Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О смысле истории






Академическая наука пока что далека от понимания смысла истории, от того, что история – не цепь случайных событий, а следствие того, что происходит в человеческом обществе, следствие нашего мышления и поведения, история для нее – описание прошедших событий, а будущее неопределенно и неоднозначно. Историки пытаются заглянуть в будущее и не видят его, потому что их видение – чисто материалистическое, одностороннее, они не видят главного, что оказывает влияние на исторические процессы, что определяет то или иное течение истории. И поэтому считают, что историю невозможно предсказать и не всегда возможно воздействовать на ее ход.

Это совсем не так, и в настоящее время можно и нужно перейти от истории проб и ошибок, истории войн, катастроф, эпидемий и других несчастий, какой история до настоящего времени является, к истории без войн, истории разумной, созидательной, основанной на универсальных законах истории. Эти универсальные законы истории существуют, и исторические процессы происходят в соответствии с ними и иначе происходить не могут. Эти законы зачастую просты, и уж непременно познаваемы. И лучше человеку, если он будет эти законы знать и соблюдать, жить в гармонии с Вселенной.

 

“Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой. И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно. Пошлю мир на землю вашу; ляжете, и никто вас не обеспокоит; сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча. Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.

Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих,… то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши; и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь” (Левит, 26:3-9,14,16-19).



 

Неверно считать, что жизнь на Земле зародилась сама собой, случайно, что человечество появилось случайно и что все в истории, да и в жизни людей происходит случайно. Библия дана человеку Высшим Разумом, и поэтому она есть авторитетный источник достоверных знаний о существующей реальности. Вопрос в том, чтобы эти знания правильно понимать, именно из-за разного понимания одной и той же информации существует много различных учений.

Как понимать слова в приведенном выше отрывке из Библии "слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно выполнять все заповеди Его". Если это было сказано тысячи лет назад и понималось буквально, то вряд ли такое же понимание должно быть сейчас. Тогда люди видели гору Синай всю в огне, видели Моисея, знали, что он беседовал с Богом, что были даны через него Заповеди, и по уровню развития людей того времени актуальным было буквальное понимание сказанного. Для человека нашего времени эти заповеди не менее актуальны, но только буквальное их понимание вряд ли правильно. И первая заповедь означает обращение к разуму, разумность своего мышления и поведения, изучение реальности и ее законов. Никто не бросает кирпичи вверх, а если бывает недооценка чего-то, связанного с законом тяготения, то это дорого обходится людям. Но еще дороже обходится людям незнание реальных законов Мироздания. И не только незнание, но и нежелание знать. Правильно сказано: "Скорее они умрут, придерживаясь своих привычек, чем отбросят их и будут жить бессмертной жизнью" (Сатпрем, "Разум клеток").



Какое поведение надо считать разумным? Очевидно, что оно должно быть направлено на развитие, на созидание и не должно быть направлено на причинение зла другим или себе. Человек, живущий в гармонии с Вселенной, более уравновешен, меньше болеет, у него улучшается общее состояние. Такое мышление, поведение приводит к решению проблем и излечению. Путь к счастью и освобождению от проблем и болезней должен идти через развитие, духовный рост, любой другой путь есть временное решение. Если причина проблемы не убрана, она продолжает действовать. Человек не случайно, не сам собой появился на земле, а создан с определенной целью, и законы истории для того существуют, чтобы человек выполнял свое назначение, а не для того, чтобы он был счастлив, здоров, богат и любим здесь и сейчас и жил долго и счастливо любой ценой. Именно в этом назначение различного вида страданий и удовольствий. Если страдание – знак отхода человека от своего назначения на земле, то удовольствие – указание на его правильные действия. Конечно, имеется в виду не наркотическое удовольствие, не "химический" рай, к которому кто-то старается прибегать и последствиями которого являются еще большие страдания.

События в жизни одного человека – это судьба, схожие события в жизни многих людей – это история. Наука история есть познание прошлого, а знание смысла истории, философия истории есть построение будущего, разумное влияние на судьбу. Н.Бердяев всегда интересовался проблемами философии истории и много внимания уделял этому вопросу. Он подробно об этом говорит в книге "Смысл истории", да и в других книгах постоянно обращался к этой теме. Историческая наука, говорил он, очень далека от тайны исторического, от смысла истории, от смысла происходящего в человеческом обществе. Находясь в рамках традиционной науки, она не видит смысла истории, мало кто даже знает, что есть смысл в истории, что все, что происходит, не цепь случайностей. "Когда вы читаете научную книгу по истории, то ясно чувствуете, что из истории культуры этих народов окончательно вынута душа, вынута внутренняя жизнь, что вам дается какой-то внешний снимок, внешний рисунок" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). Во время различных переходных периодов, исторических переломов возрастает количество людей, изучающих оккультизм и философские учения. Н.Бердяев говорит, что "катастрофические моменты истории особенно благоприятны для построения философии истории". И наоборот, спокойная обстановка в стране считается менее благоприятной для размышлений, для выводов, для построения мировоззрения. Как практическая необходимость способствует значительному продвижению отдельных отраслей знаний, так и необходимость поиска выхода из острых исторических ситуаций способствует поиску смысла происходящего. Без поиска и нахождения этого смысла человечество живет и действует методом проб и ошибок. Оружие, которое одни люди применяют против других, становится все более мощным, но суть происходящего от этого не меняется. Поэтому история является повторением ранее пройденного, хождением по замкнутому кругу на одном уровне, или почти на одном. Правильную оценку реальности, в т.ч. исторической, нужно делать только на основе правильного понимания реальности. Поэтому вполне возможно, что исследователь, а лучше некоторая группа, может сделать много для урегулирования каких-то разногласий между людьми. Идет помощь от Высших сил, вплоть до урегулирования конфликтов.

Каков же смысл всего, что происходит в истории?

Как дважды нельзя войти в одну и ту же реку, так не бывает в истории двух одинаковых ситуаций. Но как можно многократно входить в такую же реку, так и многократно повторяются в истории такие же моменты, события, которые много раз случались раньше. Восстания, революции, войны, теракты – не "у них" – они у всех нас, и они не в прошлом, они в истории, они всегда, до тех пор, пока не извлечены настоящие уроки, пока не найдены и не устранены причины, которые привели к теракту, к войне. Эти причины – в нас. И войну законченной надо считать тогда, когда будет названа, а затем устранена причина войны, что приведет к прекращению всех войн.

Восстания, революции, войны, теракты – это действия одних людей против других. Землетрясения, извержения вулканов, засуха или наводнение, торнадо, цунами, нашествие саранчи, а в последнее время стали бояться падения метеоритов, которые могут уничтожить все живое на земле – это природные катаклизмы. И если отношения между государствами, народами, как считается, в определенной степени поддаются регулированию, то природные воздействия считаются абсолютно неуправляемыми, и что их можно ожидать в любой момент. Считается, что существует Вселенная, а человеческая цивилизация как бы вставлена в нее, случайно появившись на земле, и происходящие космические процессы могут уничтожить жизнь. На самом деле это совсем не так. Н.Бердяев говорит: "Не история человечества есть часть истории природного мира, а история природного мира есть часть истории. В истории, а не в природе раскрывается смысл мировой жизни. Источники философии истории заложены не в греческой философии, а в Библии" (Н.Бердяев, "Смысл истории" и "Опыт эсхатологической метафизики"). Это только поначалу кажется невозможным, что человек может влиять на то, что происходит в Космосе. Человек призван участвовать в эволюции, в развитии Вселенной, и лучше ему, если он примет этот путь и будет идти по нему. Если человек сам принимает участие в своей эволюции, которая неотделима от эволюции Вселенной, то она происходит быстрее. В противном же случае она идет медленнее и через боли, потери, разные проблемы.

Возможно ли уничтожение жизни, например, падением крупного метеорита, вроде того, что уничтожил динозавров, когда в воздух может подняться много пыли, так что солнечное излучение не дойдет до поверхности земли, наступит резкое похолодание – "ядерная зима"? Если люди будут вести себя подобно динозаврам, то, надо думать, это вполне возможно. Но более правдоподобными надо считать другие варианты, потому что падение крупного астероида уничтожило бы все живое, всех людей. Но люди очень разные, если многие "спят на ходу", то другие принесли и еще принесут много пользы обществу, и вряд ли разумно всех одинаково уничтожать. Надо считать, что шансы у человечества есть: "Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю" (Иер.4:27). Не для того, конечно, создан человек, чтобы быть уничтоженным. Значит, не будет уничтожена жизнь на земле? Не будет "конца света", которого боятся? Это нельзя сказать точно. Ведь существовала же на земле цивилизация, оставившая после себя сооружения, которые современное человечество не может даже повторить. Если Создатель видит будущее, и человечество пока существует, значит, надо думать, оно не погибнет, жить оно будет. Вопрос в том, как оно будет жить.

Трагический конфликт личности и истории неразрешим в пределах истории, говорил Н.Бердяев. Потому что люди не видят смысла истории, смысла происходящего, все считается случайностью, ни от кого и ни от чего не зависящей, а только от воли случая или "злых людей", которые по своей воле, из различных эгоистических, ненавистнических побуждений идут войной на другие народы. Это не так, история подчиняется вполне определенным реальным законам, и тот или иной ход истории полностью зависит от поведения людей. "Наполеон был орудием необходимости, восставшей на человеческий произвол" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Существуют страны и народы, огромная роль которых в истории определяется не положительным, творческим призванием, а той карой, которую несут они народам за их грехи. И более всего это можно сказать о Турции. Образование великой Турции в Европе, ее власть над христианскими народами – это была кара, ниспосланная за грехи Византии и христианских народов Европы. Турция, как великая империя, всегда держалась взаимной ненавистью и распрями христианских народов. Сохранение статус-кво в Турции было низкой, трусливой и завистливой политикой великих европейских держав. Таким путем не давали России выявить в мире свою мощь и исполнить свое призвание. И если эта беспримерная война не решит восточного вопроса, то человечеству грозят новые, страшные войны. Нередко сохранение статус-кво означает сохранение огнедышащего вулкана, который раньше или позже извергнет лаву" (Н.Бердяев, "Судьба России").

Значит, Россия в чем-то стала отклоняться от своего пути, от своего предназначения, и ее стали поправлять Свыше, корректировать путь. Эта корректировка бывает, вернее, кажется порой очень жесткой.

 

"Панмонголизм! Хоть имя дико,

но мне ласкает слух оно,

как бы предвестием великой

судьбины Божией полно.

Когда в растленной Византии

остыл божественный алтарь

и отреклися от Мессии

иерей и князь, народ и царь –

тогда он поднял от Востока

народ безвестный и чужой,

и под оружьем тяжким рока

во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

мы научиться не хотим,

И все твердят льстецы России:

ты – третий Рим! Ты – третий Рим!

Пусть так! Орудий божьей кары

запас еще не истощен.

Готовит новые удары

рой пробудившихся племен.

Как саранча, неисчислимы

и ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

идут на север племена.

Смирится в трепете и страхе,

кто мог завет любви забыть…

И третий Рим лежит во прахе,

а уж четвертому не быть". (Вл.Соловьев, Панмонголизм")

 

Понятно, хотя и не до конца, почему "нездешние силы" охраняют народы, группы людей и отдельных людей, готовящих войны, теракты и т.д. Известно, что много покушений было на Гитлера, но каждый раз происходила какая-нибудь "случайность", и покушение срывалось. Сколько раз можно было бы в различных случаях сказать: прямо мистика какая-то. Конечно, слова Библии "не делай другим того, чего не хочешь себе" относятся ко всем без исключения, и те люди, которые не прислушиваются к предупреждениям, получают в определенное время то же, что делают другим. Без этого невозможно правильное понимание истории, того, что происходит в истории государств и народов и в судьбе отдельных людей.

А как должно быть? Не делай зла – и не получишь зла. Страшные преступления, творимые ранее людьми, не могут остаться безнаказанными. Законы нравственности имеют мало смысла, если нет подтверждения их действенности. Жизнь не прекращается со смертью, и каждый человек в каждый момент строит свое будущее и будущее своих детей, и каждому человеку некого винить в своих бедах, кроме себя. Конечно, эта сложная тема должна изучаться и в дальнейшем, и она изучается, и она будет продолжена.

 

О причине войны. "Бывают болезни, которые сопровождаются сыпью на лице. Сыпь эта есть лишь знак внутренней болезни. Внешнее устранение сыпи лишь вгоняет болезнь внутрь. От этого болезнь может даже ухудшиться. Нужно самую внутреннюю болезнь лечить. Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на теле человечества, от которой нельзя избавиться внешне и механически. Мы все виноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной" (Н.Бердяев, "Судьба России"). "Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни. Такова природа всякого материального насилия – оно всегда вторично, а не первично" (Н.Бердяев, там же). "Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла" (Н.Бердяев, там же).

Когда начинается война, то "для кого война, для кого – мать родная". Затевают войны и ведут войны и стараются нажиться на войнах люди с невысоким уровнем развития. Хотя может показаться, что начинающие войну в чем-то талантливы. На самом деле это не талант, а сильная зависимость от каких-то человеческих пороков, слабостей и страстей. Морально-нравственный стержень личности у них отсутствует, и сама личность отсутствует. Т.е. человек сам как бы закрывает свою личность, не дает ей проявиться. Индивидуальность и личность – это далеко не одно и то же. Каждый может стать Личностью, Человеком, но не каждый хочет.

Назначение человека на земле – развитие, цель жизни – возвращение к своим истокам. Возвращение не в том же состоянии, в каком они были изгнаны, ничего не знающими, а "как боги, знающие добро и зло". Поэтому Н.Бердяев сказал, что "возвращение не есть путь назад, возвращение есть путь вперед". В этом – смысл всей истории, всего происходящего как с человечеством, так и с каждым человеком. Для этого была сотворена Вселенная, земля и все, что на ней. Для этого были даны людям через Моисея Заповеди, для этого Бог избирал пророков, чтобы вести людей по Пути. Для этого приходил Иисус Христос. Весь Ветхий завет есть, с одной стороны, смысл истории, показанный через историю одного народа. С другой стороны, Ветхий завет есть обещание пришествия Мессии, и Новый завет – завет Мессии, как путь к преображению, просветлению и воскресению. "История есть свершение, имеющее внутренний смысл, некая мистерия, имеющая свое начало и конец, свой центр, свое связанное одно с другим действие, история идет к факту – явлению Христа, и история идет от факта – явления Христа" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Абсолютный человек – Христос, Сын Божий и Сын Человеческий стоит в центре и небесной, и земной истории. Он является внутренней духовной связью судеб. История потому только и есть, что в сердцевине ее есть Христос" (Н.Бердяев, там же).

Доперестроечное понимание истории было видением ее с одной стороны, послеперестроечное – видение с другой стороны, и можно долго выяснять, какое правильнее. Соединенные в одно, эти две точки зрения дали бы несколько более полную картину, но до полного и правильного понимания было бы еще далеко. История для того существует, чтобы извлекались уроки и делались выводы, чтобы прийти к смыслу истории. Только видение истории с точки зрения Полного знания может дать и дает правильное понимание того, что происходит. "Чтобы увидеть будущее, надо оглянуться назад". История – бесценный источник знаний, опыта, который еще не раскрыт по-настоящему. Если мышление людей со временем не меняется, то почему тогда должна измениться история?

Не лишний раз напомнить об одной заповеди, не забытой совсем, а неправильно понимаемой: "помни день субботний". Смысл ее понимается как повеление отдыхать один день в неделю. "И освятил Бог день седьмой". Но Бог не нуждается в отдыхе: "Бог не утомляется и не изнемогает" (Ис.40:28). А смысл ее совсем в другом. У каждого человека свое мировоззрение, и каждый считает правильным именно свое понимание, и живет в соответствии с ним. И каждый в соответствии с ним имеет "свои" проблемы и болезни. И чтобы мировоззрение сделать более правильным, более соответствующим реальности, и дана человеку заповедь: помни день субботний. Соблюдение субботы означает размышления о правильности своих слов, мышления и действий. И это пожелание каждому человеку, на каком бы уровне он ни находился. Только имея правильное представление о смысле истории, можно принимать участие в строительстве будущего – своего и других людей. И это есть достойная человека задача. И тогда "придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего" (Втор.28:2). Относительно спокойная жизнь считается мало благоприятной для поиска смысла жизни, духовного роста человека. Но именно это время является наиболее подходящим для размышлений, поиска смысла происходящего.

 

Ф.Фукуяма ("Вопросы философии", 1990г, №3) говорит, что история закончилась: "конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества в универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления". "Конец истории печален... В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории".

Как это история закончилась? Мы еще и не жили по-настоящему, по разуму, по НАСТОЯЩИМ ЗАКОНАМ ВСЕЛЕННОЙ, частью которых являются законы истории. Историческая наука и общественное сознание еще далеки от понимания смысла истории. История может закончиться, если только развитие человечества закончилось. Потому что если жизнь, развитие продолжается, то об окончании истории не может быть и речи. Конечно, история, которую мы знаем сейчас, есть история мало осознаваемая, когда люди действовали и продолжают действовать, совершая много ошибок из-за неверного представления о реальности, страха, эгоизма и лени. И на этих ошибках иногда учатся, постоянно "едят от дерева познания" и постоянно сами себя "изгоняют из Рая". Конечно, история не была однообразной, равномерно-линейной, и в определенные периоды происходило ускорение развития, но чаще происходило «повторение пройденного». Хотя знание, изложенное в Библии, правильное видение реальности есть в подсознании каждого человека, люди больше надеются на свой разум и на достижения науки и техники.

Правильнее считать, что разумная история, в определенном смысле, в масштабах общества еще даже не началась. "Окончательная форма правления" может быть основана только на Космических, Высших законах, она должна быть основана на бесклассовом обществе, на равноправии всех людей, независимо от национальных и других различий, на гарантии их прав и свобод – при обязательном условии духовного роста общества в его верном понимании. В душе (в подсознании) каждый человек стремится к воплощению высших идеалов добра и справедливости. При верном их понимании всегда совпадают интересы личности, общества и государства. И если в основе западной демократии, основанной преимущественно на материальных ценностях – определенное противостояние различных слоев общества, то в основе бесклассового общества – вначале по преимуществу их сотрудничество, а по мере развития общества – полное или практически полное сотрудничество. И такое устройство общества, основанное на сотрудничестве, и может быть принято за окончательную форму правления.

Исследователи говорят, что развитие человека может быть или добровольным, или принудительным. Лучше для человека, если оно будет добровольным, когда человек сам ищет ответы на главные вопросы бытия и находит их и живет в соответствии с ними. Идя по пути развития, человек действует заодно с Вселенной, находится в гармонии с ней. Такой путь – более быстрый и более интересный. Принудительное же развитие означает, что человек поступает так, как ему кажется правильным, игнорируя и Вселенную, и ее законы, действует, как он считает, во благо себе – и в результате лишает себя этих самых благ. Потому что эти самые блага не есть самоцель, но люди делают их целью жизни. Боли, страдания считаются злом, и человек стремится любым способом избавиться от них, не понимая, что сам их «заработал». В наше время уже нужно с правильных позиций изучать и делать историю, т.е. провести анализ исторических процессов с целью подтверждения библейских утверждений. Можно уже сейчас определить, какие выводы будут сделаны при правильной оценке реальности. Общие выводы будут такими: сказанное в Библии соответствует действительности, реальным историческим процессам,

Сложная история Израиля и России, кажется, не может быть разумно объяснена. Даже с позиции Полного знания непросто объяснить историю этих стран. Но объяснить нужно, выйти на причину происходящего нужно, и устранить причину негатива, выйти из кажущегося необъяснимым круга проблем, не ждать со страхом метеоритов из Космоса или еще чего-то, что может уничтожить жизнь на Земле. Не проходить больше через революции, войны мировые и локальные, перестройки и еще многие большие и малые проблемы, чтобы не проходить больше через периоды мрачные и чтобы остались только периоды светлые. Н.Бердяев пишет, что никогда не бегал в бомбоубежище, а если среди ночи просыпался от довольно близких взрывов, то переворачивался на другой бок и тут же засыпал. И это следствие его правильного видения реальности, отсутствия страха перед Высшими силами. Можно жить без болезней и без войн, а для этого не нужны таблетки от всех болезней и абсолютное, непобедимое оружие.

Планируется организовать службу слежения за космическими объектами с целью недопущения их столкновения с Землей. Но это напрасная трата времени и средств. Потому что человеческое общество есть часть Вселенной, и если Вселенная посчитает нужным уничтожить человечество, то у нее есть для этого еще множество других способов, даже и не столь экзотических.

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал