Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






География международных туристских потоков.






Формирование и направленность международных потоков являются результатом действия следующих групп факторов:

1) социально-экономического уровня развития стран и регионов мира;

2) особенностей рекреационно-ресурсного потенциала;

3) уровня развития общеэкономической и социальной инфраструктуры;

4) особенностей транспортно-географического положения относительно основных стран и районов туристского спроса.

Совместное действие этих групп факторов обусловливает формирование относительно стабильных рекреационных по­токов, что, в свою очередь, ведет к возникновению и сущест­вованию международных туристских регионов, характери­зующихся определенной интенсивностью рекреационного движения.

Наиболее распространенной классификацией является туристское районирование мира, разработанное Всемирной туристской организацией. Согласно этой классификации, в мире выделяется шесть крупных макрорегионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Схема ВТО рассматривает туристские пото­ки как временные миграции населения, что предопределило выделение регионов по интенсивности туристских связей. Указанное ниже деление на макро- и мезорегионы позволяет дифференцировать общемировую картину туристских потоков и выявить региональные отличия.

Макрорегион Европа состоит из 4 мезорегионов: Центрально-Восточная Европа (в том числе страны СНГ, государства Балтии), Северная, Южная Европа (включая страны бывшей Югославии), Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Израиль).

В состав макрорегиона Америка входят Северная (США, Канада, Мексика), Центральная, Южная Америка и Карибский мезорегион.

В Африке выделяется 5 мезорегионов: Северная, Центральная (включая Анголу), Западная, Восточная (включая все ост­ровные государства Индийского океана) и Южная Африка.

В состав Азии и Океании входят Центрально-Восточная, Юго-Восточная Азия, Южная Азия (включая Афганистан), Западная Азия, Ближний Восток (включая Египет), а также Восточно-Средиземноморский мезорегион, который в районировании относится к Европе, Австралазия (Австралия и Новая Зеландия), Меланезия, Микронезия, Полинезия.

В таблице 14 приведен перечень лидирующих стран – туристских центров шести регионов, выделяемых ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.

 

Таблица 14 – Международный туризм в регионах мира

 

Основные страны – турист­ские центры регионов Основные страны, генери­рующие туристские потоки для регионов
Африка
Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Кения, Ботсвана, Зимбабве, Свазиленд Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, США
Америка
США, Пуэрто-Рико, Канада, Мексика, Доминиканская Республика, Бразилия, Багамские о-ва, Аргентина США, Великобритания, Канада, Япония, Германия, Мексика, Франция, Скандинавские страны  
ВАТ
Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия   Япония, Великобритания, Германия, США, Южная Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия
Европа
Франция, Австрия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, Венгрия, Швейцария Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, США
Ближний Восток
Иордания, Египет, Сирия, Бах­рейн, Саудовская Аравия, ОАЭ Египет, Иордания, Великобрита­ния, США, Германия, Франция
Южная Азия
Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивская Республика, Бангладеш Великобритания, Индия, Германия, США, Франция, Япония, Италия  

 

Наиболее развитыми в отношении международного ту­ризма являются Европа, Америка, включающая Северную и Южную Америку, Восточная Азия и Океания. В 2000 г. на них приходилось 94 %туристских посещений и 95 % доходов от международного туризма. Внутри этой триады главная роль принадлежит Европе – 59, 5 % прибытий и 51, 8 % денеж­ных поступлений, затем Америка – 19, 8 % и 26 % соответст­венно, Восточная Азия и Океания (Азиатско-тихоокеанский регион) принимает 14, 8 % международных прибытий и полу­чает 17, 5 % мировых туристских доходов. На три оставшихся региона – Африку, Ближний Восток и Южную Азию – при­ходится всего 6 % потоков и 5 % доходов мирового туризма. Такая неравномерность в развитии туристской сферы являет­ся результатом социально-экономических факторов.

Европа является лидирующим регионом по степени развития международного туризма благодаря наиболее благоприятным социально-экономическим, политическим, культурно-историческим и транспортным предпосылкам. Регион доминирует по всем основным показателям, выделяется большой напряженностью туристских потоков и преобладанием внутрирегионального обмена (81 %). Главным въездным рынком для Европы остается Северная Америка. В рамках континента основными источниками рекреационных потоков являются высокоразвитые страны: Великобритания, Герма­ния, Скандинавия, Швейцария. На эти государства приходит­ся 42 % прибытий в Европу. Направлены наиболее мощные туристские потоки во Францию, Испанию, Италию.

Европейские страны по-прежнему принимают наиболь­шее число иностранных туристов. Однако существуют и факторы, ведущие к потере доми­нирующего положения Европы на туристском рынке. Среди них можно выделить следующие:

1) некоторые страны, в частности, на юге Европы (Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия), терпят падение конкурентоспособности вследствие старения ту­ристского продукта;

2) некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к ры­ночной экономике. Конфликт в бывшей Югославии 1999 г. от­рицательно сказался на развитии туризма в Европе в целом;

3) североевропейские страны Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция предлагают дорогостоящий пакет ту­ристских услуг;

4) растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с середины 1990-х гг. успешно развивают турист­скую индустрию.

Анализ внутрирегиональной структуры международных туристских потоков в Европейском регионе показывает, что основные туристские потоки концентрируются в странах Западной и Южной Европы. Северные страны Европы, в частности, Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.

Вторым регионом по объему туристов является Америка. 1996 г. регион посетило 116, 6 млн. человек. Благодаря усилиям стран по развитию туристской индустрии число посетители и объем поступлений от международного туризма постоянно увеличиваются. В отличие от Европы, туристский спрос на американские страны более дифференцирован по странам, однако свыше 1/2 прибытий в регион обеспечивают США,
Канада, Мексика.

Второе место по развитию туризма в регионе занимает Карибский мезорегион, принимающий ежегодно до 14, 4 млн. туристов. Благодаря уникальному природно-рекреационному комплексу, географической близости к крупным рынкам туристского спроса и целенаправленной государственной поддержке турбизнеса, Карибский мезорегион является наи­более специализированным рекреационным районом мира, выделяется масштабом морского круизного туризма.

Туристские потоки в страны Южной Америки относительно невелики вследствие политической нестабильности и слабого экономического положения региона. Основная часть посеще­ний приходится на ведущие по уровню социально-экономиче­ского развития страны – Бразилию, Аргентину, Уругвай, Чили.

Удельный вес Африканского региона в международном туризме является невысоким (3, 6 %) и относительно стабильным. Число иностранных туристов и денежные поступления от них очень малы. Этот регион относится к слабоосвоенным в отношении международного туризма.

За Европейским и Американским регионами по степени развития туризма следует Азиатско-Тихоокеанский. Это са­мый быстрорастущий туристский регион мира. Более 3/4 всех прибытий сюда дает внутрирегиональный туризм, расшире­ние которого является отражением роста доходов, увеличения свободного времени местного населения, снятия правительственных ограничений на туризм в ряде стран, усовершенствования транспортных сетей и туристской инфраструктуры.

В Австралазии туризм особенно успешно развивается в Австралии и Новой Зеландии, где принимают 6 %гостей региона, а также в странах Меланезии, Микронезии и Полинезии, на долю которых приходится 4 % гостей региона. Острова в Тихом океане выигрывают от относительной близости австралийского и новозеландского рынков и, что более важно, имеют отличный имидж в Европе.

Согласно прогнозу развития туристской индустрии Азиатско-Тихоокеанского региона, количество туристских прибытий к 2010 г. достигнет 190 млн. человек, что превысит уровень 1996 г. в 2, 6 раза, при этом основным источником роста будет внутрирегиональный туризм.

Доля Прибытий на Ближний Восток в 1990 г. составила 44 %, в 1996 г. – 8, 2 %, в 1998 г. – 9, 7 %. В 1999 г. этот регион посетило 18 млн. туристов (17, 5 %). За анализируемый период прибытия туристов и денежные поступления колебались, что связано с нестабильностью политической ситуации и низкой степенью безопасности пребывания иностранных туристов во многих ближневосточных странах. Регион первенствует в меж­дународном религиозном туризме. Крупными туристообразующими странами в регионе являются Саудовская Аравия и Еги­пет, которые вместе обеспечивают более 1/5 прибытий в регион.

Туризм в макрорегионе Южная Азия развивается интен­сивно, но значительно медленнее, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За период с 1980 по 1996 г. туристские прибы­тия составили 2, 2 и 4, 3 млн. человек соответственно, а поступления – 1, 5 и 3, 9 млрд. долларов США. Доли прибы­тий туристов в этот регион и денежных поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Регион подвер­жен влиянию мировых политических и экономических кри­зисов и особенно чувствителен к локальным кризисам (поли­тическая нестабильность в некоторых районах Индии, Пакистана, Шри-Ланки). Крупнейшим туристообразующимрынком для региона является Европа. Наибольшее число ту­ристов в регион прибывает из Великобритании – 12 % всех прибытий. Внутрирегиональный туризм развит слабо (28 % прибытий в 1996 г.). Другими крупными туристообразующими регионами для стран Южной Азии являются Азиатско-Тихоокеанский регион и Америка.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал