Вследствие этого счёт долгое время оставался только вещественным – использовались пальцы, камешки, пометки и т. п.
С распространением счёта на больши́ е количества появилась идея считать не только единицами, но и, так сказать, пакетами единиц, содержащими, например, 10 объектов. Эта идея немедленно отразилась в языке, а затем и в письменности.
Для запоминания результатов счёта использовали зарубки, узелки и т. п. С изобретением письменности стали использовать буквы или особые значки для сокращённого изображения больших чисел. При таком кодировании обычно воспроизводился тот же принцип нумерации, что и в языке.
Названия чисел от двух (zwei, two, duo, deux, dvi, два…) до десяти, а также десятков и числа 100 в индоевропейских языках сходны. Это говорит о том, что понятие абстрактного числа появилось очень давно, ещё до разделения этих языков. При образовании числительных у большинства народов число 10 занимает особое положение, так что понятно, что счёт по пальцам был широко распространён. Отсюда происходит повсеместно распространённая десятичная система счисления
Задание 7. Составьте к текстам из заданий №2, №6 развернутый сложный план по схемам:
а) I. б) 1.
1. 2.
2. а)
II. б)
III. 3.
Занятие 22.11 Виды письменной научной речи. Конспектирование
Теоретический комментарий
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1.Цитирование (полное или частичное) основных положений текста.
2.Передача основных мыслей текста «своими словами».
3.Смешанный вариант
В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:
конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект, свободный, тематический.
Плановый конспект – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Причем некоторые несложные пункты плана могут поясняться одной-двумя фразами, вносящими ясность, другие – конспектироваться подробно. Это зависит лишь от степени знакомства читателя с материалом.
В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.
Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко | |