой героико-эпическим началом пафосом утверждения положительного идеала. М. может присутствовать произв. различных родов и жанров, но особенно важна для произв. монументалъного искусства. М. как свойств художественного образа не следует отождествлять с понятием " монументального как обозначения принадлежности произв. к монументальному искусству. Не всякс произв. монументального иск-ва монументально по своему образному строю. Отсутствие М. особенно характерно для иск-ва, не способного к утверждению по зитивных социальных ценностей, к про паганде в массах прогрессивных обществ. идеалов и отмеченного стилистич. эклек тизмом (напр., нек-рые памятники, сооружейные во 2-й пол. 19 в. в ряде европе и амер. стран). в. П. Толстой.

МОНУРОН, N-4-хлорфенил-N', N'-дметилмочевина, химич. средство борьбs с сорными растениями (см. Гербициды.)

МОНФЕРРАН (Montferrand) Авгуcn Августович (Огюст Рикар де М.) [24. 1786, Шайо, Франция, -28.6(10.7). 1858 Петербург], русский архитектор, декоратор и рисовальщик. По происхождению француз. Учился в Политехнич. школе и у арх. Ш. Персье и П. Фонтена в Париже. С 1816 работал в России, в Петебурге. Творчество М. знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму.

Работы: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка Фельдмаршальского, Петровского и стр-во Крулого залов Зимнего дворца (1827 - нач. 1830-х гг.), перестройка дома Гагари-йой (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.). Илл. см. т. 7, стр. 595; т. 10, стр. 451.

Лит.: Никитин Н, П., О. Монфер-ран. Проектирование и строительство Исаакиэ евского собора и Александровской колонны, Л., 1939.

МОНФЕРРАТО, Монферрат (Monferrato), гос-вов Пьемонте в ср. века. Образовалось в кон. 10- нач. 11 вв. как маркграфство (маркизат). В 1536 перешло под власть мантуанских герцогов Гонзага. В 1575 стало герцогством. В 1631 частично, а в 1713 (по Утрехтскому миру) полностью было присоединено к герцогству Савойи и Пьемонта.

МОНФОКОН (Montfaucon) Бернар де (13. 1. 1655, Сулаж, - 21. 12. 1741, Париж), французский филолог и историк, чл. конгрегации мавристов. Чл. Академии надписей (1719). М. заложил основы греч. палеографии как науки; проследил историю греч. письма с древнейших времён до падения Визант. империи (1453); базируясь на всестороннем анализе мно-гочисл. греч. рукописей б-к Франции и Италии, наметил принципы исследования ср.-век. рукописей. Положил начало изучению ср.-век. греч. рукописных книг и дипломов. Описал греч. кодексы коллекции канцлера П. Сегье. М. составил также и первый указатель известных в то время рукописных коллекций. Издатель соч. Афанасия Александрийского и Иоанна Златоуста, автор многотомных работ по истории и археологии.

Соч.: Palaeographia graeca..., P., 1708; Bibliotheca Coisliniana, olim Segueriana..., P., 1715; L'antiquite expliquee et representee en figures, v. 1 - 15, P., 1719 - 24; Les monuments de la monarchic francaise, v. 1 - 5, P., 1729-33; Bibliotheca bibliothecarum manu-scriptorum nova, v. 1 - 2, P., 1739.

Б. Л. Фонкич.

МОНФОР (Montfort) Симон де, г р а ф Лестерский (Leicester) (ок. 1208, Монфор, Иль-де-Франс, -4.8.1265, Ив-шем), английский политич. деятель, один из руководителей баронской оппозиции королю Генриху III. Участвовал в составлении Оксфордских провизии (1258), резко ограничивавших королев, власть в пользу баронов. Содействовал изданию Вестминстерских провизии (1259) и проведению др. мероприятий, учитывавших интересы мелкого рыцарства и горожан. После начала в 1263 гражд. войны М. и его сторонники одержали победу над сторонниками короля при Льюисе (14 мая 1264). Став фактич. диктатором (лордом-протектором) Англии, в янв. 1265 созвал первый парламент, положивший начало сословному представительству в Англии. Был разбит королев, войсками в битве при Ившеме; погиб в этом сражении.

Лит.: Гутнова Е. В., Возникновение английского парламента, М., 1960.

МИНЦА (Monza), город в Сев. Италии, в пров. Милан, в обл. Ломбардия, на р. Ламбро. 114, 5 тыс. жит. (1972). Ж.-д. узел и пром. центр в Миланском индустр. р-не. Хим. пром-сть; произ-во электро-технич. оборудования, швейных машин, измерит, инструментов, оборудования для пищ. пром-сти; стек., текст, пром-сть; изготовление фетровых шляп, ковров, муз. инструментов. Автодром для между-нар. автомоб. соревнований.

МОНЦАМЭ, монгольское телеграфное агентство. Осн. в 1957. Находится в Улан-Баторе. Входит в состав Гос. комитета Сов. Мин. МНР по информации, радиовещанию и телевидению. Снабжает печать, радио и телевидение МНР информацией о внутренней и междунар. жизни. Издаёт газ. " Новости Монголии" 2 раза в неделю на рус. и кит. яз. и еженедельные информац. бюллетени на англ, и франц. яз. Имеет соглашения о сотрудничестве с агентствами других социали-стич. стран.

МОНЦОНИТ [от назв. горы Монцони (Monzoni) в Италии, в Тироле], кри-сталлич. магматич. горная порода, состоящая приблизительно из равных количеств калиевого и известково-натрового полевых шпатов (ортоклаза и Лабрадора) и из железисто-магнезиального минерала, обычно пироксена. В более кислых разновидностях М. может присутствовать, кроме того, в небольшом кол-ве кварц, а в более основных - оливин. В химич. отношении группа монцонито-вых пород занимает промежуточное место между габбро и сиенитами (среднее содержание кремнезёма 55-65%), почему их называют также габбро-сиенитами. М. представляет собой плотную крупнозернистую породу, красивую в полировке; применяется в качестве стройматериала. М. известны во мн. р-нах СССР - на Украине, в Прибайкалье и др.; за рубежом - в Италии, Норвегии и др. странах.

МОНЧЕГОРСК, город областного подчинения в Мурманской обл. РСФСР. Расположен на оз. Имандра. Соединён ж.-д. веткой (31 км) со ст. Оленья (на линии Мурманск - Ленинград). 46 тыс. жит. (1970). Возник в 1937 в связи с использованием открытых здесь медно-никелевых руд, вырос в важный центр медно-никелевой пром-сти Сов. Союза. Ведущее предприятие - комбинат " Се-вероникель" (произ-во никеля, черновой меди, кобальта, серной кислоты). Пищ. и лесная пром-сть. Вечерний ф-т Ленингр. горного ин-та. Техникумы: политехнич. и физич. культуры.

МОНЧЕТУНДРА, горный массив на Кольском п-ове, на западном берегу оз. Имандра, в Мурманской обл. РСФСР. Протягивается с Ю.-В. на С.-З. на 30 км. Вые. возрастает к С.-З. от 600 до 1000 м. Сложен интрузивными породами, с к-рыми связаны месторождения мед-но-никелевых сульфидных руд. Вершины покрыты горно-тундровой растительностью и кам. россыпями. Б. ч. площади М. входит в Лапландский заповедник. В предгорьях - г. Мончегорск.

MОHЫ, т а л а и н, народ, живущий на Ю. Бирмы (св. 400 тыс. чел.; здесь и ниже оценка на 1970) и на Ю.-З. Таиланда (ок. 90 тыс. чел.); в Таиланд М. переселились из Бирмы в 18 в. Язык относится к мон-кхмерской семье языков; имеется письменность, восходящая к 6 в. н. э. По религии М.- буддисты юж. толка. М.- один из древнейших народов Индокитая, у них сложились ранние гос-ва (Дваравати и др.). С кон. 1-го тыс. н. э. в страну М. с С. проникли бирманцы, уничтожившие в сер. 18 в. гос-во М. М. оказали большое культурное влияние на бирманцев. Часть М. в Бирме ассимилируется бирманцами и каренами. Осн. занятие - поливное рисосеяние; развиты ремёсла (гончарство и др.).

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

МОНЮШКО (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, -4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827- у А. Фрейе-ра (фп., орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837-1840 -у Ф.Рунген-хагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное соч.-" Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840-58 жил в Вильнюсе. Служил церк. органистом, давал уроки фп. и композиции С. Монюшко. (среди учеников - Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вёл большую муз.-просветит, деятельность. С 1842 работал над песнями, к-рые объединил в сб-ки " Домашние песенники" (сб. 1-6 изд. в 1844-59; 7-12 -посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал ок. 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы нац. вокальной музыки; в них проявились характерные черты его муз. стиля-использование нар. песен-но-танц. элементов, мелодичность, лирич. насыщенность, демократизм муз. языка. С 1858 М. работал в Варшаве, был дирижёром " Театра Бельки"; в 1864-74 -проф. Муз. ин-та (среди учеников -3. Носковский, X. Ярецкий).

М. внёс нац. черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты (" Мильда", 1848, " Ниола" и " Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; " Призраки", 1865, и " Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку (" Остро-брамские литании", 6 месс, в т. ч. " Пет-ровинская"). Важной вехой в развитии нац. симфонизма стали оркестровые соч. М. (фантастич. увертюра " Сказка", поев. Даргомыжскому, 1848; увертюры " Каин", 1856, " Военная", 1857, и др.). Но гл. заслуга М.- создание первой нац. оперы. Его оперный дебют - " Галька" (концертное исполнение, 2-актная ред., 1848, пост. 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагич. судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая ред.- 4 акта). Яркий нац. колорит (особенно в массовых сценах, в т. ч. в " Танцах горцев"), мелодич. богатство, выразительная драматургия принесли " Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои комич. оперы " Сплавщик леса" (1858), в к-рой дал образы крестьян, " Графиня" (1860) и " Честное слово" (1861) - сатира на польск. аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер М.- " Зачарованный замок" (" Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере " Пария" (1869).

Муз.-сценич. произведения М. (им написано св. 15 опер, неск. водевилей и оперетт) отличаются нац. своеобразием муз. языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, к-рый проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди др. произв.- ок. 50 пьес для фп., вокальные ансамбли, хоры.

М. совершил неск. поездок в Петербург: в 1842 - неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 - авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858 М. посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество М.- одного из крупнейших представителей польской нац. муз. культуры - получило признание в др. странах, особенно в славянских.

Лит.: С. Мовюшко. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, М.- Л., 1952; Б э л з а И., Монюшко в России, " Советская музыка", 1952, №6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki Z., S. Moniuszko, Krakow, 1961.

И. И. Свирыда.

МООНЗУНДСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1941, героич. оборона советскими войсками островов Моон-зундского архипелага 6 сент.- 22 окт. во время Великой Отечеств, войны 1941-1945. После оставления Таллина (28 авг.) гарнизон о-вов Моонзундского архипелага оказался в глубоком тылу врага. Острова обороняли отдельные части 8-й армии и Балт. флота (всего ок. 24 тыс. чел.); береговая артиллерия имела 16 батарей (55 орудий калибра 100-180 мм); на островах базировалось 6 торпедных катеров, 17 тральщиков, несколько мотоботов и др., на аэродроме о. Сааре-маа (Эзель) находилось 12 истребителей. Руководство обороной осуществлял комендант Береговой обороны Балтийского района ген.-лейтенант А. Б. Елисеев. Для захвата островов противник выделил десант в составе 2 пех. дивизий. Отсутствие надёжных укреплений, обращённых фронтом на В., и возд. прикрытия облегчали наступление превосходящих сил противника, к-рое он предпринял с захваченного побережья Эстонии. 6 сент. береговые батареи о. Ос-муссаар отразили попытку высадки вражеского десанта. 8 сент. противник высадил десант на о. Вормси и после упорных боёв к 11 сент. занял его. 14 сент. началась высадка десанта на о. Муху (Моон), гарнизон к-рого оборонялся 4 суток. Одновременно противник пытался высадить десанты на о. Сааре-маа, но высадка 13 сент. в бухте Лыу была отражена огнём береговой артиллерии и атакой торпедных катеров, а 14 сент. огнём батарей с о. Абрука и п-ова Кюбассааре был сорван десант в р-не бухты Кыйгу-сте; одновременно был уничтожен возд. десант на п-ове Кюбассааре. 17 сент. сов. войска оставили о. Муху и отошли на о. Сааре-маа. В тот же день враг прорвал Ориссаарскую позицию и стал распространяться в глубь о. Сааре-маа. К 23 сент. сов. войска отошли на п-ов Сырве и до 30 сент. удерживали оборонит, рубеж на узком перешейке, несмотря на огонь кораблей противника (2 лёгких крейсера, 3-6 эсминцев) и возд. бомбардировки. 30 сент. войска, оборонявшие п-ов Сырве, отошли в его среднюю часть, где удерживались до 3 окт. В ночь на 4 окт. небольшую часть гарнизона удалось эвакуировать на о. Хийумаа. 12 окт. враг начал высадку крупного Десанта на о. Хийумаа в 6 пунктах, но сумел захватить плацдармы лишь в 2 местах, понеся большие потери. Гарнизон острова, несмотря на числ. превосходство противника и недостаток боеприпасов, в течение 6 суток вёл героич. упорные бои. 18 окт. воен. совет Балт. флота отдал приказ об эвакуации гарнизона на п-ов Ханко и о. Осмуссаар. Эвакуация продолжалась до 22 окт. Сов. войска своей упорной обороной отвлекли св. 50 тыс. солдат и офицеров противника, значит, силы авиации, ослабив тем самым группировку, наступавшую на Ленинград.

Лит.: Ачкасов В. И., В а и н е р

Б. А., Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915,

Ирбенская операция, боевые действия рус. Мор. сил Рижского зал. по отражению попыток прорыва герм, флота в Рижский зал. 26 июля (8 авг.)-8(21) авг. во время 1-й мировой войны 1914-18. Для М. о. герм, командование выделило флот Балт. м. под команд. вице-адм. Э. Шмидта (7 линкоров 6 крейсеров, 24 эсминца и миноносца, 1 минный заградитель, 35 тральщиков и др.). Оперативное прикрытие обеспечивалось частью сил флота Открытого моря под команд, вице-адм. Ф. Хиппер (8 линкоров, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров, 32 эсминца и миноносца, 13 тральщиков). Цель операции: прорыв через Ирбенский прол. в Рижский зал., уничтожение рус. кораблей и заграждение выхода из Моонзунда (пролив муху) и гавани Пернов (Пярну). Рус. мор. силы Рижскогозал.под команд, контр-адм. Бахирева состояли из линкора " Слава", 4 канснерских лодок, 36 эсминцев, 6 подводных лодок, 1 минного заградителя и др. В Ирбенском прол. было выставлено минное заграждение. Попытка прорыва герм. флота 26 июля (8 авг.) успеха не имела После упорных боёв 3-4 (16-17) авг., к-рых герм, флот потерял потопленными 2 эсминца и 3 тральщика и повреждёнными 1 линейный крейсер, 1 лёгкий крейсер, 1 эсминец и 1 тральщик (рус. флот потерял 2 канонерские лодки), 6(19) авг. герм. корабли вошли в Рижский зал., обстреляли Аренсбург (Кингисепп), затопил; 3 парохода на выходе из Пернова, н из-за боязни подрыва на минах и атака подводных лодок, а также отсутствие мест базирования 8(21) авг. покинул Рижский зал., не выполнив своей задачи.

Лит.: Флот в первой мировой войне, т. 1 М., 1964; Ролльман Г., Война на Балтийском море, 1915 г., пер. с нем., М., 1937

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечней

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1917 операция " А л ь б и о н", насту пательная операция герм, флота по захвату о-вов Моонзундского архипелага 29 сент. (12 окт.)-6(19) окт. во время 1-й мировой войны 1914-18. Цель М. о.: захватить острова, уничтожить рус. мор. силы в Рижском зал. и создать исходные позиции для удара по революц. Петрограду. Герм. мор. отряд особого назначение (вице-адм. Э. Шмидт) состоял из 10 линкоров, 1 линейного крейсера, 8 легких крейсеров, 47 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 90 тральщиков и др. Десантные войска (ген. фон Катен) насчитывали 24 600 чел., 40 орудий, 225 пулемётов, 85 миномётов. Возд. обеспечение - 9 дирижаблей и 94 самолёта. Общее руководство М. о. осуществлял командующий 8-й герм, армией ген. О. фок Ютье. Гарнизон о-вов Моонзундского ар хипелага насчитывал ок. 12 тыс. чел., 64 полевых орудия и 118 пулемётов; основу противодесантной обороны составляли 16 береговых батарей (54 орудия калибром 75-305 мм) и минные заграждения. Мор. силы Рижского зал. состояли из 2 старых линкоров (" Слава" и " Гражданин"), 3 крейсеров, 36 эсминцев и миноносцев, 3 канонерских лодок, 5 заградителей, 3 подводных лодок и др. Контрреволюц. командование не приняло надлежащих мер к усилению обороны островов, а нек-рые адмиралы в начале операции бежали. Оборону возглавили большевистские орг-ции Балт. флота и избранный матросами и солдатами комитет. Подавив огонь береговых батарей, герм, флот 29 сент. (12 окт.) высадил десант в бухте Тагалахт на о. Эзель (Сааремаа), к-рый был занят 3(16) окт. В этот же день герм, флот вошёл в Рижский зал. 5(18) окт. немцы заняли о. Моон (Муху), а 6(19) окт. о. Даго (Хийумаа). Рус. революц. моряки героически сражались с превосходящими силами противника, уничтожили 10 эсминцев, 6 тральщиков и повредили 3 линкора, 13 эсминцев и миноносцев. В результате герм, командование было вынуждено отказаться от прорыва флота в Финский зал., а 7(20) окт. отвело свои мор. силы из Рижского зал. Рус. флот потерял линкор " Слава" (был повреждён в бою и затоплен своим экипажем) и 1 эсминец; получили повреждения линкор-" Гражданин", 1 крейсер, 3 эсминца и 2 канонерские лодки.

Лит.: Флот в первой мировой войне, т. 1, М., 1964; История военно-морского искусства, М., 1969; Боевая летопись русского флота, М., 1948.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, операция Краснознамённого Балт. флота и войск Ленингр. фронта по освобождению о-вов Моонзундского архипелага 21 сент.-24 нояб. во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Находившиеся на островах нем.-фаш. войска (11, 5 тыс. чел.) и базировавшиеся здесь лёгкие силы флота (2 миноносца, 22 десантные и арт.-десантные баржи, 14 тральщиков, 2 торпедных катера) представляли опасность для фланга и тыла сов. войск, наступавших на Ригу, и не давали возможности использовать Рижский зал. М. о. началась сразу же после выхода сов. войск на зап. побережье Эстонии (25 сент.). Для операции были выделены 109-й и 8-й Эст. стрелк. корпуса 8-й армии и лёгкие силы флота (55 торпедных катеров, 23 сторожевых катера, 13 катеров-тральщиков, 8 бронекатеров, 40 тендеров, 260-я мор. стрелк. бригада). Руководство действиями на суше возлагалось на командующего 8-й армией ген.-лейт. Ф. Н. Старикова, а действиями на море - на нач. штаба эскадры Балт. флота контр-адмирала И. Г. Свя-това. Авиац. поддержку осуществляла 13-я возд. армия (ген.-лейт. С. Д. Ры-бальченко). 27 сент. с торпедных катеров был высажен батальон мор. пехоты на о. Вормси. 29 сент. на о. Муху в Куйвасту был переправлен передовой отряд десанта (1150 чел.), к-рый 30 сент. обеспечил высадку первого эшелона десанта. За сутки торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров св. 5, 6 тыс. чел. К утру 1 окт. был освобождён о. Муху, 2 окт. произведена высадка десанта на о. Хийумаа, к-рый к вечеру 3 окт. был освобождён. Противник усилил гарнизон о. Сааремаа 218-й пех. дивизией из Риги. 5 окт. части 8-го стрелк. корпуса овладели Ориссаарской дамбой (между о-вами Муху и Сааремаа); в тот же день неожиданно для противника был высажен десант в р-не Таалику. Сов. войска развернули стремит, наступление и к утру 10 окт. подошли к рубежу обороны противника на п-ове Сырве. Попытки с ходу прорвать вражескую оборону 10-14 окт. не увенчались успехом. Противник создал на перешейке п-ова Сырве (шир. 3-3, 5 км) глубокоэшелонированную оборону, к-рую поддерживали авиация и корабли (были подтянуты тяжёлые крейсера и эсминцы). Балт. флот не мог оказать значит, помощи сухопутным войскам, т. к. из-за большой заминированное™ крупным кораблям было запрещено выходить из Финского зал. 18 нояб. после мощной арт. и авиац. подготовки сов. войска перешли в наступление и к утру 24 нояб. полностью очистили от противника п-ов Сырве, завершив освобождение Эст. ССР.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал