Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В словосочетании






Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании; составлять словосочетания.

Повторение: правописание безударной гласной в корне слова.

 

I. Проверка домашнего задания.

Два ученика записывают на доске по одному словосочетанию из первой и второй частей заданного на дом упр. 121, показывая, как обозначается смысловая связь в словосочетании. Остальные по цепочке зачитывают составленные ими словосочетания с указанием главного и зависимого слов.

Дополнительные вопросы:

Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?

— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)

— Как найти зависимое слово в словосочетании?

— Как обозначается смысловая связь между словами словосочетания?

II. Объяснение нового материала.

На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся объясняют выбор орфограмм в этих словах (устно).

 

Пом..гаешь, друг; чудесный, картина; пр..сить, помощь; ше..ствуешь, малыши; смелая, г..рой.

 

— Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? (Нет.)

— Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания? (Изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.)

На доске и в тетрадях записываются словосочетания, образованные из данных пар слов, с выделением окончаний зависимых слов, подчеркиванием предлогов.

Делается вывод: из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. Из данных слов составьте словосочетания. Обозначьте смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями. Укажите, какой частью речи выражены слова в словосочетании, составьте схему словосочетания.

 

Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг; отзываться, похвала.

 

Делается вывод о средствах связи слов в словосочетании: а) окончание зависимого прилагательного; б) окончание зависимого существительного (с предлогом или без него).

2. Составьте и запишите словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.

При анализе словосочетаний учащиеся приходят к выводу, что зависимые слова в них — наречия — не изменяются, то есть не имеют окончаний. Учитель сообщает пятиклассникам, что в таких словосочетаниях слова связаны по смыслу.

3. По мере того как выполняются два предыдущих задания, учитель записывает на доске (с пропуском между строчками):

 

Т а б л и ц а 4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал