Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные предметы государственного регулирования на автомобильном транспорте
Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 " Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года"
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Основные принципы государственного регулирования
транспортной деятельности
2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности.
Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью. При этом государство исходит из необходимости сокращения своего участия в транспортной деятельности, которое в настоящее время является, в целом, избыточным.
В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом, государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.
При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.
Единство государственного управления транспортом предполагает:
- развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
- развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
- сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
- координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
- развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;
- координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;
- оптимизацию и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
- согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и " стыковку" транспортных систем отдельных регионов;
- формирование на транспорте единого информационного пространства;
- согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:
- совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
- решение задач оборонного и мобилизационного характера;
- создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
- обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
- обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для ее обновления;
- выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
- проведение структурных преобразований на транспорте;
- устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
- выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;
- выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
- обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;
- совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;
- обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе - в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:
- реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
- развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
- прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;
- инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
- развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
- повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
- развитие социального партнерства на транспорте;
- развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.
Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:
- гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
- распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;
- обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;
- координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;
- координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;
- формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы;
- укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.
Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.
В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:
- принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
- устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
- принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
- решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
- принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.
Органы государственного управления транспортом осуществляют делегирование отдельных функций, связанных с регулированием транспортной деятельности.
Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:
- сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
- дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
- унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
- охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
- замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
- делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.
2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте.
2.1.3. Управление государственным имуществом на транспорте.
Государство повышает эффективность управления государственной собственностью транспорта, а также создает условия, обеспечивающие деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач государственной политики в области имущественных отношений.
Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются:
- совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом;
- поэтапное снятие законодательных ограничений на передачу объектов транспорта в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность при наличии гарантий нормального функционирования и развития указанных объектов после выведения их из федеральной собственности;
- совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли;
- проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач транспортной стратегии;
- внедрение современных компьютерных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования;
- совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ транспортной отрасли.
Основными направлениями работы по совершенствованию условий деятельности участников гражданского оборота имущества транспорта и их правоотношений являются:
- совершенствование норм законодательства в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли, а также ужесточения ответственности лиц, виновных в преднамеренных банкротствах данных организаций;
- разработка законодательства, регулирующего вопросы обращения находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества в государственную собственность;
- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте, осуществляемой в форме капитальных вложений;
- совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам, а также порядка изъятия в бюджет государства доходов государственных унитарных предприятий, получаемых ими от передачи в пользование третьим лицам, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
- содействие созданию интегрированных структур с участием организаций различных секторов транспортной отрасли, иных отраслей народного хозяйства;
- совершенствование методов оценки стоимости государственного имущества транспортной отрасли;
- совершенствование процедур залога государственного имущества транспортной отрасли.
2.2. Развитие рынка транспортных услуг
Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.
Наряду с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
2.2.1. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг.
Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:
- совершенствование антимонопольного регулирования;
- поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
- создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
- устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
- коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более " мягким" формам государственного регулирования, включая добровольную сертификацию;
- поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
- правовое разделение секторов перевозок, выполняемых по найму, и перевозок собственных пассажиров и грузов;
- постепенная замена действующих количественных квот качественными;
- содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.
2.2.2. Совершенствование антимонопольного регулирования.
Основными направлениями совершенствования антимонопольного регулирования являются:
- совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции;
- разграничение рынка транспортных услуг и использования транспортных средств для некоммерческих нужд;
- сокращение естественно-монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе методами антимонопольного регулирования и контроля);
- разработка и законодательное закрепление, а также публичных договоров на оказание услуг субъектами естественных монополий;
- формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений.
Государство не вправе ограничивать доступ операторов на рынок.
Основным инструментом, стимулирующим консолидацию транспортного бизнеса, является ужесточение качественных требований к операторам.
Консолидация может осуществляться на корпоративной основе, путем создания альянсов, пулов, использования других механизмов, которые допускает действующее законодательство.
Сегментами рынка транспортных услуг, где консолидация оправдана в первую очередь, являются гражданская авиация, городской общественный транспорт, международные автомобильные перевозки грузов, международный и внутрироссийский туризм.
2.2.3. Тарифно-ценовое регулирование.
Тарифно-ценовое регулирование должно быть, по возможности, ограничено сферами естественных монополий. При этом обеспечивается баланс интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг.
При регулировании тарифов могут решаться следующие основные задачи:
- мониторинг и общий уровень тарифов в целях ограничения их инфляционного влияния;
- ограничение тарифов сверху в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей;
- ограничение тарифов снизу для недопущения кратковременной реализации транспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности транспортного процесса;
- обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа " объявленного тарифа");
- обеспечение в интересах пользователей транспортных услуг разумной стабильности тарифов.
2.3. Развитие транспортной инфраструктуры
2.3.1. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура развивается на основе следующих принципов:
- приоритетность ликвидации разрывов и очевидных " узких мест", модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;
- сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;
- максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;
- увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;
- приоритетность развития внутригосударственных транспортных коммуникаций;
- экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;
- координация развития инфраструктуры различных видов транспорта, в том числе в интересах обороны и безопасности страны;
- развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;
- специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения;
- учет необходимости резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;
- максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах. Всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;
- оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природной среды;
- развитие государственно-частного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, прежде всего, на основе концессий;
- поощрение создания платных объектов транспортной инфраструктуры, при условии предоставления ими услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами.
2.3.2. Развитие опорной транспортной сети.
Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования занимает опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.
Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил на основе транспортно-экономического баланса.
Транспортно-экономический баланс является основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта.
При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:
приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;
необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;
необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.
Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы.
2.3.3. Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети.
Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры.
Транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.
2.4. Россия на мировом рынке транспортных услуг
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
- последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
- поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
- формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
- активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
- развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
- обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
- участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего в странах СНГ и ЕврАзЭС;
- расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
- реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;
- развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;
- повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;
- участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
- Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.
- Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
- развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;
- увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;
- повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.
2.5. Совершенствование транспортной техники и транспортных
технологий. Развитие транспортного машиностроения
2.6. Гармонизация развития транспортной системы и повышение
ее безопасности
Транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья, не нарушает интересов будущих поколений.
Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет. Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.
Комплекс антитеррористических мер на транспорте строится, исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма, и учитывает необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере.
Действующая государственная система мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах транспорта, а также по созданию методов и средств защиты населения и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, а также на объектах транспортной инфраструктуры должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на транспорте и международным обязательствам, принятым на себя Россией в этой области.
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности транспорт призван выполнять мероприятия по защите населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий. Одновременно недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры.
При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации, и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций, а также подготовка (создание, закупка и техническое обслуживание) комплексно используемых при чрезвычайных ситуациях всех видов наземных, водных и воздушных транспортных средств, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|