Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 59 страница






При панорамограммной съёмке регистрируется непрерывное изменение линейных параллаксов каждой точки изображения; при этом на киноплёнке образуется как бы множество переходящих одно в другое изображений объекта, различающихся точками съёмки (рис. 3). Такое изображение паз. " ксографией". Дальнейшее увеличение пространств, информации об объекте возможное применением его голограммы (см. Голография).

Рис. 3. Схема панорамограммной киносъёмки: А и В - точки снимаемого объекта; О - объектив (большого диаметра); Д - входная диафрагма; К - линзоворастровая киноплёнка; А' и В' - изображения точек А и В на линзовом растре киноплёнки; 1', 0 ', 2' - изображения точки А на светочувствительном слое киноплёнки, образованные лучами, прошедшими вблизи точек /, О, 2 объектива.

Лит. см. при ст. Стереоскопическое кино.

H. А. Валюс.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ КИНОСЪЁМОЧНЫЙ АППАРАТ, стереокино к а м е р а, киносъёмочный аппарат с двумя объективами, предназначенный для стереоскопической киносъёмки. Обычно за основу такого киноаппарата берут к.-л. проф. киносъёмочный аппарат, в к-рый вносят определённые конструктивные переделки и дополнения. На рис. 1 показан общий вид С. к. а. для съёмки на 35-мм киноплёнку. Оптич. система этого киноаппарата (рис. 2) включает два объектива с призменными насадками. В процессе съёмки на киноплёнке получают правое и левое изображения стереопары, расположенные одно над другим. Продвижение плёнки производится сразу на удвоенную высоту кадра. С помощью различных призменных насадок можно изменять стереобазис киносъёмки. Для изменения масштаба изображения используют сменные объективы. Каждая пара объективов снабжена приспособлениями, позволяющими одновременно изменять относит, отверстия объективов и осуществлять их фокусировку.

Рис. 1. Стереоскопический киносъёмочный аппарат для съёмки на 35-мм киноплёнку (СССР).

В конструкции предусмотрена возможность изменения положения оптич. осей объективов, что позволяет осуществлять конвергенцию (сведение) визирных лучей. С. к. а. снабжён стерео-визиром, через к-рый оператор во время съёмки видит объёмное изображение снимаемых объектов. При стереосъёмке на 70 ммплёнку правое и левое изображения стереопары располагаются рядом друг с другом по ширине плёнки.

Рис. 2. Оптическая схема стереоскопического киносъёмочного аппарата. Световые лучи, идущие от объекта съёмки, проходят призму /, отражаясь последовательно от двух зеркальных граней [ris] и b, и затем попадают в объектив 2, который проецирует изображение объекта на плёнку 3. Второе изображение стереопары проецируется на плёнку несколько ниже вторым объективом, снабжённым такой же приз-менной системой.

Лит. см. при ст. Стереоскопическое кино.

H. А. Валюс.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат для одноврем. получения двух снимков одного объекта, составляющих стереопару. Снабжён двумя идентичными объективами, расположенными на расстоянии 65 мм друг от друга (ср. расстояние между зрачками глаз человека, т. н. глазной стереобазис).

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, изображение, создающее иллюзию объёмности, пространственности наблюдаемой картины. Два изображения стереопары, рассматриваемые раздельно правым и левым глазом, в сознании наблюдателя сливаются в единый зрительный образ. Чтобы такое слияние осуществилось, необходимо обеспечить проекцию на сетчатку каждого глаза предназначенного ему изображения. Примером устройства, используемого с этой целью, является стереоскоп.

Если каждое изображение стереопары окрасить в свой цвет (напр., правое в красный, левое в зелёный) и совместить их, напечатав или спроектировав на экран одно на другое, то при рассмотрении через цветные очки левый глаз увидит через красный фильтр чёрный силуэт зелёного изображения, а правый глаз через зелёный фильтр - тёмный силуэт только красного изображения. Такой способ печати и проекции С. и. наз. анагли фическим.

Для рассматривания совмещённых изображений стереопары используют линейно поляризованный свет, плоскости поляризации к-рого взаимно перпендикулярны для правого и левого изображений. В этом случае оба изображения печатают на соответственно ориентированных поляроидных плёнках и С. и. наблюдают, пользуясь очками с поляроидами. Применение растровой оптики (напр., интегральной липмановской фотографии и родственных методов) позволяет получать объёмные изображения, к-рые наблюдатель, не пользуясь к.-л. очками, видит как С. и. из различных положений (см. Растровые оптические системы). Получение полностью объёмных изображений (воспринимаемых как С. и. при произвольном положении и перемещении наблюдателя) стало возможным с развитием голографии. См. также Стереоскопическое кино, Стереоскопическое телевидение.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО, вид кинематографа, технич. средства к-рого позволяют создавать у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. С. к. часто наз. объёмным или трёхмерным.

В естеств. условиях каждый глаз человека видит пространств, предмет под своим ракурсом и на сетчатке одного глаза возникает изображение предмета, несколько отличное от изображения, возникающего на сетчатке другого глаза. Эти изображения отличаются диспаратностью (при наложении друг на друга контуры таких изображений не совмещаются). Вследствие поперечной диспаратности (т. е. сдвигов контуров вдоль линии, соединяющей зрачки глаз) возникает естеств. физиол. стереоэффект, благодаря к-рому человек зрительно может определять взаимное расположение предметов в пространстве, их объёмность, рельеф и нек-рые др. внешние признаки.

Средства С. к. обеспечивают зрителям возможность видеть на экране каждым глазом раздельные изображения одного и того же объекта, полученные съёмкой с двух разных точек (см. Стереопара). Достигается это стереоскопической киносъёмкой фильма и его проекцией с использованием стереоскопической кинопроекционной аппаратуры. Стереоскопич. киносъёмка копирует, по существу, акт бинокулярного зрения. На киноплёнке последовательно фиксируются стереопары (рис. 1, а) с диспаратными изображениями, несущие информацию о пространств, характеристиках снимаемого объекта.

При воспроизведении стереоскопич. фильма сопряжённые кадры одновременно проецируются двумя объективами на экран, налагаясь друг на друга (рис. 1, б). Для того чтобы увидеть пространств, картину, необходимо воспользоваться оптич. сепарирующим устройством (СУ), разделяющим изображения, предназначенные для правого и левого глаза. СУ подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Принцип действия индивидуальных СУ состоит в селекции светового потока (спектральной, поляризационной или временной). При спектральной селекции разноокрашенные (в дополнит, цвета) изображения стереопары рассматриваются через очки с разноцветными (такими же, как цвета изображений) стёклами, в результате чего каждый глаз зрителя видит " своё" изображение (см.

Анаглифов цветных метод). На рис. 2 схематически представлена картина возникновения у зрителя пространственного образа при рассматривании через сепарирующие очки разноокрашенных изображений стереопары. Поляризационная селекция изображений подобна спектральной, с той лишь разницей, что световые потоки разделяют с помощью поляризационных светофильтров (см. Очки поляроидные). Временная селекция заключается в том, что сопряжённые изображения стереопары проецируются на экран последовательно во времени; при этом перед глазами зрителей устанавливают очки с заслонками (или с обтюратором), к-рые открываются попеременно, синхронно с проецированием соответств. изображения стереопары. Этот метод стереопроекции из-за ряда недостатков не нашел широкого применения. В качестве коллективных СУ для стереовидения служат растровые стереоэкраны.

Рис. 1. Оптическая схема стереоскопической киносъёмки (а) и стереоскопической кинопроекции (б): abc - объект съёмки; Ол, On и О'л О'п -левые и правые съёмочные и проекционные объективы; Ф1 и Ф2 - селективные светофильтры; а'л b 'л с'л и а'п b 'п с'п - левое и правое изображения стереопары на киноплёнке

К; а" лb" лс" л и а" пb" пс" п - левое и правое изображения на экране Э.

Рис. 2. Наблюдение стереоизо-бражения зрителем через сепарирующие очки. Левый глаз зрителя ЛГ видит через фильтр Ф1 на экране Э изображение a" л b" л с, а правый глаз ПГ-через Ф2 изображение aп" bп" cп". Точка а предмета представляется зрителю расположенной в пространстве перед экраном на пересечении визирных осей, идущих от левого глаза к точке а" п и от правого к точке а" п. Точка b воспринимается лежащей в плоскости экрана, а точка с - в заэкранном пространстве.

Такие экраны обеспечивают в горизонтальной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя, существование областей с исключительным видением только правого или только левого изображений стереопары. Эти зоны, наз. зонами избирательного видения, или фокальными, веерообразно расходятся из общего центра (рис. 3, а). Ширина зон увеличивается по мере удаления от экрана. Это обстоятельство ограничивает полезную глубину зрительного зала, т. к. там, где ширина зоны больше расстояния между зрачками глаз зрителя, оба глаза оказываются в общей зоне видения одного и того же изображения, а там, где ширина двух смежных зон меньше межзрачкового расстояния, зритель может видеть только плоское изображение.

Более совершенной системой проекции на растровый экран является многостереопарная проекция, при к-рой на экран проецируется одновременно большая серия изображений одного и того же объекта, снятого со многих точек зрения, расположенных последовательно (см. Интегральное стереокино). В этом случае в зрительном зале создается множество расположенных смежно зон избират. видения, к-рые позволяют зрителю при перемещении глаз из одной пары зон в другие видеть постепенное изменение ракурсов наблюдаемого объекта (рис. 3, б). Разрабатываются также способы осуществления С. к. на основе голографии.

К достоинствам С. к. относятся правдоподобное воспроизведение пространств, форм объектов, блеска, фактуры, освещённости и цвета различных поверхностей, а также выявление форм и структуры объектов на фоне различного рода помех.

Попытки создания С. к. предпринимались многими изобретателями с кон. 19 в. В 1928 Э. Ноайон (Бельгия) показал принципиальную возможность безочковой стереоскопич. кинопроекции с использованием растровых экранов. Однако его система, как и системы др. авторов, из-за высокой сложности не получила практич. применения. В 1937 в СССР впервые была осуществлена опытная демонстрация стереофильма по безочковой системе, предложенной в 1935 С. П. Ивановым. В 1941 в кинотеатре

" Москва" демонстрировался созданный по системе Иванова фильм " Концерт" (реж. A. H. Андриевский). Позже в Москве и ряде др. городов имели успех стереофильмы " Робинзон Крузо" (1947, реж. Андриевский), " Машина 22-12" (" Счастливый рейс", 1949, реж. В. В. Немоляев) и др. С 1939 также получило распространение (в огранич. масштабах) С. к. с использованием поляроидных очков. Такой системой, напр., оборудован кинотеатр " Октябрь" в Москве. В 1962 выпущен первый широкоэкранный стереофильм-концерт " Вечер в Москве" (реж. Немоляев), снятый поляроидным методом. В сер. 60-х гг. в СССР разработана система С. к., при к-рой для съёмки и показа фильмов (как на растровом экране, без очков, так и поляроидным методом, с очками) используется ТО-мм киноплёнка.

Рис. 3. Зоны избирательного видения в зрительном зале при безочковой однопарной (а) и многопарной (б) стереопроекции: Л, П, 1,..., 6 - зоны видения изображений, образующих стереопары Л - П, 1-2, 2-3,..., 5 - 6; Э - экран; чёрточками указано расстояние между зрачками правого и левого глаза (у зрителей, находящихся в разных местах зала).

По этой системе сняты фильмы " Нет и да" (1967, реж. A. H. Кольцатый) и " Таинственный монах" (1968, реж. Кольцатый).

Лит.: Иванов Б. Т., Стереокинотехкика, M., 1956; В а л ю с H. А., Стереоскопия, M., 1962. Н.А.Валюс.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, системы телевидения, обеспечивающие создание у зрителя впечатления глубины и объёмности наблюдаемых изображений. Объёмное восприятие основано на бинокулярности зрения. Поэтому в С. т. изображения одних и тех же объектов передаются с двух позиций, находящихся на нек-ром расстоянии (базис передачи) одна от другой, так что формируются два изображения объекта, образующие стереопару, на приёмной стороне они воздействуют на зрителя раздельно: на левый глаз - левое изображение стереопары, а на правый - правое. Существует неск. систем чёрно-белого и цветного объёмного телевидения, предназначенных как для телевиз. вещания (находятся в стадии разработки), так и для использования в прикладных целях.

В системах чёрно-белого С. т. передача изображений стереопары осуществляется одновременно либо последовательно. При одноврем. способе сигналы парных изображений передаются или двумя телевизионными передающими камерами по двум отд. каналам связи, или одной камерой, имеющей две передающие телевизионные трубки, по-одному каналу связи (напр., с частотным разделением сигналов левого и правого изображений). При последоват. способе изображения стереопары проецируются посредством оптич. приставки (состоящей из системы зеркал или двух призм) на соседние (по вертикали или горизонтали) участки фотокатода одной передающей трубки и затем последовательно передаются по одному каналу связи. Разделение изображений на приёмной стороне при одноврем. передаче может быть очковое - с использованием двух кинескопов и зеркального стереоскопа, очков поляроидных или цветных очков (см. Анаглифов цветных метод) либо экранное - с помощью растрового экрана (см. Растр). Применение нашло только очковое разделение. При последоват. передаче приём изображений стереопары можно производить на один кинескоп, а разделение изображений - вращающимся диском с цветными фильтрами.

Системы цветного С. т. тоже могут быть одновременными и последовательными - как по передаче цветов, так и по передаче яркостных градаций изображений стереопары. Методы разделения изображений цветной стереопары те же, что и в чёрно-белом С. т. (за исключением метода цветных анаглифов).

Каждая из систем требует весьма широкой полосы частот, поэтому одной из осн. задач в области создания С. т. является изыскание методов сужения полосы частот. Эта задача отчасти решена в чёрно-белых и цветных стереоскопич. системах со стандартной полосой, совместимых с системами обычного (двумерного) чёрно-белого телевидения. Перспективы развития С. т. связывают с разработкой многоракурсных и голографич. систем (см. Голография).

Лит.: Шмаков П. В., КолинК. Т., Д ж а к о н и я В. E., Стереотелевидение (черно-белое и цветное), M., 1968; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова, M., 1970; К оCT ы ков Ю. В., Крыжановскнй В. Д., Телевидение, M., 1972. Б. В. Репин.

СТЕРЕОСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ, полимеризация, приводящая к синтезу полимеров с высокой степенью упорядоченности пространств, строения (т. н. стереорегулярных полимеров).

СТЕРЕОТАКСИИ MЕТОД, стереотаксис (от стерео... и греч. taxis - расположение), комплекс приёмов и расчётов, позволяющих по внешнечерепным и внутримозговым ориентирам с большой точностью вводить тонкий инструмент (канюлю, электрод) в глубокие структуры головного или спинного мозга с науч., лечебными или профилактич. целями. Операции на мозге С. м. проводятся с использованием спец. аппаратов, направляющих хирургич. инструмент в заранее рассчитанную точку глубоких структур мозга. Первый стереотаксич. аппарат был создан в 1889 проф. Моск. ун-та Д. H. Зерновым. Совр. стереотаксич. аппараты (рис. 1, 2) различаются сложностью конструкции, способами фиксации к костям черепа, разными системами координат, но сохраняют осн. принцип С. м.- сопоставление условной координатной системы мозга с координатной системой стереотаксич. прибора.

Рис. 1. Универсальный стереотаксический прибор для работы на головном и спинном мозге животных.

Рис. 2. Стереотаксический аппарат Фапрмена в модификации НИИЭХАИ: / - опорная рама; 2 - корригирующее устройство; 3 - канюля.

Внутримозговыми ориентирами, позволяющими определять пространственную локализацию глубоко расположенных структур мозга, служат точки вблизи мозговых желудочков. Введение воздуха или контрастных препаратов делает их видимыми на рентгеновских снимках головы и дает возможность рассчитать координаты искомой структуры. Информация для расчётов содержится в специальных стереотаксических атласах (анатомические атласы мозга человека, отражающие топографические соотношения подкорковых структур и черепа), в которых представлены фотографии срезов " стандартного" мозга, сделанные в трёх плоскостях. Соответствующие углы коррекции направления канюли переносят на транспортиры стереотаксич. аппарата и вводят канюлю в заданную точку мозга. Контролируют попадание прибора в эту точку с помощью электроннооптич. преобразователя (ЭОП), на экране к-рого фиксируются все этапы операции. При стереотаксич. операциях используют различные методы разрушения (деструкции) подкорковых структур: анодный электролиз (воздействие постоянным током), высокочастотную электрокоагуляцию, введение в мозг радиоактивных изотопов, локальное замораживание жидким азотом (см. Криотерапия, раздел Криохирургия). Для локального замораживания подкорковых структур создана спец. аппаратура (рис. 3).

Рис. 3. Прибор для локального замораживания подкорковых структур.

С. м. широко применяется в совр. нейрофизиологии (в нейрофизиологич. экспериментах на животных) для изучения функций глубоких структур мозга. Строго избирательное разрушение мозговых структур, стимуляция их электрическим током или отведение от них биоэлектрических потенциалов способствуют выяснению функционального значения исследуемых структур, существенно расширяют представления о сложных механизмах работы различных отделов мозга. С. м. всё шире применяется в нейрохирургии для лечения ряда тяжёлых заболеваний центр, нервной системы человека: паркинсонизма, мышечной дистонии, атетоза, хореоатетоза, хореи Хантингтона, спастич. кривошеи, рассеянного склероза, тяжёлых болевых синдромов, эпилепсии, нек-рых видов опухолей мозга (в т. ч. опухолей гипофиза) и др., при к-рых иные методы лечения малоэффективны. Стерсотаксические операции, кроме практического лечебного значения, представляют уникальную возможность изучения физиологии подкорково-стволовых отделов мозга и становятся одним из основных методов изучения его функций.

Лит.: КандельЭ. И., Паркинсонизм и его хирургическое лечение, M., 1965; Криохирургия, M., 1974; S pie gel E. А., W у с i s H. Т., Stereoencephalotomy, pt I-2, N. Y., 1952 - 62; Cooper I. S., Involuntary movement disorders, N. Y.- Evanston - L., 1969. Э. И. Кандель.

СТЕРЕОТИП (от стерео... и греч. typos - отпечаток), копия печатной формы (набор и клише) высокой печати в виде монолитной пластины толщиной от 2 до 25, 1 мм. С. появились в 18 в. Широко используются для печатания многотиражных изданий. В зависимости от способа изготовления (см. Стереотипия) С. наз. литыми (или гартовыми), гальванопластическими (или электролитическими) и прессованными. По виду материала различают С. металлические (состоят из типографского сплава или из сплава с нанесённым на печатающую поверхность слоем более прочного металла), полимерные (пластмассовые и резиновые) и металлическо-полимерные (рабочая сторона - металлич., а нижняя - полимерная). Жёсткие С. (металлич. и металлическо-полимерные) в зависимости от типа печатных машин изготовляют плоскими (для тигельных и плоскопечатных машин) или дугообразными (т. н. круглыми или ротационными-для ротационных машин).

СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ, форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением к-рой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. С. д. формируется под влиянием факторов внешней среды, повторяющихся в определённой последовательности. При нарушении порождающих и поддерживающих его условий может изменяться или исчезать. С. д.- наиболее яркое проявление тончайшей анализаторной и синтетической деятельности коры, продукт сложнейших взаимодействий между различными её частями. С. д. служит физиол. основой автоматизации навыков, чем обеспечивается лёгкое и экономное их выполнение и быстрейшая адаптация к условиям существования. Привычки человека, простые трудовые навыки - выражение динамич. стереотипии.

Выработка С. д.- значит, нагрузка на центр, нервную систему, но однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным. Поэтому перестройка С. д. вызывает большое напряжение нервных элементов коры больших полушарий, выходящее иногда за пределы их функциональных возможностей, и нередко ведёт к нарушениям в высшей нервной деятельности, развитию невротических состояний. Тяжёлые чувства человека при изменении обычного образа жизни, его умственные кризисы и т. п. имеют часто своё физиологическое основание именно в нарушении старого С. д. и трудности установки нового. Степень трудности перестройки С. д. зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и состояния организма.

Лит.: Павловские среды, т. 3, М.- Л., 1949; Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, M., 1973. Э. А. Асратян.

СТЕРЕОТИПИЯ, стереотипирование, процесс изготовления копий форм высокой печати - стереотипов. Состоит из матрицирования, изготовления с матрицы стереотипа и его отделки. Применяется для печатания изданий больших тиражей, одновременного печатания газет в различных пунктах (децентрализация печати), повторных изданий без изменения содержания и для печатания на ротац. печатных машинах. Стереотипы изготавливают литьём, электролитич. способом и прессованием.

При литьевом способе разъёмную отливную форму с уложенной на её дно картонной матрицей заливают жидким гартом при температуре 300-320 0C (см. Типографские сплавы). С одной матрицы можно сделать до 15-17 отливок. Толщина стереотипов задаётся типом печатных машин. После литья производится механич. отделка стереотипов:

юстировка по толщине (удаление излишка металла с оборотной стороны стереотипа), обработка боковых граней и углубление больших по площади пробельных участков фрезерованием. Большинство плоских и ротационных стереотипов отливают на полуавтоматич. устройствах (производительность 1 шт. в 2-3 мин) или автоматах (2-Зшт. в 1 мин). В крупнейших газетных произ-вах применяют поточные линии, к-рые обеспечивают высокоскоростную автоматич. отливку и механич. обработку стереотипов. T. к. гарт не обладает большой прочностью, то для печатания тиражей св. 40 тыс. оттисков печатающая поверхность литых стереотипов покрывается гальваностегич. способом слоем более прочного металла - железа, никеля или хрома (толщина 0, 01-0, 03 мм).

При электролитич. способе (см. Гальваностереотипия) стереотип получают осаждением на матрицу слоя металла (обычно меди), к-рый после отделения от матрицы упрочняется с непечатающей стороны типографским сплавом или пластмассой. Механич. обработка таких стереотипов осуществляется аналогично литым.

При изготовлении стереотипов прессованием матрица служит штампом для получения рельефной формы в пластичном материале (пластмассе, резине). При этом матрицы делают обычно из термореактивных типов пластмасс, а стереотипы - из термопластических (пригодны для повторного использования). Матрицы устанавливают в спец. прессе, имеющем подогрев нижней плиты (до 170-190 0C) и охлаждение верхней. С одной матрицы можно получить неск. стереотипов, к-рые подвергаются незначительной механич. обработке. Для получения резиновых стереотипов в качестве исходного материала используют сырую резину, к-рая после прессования подвергается вулканизации под давлением. Разработан литейный способ получения полимерных стереотипов из расплавл. пластмассы, к-рый в несколько раз производительнее прессования.

Выбор способа С. определяется в основном сроками выпуска изданий, предъявляемыми требованиями к качеству изображения и экономич. соображениями.

Литые металлич. стереотипы являются наиболее распространёнными, отличаются простотой и быстротой изготовления, однако по сравнению с др. видами стереотипов они хуже воспроизводят изображение. Особенно сильные искажения присущи литым стереотипам, имеющим дополнит, гальванопокрытие. С литых стереотипов печатают газеты, книги, малоиллюстрированные журналы, отрывные календари и т. п. Гальванопластич. стереотипы значительно дороже, т. к. более трудоёмки, однако они выдерживают большие тиражи (ок. 300 тыс. оттисков) и очень точно передают все детали изображения оригинальной формы. Поэтому их применяют для многотиражных иллюстрированных изданий, в т. ч. и многоцветных (энциклопедии, репродукции с картин масляной живописи, многоцветные вклейки в книги и журналы и т. п.). Пластмассовые стереотипы выдерживают большие (ок. 200 тыс.) тиражи и используются для печати разнообразных текстовых и однокрасочных иллюстрационных изданий. Резиновые стереотипы дают наименьшую точность воспроизведения, но обладают большой износоустойчивостью, поэтому применяются для печати многотиражных упаковок, обёрток, бланков и т. п. Могут быть использованы для массовых неиллюстрированных книжных изданий.

Лит.: Шапошникове. И., Стереотипия, M.. 1966; Валерштейн И. Я., Давыдов И. А., Трофимова О. П., Полимерные стереотипы, M., 1972.

H. H. Полянский.

СТЕРЕОТИПНЫЙ, 1) отпечатанный со стереотипа. 2) В переносном смысле - повторяющийся без изменений; воспроизводящий общеизвестное; шаблонный, трафаретный (напр., С. фраза).

СТЕРЕОТРУБА, бинокулярный перископический оптнч. прибор. Состоит из двух зрительных труб с окулярами, держателя, лимба и треноги (рис.); обладает 10-20-кратным увеличением.

Стереотруба: 1 - зрительная труба; 2 - держатель; 3 - лимб; 4 - тренога; 5 - головки зрительных труб; 6 - окуляры; 7 - резиновые накладки; 8 - механизм уровня для вертикальной наводки; 9 - шкала расстояний между окулярами; 10 - барабан верхнего (отсчётного) червяка; // - махо вик нижнего (установочного) червяка; 12 --кожаные покрышки; 13 - круглый уровень; 14 - оптическая насадка.

Переменный стереобазис (расстояние между объективами максимально до 75 см) обеспечивает получение стереоскопического изображения. Предназначен для наблюдения из-за укрытия за противником, за разрывами снарядов при стрельбе, для изучения местности и т. п. Вертикальные и горизонтальные углы измеряются при помощи угломерной сетки, размещённой в правом окуляре. В нек-рых С. имеется подвижная обойма на окулярах зрительных труб, позволяющая вести наблюдение как в противогазе, так и без него. Применяется подсветка лимба и угломерной сетки. 20-кратное увеличение достигается с помощью насадочной линзы.

СТЕРЕОФОНИЧЕСКАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ, вид звукозаписи, при к-ром фонограмма содержит информацию о пространств, расположении источников звука во время записи. Под С. з. понимают и соответств. процесс записи звука, и записанную таким способом информацию. При воспроизведении С. з. слушатель воспринимает звук более естественно - как бы исходящим от многих отд. источников, расположенных так же, как и во время записи; у слушателя создаётся впечатление " объёмности" и " прозрачности" звучания. Такой эффект достигается благодаря раздельной (по неск. каналам) записи электрич. сигналов, получаемых от разных микрофонов, и их раздельному (по соответств. числу каналов) воспроизведению громкоговорителями (рис.). Расположение громкоговорителей должно быть подобно расположению микрофонов (должны совпадать " шравая" и " левая" стороны), в отд. каналах воспроизведения необходимы равенство коэфф. усиления и определённое соотношение фаз сигналов (проверка правильности воспроизведения осуществляется с помощью спец. записей, напр., содержащихся на испытат. грампластинке).

Схема 3-канальной стереофонической записи и воспроизведения звука: / - микрофон; 2 - канал записи; 3 - носитель записи; 4 - направление движения носителя; 5 - дорожки записи; 6 - фонограмма; 7 - канал воспроизведения; 8 - громкоговоритель.

Эффектное впечатление создаётся при прослушивании 2-канальной С. з. через спец. головной телефон с раздельным подключением его правого и левого капсюлей к соответствующим каналам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал