Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 63. Согласные твердые и мягкие






Знать: о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости-мягкости согласных.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные: обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах (музей, текст, тема).

 

I. Работа с учебником — с. 107—108. Чем отличаются последние звуки в словах слон — олень? ([н] — [н’].) Первые звуки в словах рука — рюкзак? ([р] — [р’].) Объяснение, как обозначается мягкость согласных при фонетической записи слова.

О т в е т ы н а в о п р о с ы. 1. Сколько пар согласных звуков по твердости-мягкости в русском языке? (15 пар.) 2. Совпадает ли количество согласных звуков с количеством согласных букв? Почему? (Согласных парных твердых и мягких — 30, а букв для их обозначения в алфавите только 15.) 3. Какие согласные не имеют пар по твердости-мягкости?

 

II. Упр. 270 (устно) выполняется по образцу учебника.

— Что влияет на изменение смысла данных слов? (Различие в твердости и мягкости согласных.)

 

III. Запишите, как произносятся слова был — бить, мыть — мил, лил — лужа, лук — люк.

 

IV. Упр. 271.

Запись в раздел «Говори правильно».

му [з’] ей, [т’] екст, [т’] ема.

V. Запись под диктовку.

В выделенных словах учащиеся обозначают мягкие (буквой м) и твердые (буквой т) согласные.

Необходимо отрабатывать умение давать характеристику согласных по твердости-мягкости. Например, планер: [п] — согласный твердый парный, [л] — согласный твердый парный, [н’] — согласный мягкий парный, [р] — согласный твердый парный.

 

1. Редко доносится треск деревьев. 2. Утром мы отправились в ближний лес на прогулку. 3. Утром яркое солнце съело тонкий ледок. 4. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины. 5. Тучи разбежались барашками, прояснело.

 

Домашнее задание: § 53; упр. 272, 273; повторить стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» двум учащимся дается задание подготовиться к выразительному чтению записанных на карточках стихотворения Б. Заходера и отрывка из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину».


Жук жужжал в

густой осоке.

Вол лежал

на солнцепеке.

Жук жужжал,

жужжал, жужжал.

Вол лежал,

лежал, лежал.

А потом спросил:

— Скажите,

для чего вы так

жужжите?

Объясните,

милый жук,

что

дает вам

этот звук?

(Б. Заходер.)


 


Слушал шорох тишину.

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Топот по лесу шуршит.

— Ты куда?

— К тебе лечу.

— Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, шорох, не шурши,

Тихо, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

— Слышу...

По болоту

Вышли цапли на охоту,

Цапли ужинать спешат,

Рыщут — ищут лягушат.

— Слышишь?

— Слышу...

Две букашки

Спать устроились в ромашке,

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Навостри-ка уши,

Тишину послушай!..

(В. Суслов.)


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал