Модуль II— коррекционно-диагностический.
Задачей данного модуля является выявление особенностей раз- вития детей с комплексными нарушениями, что определяет перспективу построения коррекционно-педагогической работы.
В контексте исключительно важного положения Л. С. Выготского «о зоне ближайшего развития» доминирующим принципом здесь выступает динамическое изучение ребенка, благодаря которому появляется возможность отчетливо обрисовать не только его пси- хологический портрет в определенный момент, но и раскрыть потенциальные возможности его обучения.
В ходе динамического наблюдения за детьми в коррекционно- развивающем процессе определяются:
- состояние мотивационной сферы и навыков;
- индивидуальные особенности деятельности ребенка (темп про- хождения материала, объем усвоения учебного материала, сте- пень самостоятельности и др.);
- Уровень общения со взрослыми и другими детьми в процессе Деятельности.
Наблюдение за ребенком в процессе обучения, в режимных
Моментах и в свободной деятельности позволяет составить полное
Редставление о характере и содержании ведущей деятельности,
е особенностях (возможности осуществления самостоятельных
3 *игоре„а 65
действий, активности в достижении результата, характере исполь- зуемой помощи).
Важным условием является систематичность наблюдений, ис- черпывающее и четкое фиксирование полученных данных. При динамическом психолого-педагогическом изучении ребенка от- мечаются его работоспособность, внимание, степень утомления, выявляются также негативные факторы, которые при первичном обследовании могли оказаться скрытыми и проявились только в ходе педагогической работы.
Итогом реализации установок модуля II является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе результатов комплексной диагностики и психолого-педагогиче- ского изучения ребенка в коррекционно-развивающем процессе начальной ступени, а именно: уточняются группа, класс, где дол- жен учиться ребенок, определяются положения построения кор- рекционной педагогической работы.
Границы этого модуля очень расплывчаты, так как он служит промежуточным образованием. С одной стороны, он является ди- агностическим, потому что первичное обследование, по нашему мнению, еще не может дать точных показаний для принятия окон- чательного решения в отношении дальнейшего обучения. С дру- гой — этот модуль имеет коррекционно-педагогическую направ- ленность, потому что ребенок уже погружается в учебно-образо- вательную сферу. Однако действия педагога еще находятся в ста- дии поиска, уточнения, определения наиболее верного пути для дальнейшего обучения.
|