Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Наука и техника.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Русская культура во второй половине XIX века. I. Особенности: 1. Цельность русской культуры XIX века (XIX век -- «Золотой век русской культуры»). В связи с реформами 1860-1870-х гг. произошло духовное раскрепощение народа, появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворения. Демократизация культуры. Расширение круга лиц интеллектуального труда, носителей культуры. Дальнейшее расширение культурных связей с другими странами и народами. Господство стиля критический реализм. 7. НТП – фактор и показатель развития культуры. II. Просвещение. Печать и книгоиздательское дело. Капиталистическое развитие страны. Осуществление реформ второй половины XIX века предъявляли широкий спрос на высокообразованных специалистов. Образование. Начальные школы различных типов: - государственные («министерские») народные училища, - земские, - церковноприходские, - воскресные, - домашние школы грамотности, - обучение грамоте солдат в армии. Основные типы средней школы («Положение» 1864г.): - классические гимназии (7 классов), - реальные гимназии (затем – училища). 1887г. – «Циркуляр о кухаркиных детях». Высшее образование: Общее (университеты). Специальное (институты). В середине XIX века в России – 14 высших учебных заведений, в конце XIX века – 63. 9 университетов (новые: Новороссийский и Сибирский). Открываются: институт Путей сообщения, Электротехнический институт, Петровская земледельческая академия, Консерватория, Высшие женские курсы (Бестужевские). 1863 г. – Александр II предоставил автономию университетам, а в 1884 г. – Александр III ограничил автономию университетов. Книгоиздательство. Журналы:
Газеты:
III. Наука и техника. Математика: 1. Чебышев П.Л. – математический анализ, теория чисел, теория вероятностей; изготовил арифмометр. Его исследования продолжили Марков А.А., Ляпунов А.М., Ковалевская С.О. Физика: 1. Столетов А.Г. - труды по магнетизму и фотоэлектрическим явлениям; получил значение, близкое к скорости света. 2. Яблочков П.Н. - создал дуговую электрическую лампу; первым осуществил трансформацию переменного тока. 3. Попов А.С. - изучение электрических явлений и электромагнетизма; изобрел радиотелеграф. Астрономия: 1. Бредихин Ф.А. - создал теорию кометных форм и происхождения метеорных потоков. Химия: 1. Менделеев Д.И. - 1869г. – открытие периодического закона химических элементов. 2. Бутлеров А.М. - основоположник органики; разработал теорию химического строения. 3. Марковников В.В. - продолжил разработку структурной теории органических соединений => создание полимерных соединений. Почвоведение: 1. Докучаев В.В. - раскрыл сложный процесс происхождения почв. Написал труды: «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь»; создал коллекцию русских почв. Физиология: 1. Сеченов И.М. – в работе «Рефлексы головного мозга» рассмотрел мыслительную деятельность и взаимную обусловленность психических и телесных явлений. Написал труд «Психологические этюды». 2. Павлов И.П. - учение об условных рефлексах. 3. Мечников И.И. - учение о защитных факторах организма, создал первую в России бактериологическую станцию. Техника: 1. Можайский А.Ф. - сконструировал первый в мире самолет с двумя паровыми машинами. 2. Блинов Ф.А. - изобрел гусеничный трактор. География: 1. Семёнов-Тян-Шанский П.П. - экспедиции в горы Средней Азии. Написал многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Возглавлял русское географическое общество. 2. Пржевальский Н.М. - исследования Уссурийского края, Монголии, Северного Китая, Тибета, пустыни Гоби. 3. Литке Ф.П. - обследовал Камчатку, Чукотку, о-ва в северной части Тихого океана. 4. Миклухо-Маклай Н.Н. – исследовал быт и культуру Австралии, островов Тихого океана, Юго-Восточной Азии. История: 1. Соловьев С.М. - «История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом». - создал единую научную концепцию исторического развития, - сторонник диалектического развития истории -- борьба противоположностей:
|