Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Но все эти достижения меркнут по сравнению еще с одним: кроманьонцы были первыми в мире художниками. 30—40 тыс. лет назад они расписывали стены своих пещер, украшали рисунками одежду, предметы быта, инструменты. То, что сохранило время, свидетельствует о высочайшем уровне их художественного мастерства. Рисунки и скульптура этих неизвестных художников по праву считаются одними из величайших шедевров, когда-либо создававшихся людьми. Это искусство служит отражением духовно наполненной жизни людей палеолита. Хотя первые — впрочем, крайне немногочисленные — опыты в области художественного творчества восходят еще к неандертальцам, только кроманьонский человек овладел сложной техникой создания наскальных изображений. Это была ориньякская культура позднего палеолита, которая отличалась от мустьерской культуры неандертальцев. Из позднего палеолита происходят многочисленные предметы искусства древнейших мастеров, которые могут подразделяться на три основные группы: небольшие предметы, украшенные рисунками, резьбой или гравюрами, настенная живопись и гравюры; фигурки человека (обычно женские) или животных. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Они лепили из глины фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Сравнив рисунки верхнего палеолита с живописью современных австралийских аборигенов, французский историк Анри Брюль пришел к выводу, что и то, и другое — часть охотничьих магических обрядов. Пещерная живопись — первый признак появления религиозных чувств. Древние художники полагали, что дух животных как бы передавался их изображению. Возможно, рисовали шаманы —люди, которые могли, по мнению древних людей, контролировать поведение животных. Если эти изображения имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не больше полуметра. Чтобы добраться до своей будущей «картинной галереи», кроманьонцам приходилось путешествовать по длинным, узким и темным коридорам пещер, преодолевая значительные расстояния. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Можно сказать, человеческое искусство зародилось в подполье или катакомбах. Около 35 тыс. лет назад кроманьонец впервые, как считается сегодня, высек очертания человеческой руки на стене пещеры Бара-Бахау на юге Франции. В пещере Ле Комбарель он вырезал на стенах сотни силуэтов животных и человека. В пещере Руффиньяк и в других местах он оставил цветные изображения животных, нанесенные стержнями, содержащими окись марганца. И в пещере Альтамира на севере Испании, и в пещере Ляско во Франции сохранились чрезвычайно выразительные многокрасочные живописные произведения кроманьонцев. Возможно, пещерная живопись — это попытка человека контролировать размножение животных. Нечто похожее практиковалось австралийскими аборигенами, охотниками и рыболовами. Они проводили ежегодные «церемонии увеличения» в честь плодородия и для магического воздействия на размножение животных, водившихся на их территории. Австралийцы верили в необходимость таких церемоний для поддержания тех видов, от которых зависел человек. Наскальная живопись могла точно так же быть частью ежегодного обряда увеличения вида. Некоторые животные на рисунках изображены в период ожидания детенышей, другие — в процессе размножения. Верили ли люди позднего палеолита, что они могли повлиять на ход размножения животных путем их рисования? Или они думали, что животные каждый год будут возвращаться к тому месту, где в плену оставалась их душа, изображенная на рисунке? Часто встречаются группы изображений. В некоторых пещерах поверх оригинала накладывались еще три рисунка, хотя рядом на стенах было место, никогда не использовавшееся для рисования. Можно предположить, что событие, происходившее в окружающем мире, подкрепляло выбор места художником. Может быть, после изображения рисунка была особенно удачная охота. Возможно, члены какой-либо группы, имевшей вес в обществе в эпоху позднего палеолита, традиционно использовали для рисунков отведенную площадь. Наскальная живопись могла быть также нарисованной историей. Быть может, люди позднего палеолита в своих рисунках вновь переживали события охоты, которая уже имела место. Так до сих пор поступают охотники в пустыне Калахари48. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, придавали ему объем оттенками краски. Помимо создания двухмерных изображений на плоскости кроманьонец с древнейшей поры освоил и объем. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Особенно впечатляют две вылепленные из глины фигуры бизонов, найденные 4* Kottak СР. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., Inc. 1994. P. 189-190. в пещере Тюк д'Одюбер во Франции. Известны также небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта или изготовлялись из глины с примесью костяной крошки и подвергались обжигу. Старейшая в мире печь для обжига керамики была найдена в лагере охотников на мамонтов в местечке Долни Вестонице в Моравии (Чешская Республика). Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет назад (в так называемый мадленский период), то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше. Так, возраст миниатюрной (всего 3, 5 см) женской головки из Брассемпюи в Западной Франции — около 25 тыс. лет. Это произведение, вырезанное из бивня мамонта, чрезвычайно выразительно. К той же эпохе относятся и так называемые Венеры — статуэтки, обнаруженные, например, при раскопках у населенных пунктов Виллендорф в Австрии или Мораваны-над-Вагом в Словакии. Это небольшие, высотой 10—15 см, фигурки женщин, обычно подчеркнуто массивных форм; при этом голова и руки у них не проработаны или отсутствуют, так как мастер-резчик, очевидно, хотел сосредоточить внимание в первую очередь на атрибутах женственности — груди и лоне. Возможно, подобные фигурки символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери. Ведь кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Долгое время считалось, что изображения плодородия должны быть голыми, а на голове у Венеры древний скульптор запечатлел волосы. Однако недавнее исследования (2000) 90 фрагментов глиняных фигурок, в том числе из местечка Долни Вестонице в Моравии, проведенное Ольгой Софер из Иллинойского университета (США), выявили, что Венеры одеты, на головах у них не волосы, а шляпки. В результате ученые доказали, что одежда впервые появилась не у охотников и собирателей, живших 5—10 тыс. лет назад, как считалось прежде, а гораздо раньше — около 30 тыс. лет назад. Для этого археологам пришлось более подробно изучить древнюю технику ткачества, включая искусство плетения корзин из прутьев, а также примитивной одежды из шнурков и бичевок. «Многие годы специалисты проходили мимо известных фигурок европейских Венер, считая их обнаженными, — сказала репортерам доктор О. Софер. — Наши исследования древней техники плетения, которые мы проводим в течение вот уже 10 лет, показали, что на них надета одежда»49. Как считает Стивен Митчел из университета в Рейдинге, 35—40 тыс. лет назад произошел так называемый большой культурный взрыв, после которого стали появляться бусы, брелки, статуэтки, рисунки и гравировки на кости. Однако причины «культурного бума» ученым до конца не ясны. Возможно, это более совершенное строение головного мозга предков современных людей. Клив Гамбел из университета Саутгемптона утверждает, что дело в изменении отношений между нашими предками. Вынужденные общаться с большим количеством себе подобных, они должны были сохранять в голове всю сложную систему взаимоотношений и иерархии. Это требовало незаурядной фантазии и памяти. 49 World's oldest hat revealed. — BBCNews: https://news.bbc.co.Uk/l/hi/sci/tech/725803.stm. Высокоразвитой была у кроманьонцев и культура погребений. Похороны часто были сопряжены с очень сложными обрядами. Покойников, как правило, укладывали в могилу в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Иногда в могилах находят также различные орудия и оружие. Умершим соплеменникам они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Представители ориньякской культуры часто хоронили своих мертвых прямо на местах стоянок. Некоторые племена выкапывали неглубокие могилы в земле, наваливали у изголовья и у ног покойного кучи камней; другие придавливали голову, грудь и ноги мертвеца тяжелыми валунами, чтобы покойник не вздумал объявиться среди живых. Иногда мертвецам связывали руки и ноги и опускали в могилу в скорченном положении, с коленями прижатыми к подбородку; в других случаях тело покойного помещали в пещеру, а вход заваливали тяжелыми глыбами. При раскопках захоронений рядом со скелетом находят обычно оружие, различные дары, украшения, иногда запасы продовольствия. Краткий миг — 20—25 тыс. лет — продолжалась эпоха кроманьонцев. Получив в наследство от более примитивных существ большой деятельный мозг и достаточно практичную технологию, эти новые люди в относительно короткий отрезок времени сделали невиданный прыжок вперед. Можно сказать, что они совершили переворот, последствия которого невозможно переоценить. Становление членораздельной речи и развитие системы речевого общения относятся именно к их эпохе, и к ее завершающему этапу восходят самые древние, едва прослеживаемые истоки современных языков. Мы наблюдаем у них многокрасочное изобразительное искусство — наскальную живопись; первые свидетельства символического мышления и наблюдений за природой, за ее циклами; новые технологии изготовления орудий; активное приспособление к внешним условиям. Без их достижений нынешний мир и мы в этом мире были бы совсем другими50. Последние открытия археологов заставляют пересмотреть время зарождения наскальной живописи. Недавно британскими археологами в Замбии -■ > " Максимов Н. Охотники за мамонтами приближаются к Москве. — https://znanie-sila.ru/news/ issue 110. Intnl. обнаружены пигмент и предметы для рисования возрастом 350— 400 тыс. лет51. Эта находка привлекает прежде всего возрастом — до сих пор самые древние следы пигмента датировались в 120 тыс. лет, а рисунки на стенах пешер — в 35 тыс. В сообщениях информационных агентств говорится о том, что пигмент был найден в пещере, но нет упоминания о рисунках. Один из авторов открытия доктор Лауренс Бархам утверждает, что древние художники использовали краски желтого, розового, красного и бурого цветов. Было найдено 307 фрагментов пигмента, из них 40% темно-красного цвета, 20% пурпурного, 20% светло-красного, 4% розового, 4% желтого, 4% черного. Кого же ученые выбрали на роль наидревнейших художников? Неандертальцы, у которых появились первые признаки духовной культуры — верования, украшения и захоронения, — появились позже. Кроманьонцы, считавшиеся первыми на Земле искусниками и создателями пещерной живописи, пришли в Европу 35—40 тыс. лет назад. Кто был тот человек, который добывал и готовил краски 350—400 тыс. лет назад? Лучше всего на эту роль подходит Homo erectus\ появился 1, 5—2 млн лет назад, исчез приблизительно 400 тыс. лет назад. В том, что наскальная живопись появилась только 30—40 тыс. лет назад, никто из серьезных специалистов не сомневается. Речь идет не о готовом продукте — картине, а об исходных материалах для его получения. Что делал с красящим веществом, полученным искусственным путем через смешивание, Homo erectus? Раскрашивал себя? Но стоит ли называть это занятие художеством? Интересно, что раскрашивал он себя преимущественно в красный цвет. Вопросы остаются без ответа. Итак, наскальная живопись появилась в Европе 30—40 тыс. лет назад, а первые краски изготовили в Африке 350— 400 тыс. лет назад. 31 Earliest evidence of art found // BBCNews. — https://news.bbc.co.Uk/l/hi/sci/tech/733747.stm.
|