Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повышение эффективности работы с орфографическим словарем






Практически все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию – так называемых «словарных слов». Нельзя не согласиться с А.А. Бондаренко, что «словники в учебниках похожи, как близнецы. Традиция отбора таких «словарных слов» авторами поддерживается из учебника в учебник». [2, с. 33] Однако сегодня состав «словарных слов» и общая оценка назначения орфографического словаря в учебнике немного меняется.

Например, в учебнике «К тайнам нашего языка» слова отбирались с учетом их актуальности, реальной необходимости детям при создании ими письменных текстов, в частности тех жанров, которые предусмотрены учебником (а это записки, кулинарные рецепты, загадки, поздравления, письма, этюды, дневниковые записи и др.). Так, в этом учебнике усилена доля слов обиходной речи, называющих продукты, домашнюю утварь, наиболее распространенные действия и их признаки, доля так называемых «вежливых слов». Например, всегда удивляло: почему написание слов картофель, помидор, молоко надо знать, а слов макароны, котлеты, кефир, сметана и др. – не надо?! Как учащиеся должны правильно писать глаголы тает, лает, клеим, строим и т.п., если они не освоили написание неопределенной формы этих глаголов? Как обойтись в письменной речи без наречий справа, налево, медленно, скоро, сначала, спокойно – особенно если ты объясняешь порядок действий (пишешь небольшую инструкцию) или рисуешь словесную картину (например, облака на небе)?!.. Как в письмах обойтись без слов здравствуйте, до свидания, извините, спасибо?

Минимально необходимый детям, на наш взгляд, круг слов разных частей речи и включен в перечень «словарных слов», постепенное запоминание которых должен обеспечить учебник «К тайнам нашего языка». Полный перечень таких слов есть в программе [3, с. 16, 22, 27, 35]. Слова для того или иного года обучения приводятся в словаре соответствующего учебника. Однако обращаем внимание на одну важную деталь.

В словаре учебника каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для этого класса. Если Вы посмотрите тот или иной словарь на страницах учебника ([4, с. 137; 5, ч. 2, с. 132–133; 6, ч. 2, с. 112–113; 7, ч. 2, с. 115–116]), то заметите, что часть слов отмечена звездочками. Это и есть обязательный минимум. Среди других слов имеются разные: одни – входили в минимум предыдущего класса, другие – станут обязательными в дальнейшем, третьи – вообще не включены в минимум, но могут понадобиться в какой-то письменной работе.

Конечно, предусмотреть все необходимые учащимся слова невозможно, да и не нужно. Важно на доступном объеме слов «открыть» детям, прежде всего, сам факт: есть помощник, с опорой на который можно решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить им накопление соответствующего опыта. Эти задачи и должен, на наш взгляд, решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объема. Вот тогда учитель и познакомит учеников с предназначенными для них орфографическими словарями. Для начала несколько таких словарей всегда должны быть «к услугам» учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, учитель будет осуществлять одновременно как обучение, так и воспитание своих питомцев. Но первые шаги в этом направлении, по нашему мнению, должны делаться на основе орфографического словаря учебника.

В уже цитировавшейся статье А.А. Бондаренко есть правильное замечание: «Парадокс нашей школьной практики не в том, что дети запоминают определенное количество «словарных слов», а в том, что они делают это без обращения к специальным книгам – словарям» [2, с. 33].

Думается, что приведенное выше рассуждение показывает, как в учебнике «К тайнам нашего языка» делается попытка устранить указанный парадокс. Учащиеся, то и дело обращаясь к соответствующим страницам, работают не со списками «словарных слов», а с полноценным орфографическим словарем, правда, пока адаптированным с учетом практических потребностей детей и этапом обучения, на котором они находятся. Тем самым с помощью словаря учебника ученик начальных классов не только осваивает предусмотренный программой минимум «словарных слов», но и готовится к выходу в мир «настоящих» орфографических словарей.

Однако для практического осуществления высказанной идеи (одновременно с освоением словарных слов приучать младших школьников к пользованию орфографическим словарем) нужны определенные методические решения.

Одно из таких методических решений – отсутствие на страницах учебника «К тайнам нашего языка» привычных «рамочек» с очередным «словарным словом», но при этом включение слова (а иногда нескольких) в тексты упражнений с пропуском буквы на месте непроверяемой орфограммы. Что должен сделать ученик, чтобы вставить букву? Конечно, обратиться к словарю. Причем, если на первых порах эта операция подсказывается, то в дальнейшем ребенок должен будет действовать на основе уже имеющегося собственного опыта.

Попутно заметим, что «словарные слова» во всех классах то и дело проводятся через списывание, осуществляемое по предложенной системе (см. лекцию 2); по этой системе учащиеся списывают слова и со словаря. Мы считаем, что сочетание регулярного списывания по указанной технологии, развивающего все виды памяти, с частым обращением к орфографическому словарю, с его «чтением» при поиске нужного слова – это надежный путь к запоминанию «словарных слов» без их механического зазубривания.

Однако для того, чтобы ребенок, действительно, стал сам пользоваться орфографическим словарем, надо научить его искать слова в словаре.

В одной из предыдущих лекций уже говорилось, что в учебнике «К тайнам нашего языка» во 2-м классе предусмотрен урок, на котором происходит знакомство с способом поиска слов в словаре.

Найдите в тексте лекции 3 памятку «Как пользоваться орфографическим словарем?», взятую со страниц учебника.

Вот несколько советов по организации первоначального знакомства с памяткой.

Пункты памятки «Как пользоваться орфографическим словарём?», думаем, надо читать вслух так, как читают «по ролям». Один ученик читает первый пункт, второй– следующий, потом двое по очереди «озвучивают» «развилку», двое других продолжают и т. д. Чтение можно повторить, предлагая после каждого пункта поднимать руки тем, кому понятно, какое действие и как выполнять. Тогда работа над следующими заданиями может быть подана как проверка: удастся ли, действуя по памятке, узнать написание нужных слов?

Практическую работу со словарём на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с одной буквой, другой – со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ. В дальнейшем введенная памятка должна направлять самостоятельные действия учащихся. Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскивать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.

В учебнике «К тайнам нашего языка» орфографический словарь используется не только как справочник.

Еще в конце 50-х годов создатель наиболее распространенного и сегодня орфографического словаря для начальной школы П.А. Грушников писал о том, что такой словарь, кроме своего основного назначения – служить справочником – может иметь и еще одно: использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических, грамматических, лексических и др. упражнений. Выполняя их, учащиеся будут думать над теми или иными вопросами языка или речи, а одновременно – запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарем, ориентироваться в нем.

В учебнике «К тайнам нашего языка» выполнению различных заданий, предполагающих работу с орфографическим словарём, чтение (под тем или иным углом зрения) имеющихся в нём слов, придается большое значение.

Одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, – составление «в помощь учителю» словарного диктанта. Покажем несколько примеров таких заданий. Первое

из них взято из учебника 1-го класса, два других – из учебника 2-го класса, а последние – из учебников 3-го и 4-го.

 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

 


Как понятно из приведенных примеров, конкретные варианты заданий могут быть разными. Они зависят от этапа обучения, от того, с закреплением каких умений (фонетических, графических, лексических, грамматических или собственно орфографических) сочетается работа по освоению словаря и помещенных в нем «словарных слов».

Таким образом, как хотелось показать, повышение эффективности обучения использованию орфографического словаря может быть связано с несколькими моментами: а) с отбором «словарных слов» для того или иного класса; б) с их предъявлением не в виде изолированного списка, а включенными в орфографический словарь учебника; в) с целенаправленным обучением детей поиску слов в словаре; г) с более широким применением орфографического словаря для выполнения различных видов упражнений по русскому языку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал