Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы проведения инновационных мероприятий. Фазы инновационного процесса
Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы. Сопоставимость представленных проектов определяется по: объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.); качественным параметрам инноваций; фактору времени; уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда. Один из важнейших принципов менеджмента — обеспечение многовариантности мероприятий. Без анализа зарубежного опыта, опыта непосредственных конкурентов инвестиции могут уйти впустую. Следует помнить о соотношении 1: 10: 100: 1000, где 1 доллар — «экономия» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора. При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций. Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят. Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом. Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов: at=(1+I)tp, где I — процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования); tp — год приведения затрат и результатов (расчетный год); t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному. При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра). Метод начисления по сложным процентам заключается в том, что в первом периоде начисление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для начисления процентов постоянно меняется. Иногда данный метод называют «процент на процент». Чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше современная величина будущих доходов. С помощью дисконтирования определяется чистая текущая стоимость проекта. Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом» (W). Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, — выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффективности инноваций. Кроме чистого приведенного дохода, для отбора инновационных проектов используют и другие показатели: срок окупаемости (Ток); период окупаемости (Пок) внутреннюю норму доходности (Вд); рентабельность (R). Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой. Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других. Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются: 1. Цели организации, стратегия, политика и ценности: - совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом; - оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта); - соответствие проекта отношению организации к риску; - соответствие проекта отношению организации к нововведениям; - соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект); - соответствие проекта потенциалу роста организации; - устойчивость положения организации; - степень диверсификации организации (то есть количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения; - влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации; - влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации. 2. Финансовые критерии: - размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно); - потенциальный годовой размер прибыли; - ожидаемая норма чистой прибыли; - соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации; - стартовые затраты на осуществление проекта; - предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов; - наличие финансов в нужные моменты времени; - влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств; - необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях; - финансовый риск, связанный с осуществлением проекта; - стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться); - период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат; - возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот); - фондоотдача, то есть отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых); - оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов). 3. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР): - вероятность технического успеха; - патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей); - уникальность продукции (отсутствие аналогов); - наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта; - соответствие проекта стратегии НИОКР в организации; - стоимость и время разработки; - возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии; - воздействие на другие проекты; - патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом); - потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР. 4. Производственные критерии: - необходимость технологических нововведений для осуществления проекта; - соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы); - наличие производственного персонала (по численности и квалификации); - величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов; - потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании). 5. Внешние и экологические критерии: - возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов; - правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству; - возможное влияние перспективного законодательства на проект; - возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта. При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данного учебного пособия, поэтому остановимся на них лишь вкратце. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков: 1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; 2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное); 3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе; 4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии; 5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное; 6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий; 7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное); 8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников; 9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы: 1) описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности; 2) преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения; 3) определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.
20. Характеристика программных продуктов, применяемых для автоматизации информационных и производственных процессов и процедур: CAE-системы; CAM-системы; средства ЭЦП; средства управления проектами; WF-системы; средства функционального моделирования, анализа и реинжиниринга бизнес-процессов
Анализ современных средств моделирования бизнес-процессов
В России для моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно широко используются следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler(ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо упомянутых, активно используются такие средства как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и др. В Таблице 1 представлен перечень инструментальных средств, участвующих в рассмотрении. Представленная информация включает:
- наименование инструментального средства;
- данные о поставщике и представителе в России;
- краткая характеристика инструментального средства.
Таблица 1. Перечень инструментальных средств
Выделим основные критерии, позволяющие из представленных средств моделирования выбрать те, применение которых в России могло бы с большей вероятностью себя оправдать. Такими критериями являются:
- устойчивое положение продукта на рынке (срок его существования, программа развития продукта, система отчетов о проблемах, совокупность применений и др.);
- распространенность продукта (количество проданных лицензий, наличие, размер и уровень деятельности пользовательской группы);
- доступность поддержки поставщика. Такие услуги могут включать телефонную " горячую линию", техническую и консультационную поддержку через представителя поставщика в России;
- доступность обучения. Обучение может проводиться на территории представителя поставщика в России, пользователя или где-либо в другом месте;
- доступность материалов по продукту. Они могут включать компьютерные учебные материалы, учебные пособия, книги, статьи, информацию в Интернете, демоверсии.
Из приведенного в таблице списка инструментальных средств для более подробного анализа выделим те программные продукты, которые удовлетворяют указанным критериям. В этом случае в рамки нашего дальнейшего рассмотрения попадают BPWIn/ERWin, Oracle Designer, Rational Rose, Power Designer, ARIS, по которым ниже представлено более подробное описание.
| №
| Наименование
| Поставщик
| Основной представитель в России
| Краткая характеристика
|
| BPWin и ERWin
| Компания Computer Associates (ранее компания Platinum) https://www.ca.com
| Компания Interface Ltd https://www.interface.ru
| BPWin - инструмент визуального моделирования бизнес-процессов. ERWin - средство, используемое при моделировании и создании баз данных произвольной сложности на основе диаграмм " сущность - связь". Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| Oracle Designer
| Компания Oracle https://www.oracle.com
| Представительство Oracle в России https://www.oracle.com/global/ru/index.html
| Функциональное средство для описания предметной области. Входит в комплекс инструментальных средств Oracle9i Developer Suite по проектированию программных систем и баз данных, реализующих технологию CASE и собственную методологию разработки ИС компании Oracle - " CDM", позволяющих команде разработчиков провести проект, начиная от анализа бизнес-процессов через моделирование к генерации кода и получению прототипа, а в дальнейшем и окончательного продукта. Это средство имеет смысл использовать при ориентации на всю линейку продуктов Oracle, применяемую для проектирования, разработки и реализации сложной программной системы. Участник российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| Rational Rose
| Компания IBM (ранее компания Rational Software, в настоящий момент является подразделением IBM) https://www.ibm.com
| Представительство IBM в России https://www.ibm.com/ru
| Средство моделирования объектно-ориентированных информационных систем. Позволяет решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес-процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое. Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| ARIS
| Компания IDS Scheer AG https://www.ids-scheer.com
| Компания Логика бизнеса https://www.blogic.ru
| Интегрированное средство моделирования бизнес-процессов, объединяющее разнообразные методы моделирования и анализа систем. В первую очередь, это средство описания, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов, чем средство проектирования ПО. Лидер на мировом рынке. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.
|
| System Architect
| Компания Telelogic (ранее компания Popkin Software, в настоящее время является подразделением Telelogic) https://www.telelogic.com
| Компания Тelelogic в России https://www.telelogic.com
| System Architect представляет собой универсальное CASE-средство, позволяющее осуществить не только проектирование данных, но и структурное моделирование. Средство проектирования данных и создания ER-диаграмм является одной из составных частей этого продукта. Один из мировых лидеров, пока еще не представлен на российском рынке. Локализация ориентировочно к июлю 2006 г. Продажа и поддержка пока из Нидерландов.
|
| Power Designer
| Компания Sybase https://www.sybase.com
| Компания Sybase https://www.sybase.ru
| PowerDesigner - средство моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных и объектного моделирования. Участник российского рынка, преследователь лидеров на мировом рынке. Поддержка, продажа, обучение в России есть. Нет информации по количеству проданных лицензий, количеству пользователей, поэтому достаточно сложно оценить распространенность в России.
|
| Re-Think
| Компания Gensym https://www.gensym.com
| Информация по российским компаниям, представляющим данный продукт, не найдена.
| Графическая объектно-ориентированная среда создания и сопровождения интеллектуальных приложений мониторинга, диагностики и управления сложными динамическими системами в реальных и моделируемых ситуациях. Один из преследователей мировых лидеров.
|
| Ithink Analyst
| Компания High Performance Systems https://www.hps-inc.com
| Компания Тора-центр https://www.tora-centre.ru
| Пакет для ситуационного моделирования. Позволяет строить наглядные и точные модели самых сложных политических и экономических ситуаций, используя библиотеку базовых моделей и методы системной динамики. Также используется при анализе инвестиционных проектов и реинжиниринге. Один из участников мирового рынка. Пакет не распространен на российском рынке. Русского интерфейса нет. Продажа, поддержка и обучение в России осуществляется только одной компанией. Учебные материалы на русском существуют.
|
| Workflow Modeler (ранее Design/IDEF)
| Компания Meta Software https://www.metasoftware.com
| Информация по российским компаниям, представляющим данный продукт, не найдена.
| Пакет для функционального и информационного моделирования, анализа и проектирования бизнес-процессов. Используется как составная часть в некоторых известных пакетах типа CIM (Computer Integrated Manufacturing) и САЕ (Computer Aided Engineering) и принят в качестве стандарта для проектов, финансируемых американскими и европейскими спонсорами. Один из участников мирового рынка.
|
|