Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория познания и методология Гоббса
Гоббс отрицает существование врождённых идей, с которых исходила и в сфере которых вращалась рациональная философия картезианцев. Он считает, что познание окружающей природы начинается с ощущений. Окружающие нас тела проявляют себе через свои акциденции (разнообразные, случайные проявления): покой, движение, цвет, твердость и множество других внешних форм. Акциденции, писал Гоббс, “есть форма под которой окружающие нас тела представляются нам (воздействуют на нас);... есть способность тела, благодаря наличию которой они (тела) заявляют нам о себе... Мы, следовательно, определяем акциденцию как форму нашого восприятия внешного нам тела”. Воздействие внешнего объекта, тела, через наши нервы переносится внутрь нашего организма к мозгу и сердцу. Воспринимая эти импульсы от внешних предметов, человек составляет себе представление о самих предметов. Гобс при этом предостерегает от отождествления наших ощущений с внешними предметами. Видимое через наши глаза Солнце, пишет он, - это не то Солнце, которым оно есть само по себе, вне наших ощущений. Знание природы только через ощущение помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, но оно не дает подлинного знания. Знание через ощущение присуще, по Гоббсу, и животным. Но человек должен идти дальше восприятия мира через ощущения. По Гоббсу, познание бытия вещи, основанное на ощущении и воспоминании (смотри ниже), предшествует познанию сущности вещей, которого мы достигаем только при помощи разума в философии. Подлинное и наивысшее знание даёт человеку только философия. “Метод в изучении философии, - писал он, - есть поэтому кратчайший путь к тому, чтобы на основании знания причин придти к познанию их действий и на основании знания действий придти к познанию их причин”. Как видим, начиная с обязательного для познания сенсуализма, Гоббс приходит к философскому рационализму. Этот философских “поход” философа часто вводит в заблуждениям исследователей его творчества. Одни историки философии зачисляют Гоббса в сенсуалисты, а другие - в рационалисты. Но Гоббс был и тем и другим вместе. Без чувственного познания не может быть никакого познания, но истина постигается только разумом. Он считает, что только на философском уровне человеку открывается истина о сущности вещей. Гоббсу принадлежит известное выражение: “ Истина – дочь разума! ” И в постижении, раскрытии этой истины Гоббс, в отличие от Бекона, несомненно, был рационалистом. Он считал, что индуктивным методом, как то учил Бэкон, человек может познавать только обыденные вещи, не постигая их сущности. Восприятие является результатом действия внешнего тела на наши органы чувств.
|