Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Род,число, падеж существительных.
Упражнение 1. Распределите существительные по группам А) существительные, которые имеют только форму единственного числа; Б) существительные, которые имеют только форму множественного числа;
Слова для справок: масло, мазь, хлопоты, жмурки, соус, обои, весы, бульон, каникулы, счастье, любовь, близнецы, польза, брюки.
2-жаттығ у. Прибавьте окончания -ны/-ні к именам существительным: Дала______, терезе_____, торелке______, кеме_____, ә ке-шеше_____, бала_____, айна_____, кофе_____, қ ала_____, алма____, немере_____, оқ утушы_____, жатақ хана_____, ә же____, нағ ашы_____, оқ ушы_____, перде_____, дә рісхана____. Сә уле______, Ә мина____, Сара____, Алуа_____, Сә ния_____.
Упражнение 3. Подберите антонимы к приводимым ниже существительным. Вражда-______________________________________________________________________________________________________________ Заболевание- ______________________________________________________________________________________________________________ Здоровье- ______________________________________________________________________________________________________________ Любовь- ______________________________________________________________________________________________________________ Нежность- ______________________________________________________________________________________________________________ Радость- ______________________________________________________________________________________________________________ Разлука- ______________________________________________________________________________________________________________ Сомнение- ______________________________________________________________________________________________________________ Старость- ______________________________________________________________________________________________________________ Жизнь- ______________________________________________________________________________________________________________ Шум- ______________________________________________________________________________________________________________ Война- ______________________________________________________________________________________________________________ Свет- ______________________________________________________________________________________________________________ Трусость- ______________________________________________________________________________________________________________ 2-жаттығ у К ниже следующим словам добавьте окончания множественного числа (дар/дер, тар/тер, лар/лер): Task 4. Plural form of Nouns. Stand the following nouns in the plural form (Поставьте следующие существительные во множественное число). A pen, a class, a story, a road, a day, a cat, a bush, a desk, a table, a plate, a fox, a room, a lady, a knife, a chair, a bus, a hero, a match, a way, a house, a family, a flag, a town, a wolf, a country, а lion, a park, a play, a dictionary, a thief, a key, a baby, a plant, a lemon, a peach, a banana, a brush, a star, a mountain, a tree, a king, the waiter, the queen, a man, a woman, an eye, a shelf, a box, the city, a boy, a goose, the watch, a mouse, a dress, a toy, the sheep, a tooth, a child, the ox, a deer, the life, a tomato, a shop. Упражнение 5. Просклоняйте существительные: речь, мать, изобретение, мужчина.
6-жаттығ у. Аударың ыз, –шы, -ші жұ рнақ тарымен жасалғ ан мамандық атауларын бірінші бағ анғ а, қ алғ ан мамандық атауларын екінші бағ анғ а жазың ыз: Посол, врач, ученый, рыбак, сапожник, работник, писатель, учитель, преподаватель, хлебороб, танцор, певец, парикмахер, повар. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Упражнение 7. Образуйте соотносительные с данными существительные, обозначающие названия лиц женского пола. Образец: воспитанник- воспитанница Беглец_________________________________________________________________________________________________________ Продавец______________________________________________________________________________________________________ Пловец________________________________________________________________________________________________________ Американец____________________________________________________________________________________________________ Учитель_______________________________________________________________________________________________________ Земляк________________________________________________________________________________________________________ Француз_______________________________________________________________________________________________________ Карагандинец__________________________________________________________________________________________________ Сплетник______________________________________________________________________________________________________ Бедняк________________________________________________________________________________________________________ Преступник____________________________________________________________________________________________________ 2-жаттығ у. Со словами доп (мяч), ү йрек (утка), ойыншық (игрушка), мысық (кошка), мектеп (школа), балық (рыба), есік (дверь), тарақ (расчёска), кітап (книга), орындық (стул), пышақ (нож), кө йлек (платье), оқ улық (учебник), есеп (счёт), шарап (вино), сабақ (урок), тілек (желание), жауап (ответ), қ онақ (гость), тә ртіп (дисциплина) составьте таблицу:
|