Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Народное образование
Развитие просвещения у югославянских народов протекало крайне неравномерно. Первые школы появились в период феодализма сначала при монастырях, позже - при церковных приходах. В 12-13 вв. в Далмации открылось несколько кафедральных школ. Рост городов способствовал созданию цеховых школ и гильдейских школ, постепенно превратившихся в городские школы (в 14 в. в Задаре и Сплите, в нач. 15 в. в Которе, Шибенике и Трогире и др.). Сравнительно быстрый рост просвещения в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине в 14-15 вв. был прерван на несколько веков турецким завоеванием. В Хорватии обучение велось на лат. языке, изучение славянского письма было запрещено. Словенцы не имели своего письменного языка (офиц. яз.- немецкий). В 13-15 вв. в словенских областях было ок. 20 приходских школ. Большое влияние на развитие просвещения в Хорватии и особенно в Словении оказала Реформация 16 в., в период к-рой возникли общие школы в городах и сёлах с преподаванием на родном яз., увеличилось кол-во цеховых школ. С победой контрреформации в Хорватии и Словении просвещение попадает под контроль иезуитов, стремившихся вытеснить протестантов из сферы просвещения. Их внимание было в основном направлено на школы среднего и высшего звена, где воспитывались дети привилегированных слоев общества. В кон. 16 - нач. 17 вв. иезуитами открыты гимназии в Любляне (позднее преобразована в высшую школу, а затем в академию), Целовце, Загребе, Горице, Триесте. Переломный момент в развитии просвещения у югосл. народов - кон. 18 -1-я пол. 19 вв., период зарождения капиталистич. отношений. Школы Словении, Хорватии и Воеводины, входивших в состав Австрийской империи, развивались в соответствии с императорскими школьными законами 1774 и 1777, к-рыми устанавливались обязательная школьная повинность для всех детей в течение 6 лет и три параллельных типа начальных школ: двухклассные сельские, трёх-, четырёхклассные главные в городах и четырёхклассные нормальные в административных центрах. На базе главных и нормальных школ строились средние (латинские) гимназии. Законом 1869 в нек-рых областях Словении было введено обязат. 8-летнее образование, в других - 6-летнее при дополнительном обучении (2 года). В Хорватии по закону 1888 начальное обязательное образование осуществлялось в 4-летних нач. школах, в 2-летних дополнительных и 3-летних гражданских школах. На их базе устанавливались два типа ср. школы - 8-летние гимназии и 6-летние реальные уч-ща. Почти аналогичной была школьная система в Воеводине. В последней четв. 19 в. в Словении, Хорватии и Воеводине реальные уч-ща превратились в 8-классные реальные гимназии. Сеть реальных и классич. гимназий была расширена. В 1874 открыт Загребский ун-т. В Сербии в нач. 19 в. возникают малые 3-летние школы, в 1835 в Белграде создаётся первая в стране 4-летняя гимназия. В 1833 издан офиц. " Устав об организации начальных школ". В 40- 60-е гг. 1у в. организация системы начальных и ср. школ трижды регулируется спец. законодательными актами. В 1838 в Крагуеваце создан лицей (перенесён позже в Белград, преобразован в 1863 в Великую школу, в 1905 - в ун-т), в 1846 - инж. школа, в 1853 - с.-х. школа, в 1871 - спец. школа по подготовке учителей и т. д. В Черногории длит, время существовали только монастырские школы. В 1833 в Цетине была открыта первая начальная школа, в 1834 с помощью России - школа повышенного типа, в 1863 - первая ср. школа (семинария) и высшая женская школа. Закон 1878 оформил черногорскую школьную систему, установив 4-летнее обязат. и бесплатное обучение; в 1880 издан закон о гимназиях. С большим опозданием развивалось просвещение в Боснии и Герцеговине, к-рые до 1878 оставались провинцией Осман, империи. Помимо конфессиональных и неск. частных школ, на основе закона 1869 начали организовываться общие школы (с обязат. обучением на тур. яз.), находящиеся на содержании гос-ва. Почти таким же был уровень развития просвещения в Македонии, где первые начальные школы возникают в 30-40-е гг. 19 в. Число их значительно возросло во 2-й пол. 19 в., когда наряду с ними возникли воскресные школы и вечерние курсы для взрослых. В 1868 в Штипе открылось пед. уч-ще. К 1918 на терр. Ю. существовали различные школьные системы с присущими им различными типами школ. Законами 1929-30 была сделана попытка унифицировать школьную систему и ввести по всей стране начальное обязательное бесплатное образование. Но законы не были проведены в жизнь. В 1939/40 уч. г. низшими и высшими народными школами (без городских школ и низших гимназий) было охвачено 50, 1% детей школьного возраста. Региональные различия оставались. Школьная система носила чётко выраженный классовый характер, в ней отсутствовала преемственность между нач. и ср. школой, сохранялась высокая плата за обучение в ср. и высших школах. После 2-й мировой войны 1939-45 пр-во нар. Ю. и компартия Ю. приступили к решению неотложных задач в области народного просвещения. Была создана единая школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Совр. система нар. образования построена на основе " Общего закона о школьном образовании в ФНРЮ" (1958). Законом введена трёхступенчатая система образования. Первая ступень - детские сады (с 3 до 7 лет), единая основная обязат. 8-летняя общеобразоват. школа (7-14 лет). Вторая ступень (на базе основной школы) - 4-летняя общеобразоват. ср. школа (гимназия) и 4-5-летние ср. проф. школы (техникумы), низшие 2-3-летние проф. школы и школы фабрично-заводского ученичества. Третья (на базе ср. образования) - 2-летние полувысшие уч. заведения и высшие уч. заведения - ун-ты и ин-ты (4-5 лет обучения). Составная часть системы просвещения - учреждения по образованию взрослых. В 1975/76 уч. г. в св. 13, 4 тыс. основных школ обучалось ок. 2, 9 млн. уч-ся, в 459 гимназиях - 211, 9 тыс. уч-ся, в 710 техникумах - св. 245, 3 тыс. уч-ся, в 792 школах фабрично-заводского ученичества - 247, 3 тыс. уч-ся. в 319 вузах - 404, 3 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Белградский университет, Загребский университет, Люблянский университет, Сараевский университет, Скопье университет, ун-ты в Титограде, Нише, Нови-Саде, Приштине, Риеке, Сплите и др. В 1974 в СФРЮ работали 1426 науч. и спец. библиотек, 1826 нар. библиотек, 371 музей. См. также статьи Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория. И. П. Стецяк, Д. П.Мансфелъд.
|