Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея написания песни






 

Впервые такая идея появилась весной 2009 года. Тогда я начал обобщать материалы готовящейся к изданию серии книг об улицах, домах и жителях Гатчины. При этом обнаружилось, что история нашего города XIX – начала ХХ века неразрывно связана с квартированием в Гатчине лейб-гвардии Кирасирского полка.

До этого я уже писал о Кирасирском полку в серии моих книг «Старая Гатчина. Летопись и очерки медицинской жизни». Но, во-первых, речь там шла в основном всё-таки о медицинской жизни полка, а, во-вторых, там почти не говорилось об офицерах-кирасирах.

 

Когда я начал собирать материалы о жизни обитателей Гатчины, меня поразила трагическая судьба офицеров Кирасирского полка. Их жизнь и судьба – пример честного исполнения гражданского, воинского долга и Присяги; пример – достойный подражания! В самый трудный период жизни Российской империи, во время Великой войны 1914 – 1918 годов и в период Смуты 1917 – 1920 годов, офицеры-кирасиры, эти, казалось бы, избалованные аристократы, проявили себя как истинные герои и патриоты! Вот как это описано в песне, которую сочинил офицер Кирасирского полка Борис Николаевич Третьяков:

 

Жизнь офицеров-кирасиров, их героическая и трагическая судьба подвигли меня написать песню о них, о полку, в котором они служили, о городе, в котором они жили.

 

 

Текст

 

Не знаю как это бывает у других авторов-песенников, но у меня вначале вообще не было какого-либо плана будущей песни. Просто, первые слова её текста появились сами собой. Уже и не помню, были ли это слова одного из куплетов, или – слова припева. Важно другое: возникла необходимость всё-таки выстроить схему содержания текста.

Тут можно было выбрать несколько вариантов. Например, рассказать об истории и наиболее важных вехах боевого пути полка. Но тогда в песне было бы слишком много куплетов и песня превратилась бы в балладу. Это не отвечало поставленной задаче: рассказать о славной и трагической судьбе офицеров-кирасиров.

Можно было, наряду с рассказом о славном пути полка, описать детали формы, снаряжения и оружия кирасиров. Но это опять-таки не соответствовало бы поставленной задаче.

В результате был выбран другой путь построения содержания текста. Всего получилось четыре куплета. Это, на мой взгляд, оптимальный для песни объём. Причём, в эти четыре куплета уложилось немало информации. Были освещены некоторые моменты истории полка, цели и задачи службы кирасиров. А главное: вся песня оказалась пронизана чувством патриотизма офицеров-кирасиров, их любви к России и Гатчине!

 

Целью службы созданного 8 апреля 1704 года по Указу Императора Петра I лейб-гвардии Кирасирского полка была охрана Императорского Престола. Об этом повествуется во втором куплете. А почему не в первом?

Да потому, что обычные гатчинцы могли увидеть весь полк во всей красе только раз в году – на параде. Ежегодно 9 мая, в день Святителя Николая Чудотворца, отмечался в Гатчине полковой праздник кирасиров, начинающийся парадом на Дворцовой площади. В глазах гатчинцев именно сцена парада олицетворяла Кирасирский полк. Парад был итогом напряжённой боевой учёбы. Как можно было проверить выучку кирасиров? Только тремя путями: в сражении, в ежегодных маневрах в поле, и на параде. Но сражения не бывают частыми, а маневры полка проходили вне Гатчины, под Красным Селом. Остаются парады. Поэтому рассказ о полковом параде и ведётся в первом куплете, чтобы показать как воспринимали полк простые гатчинцы.

 

 

Во втором куплете и в припеве говорится о том, о чём навсегда сохраняли воспоминания все офицеры-кирасиры: о квартировании полка в Гатчине. Этот период длился более 90 лет: с начала 1820-х и до 1918 года. Мне не удалось установить точную дату появления полка в Гатчине. Первые свидетельства об этом датируются 1822 – 1823 годами. Но и годом-другим позднее вне Гатчины всё ещё находились некоторые подразделения полка, в т. ч., часть лошадей. Лишь во второй половине 1820-х полк окончательно встал на гатчинские квартиры.

 

Нижние чины полка укомплектовывались рослыми смуглыми брюнетами. Масти коней по эскадронам отличались: 1-й эскадрон – золотисто-рыжие; 2-й – рыжие белоногие; 3-й – рыжие со звёздами; 4-й – тёмно-рыжие и бурые. Масть коней трубачей была серой. На старых живописных полотнах сразу можно было различить: какой эскадрон изображён. А историческую компетентность современных художников можно проверять по тому, правильно ли они изображают масть коней кирасиров.

Вот, к примеру, картина 1856 года. Можно предположить, что на ней изображены кирасиры 4-го эскадрона, масть коней которого была тёмно-рыжей или бурой. А всадник на сером коне – это трубач.

 

Третий куплет песни посвящён переломному и судьбоносному периоду истории полка: Смуте. В условиях братоубийственной Гражданской войны полк сумел сохранить главное: свою честь. А для этого надо было выполнить всего одно главное условие: остаться верными Присяге! Ни один офице-кирасир Присягу не нарушил!

И хотя судьба почти всех офицеров-кирасиров была трагической, но ещё более трагической, а порой и гибельной, оказалась судьба тех офицеров-гатчинцев (не кирасиров), которые, нарушив Присягу Императору, пошли на службу советской власти. Факты древней, новой и новейшей истории убеждают нас в том, что сохранить верность Присяге всегда лучше, чем её нарушить, какими бы, казалось, благими намерениями это не вызывалось!

 

В четвёртом куплете показана трагедия гражданской войны, в которой не бывает победителей и побеждённых: страдают в итоге и те, и другие. Но, согласитесь, в любом случае почётнее было оставаться честными и перед людьми, и перед Родиной, и перед Богом! Офицеры-кирасиры сохранили честь. А как они любили Родину доказывает то, что, оказавшись, в изгнании, в чужих странах, они тщательно сохраняли в своём домашнем укладе всё русское; сохраняли в семье русский язык; в русском духе воспитывали своих детей. И это при том, что почти треть гатчинских офицеров-кирасиров были не русскими по национальности!

 

Повторяющийся несколько раз припев песни содержит нотки любви к Гатчине, ностальгии по её улицам, дворцам, озёрам и паркам.

Обратите внимание на строфу припева:

С милой гатчинкой роман

 

Именно эта строфа вызвала наибольшие споры при сочинении песни. Дело в том, что в обсуждении текста, и даже в сочинении некоторых строф, принимали самое активное участие члены нашей семьи: моя жена Надежда и дочь Лидия. Особенно пригодился при этом опыт Лидии, поэтессы-песенницы, пишущей под именем Лидии Кузьминой и имеющей к этому времени в своём активе уже три песни, записанные на CD.

 

Мой первоначальный вариант этой строфы гласил:

 

С юной барышней роман

 

Но на семейном совете решили, что это звучит как-то неопределённо: что за барышня? Может быть, она вообще не из Гатчины? Да и слово «юная» в наши дни может толковаться несколько двусмысленно. Поэтому предлагались и другие варианты:

 

С юной гатчинкой роман

Со смолянкою ( или – с институткою) роман

 

Но и эти варианты были отброшены по названным выше причинам. В конечном итоге появилась строфа

 

С милой гатчинкой роман

 

С содержанием этой строфы связана одна интересная особенность пребывания офицеров-кирасиров в Гатчине. Офицерами в полку служили представители лучших дворянских семей России. Молодые, блестящие, состоятельные офицеры Кирасирского полка были неодолимой приманкой для гатчинских девушек на выданье! Многие гатчинские красавицы мечтали сделать такую выгодную партию. Но, увы, я что-то не припомню ни одного случая выхода молодых гатчинок замуж за офицеров Кирасирского Ея Величества полка. Так что отношения офицеров-кирасиров с гатчинскими красавицами так и оставались всегда лишь на стадии романа.

 

Внимательный человек заметит, что после четвёртого куплета припев поётся чуточку по-другому. Разница заключается всего лишь в изменении одного слова: в четвёртом, последнем, припеве вместо «… СНИЛОСЬ вам во сне» поётся «… СНИТСЯ вам во сне». Разница, казалось бы, небольшая. Но какой глубокий смысл кроется за этим: если «СНИЛОСЬ» – это воспоминания здравствующих офицеров об их пребывании в Гатчине, то «СНИТСЯ» – должно означать оставшиеся навсегда воспоминания офицеров, спящих вечным сном в могилах на чужбине.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал