Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научный подход к совершенствованию управления организацией.
1. Понятие менеджмента, сфера деятельности менеджмента
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Сфера деятельности менеджмента:
1. Производственная;
2. административная;
3. социально-политическая;
4. финансово-экономическая;
5. маркетинговая;
6. персонал.
2. Особенности менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
1. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
5. выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
6. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
3.Научный подход к совершенствованию управления организацией.
Если речь идет о хозяйствующих субъектах, целью которых является получение финансовых результатов, то здесь вполне приемлемо понятие менеджмента - управление коллективами, группами людей с целью получения прибыли. Менеджмент ориентируется на многосторонний анализ ситуации, принятие неординарных решений, постоянное творчество. Однако это отнюдь не исключает наличия глубоких научных основ менеджмента и необходимости умелого пользования им.
Термин " менеджмент" по сути, является аналогом термина " управление", который применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Особенности американского менеджмента
Основа
| Принцип индивидуализма, личной ответственности, т.е. каждый менеджер несет ответственность
| Особенности структуры управления
| Жесткие структуры управления с четким разделением функций и полномочий
| Главные мотиваторы поведения сотрудников
| Экономические факторы (деньги)
| Стиль поведения руководителя
| Строгая подчиненность сотрудников и выполнение ими должностных функций. Внимание к сотруднику как к исполнителю
| Отношение людей к организации и работе
| Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ
| Принятие решений
| Индивидуальность принятия решения менеджером. Решения принимаются быстро, реализуются медленно
| Должностные перемещения
| Перемещение в должности происходит быстро
| Форма контроля
| Жесткий, формальный контроль
| Требования к повышению квалификации сотрудников
| Традиционные формы обучения и повышения квалификации сотрудников
| Отношение к качеству работы
| Управление качеством – управление качеством продукции. Главное внимание направлено к снижению брака выпускаемой продукции
| Особенности японского менеджмента
1.Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения;
2.Менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей страны.
Основа
| Общественное сознание, отказ от выпячивания собственного «Я», ориентация на коллектив. Коллективная ответственность
| Особенности структуры управления
| Гибкие структуры управления, переход от централизации и децентрализации в зависимости от условий бизнеса
| Главные мотиваторы поведения сотрудников
| Социально-психологические (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму)
| Стиль поведения руководителя
| Представление условий и возможностей сотрудникам проявлять инициативу, делать максимально полезного для организации, не ограничиваясь своими служебными функциями. Установка на подчинение своего «Я» интересам коллектива
| Отношение людей к организации и работе
| Пожизненный найм, переход в другую фирму считается не этичным поступком (дань традиции)
| Принятие решений
| Принятие решения по традиционному принципу консенсуса. Решения принимаются долго, реализуются быстро
| Должностные перемещения
| Медленное должностное передвижение
| Форма контроля
| Мягкий, неформальный контроль
| Требования к повышению квалификации сотрудников
| Специальные требования и форма повышения квалификации, обязательная переподготовка
| Отношение к качеству работы
| Философия управления качеством опирается на отношение к труду всех сотрудников на установление высоких стандартов деятельности. Производить качественную продукцию – производить бездефектную продукцию, оптимально удовлетворяющую потребностям покупателей
| Научное управление (1885 - 1920 г.г.) наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
С возникновением классической или административной школы (1920- 1950.г.) специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Возникновение этой школы связано с именем Анри Файоля, которого иногда называют отцом менеджмента.
Принципы управления Анри Файоля:
1. Разделение труда
| Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа людей, на которые должны быть направлены внимание и усилия
| 2.Полномочия и ответственность
| Полномочия есть право отдавать приказы, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность
| 3. Дисциплина
| Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником. Так же предполагает справедливо применяемые санкции
| 4. Единоначалие
| Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника
| 5.Единство направления
| Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя
| 6.Подчиненность личных интересов общим
| Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба
| 7.Вознаграждение персонала
| Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу
| 8. Централизация
| Централизация является естественным порядком вещей. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий
| 9. Скалярная цепь
| Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена
| 10. Порядок
| Место - для всего и все на своем месте
| 11. Справедливость
| Справедливость - сочетание доброты и правосудия
| 12.Стабильность рабочего места для персонала
| Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации
| 13. Инициатива
| Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, Это придает организации силу и энергию
| 14. Корпоративный дух
| Союз - это сила, она является результатом гармонии персонала
| Контрольные вопросы:
1. Понятия менеджмент.
2. Сфера деятельности менеджмента.
3. Принципы управления по А.Файолю.
Лекция 2. Содержание и задачи менеджмента. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики, Значение дисциплины для подготовки специалистов нефтяной и газовой отрасли
Содержание темы:
Содержание менеджмента, цели и задачи, связь с другими дисциплинами.
|