Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия, социология, психология. 3 страница
Амер. индоевропеистика представлена Э. Стертевантом (автором т. н. индохеттской гипотезы), К. Уоткинсом (в работах, напр., о кельтском глаголе им последовательно проводится принцип системности в ист. исследовании), У. Каугиллом, Э. Хэмпом, Г. Хенигсвальдом (создателем общей теории диахронич. фонологии), А. Кернсом, Б. Шварцем, Я. Пухвелом и др. Развиваются исследования по истории и типологии др. языковых семей: Дж. Гринберг создал новую генеалогич. классификацию афр. языков и языков Океании; семитология представлена работами В. Леслау, тюркология - К. Менгеса, финноугроведение - T. Сибеока, А. Рауна, славистика - X. Андерсена, X. Кучеры, Э. Станкевича, Дж. Аронсона. Значит, развитие получили теория машинного перевода, вычислит., математич. и прикладная лингвистика. У. Уивер положил начало (1945) теории автоматич. перевода. В 1954 был проведён т. н. Джорджтаунский эксперимент, показавший принципиальную возможность перевода с помощью машины. Теоретиками автоматич. перевода являются А. Бут, И. Бар-Хиллел, А. Эттингер, П. Гарвин, П. Тома, Д. Йейтс; в той же области работают Дж. Мэтьюс, В. Ингве (автор теории глубины предложения - т. н. гипотезы Ингве), Дж. Граймс и MH. др. Развитие психолингвистики связано с именами Дж. Миллера, Ч. Осгуда, Б. Скиннера, Э. Леннеберга, С. ЭрвинТрипп, У. Ламберта, Д. Слобина, Дж. Дженкинса, С. Сапорты и др. Принципы психолингвистич. исследований во многом близки к идеям Хомского. Много внимания уделяется проблемам билингвизма, интерференции и обучения языку (работы У. Вайнрайха, Э. Хаугена, Ч. Осгуда, Дж. Гамоерца, У. Маултона, Л. Якобовица, P. Стокуэлла, P. Лейдо, P. Политцера и MH. др.). Исследуется речевое поведение как процесс порождения и восприятия, разрабатывается теория моторного порождения речи (работы Миллера, к-рый исходит из теории Хомского и применяет идеи К. Шеннона в области теории информации и коммуникации); в работах Б. Андервуда, P. Шульца, Л. Постмана и др. анализируются проблемы вербальной памяти. Исследования патологии речи и детской речи (Якобсон, Дж. Джэксон, К. Голдстай, X. Хед, Дженкинс, Д. Фрай, Д. Олмстед и др.) позволили установить ряд общих закономерностей в строении и функционировании языка. В кон. 50-70-х гг. значит, развитие получила социолингвистика; разрабатываются вопросы влияния социальных факторов на развитие и функционирование языка, социальные аспекты многоязычия, теория городских языков, а также конкретные вопросы языковой политики и языкового планирования, в т. ч. в развивающихся странах Африки и Азии (работы Дж. Фишмана, У. Стюарта, У. Лабова, Б. Бернстайна, А. Гримшоу, Д. Хаймса, Гамперца, Ч. Фергюсона, Хаугена, Эрвин-Трипп и др.). Исследования в области языкознания ведут ун-ты: Гарвардский, Колумбийский, Огайо, Джорджтаунский, Калифорнийский, Мичиганский, Чикагский, Йельский, Станфордский, Гавайский и др., а также Лингвистич. об-во Америки (осн. в 1924); Нью-Йоркский лингвистич. кружок (1944-70, с 1970 - Междунар. лингвистич. ассоциация), Амер. диалектология, об-во (1889); Ассоциация совр. языков (1883); Ассоциация речевой коммуникации (1914) и др. Лингвистич. науч. периодика: " General Linguistics" (1955-60 - Lexington, с 1960 - Pennsilvania Univ.); " International Journal of American Linguistics" (c 1917); " Language" (c 1925, прилож.: L. Bulletins, L. Dissertations, L. Monographs); " Word" (c 1945); " Mechanical Translation" (c 1954); " Linguistic Reporter" (c 1959); " Mathematical Linguistics and Automatic Translation" (c 1959); " Language Sciences" (c 1968); " Linguistic Inquiry" (c 1970); " Papers in Philosophical Linguistics" (c 1970); " Language in Society" (c 1972). В. Л. Виноградов, M. А. Журинская. Лит.: Ст рой к Д. Дж., Становление науки в США, пер. с англ., M., 1966; P э н д К., Кембридж - научно-технический центр США, пер. с англ., M., 1968; Николаев А. Б., Общественное воспроизводство и развитие научных исследований в США, M., 1969; Масленников В. И., США: государство и наука, M., 1971; Политика США в области науки, пер. с англ., под ред. Д. M. Гвишиани, M., 1971; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, M., 1971; Лебедева E. А., США: государственное воздействие на научно-технический прогресс, M., 1972; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, под ред. Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинского, M., 1972: США: наука и образование, под ред. E. С. Шершнева и В. И. Громека, M., 1974; Борисов В. В., Пентагон и наука, M., 1975; Oliver J. W., History of American technology, N.Y., 1956; D u р r e e A. H., Science in the federal^ government. A history of policies and activities to 1940, Camh.. 1957; Stearns R. P.., Science in the British colonies of America, Urbana, 1970; Daniels G. H., Science in American society A social history, N. Y., 1971; П a pрингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1 - 3, M., 1962 - 63; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. M., Современная буржуазная эмпирическая социология, M., 1965; Историография нового времени стран Европы и Америки, M-, 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, M., 1968; M а р у шк и н Б. И., История и политика. Американская буржуазная историография советского общества, M., 1969; Основные проблемы истории США в американской историографии, [т. 1-2], M., 1971 - 74; Американская историография внешней политики США. 1945- 1970, M., 1972; Американская историография внутриполитических проблем США в послевоенный период, M., 1974; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, M., 1962; Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., M., 1968; Панова M. И., " Народный капитализм" сегодня, M., 1970; А л ь т е р Л. Б., Избр. произведения. Буржуазная политическая экономия США, M., 1971; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, отв. ред. А. Г. Милейковский, M., 1971; Осадчая И. M., Современное кейнсианство, M., 1971; Американская география, пер. с англ., 1957; Новое в лингвистике, вып. 1-7, M., 1960-75; Американский структурализм, в кн.: Основные направления структурализма, M., 1964; Мельч у кИ. А., Равич P. Д., Автоматический перевод 1949 - 1963. Критико-библиографический справочник, M., 1967; их же, Автоматический перевод 1964-1971. Библиографический указатель, M., 1975; Hall R. А., American linguistics, 1925-50, " Archiyum Linguisticum", 1951, V. 3, fasc. 2; Readings in linguistics, Wash., 1957: Trends in European and American linguistics, 1930-1960, Antw., 1963; Current trends in linguistics, The Hague -Mouton, 1963. Печать, радиовещание и телевидение в США в целом сосредоточены в руках газетных концернов, информац. агентств, пресс-синдикатов, радио- и телевещат. корпораций, тесно связанных с финанс. капиталом, и являются проводниками идеологии, политики и морали господствующего класса. В нач. 1970-х гг. менее 200 монополистич. объединений контролировали половину тиража ежедневных газет США. Так, концерну Скриппса - Говарда принадлежит ок. 20 газет, он владеет контрольным пакетом акций агентства Юнайтед пресс интернэшонал (ЮПИ); концерн Херста владеет св. 20 газетами и журналами, акциями ЮПИ, контролирует пресс-Синдикат, клиентами к-рого являются св. 2 500 газет. Многие газетные концерны и пресс-синдикаты - собственники радио- и телевизионных станций, предприятий лесной и бум. пром-сти и др. В 1975 издавалось св. 20 тыс. газет, журналов и др. периодич. изданий, в т. ч. ок. 1, 7 тыс. газет. Общий тираж газет составлял более 60 млн. экз. Наиболее распространённые газеты: " Нью-Йорк тайме" (" The New York Times"), с 1851, тираж ок. 850 тыс. экз., воскресного выпуска ок. 1, 5 млн. экз. (здесь и ниже данные 1975); " Вашингтон пост" (" Washington Post"), с 1877, св. 500 тыс. экз.; " Уоллстрит джорнал" (" The Wall Street Journal"), с 1889, 1, 4 млн. экз.; " Чикаго трибюн" (" Chicago Tribune"), с 1847, св. 650 тыс. экз.; " Лос-Анджелес тайме" (" Los Angeles Times"), с 1881, 1 млн. экз.; " Крисчен сайенс монитор" (" Christian Science Monitor"), с 1908, ок. 200 тыс. экз.; " Филадельфия инквайрер" (" Philadelphia Inquirer"), с 1771, 700 тыс. экз.; " Детройт ньюс" (" Detroit News"), с 1873, св. 650 тыс. экз. Общественно-поли-тич. журналы: " Тайм" (" Time"), с 1923, св. 4 млн. экз.; " Ньюсуик" (" Newsweek"), с 1933, 3 млн. экз.; " Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт" (" United States News and World Report"), с 1933, ок. 2 млн. экз.; " Форчун" (" Fortune"), с 1930, св. 600 тыс. экз.; " Бизнес уик" (" Business Week"), с 1929, св. 750 тыс. экз.; " Нейшен" (" Nation"), с 1865, ок. 30 тыс. экз.; " Форин афферс" (" Foreign Affairs"), с 1922, св. 70 тыс. экз. В числе прогрессивных изданий США: " Дейли уорлд" (" Daily World"), с 1968, ок. 55 тыс. экз., ежедневная газета; " Политикал афферс" (" Political Affairs"), с 1922, 4, 5 тыс. экз., ежемесячный теоретич. журнал компартии США; " Пиплс уорлд" (" People's World"), с 1938, еженедельная газета. Ведущие информац. агентства: Ассошиэйтед пресс (Associated Press), с 1848; Юнайтед пресс интернэшонал (United Press International), осн. в 1958. Первая коммерч. радиостанция осн. в 1920. В 1975 имелось св. 7 тыс. радиостанций и 900 телевиз. станций. Крупнейшие радио-ителевиз. компании: " Нэшонал бродкастинг компани", " Коламбия бродкастинг систем", " Американ бродкастинг компани", " Мючюэл бродкастинг систем". Наряду с пропагандистскими материалами большой удельный вес в телепрограммах занимают развлекат. и рекламные передачи, детективные сериалы и пр. В. В. Шимановский. XIII. Литература Первые лит. произв. создавались в англ, колониях в Сев. Америке. В нач. 17 в. центрами лит. жизни были Новая Англия и Виргиния. Лит-pa Новой Англии носила религ.-морализаторский характер. Она проповедовала неукоснит. следование догматам пуританизма (см.Пуритане). Из писателей-пуритан наиболее известен К. Мезер (1663-1728), автор " Великих деяний Христа в Америке" (1702), где содержится подробное изложение истории пуританских поселений. С сер. 17 в. заявляет о себе оппозиция пуританской теократии. Идеи веротерпимости отстаивал в своих богословских соч. P. Уильяме (ок. 1603-83), доктрину " естественного права" развивал публицист Дж. Уайз (1652-1725). Зарождается светская лит-pa; пуританский ригоризм высмеял в " Новоанглийском Ханаане" (1637) T. Мортон (ок. 1590 - ок. 1647), поэтесса А. Брэдстрит (1612- 1672) издала сб. дидактич. поэм-диалогов " Десятая муза, недавно появившаяся в Америке" (1650), против рабовладения выступил в " Продаже Иосифа" (1700) С. Сьюолл (1652-1730). Большое развитие светская лит-pa получила в свободной от пуританства Виргинии. Быт плантаций, нравы Юга, куда в поисках богатств устремлялись " джентльмены-авантюристы", щедрую природу этого края описывали в путевых дневниках и мемуарах Дж. Смит (1580-1631), Дж. Олсоп (1638-?), У. Бэрд (1674-1744) и др. Характерная для амер. культуры обособленность Юга восходит к колон, периоду. Черты нац. своеобразия формирующейся амер. лит-ры отчётливее выступили в творчестве революц. просветителей эпохи Войны за независимость 1775-83, сторонников рационализма и деизма. Б. Франклин (1706-90) в " Науке простака Ричарда" (1748), " Притчах" (1778- 1780) и " Автобиографии" (изд. на франц. яз. в 1791) пропагандировал идеалы " третьего сословия". Манифестом бурж. демократии явились " Права человека" (1791-92) философа и революционера T. Пейна (1737-1809); в его соч. " Здравый смысл" (1776) доказывались порочность монархич. принципа и необходимость создания независимой республики в колониях. Автор " Декларации независимости" (1776) T. Джефферсон (1743- 1826) защищал " священные права человеческой природы", к числу к-рых относил " жизнь, свободу и стремление к счастью". В " Заметках о Виргинии" (1787) он выступил против рабовладения, потребовал отделения церкви от гос-ва. Получила развитие массовая песня, а также сатира, публицистика, к-рым присущи тенденции революц. классицизма. Эти тенденции преобладают и в стихах т. н. университетских поэтов, откликнувшихся на события Войны за независимость 1775-83: Дж. Трамбалла (1750-1831), Дж. Барло (1754-1812) и др. Крупнейшим представителем амер. классицизма был поэт Ф. Френо (1752-1832), испытавший влияние идей Великой франц. революции. В нек-рых его произв. ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие творчество прозаика Ч. Брокдена Брауна (1771-1810), писавшего в духе " готического романа". Видным прозаиком-просветителем явился X. Брекенридж (1748-1816), к-рый был и одним из создателей амер. драматургии (" Сражение при Банкер-Хилле", 1776). В кон. 18 в. впервые выступают писатели-негры (памфлет " Негритянское рабство", 1789, подписанный " Отелло, свободный негр"). Сложный процесс формирования нац. амер. лит-ры завершился в эпоху романтизма, охватывающую 1-ю пол. 19 в. Выступая против бурж. отношений, установившихся в США после Войны за независимость, романтики трагически воспринимали разлад между идеалами амер. революции и практикой собственнич. мира. Они стремились понять смысл противоречий амер. истории, наложивших отпечаток на нац. характер американцев, отстаивали идеи духовной и культурной самостоятельности США. Свободные от кальвинистских догм, романтики наполнили лит. традиции пуритан живым и острозлободневным обществ, и психологич. содержанием. Наследуя социально-обличит. пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство не-предугадуемой и драматич. динамики жизни, в к-рой видели подспудную борьбу доброго и злого начал, получавшую в их произв. нравственное, религиозное, порой мистич. истолкование. В нек-рых отношениях (обострённое переживание драмы человека, сталкивающегося с трагич. действительностью бурж. общества, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) амер. романтизм предвосхитил идейно-нравств. искания лит-ры 20 в. История амер. романтизма распадается на два этапа. Ранний этап (1810- 1830-е гг.) отмечен преобладанием сатирич. жанро^в и историч. романа. В " Истории Нью-Йорка" (1809) У. Ирвинга (1783-1859) шутливый рассказ о людях и событиях колон, периода перемежается острыми зарисовками совр. нравов. Новеллы Ирвинга (сб. " Книга очерков", 1820, и др.) примечательны прозаиза-цией традиционных для романтической лит-ры Европы мотивов, ощущением специфики психологнч. склада американца с его практицизмом и энергией, чувством стремит, темпа происходящих в амер. жизни перемен (" Рип Ван Винкль"). Просветит, идеал " естественного человека" воспел в романах о Кожаном Чулке Дж. Ф. Купер (1789-1851): герой бежит от " цивилизации" в романтич. мир " фронтира" - отодвигающейся на Запад границы между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племён. Историч. роман Купера характеризуется реалистич. тенденциями. В пейзажной лирике У. К. Брайанта (1794-1878)выражен и протест против оурж. утилитаризма. К событиям амер. прошлого обращаются южане У. Г. Симе (1806-70), Дж. П. Кеннеди (1795-1870), к-рые в своих историч. романах выдвигают консервативную концепцию " особого пути" Юга, якобы минующего стадию бурж. развития. В 1836 сложилась группа " Молодая Америка", боровшаяся за нац. своеобразие амер. лит-ры. Декларацией духовной самостоятельности США явилось эссе " Американский учёный" (1837) P. У. Эмерсона (1803-82), лидера трансценденталистов. Испытав воздействие фурьеризма, трансценденталисты в 1840 образовали колонию Брукфарм, где пытались практически воплотить принципы разумной кооперации труда, опрощения и духовного возрождения. Колония распалась в 1847, когда выявилась индивидуалистич. природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в основных соч. Эмерсона (" Доверие к себе", 1841, " Представители человечества", 1850). Высшим художеств, достижением близких к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистич. дневник Г. Д. Торо (1817-62) " Уолден, или Жизнь в лесу" (1854), проникнутый мыслью о нравств. долге личности и содержащий резкую критику бурж. отношений. Торо создал поэтичные картины амер. природы. Творчество писателей, выступивших на 2-м этапе развития амер. романтизма (1840-50-е гг.), - Г. Мелвилла (1819- 1891), H. Хоторна (1804-64) - отмечено углублёнными филос. и социальными исканиями. Растущее разочарование в духовных ценностях и практич. морали бурж. Америки выразилось в поэтизации патриархальной жизни: руссоистские идеи утверждались в повестях " Тайпи" (1846) и " Ому" (1847) Мелвилла. Г. У. Лонгфелло (1807-82) противопоставлял дисгармоничной цивилизации гармонию природы (сб. " Перелётные птицы", 1858), ушедший красочный мир индейцев (" Песнь о Гайавате", 1855). Драма одиночества творчески одарённой личности, её отчаяние в бездуховном мире бизнеса глубоко раскрыта в стихах и новеллистике Э. А. По (1809-49). Точность социальных зарисовок у По соединилась с гротескным (" фантастическим") изображением духовного гнёта над личностью, приобретающим характер символа и аллегории. Аналитич. исследование форм и проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной жизни, индивидуалистич. морали как характерной особенности американца составляет пафос новелл и романов (" Алая буква", 1850, " Дом о семи шпилях", 1851) Xoторна и творчества зрелого Мелвилла. В романе Мелвилла " Моби Дик, или Белый Кит" (1851) создана сложнейшая система филос. символики, раскрывающая романтич. тему бунта личности против общества как тему вековечной и обречённой на поражение борьбы человека против своего трагич. земного удела. Широкий размах движения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-е гг. способствовал росту гражд. тенденций в лит-ре амер. романтизма и подготавливал почву для реалистич. направления. Событием обществ, жизни стал роман Г. Бичер-Стоу (1811-96) " Хижина дяди Тома" (1852); созданная в книге картина объективно имела революц. смысл. Свой вклад в аболиционистскую лит-ру внесли Торо (памфлет " Гражданское неповиновение", 1849), Лонгфелло, прозаик P. Хилдрет (1807-65), поэты Дж. P. Лоуэлл (1819-91), Дж. Г. Уитьер (1807- 1892), Ф. Дуглас (1817-95) и др. В годы Гражд. войны 1861-65 пережили расцвет антирабовладельч. сатира и массовая песня. Подъём демократич. настроений в стране накануне и в период Гражд. войны пробудил творч. силы народа, способствовал укреплению реалистич. тенденций в лит-ре США. В 1855 вышло первое изд. " Листьев травы" У. Уитмена (1819-92), чья поэзия сыграла огромную роль в становлении амер. реализма и радикальном обновлении всей системы поэтич. видения и изображения жизни. Уитмен обратился к изображению повседневности, контрастов города, пром. революции, мира рядовых людей. Он сочетал необычайную интенсивность лирич. переживаний и реалистич. достоверность созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны после Гражд. войны вызвало у Уитмена глубокую тревогу. Поэтика свободного стиха и принципы поэтич. реализма, к-рые Уитмен разработал в " Листьях травы" и обосновал в кн. " Демократические дали" (1871), оказали воздействие на мировую поэзию 20 в. Последняя треть 19 в.- время быстрого развития реалистич. тенденций в амер. прозе. Становлению реализма помогали писатели, правдиво воссоздававшие быт и психологич. склад людей разных штатов: Бичер-Стоу, С. О. Джуитт (1849- 1909), Ф. Брет Гарт (1836-1902) и др. " Областническая" лит-pa показывала противоречия жизни, но не поднималась до широких обобщений. Теоретич. программу реализма пытался разработать У. Д. Хоуэлс (1837-1920), к-рый призывал изображать амер. типы и жизненные положения, но считал, что в условиях США нет почвы для серьёзной социальной критики. " Нежный реализм" Хоуэлса в дальнейшем претерпел изменения, и нек-рые его романы (" В поисках нового счастья", 1890) отмечены значит, обществ, содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологетич. лит-рой и с эстетскими концепциями бостонской группы " браминов", требовавших избегать в иск-ве " низменного" (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и лит. позицию Г. Джеймса (1843-1916), к-рый эмигрировал в Великобританию, полагая, что вульгарный практицизм амер. жизни, отражённый им в романе " Американец" (1877), недостоин художника. Тонкий мастер психологич. прозы, он показывал антигуманность бурж. прогресса (" Княгиня Казамассима", 1886) и писал о конфликте творч. личности с равнодушным к иск-ву миром (" Урок мастера", 1892). Вершиной амер. реализма 19 в. явилось творчество Марка Твена (псевд. С. Клеменса, 1835-1910), к-рый в итоге сложной эволюции пришёл к развенчанию коренных принципов бурж. обществ, устройства. Твен отобразил амер. действительность своего времени во всём многообразии, уловив характерные черты миропонимания, присущего разным слоям американцев. Его творч. диапазон был подлинно широк: от газетного юмора " Простаков за границей" (1869) до филос. многозначности " Таинственного незнакомца" (опубл. в 1916). От зрелого Твена (" Приключения Гекльберри Финна", 1885, и др.) берёт начало реалистич. проза 20 в., стремившаяся к художеств, исследованию амер. повседневности в её своеобразии и драматизме. Переходными явлениями от 19 к 20 вв. были в литературе творчество мастера юмористич. новеллы О. Генри (псевд. У. С. Портера, 1862-1910), прозаиков Э. Уортон (1862- 1937), писавшей о старом Нью-Йорке, У. Кэсер (1876-1947), изображавшей жизнь шт. Небраска, и др. В 90-е гг. заявил о себе амер. натурализм. Избежав крайностей " социального дарвинизма", натурализм в США способствовал усилению обличит, начала в лит-ре. X. Гарленд (1860-1940) и Ф. Норрис (1870-1902) стремились открыто изображать социальные противоречия и классовые конфликты эпохи развитого капитализма. С. Крейн (1871- 1900) показывал трагизм жизни отверженных большого города; в " Алом знаке доблести" (1895) он создал правдивые и жестокие картины Гражд. войны, о к-рой без романтич. прикрас писал и А. Бирс (1842-1914?). Драматургия и поэзия в кон. 19 в. переживали застой; лишь лирика не пользовавшейся при жизни известностью Э. Дикинсон (1830-86) была значит, художеств, явлением. Заметны достижения негритянской лит-ры (творчество поэта П. Л. Данбара, 1872-1906, и др.). Вступление США в эпоху империализма отозвалось в лит-ре усилением социальной критики. Группа " разгребателей грязи " (Дж. Л. Стеффенс, 1866-1936, и др.) выступила с документальными произв., в к-рых обличала коррупцию, изображала контрасты обществ, жизни. Марк Твен завершил творч. путь антиимпериалистич. памфлетами. Формируется амер. критич. реализм 20 в. Неизбежность политич. столкновения буржуазии и пролетариата предсказал в " Железной пяте" (1907) Дж. Лондон (1876-1916). Его роман " Мартин Идеи" раскрывал трагедию художника из народа, сломленного системой бурж. предпринимательства в иск-ве. Социальная аналитичность, разоблачит, направленность и ощущение глубокого кризиса амер. демократии присущи творчеству T. Драйзера (1871-1945), в " Американской трагедии" (1925) развенчавшего миф о " равных возможностях для всех". К идеям социализма близок молодой Э. Синклер (1878-1968). В его романе " Джунгли" (1906) показана бесчеловечность капиталистич. эксплуатации, а в " Джимми Хиггинсе" (1919) выдвинута проблема роста революц. сознания рабочих. В 1910-е гг. вокруг журн. " Masses" (" Массес", изд. с 1911) группировались революц. писатели. Среди них выделялись близкий к марксистской эстетике критик P. Борн (1886-1918) и публицист Дж. Рид (1879-1920), создавший выдающееся произв. об Окт. революции 1917 - " 10 дней, которые потрясли мир" (1919). Социалистич. идеалы воспевал поэт Джо Хилл (1879-1915). На передовую лит-ру США заметно влияло творчество M. Горького, о к-ром восторженно писали Борн и Лондон. В поэзии выдвинулись P. Фрост (1874-1963), К. Сэндберг (1878-1967), Э. Л. Мастере (1869- 1950) и др. мастера реалистич. школы. В их стихах обрели новую жизнь традиции Уитмена, а также поэтов-романтиков. Продолженные Э. А. Робинсоном (1869-1935) поэтич. традиции 19 в. переосмыслялись новым поколением, стремившимся создать широкую картину совр. амер. действительности, наполнив её большим социальным и филос. содержанием. Начинается творч. путь крупнейшего драматурга США Ю. О'Нила (1888- 1953), от бунтарских экспериментов пришедшего к сложной этич. проблематике пьес зрелого периода (" Траур - участь Электры", 1931, " Долгое путешествие в ночь", 1940, опубл. в 1956), отмеченных глубоким психологизмом. Формируется модернистская школа. Поэты Э. Паунд (1885-1972), T. С. Элиот (1888-1965), прозаик Г. Стайн (1874-1946) провозглашали разрыв с Америкой, считая её страной, где торжествуют нормы бурж. утилитаризма и нет почвы для истинной культуры. Их художеств, искания, оказавшие определённое воздействие на всю лит-ру Запада 20 в., были, однако, по сути своей замкнуто-формалистическими. Лишь изредка они, как Элиот в " Бесплодной земле" (1922), обращались к конфликтам и тревогам времени. В обществ, жизни они занимали крайне правые позиции. Идейно-эстетич. размежевание усиливается в лит-ре США под воздействием Окт. революции в России и демократических движений межвоенных лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914-18 (" потерянное поколение " ), выразили неверие молодёжи в идеалы " разумного" бурж. миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них Чувство обречённости человека, трагичности его удела, по-разному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя (1899-1961)- " И восходит Солнце" (1926), " Прощай, оружие! " (1929); в " Трёх солдатах" (1921) Дж. Дос Пассоса (1896-1970); книгах Ф. С. Фицджеральда (1896- 1940); романе " Огромная камера" (1922) Э. Э. Каммингса (1894-1962), впоследствии видного поэта-экспрессиониста. 20-е гг.- время расцвета критич. реализма 20 в. в амер. лит-ре: набирает силу талант выдающегося сатирика С. Льюиса (1885-1951), творч. взлёт переживает Драйзер, новаторскими поисками отмечено творчество молодых писателей. Обострённое восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоциональной опустошённости человека, предопределило своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Крупнейшим достижением экспериментальной прозы 20-х гг. стал роман У. Фолкнера (1897-1962) " Шум и ярость" (1929), исполненный ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу " диалектики души" здесь помогает новаторская художеств, концепция времени как активно проявляющегося в сознании унаследованного или приобретённого историч. опыта. Мотивы неодолимого одиночества соединяются в лит-ре 20-х гг. с поисками надёжного нравств. ориентира в бездуховной и аморальной амер. реальности. " Американская трагедия" Драйзера, " Великий Гэтсби" (1925) Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и всесильного индивидуализма, к-рый в итоге овладевает и их сознанием. Усиливается интерес писателей к будничному существованию " среднего американца", к жизни амер. провинции. Ш. Андерсон (1876-1941) ввёл в лит-ру тип " гротеска" (сб. новелл " Уайнсбург, Огайо", 1919), его герой сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в устремлениях к содержат, жизни и к человечности. Сатирич. обличение и одновременно сострадание такому герою сложно переплетаются в романах Льюиса " Главная улица" (1920) и " Бэббит" (1922), в новеллистике P. Ларднера (1885-1933), где тот же персонаж то предстаёт воинствующим обывателем, то сам оказывается жертвой господствующего в обществе равнодушия. В поэзии эту же тему разрабатывал Мастере. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустр. города определили проблематику сб. Сэндберга " Дым и сталь" (1920), творчества У. К. Уильямса (1883-1963) и др. поэтов.
|