Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение.
В 1970 в В. издавалось св. 140 ежедневных и воскресных газет, св. 1200 местных еженедельников и св. 4 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Тираж 10 крупнейших ежедневных газет 15, 5 млн. экз. По количеству газетной продукции на душу населения В. идёт впереди др. ка-питалистич. стран. В прессе В. господствует узкая группа монополий, крупнейшими из к-рых являются " Интернэшонал паблишинг корпорейшен лимитед" (" International Publishing Corp. Ltd"), " Ассошиэйтед нъюспейперс лимитед* (" Associated Newspapers Ltd"), " Томсон организейшен лимитед" (" The Thomson Organisation Ltd"), Бивербрука газетный концерн. Большинство газет В. поддерживает Консервативную партию. Наиболее полно позицию её руководства обычно выражают газеты " Дейли телеграф энд морнинг пост" (" The Daily Telegraph and Morning Post"), осн. в 1855, тираж 1, 4 млн. экз. (здесь и ниже по данным на 1970) и " Санди телеграф" (" The Sunday Teleg-aph"), осн. в 1961, тираж 750 тыс. экз. проконсервативных позиций выступают газеты " Дейли экспресс" (" Daily Express"), осн. в 1900, тираж 3, 6 млн. экз., " Санди экспресс" (" Sunday Express"), осн. в 1918, тираж 4, 3 млн. экз., " Дейли мейл" (" Daily Mail"), осн. в 1896, тираж 1, 9 млн. экз., " Санди тайме" (" Sunday Times"), осн. в 1822, тираж ок. 1, 5 млн. экз., журналы " Экономист" (" The Economist"), осн. в 1843, " Спектейтор" (" Spectator"), осн. в 1828, и ряд др. изданий. Газета " Тайме" (" The Times"), осн. в 1785, тираж св. 400 тыс. экз.; пользуется репутацией наиболее осведомлённой газеты и считается рупором офиц. кругов страны, независимо от партийной принадлежности пр-ва; на практике, однако, " Тайме" ближе стоит к Консервативной партии. Политику руководства Лейбористской партии поддерживают газеты " Дейли мир-pop" (" Daily Mirror"), осн. в 1903, тираж 4, 7 млн. экз., " Санди миррор" (" Sunday Mirror"), осн. в 1915, тираж 4, 9 млн. экз., " Пипл" (" The People"), осн. в 1881, тираж 5, 2 млн. экз. Позицию левого крыла партии отражает еженедельник " Трибюн" (" Tribune"), осн. в 1937. Выразителями взглядов либеральной интеллигенции являются газеты " Гардиан" (" The Guardian"), осн. в 1821, тираж св. 300 тыс. экз., " Обсервер" (" The Observer"), осн. в 1791, тираж ок. 850 тыс. экз. Издания коммунистич. партии: газ. " Морнинг стар" (" Morning Star"), осн. в 1930, еженедельник " Коммент" (" Comment"), осн. в 1921, журн. " Марксизм тудей" (" Marxism Today"), осн. в 1957, " Лейбор мансли" (" The Labour Monthly"), осн. в 1921. Ведущие информационнотелеграфные агентства В.: Рейтер (Reuter), Пресс ассо-шиэйшен (The Press Association) и Экс-чейндж телеграф (The Exchange Telegraph). Регулярное радиовещание началось в 1922. С 1927 монопольное право в этой области принадлежит подконтрольной пр-ву Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си). Внутреннее вещание ведётся по 3 программам; большое место в деятельности Би-Би-Си занимает вещание на зарубежные страны. В 1936 Би-Би-Си начала регулярные телевиз. передачи. С 1955 телепередачи ведутся также группой частных компаний. Би-Би-Си ведёт телепередачи по 2 программам (нек-рые передачи - цветные), передачи студий коммерческого телевидения в совокупности составляют ещё одну программу. Издат. концерны, радио и телевидение В. имеют широкие связи со странами Содружества, а в нек-рых из них владеют газетами, радио и телевиз. студиями. А. М. Белоногов. XIII. Литература Предки англичан англо-саксы, пришедшие с континента, принесли с собой германские мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно; лишь после введения христианства учёные монахи стали записывать древние героич. поэмы. Эпич. поэма " Беовульф", созданная в кон. 7 в., дошла в рукописи 10 в. На брит, почве в 8-10 вв. возникли религ. лирика англо-саксов, богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в 11-13 вв. развивается трёхъязычная лит-pa феод, мира: церк. соч. на лат. яз., рыцарские стихи и поэмы - на франц., англ, предания - на англо-саксонском. К сер. 14 в. складывается общенац. англ. язык. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэтом дворянских идеалов был Джон Гауэр, Идеологию крестьянства 80-х гг. 14 в. выразил У. Ленг-ленд в поэме " Видение о Петре-пахаре". Синтез культуры эпохи зрелого феодализма и предвосхищение раннего Возрождения характерны для " Кентерберийских рассказов" (кон. 14 в.) - собрания стихотворных повестей и новелл Дж. Чосера. В прологе к этому соч. дано описание людей всех сословий и профессий, отправляющихся в паломничество в Кентербери. Ср. -век. романтика рыцарства сочетается здесь с прозаич. юмором горожан, в оценках жизненных явлений ощущается зарождение раннего гуманизма. Столетняя война с Францией, затем война Алой и Белой розы затормозили развитие лит-ры. Среди немногих памятников - изложение в прозе легенд о рыцарях Круглого стола - " Смерть Артура" Томаса Мэло-ри (15 в.). Зато получает развитие нар. поэзия - баллады легендарного, исто-рич., драматич. характера. Конец разрушит, феод, распри и установление абсолютизма Тюдоров способствовали возрождению лит. деятельности. Растут связи англ, писателей с представителями гуманизма др. стран. В нач. 16 в. выступает Томас Мор, автор " Утопии", содержавшей не только критику феод, системы, но и картину идеального гос-ва, осн. на коммунистич. общности имущества. Во 2-й пол. 16 в. после воцарения Елизаветы I гуманизм становится господствующим идейным течением. Ли-рич. поэзию создают авторы сонетов Т. Уайет, X. X. Сарри и др. Высшим достижением эпич. поэзии была поэма Э. Спенсера " Королева фей" (1590). Возникают приключенч. и плутовские романы, пасторальная лит-pa. В нач. 17 в. появляется жанр эссе (Ф. Бэкон) и характеристик (Т. Овербери). Прозаич. повесть о быте ремесленников создаёт Т. Делони. Но наибольшей художеств, высоты достигла драматургия зрелого англ. Возрождения. Англ, драма прошла церк. стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, носивших характер циклов, к-рые исполнялись неск. дней. В 15 в. в гор. театре появляются жанры моралите и интерлюдии. В начале 16 в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время реформации церкви драма включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появляется " Король Джон" (1548) епископа Дж. Бейла - первая историческая драма, ещё содержавшая значит, элементы моралите. В сер. 16 в. в академич. кругах ставят первые англ, драмы, написанные в подражание античным, преим. лат. образцам: трагедия " Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т. Сэк-вилла, комедии " Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и " Иголка кумушки Гаммер Гертол" (1556) неизв. автора. Приёмы итал. " учёной" комедии перенёс на англ, почву Дж. Гаскойн в своей переделке " Подменённых" (1566) Л. Ариосто. В нар. театре, переживающем бурное развитие во 2-й пол. 16 в., возникает самобытная нац. драматургия: К. Марло (1564-93), Р. Грин (1560-92), Т. Кид (1558-94)' и др., известные под именем " университетских умов". К зачинателям гуманистич. драмы принадлежит и Дж. Лили (1554-1606). Их деятельность подготовила почву для великого драматурга У. Шекспира (1564-1616). В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов; в пьесах-хрониках из истории Англии (" Ричард III", " Генрих IV" и др.) с большим реализмом показал борьбу между феод, сепаратизмом и стремлением к созданию централизованной монархич. власти. Вершиной творчества Шекспира были его трагедии (" Гамлет", " Отелло", " Король Лир", " Макбет", " Антоний и Клеопатра" и др.). Выражая горестное сознание того, что для гуманистич. идеалов нет места в действительности, Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный мир людей Возрождения. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон (ок. 1573-1637), создатель сатирич. комедий из совр. быта; Т. Хейвуд (ок. 1574-1641) и Т. Деккер (1609-66); Ф. Бомонт (ок. 1584-1616) и Дж. Флетчер (1579-1625). Англ, бурж. революция положила конец развитию гуманистич. драмы; по требованию пуритан в 1642 были закрыты все театры. Революц. период был сравнительно мало продуктивен в лит-ре. Активный деятель бурж. революции Дж. Мильтон (1608- 1674) в период Реставрации создал эпич. поэму на библейский сюжет " Потерянный рай" (1667), отразившую в библейских образах титанич. борьбу социальных сил эпохи. Пуританский проповедник Дж. Беньян (1628-88) в аллегорич. романе " Путь паломника" (1678-84) показал, как трудно быть добродетельным и честным в мире социального неравенства и бурж. корысти. Дух реставрации монархии Стюартов отличает поэзию и драматургию Дж. Драйдена (1631-1700), колебавшегося между стилями барокко и классицизма. В кон. 17 - нач. 18 вв. У. Уичер-ли (1640-1715) и У. Конгрив (ок. 1670-1729) создали фривольные комедии из аристократич. быта. Т. н. " Славная революция" 1688-89 положила начало новому периоду англ, лит-ры, в центре внимания к-рой стал рядовой человек нового бурж. общества. Ведущим идейным течением 18 в. становится просветительство. Первенство в литературе переходит от поэзии к прозе; возникает бурж. роман, создателем которого был Д. Дефо (1661-1731); в его произв. " Робинзон Крузо" (1719) дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Сатира Дж. Свифта (1667-1745) " Путешествия Гулливера" (1726) содержит уничтожающую характеристику Англии, переживавшей переход от феодализма к бурж. строю. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона (1689- 1761), написанные в эпистолярной форме. Г. Филдинг (1707-54) в " Истории Тома Джонса, найдёныша" (1749) создал эпич. повествование, отразившее отчасти в сатирич. духе все стороны аристократич. и бурж. быта. Элементы социальной сатиры ещё сильнее в романах Т. Смоллет-та (1721-71). Англ, социальнореалис-тич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Несмотря на эксцентричную форму своих романов " Жизнь и мнения Три-страма Шенди" (1759-67) и " Сентиментальное путешествие" (1768), Л. Стерн (1713-68) открывал противоречия человеч, характера, ранее недоступные просветительскому рационализму. В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Дж. Аддисона " Катон" (1713) и С. Джонсона " Ирена" (1749). Новые пути намечала сентиментальная комедия Р. Стила " Совестливые любовники" (1722), но подлинный переворот в драме произвёл Дж. Лилло (1693-1739), создатель первой бурж. трагедии " Лондонский купец" (1731). Очень сильной была сатирич. струя в англ, театре. Балладная " Опера нищих" (1728) Дж. Гея (1685- 1732), комедии Филдинга (1730-е гг.) смело критиковали правительств, коррупцию. Правящие круги ответили на критику введением театр, цензуры (1737). Тем не менее сатирич. линия в социальнобытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана (1751-1816), автора сатирич. комедии" Школа злословия" (1777). В кон. 18 в. реакция на просветительство находит выражение в преромантич. культе старины, в смене оптимизма мотивами меланхолии. Наиболее типичные проявления этого: " Поэмы Оссиана" (1762-63) Дж. Макферсона (1736-96), стихи Т. Чаттертона (1752-70); романы " ужасов и тайн" (" готические") X. Уол-пола (1717-97) и А. Радклиф (1764- 1823). Возрождение интереса к нар. поэзии обусловило популярность шотл. поэта Р. Бёрнса (1759-96). Как реакция на коллизии бурж. прогресса, капиталистич. индустриализацию страны и разочарование в итогах Великой франц. революции возникает в 90-е гг. 18 в. романтизм. У. Вордсворт (1770-1850), С. Т. Кол-ридж (1772-1834), Р. Саути (1774- 1843), иногда объединяемые понятием " озёрная школа", культивировали мотивы возврата к природе, патриархальности, простоте нравов; окружали обыденные факты ореолом романтич. таинственности. Эти поэты приблизили поэтич. речь к живому звучанию языка. Второе поколение англ. романтиков - Дж. Г. Байрон (1788-1824), П. Б. Шелли (1792-1822), Дж. Ките (1795-1821) резко отвергало политич. консерватизм " озёрной школы". Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, а Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм свойствен также поэзии У. Блейка (1757-1827). Разочарованный меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж. -аристократич. общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества - Лаон (" Лаон и Цитна"), Прометей (" Освобождённый Прометей"). В. Скотт (1771 - 1832) создаёт жанр историч. романа. В двадцати романах, начиная с " Уэверли" (1814), Скотт отразил осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии - от крестовых пох'одов до сер. 18 в. Новый период англ, лит-ры начался в 30-е гг. 19 в. в обстановке напряжённых социальных конфликтов, подъёма рабочего движения чартистов. Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Кар-лейль (1795-1881). Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона (1803-73). 30-60-е гг. - период расцвета критич. реализма: в романах Ч. Диккенса (1812-70), У. М. Теккерея (1811-63), HI. Бронхе (1816-55), Э. Гаскелл (1810-65) красочно изображены все слои буржуазии и, что было внове, показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права (" Шерли" Ш. Бронте, 1849; " Мери Бартон" Э. Гаскелл, 1848; " Тяжёлые времена" Ч. Диккенса, 1854).. Если Диккенс всегда имел любимых героев (Оливер Твист, Давид Копперфильд и др.), то Теккерей ироничен в своей сатире и создаёт " роман без героя" (" Ярмарка тщеславия", 1847-48). Дж. Элиот (1819-80), Дж. Мередит (1828-1909) сочетают обычные мотивы социальнобытового романа с тонким психология, анализом. В кон. 19 в. в англ, романе обозначается резкий контраст между неоромантизмом Р. Л. Стивенсона (1850-94) и суровым реализмом Т. Харди (1840- 1928) и С. Батлера (1835-1902). Представители англ, натурализма Дж. Мур (1852-1933) и Дж. Гиссинг (1857-1903) были последователями Э. Золя. Хотя жанр романа занял господств, положение в лит-ре 19 в. -" викторианской эпохи" (периода, к-рый бурж. историки идеализируют как эру благополучия), но развивалась и поэзия позднеромантич. типа. Её корифеями были лирик и автор по-вествоват. поэм А. Теннисон (1809-92), мастер драматич. лирики Р. Браунинг (1812-89) и его жена Э. Б. Браунинг (1806-61), поэтесса тонких душевных переживаний. Во 2-й пол. 19 в. началась реакция против " викторианского" духа в поэзии. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма, гедони-стич. мотивы к-рых были вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капита-листич. города рисует Дж. Томсон (" Город ужасной ночи", 1874). Движение эсте-тич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию " Братства прерафаэлитов" - содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж. мира эстетич. идеал позднего средневековья и раннего Ренессанса. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Рос-сетти (1828-82), Кристину Россетти (1830-94). Близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн (1837-1909). Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли отдельные произв., обладавшие нек-рыми художеств, и идейными достоинствами, - " Деньги" (1840) Бул-вер-Литтона, " Каста" (1867) Т. У. Ро-бертсона (1829-71). Первыми попытками ввести мотивы социальнонравств. критики были пьесы А. У. Пинеро " Вторая жена Тэнкери" (1893, опубл. 1895) и " Знаменитая г-жа Эбсмит" (1895). В 90-е гг. начинается период новейшей англ, литературы. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854-1900), продолжавшим линию эстетич. критики капитализма. Корифей англ, символизма-ирландец У. Б. Иитс (1865-1939), чьё творчество, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с нар. поэтич. традициями сочетается у него с тончайшей поэтич. культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием критич. реализма. В пьесах Б. Шоу (1856-1950) показаны нелепости капиталистич. системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистич. бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси (" Серебряный портсигар", 1906, опубл. 1909, и др.), X. Гренвилл-Баркера (1877- 1946) и др. В социальнофантастич. и фи-лос. романах Г. Дж. Уэллса (1866-1946) обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к полному обесче-ловечению пролетария. В трилогиях " Сага о Форсайтах" и " Современная комедия" Дж. Голсуорси (1867-1933), изображая историю одной бурж. семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиц. реалистич. романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874-1965; " Бремя страстей человеческих", 1915), Э. М. Форстер (1879-1970), новеллисты А. Э. Коп-пард (1878-1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857-1924), сочетавший романтику мор. путешествий и описания" экзотич. " стран с тонким психологизмом. Поэзия кон. 19 - нач. 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом брит, империализма Р. Киплингом (1865-1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы (" Казарменные баллады", 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в " Рифмованных виньетках" О. Добсона звучит меланхолич. поэзия А. Э. Хаус-мена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, фи-лос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса. 1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ, лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернистское направление возглавили в В. американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты (см. Имажиэм) преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых " мифов". Поэты У. X. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя т. н. " Оксфордскую группу", они занимали радикальные политич. позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны - Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Осн. место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в к-ром также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882-1941) в романе " Улисс" (1922) применил метод ".потока сознания* в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутр. жизни персонажей. Др. представители модернистского романа - Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологич. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885-1930). Между модернизмом и реализмом колебалось творчество О. Хаксли (1894-1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892- 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших совр. социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903-66) насмешливо изображал аристократич. и бурж. верхушку общества, хотя и с консервативных позиций. После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ. бурж. общества, углубившийся в результате распада брит, колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакц., антикомму-нистич. позиции занял Дж. Оруэлл, автор " антиутопий" " Звероферма" (1945), " 1984 год" (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произв. " Повелитель мух" (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет филос. основу романов Айрис Мёрдок (" Под сетью", 1954; " Алое и зелёное", 1965, и др.), творчество писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологич. романов Э. Уилсона (" Англосаксонские позы", 1956, и др.). Социальные и психологич. мотивы отличают творчество Дж. Кэри (" Сама себе удивляюсь", 1941: " Из любви к ближнему", 1952). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы (" Власть и слава", 1940; " Суть дела", 1948; " Тихий американец", 1955; " Комедианты", 1966). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов " Чужие и братья", из к-рых наиболее интересны: " Пора надежд" (1949), " Новые люди" (1954), " Коридоры власти" (1964). Жизнь демократич. слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея (" Весна, которую предали", 1953), Дж. Лэмберта (" Так надо жить", 1956), Г. Томаса (" Мир не может вас услышать", 1951). В сер. 50-х гг. возникает литература " рассерженных молодых людей", гл. представители к-рой в романе: К. Эмис (" Счастливчик Джим", 1954), Дж. Уэйн (" Спеши вниз", 1953), Дж. Брейн (" Путь наверх", 1957). Сатирические и социальнообличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм " рассерженных" распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего " рабочего" романа стали книги А. Силлитоу (" Субботний вечер и воскресное утро", 1958), С. Чаплина (" День сардины", 1961), С. Барстоу (" Любовь... любовь? ", 1960). Политич. мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа (" Дипломат", 1949; " Герои пустынных горизонтов", 1954), обличающие брит, империализм. Антиколониалистич. мотивы составляют основу творчества Б. Дэвидсона (" Речные пороги", 1956), Д. Стюарта (" Неподходящий англичанин", 1954), Н. Льюиса (" Зримый мрак", 1960). Наиболее значит, представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914-53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. - художеств, проза на филос. и естественнонаучные темы (напр., романы К. Уилсона " Паразиты мозга", '1967, " Философский камень", 1969). Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна " Оглянись во гневе" послужило началом серьёзного оживления англ, драмы, прошедшего под знаком движения " рассерженных молодых людей". Пьесы Осборна, Шинлы Дилэни (" Вкус мёда", 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, X. Пин-тера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов - Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Руд-кин. Л. А. Аникст. Литературоведение. Первые литературоведческие соч. созданы в ср. века под влиянием идей античности. В 8 в. монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735) пишет труд о стихосложении, комментирует Новый и Ветхий заветы. В эпоху Возрождения гуманисты выступают против нападок пуритан на иск-во. В " Защите поэзии" (1583, изд. 1595) Ф. Сидни (1554-86) прославляет свободу фантазии поэта. Теоретиком классицизма 17 в. выступил Дж. Драйден в соч. чОпыт о драматической поэзии" (1668), " Опыт о героических пьесах" (1672). Ранний просветительский классицизм связан с именем А. Попа (1688- 1744), автора " Опыта о критике" (1711). Рационализм, защита нормативной эстетики заявили о себе и в предисловии, С. Джонсона (1709-84) к соч. Шекспира (1765), в " Жизнеописаниях наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 - 1781), в его очерках. Развитие сентиментализма сопровождается обращением к памятникам средневековья и к фольклору (сб-ки Р. Додели и Т. Перси). Р. Хёрд издаёт " Письма о рыцарстве и романах" (1762), Т. Уортон - первую " Историю английской поэзии" (1774-81). Реакцию на эстетику классицизма представляет соч. Э. Юнга " Характеристика оригинальных произведений" (1759). Осн. направления англ, консервативного и рево-люц. романтизма представлены трудами С. Т. Колриджа " Литературная биография" (1817), " Лекция о Шекспире" (1809-19, отд. изд. 1849) и П. Б. Шелли " О возрождении литературы" (1815) и " Защита поэзии" (1821). Возникновение литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. На рубеже 19-20 вв. развивается позитивистское литературоведение (работы А. У. Уорда, Дж. Сейнтсбери, 15-томная " Кембриджская история английской литературы"). Органом сравнительноис-торич. направления стал журнал " Journal of Comparative Literature" (осн. в 1903 Дж. Э. Вудбери). Антипозитивистские течения связаны с М. Арнолдом и теоретиками эстетизма (Дж. Рескин, У. Пейтер, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд). После 1-й мировой войны идеалистич. направление в англ, литературоведении представлено Т. С. Элиотом (сб. " Священный лес", 1920) с его теорией " деперсонализации художника" (статья " Традиция и индивидуальный талант"), требованием кастовой замкнутости культуры и отказа от обществ, звучания поэзии. Вместе с А. Ри-чардсом и Т. Хьюмом Элиот заложил основы " новой критики", формалистически рассматривающей лит. произведение как автономную структуру. Неокритицизм получил распространение в 50- 60-х гг. (Ф. Р. Ливис). В 30-е гг. развивается марксистское литературоведение, представленное работами Р. Фокса " Роман и народ" (1937), К. Кодуэлла " Иллюзия и действительность" (1937), А. Уэста " Кризис и критика" (1937), Т. Джэксона " Чарлз Диккенс. Развитие радикала" (1937), Дж. Линд-сея " После 30-х годов. Роман в Британии и его будущее" (1956), А. Кеттла " Введение в английский роман" (т. 1-2, 1951-53). Среди работ общего характера выделяется труд историка-марксиста А. Мортона " Суть Британии" (1966). Для разработки проблемы романа имеют важное значение труды У. Аллена " Английский роман" (1954) и " Традиция и мечта" (1964). Вопросам драматич. иск-ва и философ, содержания совр. зап. драмы посвящены работы Э. Бентли " Жизнь драмы" (1967) и Р. Уильямса " Современная трагедия" (1966). Н. П. Михальская. Лит.: История английской литературы, т. 1-3, М. -Л., 1943-58; Ж а н т и е-ва Д. Г., Английский роман XX века. 1918-1939, М., 1965; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; АлленУ., Традицияимечта, М., 1970; МортонА., ОтМэлоридоЭлиота, М., 1970; Oxford history of English literature, ed. by F. P. Wilson and B. Dobree, in 12 vols (вышли v. 2, pt 1 - 2, v. 3, 5, 7, 9, 10, 12), Oxf., 1948-64; The Pelican guide to English literature, ed. by B. Ford, v. 1 - 7, L., 1954-63; Daiches D., A critical history of English literature, v. 1 - 2, L., 1963; W. at son G., The concise Cambridge bibliography of English literature, 2 ed., Camb.. 1965.
|