Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. 1. педмет и задачи курса истории






1. педмет и задачи курса истории. в чем сущность исторического знания.

для того, чтобы правильно ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, необходимо, прежде всего по новому осмыслить весь долгий путь исторического развития, пройденный нашим народом и государством история, в переводе с греческого означает повествование о том, что узнано. история делится на историю природы и историю человечества. история человечества – это наука, изучающая развитие человеческого общества, с целью понимания его прошлого настоящего и будущего. предмет истории это изучение, как зародилось, развивалось и сегодня функционирует российское государство. основные задачи это три: познавательная или интеллектуальная, т.е. она направлена на расширение нашего кругозора, знаний, основанных на опыте предыдущих поколений. вторая – это практическая, позволяющая использовать опыт прошлых лет и дающая нам свое понимание будущего и настоящего нашей страны. третья - мировоззренческая – история и ее знание позволяет каждому из нас формировать свои гражданские качества, свое отношение к родине и ее судьбе.

 

2. основные этапы становления древнерусской государственности. образование государства киевская русь.

наша страна имеет богатую историю и прошла несколько этапов становления государства. это такие этапы как: киевская русь, феодальная раздробленность, российская империя, советская россия, и нынешняя россия. начало наши предки положили в киевской руси, когда к конце 9 века 15 восточных племен образовали первое государство, оно стало колыбелью для трех народов: украинцев, белорусов и русских. хотя собственно российское государство было создано на базе московского, после объединения и освобождения от монголо-татар. существует несколько теорий возникновения этого государства это норманнская, которая говорит о том, что именно варяжские племена, варяжские князья, рюрик, создали российское государство. и ломоносовская. ломоносов говорил, что еще до рюрика киевский князь кий создал киевское государство, киевскую русь. это было ранее феодальное государство, где в значительно более поздний период начали развиваться феодальные отношения, но начинало оно свое развитие по западному образцу. все население было свободное и существовали вассальные отношения между князем и его подданными. собственность, или вотчина, возникла значительно позже, где-то в 11-12вв. особенность и отличие этого государства от западного в том, что оно возникло как многонациональное, в условиях колонизации (освоение необжитых земель). тогда как на западе, варвары, галлы, готы, пришли в римскую цивилизацию, где уже существовали дороги, архитектура, наука, образование, военное дело. наши же предки создавали все сами, с нуля. их соседями были дикие кочевники, которые, наоборот, брали что-то у нас, поэтому развитие киевской руси шло более замедлено, чем у европейских стран, где в 9-м веке уже возникло королевство франков, а у нас только начиналось объединение племен. но в 10-11 веках оно уже было довольно развитое, но после того, как уже было принято христианство. и вообще, связь с византией, у которой мы и взяли христианство, очень много дали нам, и технических новинок, и культуры. потому что предки наши до владимира были язычниками. поэтому крещение руси стало очень важным фактором культурного и политического развития руси. укрепились связи с христианским миром и европой. но это гос-во было очень не прочным и его главная ф-я была оборонительная, защищать европу от степняков кочевников. когда угроза исчезла, после того как были разгромлены хазары, половцы и печенеги, начинается период феодальной раздробленности в 11-12 вв. русь развалилась на 15 гос-в, которые поддерживали между собой связи. это был объективный процесс, все государства через него прошли, но в нашей стране он затянулся на 300 лет, в результате чего мы стали жертвами татаро-монгольского нашествия.

 

3. татаро-монгольское нашествие и его влияние на историю росси.

после смерти чингиз-хана, его внук батый получил огромную территорию на восток, куда попали и русские земли и в 1238 а затем в 1240 году хан батый совершил 2 похода на русь, в результате которой русь на 240 лет попала под власть татаро-монгольского иго. историки спорят, о том, что принесло нам татаро-монгольское иго. положительная версия состоит в том, что если бы они не включили нас в состав золотой орды, то русские земли были бы захвачены западными народами, более развитыми, которые хотели насадить католическую веру. отрицательная заключается в тех последствиях, которые влекло за собой иго. последствия были очень тяжелые. экономические: около 70 городов были совсем уничтожены, уменьшилось население страны. люди несли многие повинности в пользу татар. культурные: фактически у нас не осталось памятников культуры. но татары не покушались на нашу веру и не стремились искоренить быт и уклад жизни русских людей, что в конечном итоге способствовало объединению руси. они очень сильно повлияли на модель древнерусского государства. если киевская русь развивалась по западной модели, то когда возникло московское государство, то оно стало развиваться по азиатской модели, которой характерно: божественный характер власти, подчинение всех, даже высших слоев населения, царю. полное бесправие. у русских не было пыток, не было смертной казни, а теперь начали сажать на кол и т.д.

 

4. внешняя и внутренняя политика ивана iii, образование независимого централизованного государства.

к 15 веку русские земли восстановились, и появилось стремление у всех слоев населения стремление к образованию единого гос-ва. потому что все понимали, что, только объединившись, можно свергнуть татаро-монгольское иго. главную роль в объединении руси сыграла москва и такие князья как, иван колита, дмитрий донской, затем иван iii и его сын василий iii. иван iii стал объединителем, он включил в состав московского гос-ва почти все русские земли. он установил новую систему власти, когда все люди стали его подданными. в киеве были вассалы, свободные люди, а при нем стали подданные, и уход от него уже рассматривался как государственная система. он ввел первые элементы госаппарата, появились первые приказы, при нем функционировала первая боярская дума. он женился на племяннице последнего византийского императора софьи палеолог и взял очень много из византийской организации власти, в том числе и двуглавый герб. он первый стал называть себя государь всея руси, до этого были князь, великие князья. в то же время его власть не была единоличной, потому что в стране сущ-ло много его родственников. у него было 4 брата и соответственно 4 удела. уделы были фактически самостоятельными. они подчинялись москве, но в пределах своего княжества они были самостоятельными. т.е. еще остались какие-то элементы демократии. а вот покончил с ними иван грозный

 

5. внутренняя политика ивана iv

иван грозный в 17 лет стал первым русским царем, до этого русским царем был татарский хан, а иван iii был великим князем. иван 4 вошел в историю как иван грозный, его политику можно разделить на 2 этапа: первый этап это этап реформ, когда он, с помощью реформ, и ближайшего окружения, так называемой избранной рады, пытался укрепить гос власть, покончить в боярским своеволием. для этого он ограничил власть наместников на местах, прекратил так называемое кормление, т.е. финансовую самостоятельность и ввел единый гос налог, который поступал теперь на прямую в москву. он управлял странной с помощью избранной радой, затем он первый начал собирать так называемые земские соборы, общие съезды представителей от всех городов, уездов, на которых решали общегосударственные проблемы. в этот период его власть была сословно самодержавная. т.е. и царь был, и сословия были. а затем, после смерти его жены анастасии он обвиняет все свое ближайшее окружение, что они довели ее до смерти, что они хотят его сместить, устраивают заговоры. и иван 4 отказывается от власти и уезжает в монастырь. а затем, когда его упрашивают вернуться, он требует себе чрезвычайных полномочий. он вводит опричнину. начинается второй период. за этот период он с помощью террора, убийств, насилия полностью подчиняет себе страну, и его власть становится самодержавной и деспотической. итог его правления заключается в том, что он централизовал власть, укрепил ее, но сильно и подорвал ее. и после смерти его сына федора в стране начинается смутное время. это гражданская война, постоянная смена власти. это лжедмитрий 1, василий шуйский, лжедмитрий 2, семибоярщина, интервенция поляков и шведов, голод, обнищание людей, бесправие полное, безвластие, которое закончилось в 1612 году, когда на земском соборе новым царем был избран михаил романов. и начала функционировать династия романовых.

 

6. становление российской империи. реформы петра. начало модернизации россии.

в 17 веке, когда петр пришел к власти, россия значительно отставала в своем развитии от западных стран, в которых в то время уже происходило зарождение капиталистических отношений. а россия как была, так и оставалась аграрной страной, которая долгое время находилась в изоляции от европы. у нас святая русь. поэтому, когда петр поехал в европу, то был сильно удивлен тем уровнем развития, который он там увидел. и из этого он сделал вывод, что нужны глубокие кардинальные реформы, которые помогут россии за короткий срок догнать запад и войти в число европейских стран. для этого он осуществил: реформу в экономике, культуре, военном деле и т.д. какой в итоге был результат: россия, во время его царствования сделала скачек в своем развитии. по армии, по флоту, по своему экономическому развитию она вошла в число развитых европейских стран. россия стала империей, получила выход к балтийскому морю, стала торговать металлом. в общем, в россии произошли большие изменения, но в то же время, в россии еще больше усугубилось положение крестьян, и усилилась власть императора, она стала практически абсолютной. т. к. петр взял на западе только технику и технологии, а образ жизни и политическую систему запада не воспринял. в и итоге россия так и не стала европейской страной по духу, она осталась азиатской, где еще существовало крепостное право, поэтому он не перенял у запада ни образ жизни, ни конституцию, ни форму правления. и в результате ситуация в стране еще больше ухудшилась, усилились противоречия между классами, правящими верхами и низами. общество русское раскололось на 2 слоя: узкий слой европеизированных дворян и на крестьян, ремесленников, простой народ, который продолжал жить в нищете, гнете крепостного права, в невежестве. поэтому отношение к петру неоднозначное, с одной стороны мы считаем его великим, а с другой, многие историки говорят, что он не сделал даже то, что надо было сделать. и, поэтому, после его смерти россия снова начала отставать, потому что россия держалась только на силе и только на одном человеке.

 

7. реформы екатерины ii. «просвещенный абсолютизм» в россии.

18 век стал веком просвещения, когда французские просветители руссо, дидро и др заявили о том, что все люди равны, что гос возникло в результате общественного договора, а не божественно, как в у русских царей. и главную роль в развитии должна играть наука, образование, а на троне должен находиться просвещенный монарх, который будет относиться к своим подданным, как отец к своим собственным детям. екатерина 2 пыталась проводить такую политику, показать, что она просвещенный монах. она активно проводила реформы в области образования, просвещения. успешно проводила внешнюю политику, в результате этого к россии были присоединены кубань и крым. но, в тоже время эта фигура не однозначная, потому что при ней крепостничество достигло наивысшей точки. вот, после нее начинается спад, а она именно превратила русских крепостных в рабов. она считала, что для русских крестьян крепостное право это самая лучшая форма существования. за них все решает и думает помещик, а их задача только работать на земле. поэтому, с одной стороны, она на словах поддерживала передовые идеи, а с другой стороны, она, на самом деле, придя к власти после переворота, захватила власть с помощью силы. она раздала 800 тыс крестьян, которые принадлежали государству, своим фаворитам. она забрала земли у монастырей, в результате чего почти 90% монастырей прекратили свое существование. она не была православной, хотя и крестилась, в душе она оставалась протестанткой. а сущность протестантства заключалась в том, что делать то, что выгодно. она запретила крестьянам жаловаться на помещиков, она разрешила помещикам за малейшую провинность ссылать крестьян в сибирь. это была самая высшая степень угнетения крепостных крестьян.

 

8. отмена крепостного права в россии: причины, предпосылки, замыслы, пути осуществления и последствия.

отмена крепостного права в россии началась значительно позже, чем на западе. алексей михайлович в 17 веке окончательно закрепостил крестьян. но, в отличие от запада, где крестьяне были прикреплены к земле, и если они не работают на феодала, ушли с земли, то они свободные, а в россии они были закреплены за помещиком, к человеку, поэтому они, фактически были рабами. он мог их продать, обменять, подарить. поэтому, когда произошла революция, то крестьяне всю злобу, накопившуюся за несколько сот лет, срывали на помещиках. поэтому в 1861 александр 2 отменяет крепостное право. главной причиной было не только, что крестьяне не хотели работать, труд их непроизводителен был, и даже не в том, что они восставали, а в отставании нашей страны от европы. европа –капиталистическая, буржуазна, а россия остается в 19 веке феодальной, крепостнической страной. миллионы людей эксплуатировались жесточайшим образом. поэтому после поражения в крымской войне, которая показала отсталость нашей страны, что мы даже не можем победить англию и францию на своей территории. александр 2 обратился к помещикам с просьбой начать процесс по отмене крепостного права. мотивируя это тем, что если его не отменить с верху, то оно буден отменено снизу. но крепостное право в россии могло просуществовать еще много лет. аракчеев расписал эту программу до 2018, с тем условием, что государство каждый год будет выкупать крестьян на 5 млн. рублей. эта реформа была проведена в интересах дворян, они получили на 25% больше земли, чем помещики, и на 30% больше, чем стоила земля. крестьяне должны были 20% сразу заплатить, а 80% заплатило государство. помещики сразу получили огромную сумму денег, увеличив свое состояние. а крестьяне должны были 49 лет каждый год выплачивать государству выкупные платежи +5% годовых. в результате гос-во получило в полтора раза больше выкупной суммы. выкупные платежи были отменены только в 1905 г. значение. это было одно из самых крупных явлений в жизни нашего народа, самых решающих. миллионы людей получили свободу. начинается быстрое развитие капитализма, потому что русские буржуа это бывшие крестьяне. у них денег было больше, чем у помещиков. но, такая земельная реформа привела к тому, что возникла другая земельная проблема, малоземелье крестьян. и вот настал аграрный вопрос. т. е. крестьяне получили землю. землю, которую они выкупили. эта земля была не частной собственностью, а собственностью общины, внутри которой было уравнительное землепользование. делили соотв-но на душу мужскую в семье. у крестьян большие семьи, женившимся деется надо выделять хозяйство, а кол-во земли ограничено. и поэтому происходит уменьшение душевого надела. и в нач 20-го века в россии начинается голод, потому что крестьяне даже не могут себя прокормить. столыпин пытался решить эту проблему разрушив общину, но крестьяне хотели одного, помещичьей земли. что явилось толчком к революции 1095 года, февральской и октябрьской. и только в октябре 1917 года манифестом о земле было уничтожено помещичье право на землю. и земли были поделены среди крестьян. таким образом исчезло крепостное право.

 

9. буржуазные реформы 60-70 годов xix веке и их назначение.

после отмены крепостного права необходимо было менять всю систему управления страной. поэтому александр 2 осуществляет реформы местного самоуправления, земства и городскую, это думы. раньше помещик управлял, а теперь помещик потерял власть и надо было создавать систему местного самоуправления. затем была проведена судебная реформа. раньше суд был сословный, а теперь был введен единый бессословный суд. затем была проведена военная реформа. до этого была еще петровская система, т.е. рекрутчина. каждая деревня определенное количество людей направляло на 25 лет в армию. теперь надо было создавать современную армию. начали создавать армию на основе всеобщей воинской обязанности. только в зависимости от семейного положения и образования мужчины служили от 2 до 7 лет. потом открылась возможность для средних слоев получить офицерское звание. и последнее это образовательная реформа. капитализм был уже на пороге и александр 2 начал создавать систему образования. раньше было начальное образование отдельно, среднее отдельно, а высшее отдельно. и если ты учишься на начальном образовании, то дальше ты учиться не имел права. а теперь началась создаваться система: начальное образование, затем возможность перехода на среднее образование, это гимназии и, затем, на высшее, университеты. в следствии этого низы получили возможность достичь университетского образования. ну а после его смерти александра 2 пришел к власти александр третий, который увидел в реформах все проблемы, что они революционизируют общество. поэтому он начал сворачивать их, проводить контр реформы. земство поставили под контроль жандармерии и губернаторов. запретил «кухаркиных» детей принимать в гимназии и университеты. все пошло наоборот. реформация в россии прекратилось.

 

10. зарождение политических партий в россии и их программы (конец xix начало xx веков)

в россии отсутствовали политические свободы, отсутствовал парламент и конституция, поэтому всякая политическая деятельность была запрещена. поэтому начинают возникать нелегальные аппозиционные партии. первой такой партией стала российская социал-демократическая рабочая партия (рсдрп). в основе которой лежали идеи маркса о социалистической революции и диктатуре пролетариата. первый съезд был в 1898 году, затем в 1903 году был второй съезд, на котором были приняты устав и программа партии. программа ее состояла из двух частей: программа минимум и программа максимум. минимум – надо было совершить буржуазную революцию, а максимум – социалистическую. и потом диктатуру пролетариата. на съезде партия раскололась на 2 части на большевиков, во главе с лениным и меньшевиков, во главе с мартовым. в начале разногласия были только по вопросу, какой должна быть партия. ленин считал, что она должна быть узкой, небольшой, глубоко законспирированной, состоящей из революционеров профессионалов, и в партии должна быть строгая дисциплина. мартов считал, что каждый забастовщик, каждый рабочий может стать членом партии, что нужно создавать широкую партию, на демократических основах. но это было не реально, в условиях царского самодержавия. в дальнейшем разногласия между ними были по следующим пунктам: нужна ли социалистическая революция, созрело ли гос-во для нее или нет. меньшевики говорили, что нет, и поэтому они выступили против октябрьской революции и поддерживали временное правительство. а вот большевики выступили за октябрьскую революцию. в 1902-1903 году возникла партия социалистов-революционеров или эссеров. это была неонародническая (новая) партия. она выступала в защиту крестьянства. социал-демократы за рабочих, а эти за крестьянство. т.е. за широкую демократию, т.к. в россии большинство было крестьян. главное средство борьбы – индивидуальный террор. они затем разделились на правых и левых. левые поддержали октябрьскую революцию, а правые выступили против. левые входили в состав советского правительства до убийства посла мирбаха, а затем вышли из правительства и подняли восстание против большевиков. были разгромлены. кроме этого в россии сформировалось и либеральное движение. либералы стояли против революции, за осуществление в россии мирных преобразований. в 1905 году, когда царь издал свой манифест и предоставил свободы, либералы создали, так называемую, демократическую партию называемую кадеты. в основном состоящую из интеллигенции. после февральской революции они входили в состав временного правительства., а после октябрьской революции выступили против, и были объявлены врагами народа и запрещены. в это же время возникла партия крупной буржуазии и помещиков, партия октябристов. они так себя назвали в честь манифеста. который был 17октября. они выступали за сохранение существующих порядков. участвовали в гос думах и затем во временном правительстве, затем были разгромлены большевиками. так же возникли и монархические партии. которые стояли только на сохранении самодержавия. это правая реакционная партия.

 

11. зарождение и развитие российского парламентаризма. деятельность государственной думы.

в результате манифеста 17 октября царь пообещал созвать гос думу. в начале совещательную, но, после того как прошло декабрьское вооруженное восстание, царь вынужден был дать согласие на создание законно-совещательной гос думы. был создан закон, по которому выборы в гос думу не были тайными, равными и прямыми. каждое сословие или класс выдвигало определенное количество в начале выборщиков, а затем выборщики выбирали депутатов. первые две думы были либеральные и даже немножко революционные, потому что в них много вошло представителей рабочего класса и крестьян и демократов, в том числе кадетов. главный вопрос, который решали эт 2 думы это аграрный вопрос. как наделить крестьян землей. и из-за этого царь не дал закончить им даже одну сессию и распустил. после этого столыпин, который свеем этим делом занимался, будучи, премьер министром, изменил закон, в пользу помещиков и буржуазии. не зависимо от выборов 51% в думе был помещиков, около 30% буржуазии, оставшиеся – представители рабочих и крестьян. поэтому, 2 думы были соглашательские (управляемые), дума могла только обсуждать закон и затем передавать его в государственный совет. если госсовет одобрялся, то он передавался на подпись царю, и если царь подписывал, то закон принимал силу. царь имел право распустить думу, что он 2 раза делал, издавать указы в период, когда нет думы, и дума не могла обсуждать вопросы, связанные с гос устройством. т.е. дума не могла изменить конституцию, изменить существующий порядок, она могла заниматься только менее важными вопросами. поэтому 2 последние думы просуществовали нормально, и хотя 4-я дума выступала против правительства и требовала создания правительства народного доверия. потому что пошла война и страна разваливалась. но в феврале, когда началась революция, царь отправил думу на каникулы, а дума не разбежалась, а создала временный гос комитет гос думы, который потом и создал временное правительство.

 

12. февральская революция 1917 года. политическая борьба после свержения самодержавия.

1914 началась 1-я мировая война, в которой россия приняла участие, война затянулась. россия, как всегда, оказалась не готова к войне. и к 1917 году россия терпела поражение на фронте, начался, фактически, полный развал страны. 12млн солдат уже 4-й год мерзли и гибли в окопах, много людей попало в плен, экономика страны разрушалась, все заводы закрывались, а население выражало недовольство, в общем, жизнь ухудшилась у всех. и когда 23февраля началась революция, наши женщины стали громить хлебные лавки, потому что, объявили о том, что хлеба нет, завоза нет, железные дороги бездействуют. забастовал путиловский завод, затем к нему присоединились и другие заводы. лозунг был «долой войну», «долой самодержавие», «хлеба». царь, по своей глупости, уехал на фронт и взял на себя руководство армией, стал главнокомандующим, бросил столицу. никто не думал, что будет революция, потому что никто ее не готовил. но за 5 дней революция победила, потому что 27 февраля на сторону народа перешел петроградский гарнизон., после этого временное правительство, спасая монархию, обратилось к царю 2-го марта с просьбой отказаться от власти. т.к. царя не поддерживал ни кто, даже его мать и ближайшие родственники. все отказались от него, он обзвонил всех командующих фронтами, и все, почти, заявили, что если вы хотите спасти страну и армию, откажитесь от престола. он, в начале отказался в пользу своего брата михаила, а михаил, боясь за свою жизнь, тоже отказался. монархия рухнула. после этого начинается борьба политических сил за власть, создается двоевластие. это очень важный момент. создается временное правительство и советы, петроградский совет. армия поддерживает советы, рабочие поддерживают советы. советы, которые состоят из меньшевиков и эсеров, поддерживают временное правительство. т.к. они считают, что россия долго еще будет буржуазной страной. в апреле приезжает ленин и заявляет, что можно мирным путем взять власть советам. и выдвигает лозунг, «да здравствует власть советов». и никакой поддержки временному правительству. ему никто не верит, никто не понимает этого, все считают, что в россии нет еще условий для социалистической революции.

 

13. октябрьское вооруженное восстание 1917 года. приход большевиков к власти. ii съезд советов.

между тем, страна продолжает разваливаться, начинается кризис временного правительства, создается коалиционное временное правительство, состоящее из кадетов и социалистов. снова новые кризисы. 3-4 июля народ стихийно пытается восстановить власть советов. керенский, который являлся премьер министром, обвиняет большевиков в попытке военного переворота. период двоевластия заканчивается, и власть сосредотачивается в руках коалиционного временного правительства. оно обвиняет большевиков в попытке переворота, и решает арестовать ленина. ленин уходит в подполье, большевики проводят свой восьмой съезд и заявляют, что раз мирным путем нельзя, то будем готовиться к вооруженному восстанию. но в августе была попытка корнилова установить в стране военную диктатуру, но против него выступили и керенский и большевики. в течение 3-х дней мятеж был подавлен, корнилов арестован и в сентябре начинается большевизация советов, т.е. если раньше в советах были меньшевики и эсеры, то сейчас стали преобладать большевики. тогда ленин снова предлагает меньшевикам создать социалистическое правительство, из этих трех партий, вместо временного правительства, но керенский отказывается и создает новое коалиционное правительство вместе с кадетами. и обещает разогнать большевиков и уезжает на фронт за частями. а 24-го большевики начинают вооруженное восстание. на их стороне абсолютное преимущество в военной силе, потому что армия и флот это вооруженные красноармейские отряды. это где-то 30 тыс. против 30. в итоге, временное правительство поддерживают юнкера, часть козаков, женский батальон. и когда большевики выдвинули ультиматум, большинство коалиционного правительства разбежалось. в результате, революция прошла практически бескровно. 25 числа состоялся второй съезд советов, на котором было создано временное правительство, во главе с лениным. меньшевики и эсеры уходят со съезда, в знак протеста. и принимается декрет о земле и декрет о мире. и ленин потом говорит, что революция произошла потому, что вовремя не закончили войну. народ не хотел больше воевать. он дезертировал,, целые части уходили с фронта домой делить землю. причина. почему большевики пришли к власти! как говорил солженицын, «большевики не захватили, они просто взятии то, что плохо лежало». виноваты в октябрьской революции все, и царь, потому что ничего не сделал, и временное правительство, и либералы, и социалисты. все они ничего не сделали для народа, что он требовал. а он требовал закончить войну, установить мир, дать землю крестьянам. а они говорили, что только после окончания войны, проведем выборы в учредительное собрание, оно решит, толи монархия, толи республика, толи еще что-то, толи дадим землю крестьянам, толи не дадим. толи бесплатно, толи за деньги, и т.д. вот это их и сгубило.

 

14. формирование административно-командной системы управления в конце 20-30 годов, ее сущность. конституция ссср 1936г.

фактически, не было власти в это время, временное правительство не управляло страной. это все и способствовало захвату власти в стране большевиками. когда большевики пришли к власти, у них не было конкретного плана, каким образом можно построить социализм, каким должно быть общество, они исходили из общих положений марксизма. армии не будет, а будет народное ополчение, что чиновников, назначаемых, не будет, а будут выборные от народа. что, в общем, будет вся власть у народа, всеобщее равенство, и т.д. но, потом началась гражданская война, когда против большевиков выступили все. никто не хотел сотрудничать с ними, поэтому им пришлось создать однопартийную систему, партии пришлось отменить полностью советы, т.е. взять управление страной. в виду того, что очень многие выступили против советской власти, пришлось создавать вчк, и красный террор. таким образом, от всего, что планировали, пришлось отказаться. пришлось создать армию, сначала добровольную, а потом принудительную, пришлось создавать трибуналы и т.д. т.е. ни о какой демократии не могло быть и речи. но, пока был жив ленин, в партии сохранялось равновесие. а после его смерти сталин начинает борьбу за власть. борьба проходит в три основных этапа, сталин – троцкий, сталин – зиновьев, каменев, затем сталин – зиновьев, каменев, троцкий. и когда их разгромили, остался последний, так называемы правый уклон, сталин – бухарин и рыков, томский. после этого фактически, все руководство было выбито и поменялось. к власти пришли новые ставленники сталина, которые полностью его поддерживали. в стране не было зачатков демократии, вообще никогда, поэтому к сталину, потом, стали относиться как к царю. но, в то же время, много сыграла и его личность. ведь ленин, в последнее время не зря требовал его отставки и перемещение на более низкие должности. в результате в стране сформировалась административно - командная система, главными рычагами которой стала руководящая роль партии, и тотальный контроль за всеми сферами жизни общества.: культурной, духовной, и т.д. новая «сталинская» конституция ссср была принята 5 де­кабря 1936 г. viti всесоюзным чрезвычайным съездом советов. она законодательно закрепила «победу социалистического строя», декларировала запрет на эксплуатацию человека человеком, ликви­дировала классовые ограничения в избирательной системе и уста­новила всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании, став основным законом страны «победившего социализма». в ней на законодательном уровне была зафиксирована сформировавшая­ся за годы социалистического строительства система государствен­но-политического устройства союза сср.

 

15. итоги и уроки вов. цена победы советского народа над фашизмом. роль ссср в разгроме фашистской германии.

победа ссср и стран антигитлеровской коалиции над нацистской германией во второй мировой войне имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества. со­ветские вооруженные силы отстояли свободу и независимость родины, участвовали в освобождении от фашистского гнета народов одиннадцати стран европы, в ходе четырехлетней вооружен­ной борьбы на советско-германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока: 607 дивизий вермахта и его союзников. в сражениях с советскими вооруженными силами гитлеровская германия потеряла свыше 10 млн. человек, свыше 75 % всей военной техники. однако цена победы советского народа над фашизмом была огромной. через войну в рядах советских вооруженных сил прошло более 29 млн. человек, всего в 1941—1945 гг. против германии и ее союзников действовало 39 фронтов. война унесла (по приблизительным расчетам) свыше 27 млн. жизней советских граждан. в фашистской неволе оказалось около 6 млн. советских граждан. ссср потерял 30 % своего национального богатства. оккупанты разрушили 1710 советских городов и поселков, промышленные предприятия, больницы, школы, только прямой материальный ущерб (в ценах 1941 г.) составил 679 млрд. рублей, а общие расходы составили 1890 млрд. рублей. военное лихолетье потребо­вало колоссального напряжения всех физических, духовных я интеллектуальных сил советского общества. победа советского со­юза в отечественной войне была бы немыслима без самоотвержен­ного титанического труда рабочих и крестьян, инженеров я конструкторов — всех тружеников тыла, ковавших «оружие победы», полной самоотдачи ведущих деятелей науки и культуры, мобилизовавших советский народ на разгром агрессора. утрата значительной части экономического потенциала и пере­базирование тысяч промышленных предприятий на восток страны, огромные разрушения и людские потери в народном хозяйстве привели в начале войны к резкому сокращению промышленного производства, что особенно ощущалось в оборонных отраслях. к концу 1941 г. объем валовой продукции промышленности ссср уменьшился более чем вдвое. в этих условиях руководством страны были приняты чрезвычайно жесткие меры по укреплению совет­ского тыла. опыт военных лет убедительно доказал, что сложившаяся на­кануне войны командная система управления производством рас­полагала большими возможностями для мобилизации экономического потенциала страны. для нее были характерны гибкость и маневренность в сочетании с жесткой репрессивной системой управления производством и кадрами. годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. результаты деятельности академии наук ссср и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конст­руированию и модернизации военной техники, ее массовому производству. побед ссср и стран антигитлеровской коалиции над нацистской германией имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на на послевоенное развитие человечества. победа дала ссср огромный авторитет, на мировой политической арене. страна стала превращаться в сверх державу.

 

16. политическое развитие ссср в 1946 – 1953 годы.

советский народ победил, вышел из войны, в обществе царил огромный энтузиазм, подъем, за годы войны изменился человек, забыли репрессии 1937 г. многие побывали за границей и видели, как там живут люди. и многие надеялись, что в нашей стране жизнь после войны будет значительно легче. но, к сожалению, эти годы были годами апогея культа личности сталина. с его именем были связаны все победы в великой отечественной войне, и он стал вождем, не только советского народа, но и всего социалистического лагеря. т.е. его влияние распространилось на многие страны. с другой стороны, начинает восстанавливаться нектр элементы формальной демократии, т.е. начинает функционировать советы, выборы были введены, проведен съезд партии, который не проводился 17 лет, был проведен съезд комсомола, профсоюзный съезд, съезды общественных организаций. но, в основном это носило формальный признак, в то же время сталин снова начинает закручивать гайки. снова начались репрессии, так называемое ленинградское дело, против руководства ленинградской партийной администрации. дальше начинает усиливаться идеологический контроль. борьба против буржуазной идеологии. в культуре и науке. критике были подвержены все крупны направления науки: генетика, кибернетика, философия, экономика. и даже музыка, худ произведения, ахматова, цветаева, шостакович. что они отказываются от патриотизма в пользу космополитизма. начинается разгораться антисемитизм, гонение на евреев, было организовано мегрельское дело, против родственников берия, знаменитое дело московских врачей – отравителей, которые обвинялись, в якобы попытке отравления сталина. от наказания их спасает только смерть сталина.

 

17. противоречивость социально- экономического развития ссср в 70- первой половине 80 гг.

это период так называемого застоя, когда после отставки хрущева к власти приходит брежнев. а председателем совета министров назначается косыгин. этот период нашей страны, тоже очень противоречивый. в годы восьмой пятилетки косыгин начинает проводить новые экономические реформы, вводится экономическое стимулирование, создается огромная помощь сельскому хозяйству,. в результате, эта пятилетка 1965-1970 гг. стала золотой пятилеткой, самые высокие темпы развития. и к 70-му году наша страна достигла военного паритета с соединенными штатами, превратившись во вторую сверхдержаву. по многим экономическим показателям мы приблизились к экономике сша. но дальше руководство нашей страны отказалось от реформ, начался застой, и затем кризис. почему! потому что на западе в это время начинается структурная перестройка экономики на основании нт прогресса. т.е автоматизация, новые технологии, информатизация и т.д. в результате, происходит резкое увеличение производительности труда, интенсификация производства. на этой базе западне гос-ва создают об-во всеобщего потребления. начинается резкое улучшение жизни, когда любой работающий может хорошо жить. у нас наоборот, в нашей стране развивался только впк и тяжелая промышленность, только начался поддерживаться нт прогресс. развитие же осуществлялось экстенсивным путем, а не интенсивным, т.е. за счет увеличения мощностей, поэтому, встал вопрос о нехватке рабочих. материальных стимулов не было, хотя и взяли курс на повышение зп, но его повышение привело к дефициту. пытались выйти из этой ситуации за счет нефтедолларов, для этого в москве создается несколько крупных магазинов. т.е эти нефтедоллары проедались, не хватало продовольствия, оно закупалось. в том числе пшеницу. так решалась продовольственная программа. наше руководство превратилось в правительство старцев, которые ничего не хотели менять. в1968 году в чехословакии произошла первая попытка изменить социализм. создать демократический социализм, на основе рыночной экономики. наше правительство в этом увидело угрозу для себя и ввело войска в чехословакию. а в 1979 году были введены войска в афганистан. усиливается гонка вооружений, рейган называет нашу страну империей зла. ухудшилось отношение с некоторыми странами, в том числе и с китаем.

 

18. внешняя политика ссср в 1985-1991г.

.прийдя к власти, горбачев понимает, что гонка вооружений разорительна для нас. потому что у нас производительность в несколько раз меньше, чем у американцев. т.к. мы, в основном, вкладывали средства в военную промышленность. поэтому горбачев, прейдя к власти, заявил о новом политическом мышлении на международной арене, которое с восторгом восприняли во всем мире. что оно предлагало: отказ от использования силы, и вмешательство в дела других гос-в., разоружение, и прекращение холодной войны, установление равноправных отношений со всеми странами. в рез мы дали согласие на объединение германии, вывод советских войск с др территорий, отказались от вмешательства во внутренние дела других государств, бросили кубу, вывели войска из афганистана. в итоге горбачев стал любимым человеком на западе, потому что закончилась холодная война. но, победой сша, а на самом деле проигравших не было, мы все победители, но ссср перестал быть сверхдержавой, мир стал однополярным, т.е. одна страна стала решать судьбу всех других стран, это сша горбачев сделал очень много, но он не добился выполнение тех обещаний, которые ему обещал запад. обещали огромную помощь, обещали нато не приближать к нашим границам, но ничего этого сделано не было. варшавский договор прекратил свое существование.

 

19. обострение национальных противоречий в ссср во второй половине 80-х -90-х годов.

в 1922 году, когда 4 республики объединились в советский союз, была принята декларация и союзный договор, котором говорилось о суверенных правах союзных республик, и праве любой республики выйти из состава ссср. пока была однопартийность, и не было перестройки, то все это действовало. когда же началась перестройка и многопартийность, которая в основном возникала в противовес компартии, т.е. в основном носило антисоветский характер. и главной идеей партий, бал выход из состава советского союза. обострились и противоречия между некоторыми народами из-за спорных территорий. дело в том, что когда создавалась административная карта советского союза, то никто не думал, что потом кто-то будет делиться, а исходили из целесообразности. поэтому возник нагорный карабах, затем крым, который был передан хрущевым украине. прибалтийские республики, которые никогда не признавали свое добровольное вхождение в состав ссср, вышли практически сразу. и действительно, наше партийное руководство считало, что националтьный вопрос в советском союзе решен. что уже нет, евреев, армян, русских, а что есть уже новое историческое общество, советский народ. но, с развитием советских республик, у них возникла собственная интеллигенция, собственная культура. а в годы советского союза делали вид, что этого нет. начали постепенно сворачивать национальные школы, многие не русские люди в паспорте стали писать, что они русские, потому, что русскому человеку было проще сделать карьеру. что естественно вызывало сопротивление в национальных кругах. и поэтому, когда началась перестройка, когда национальная элита потребовала своего места под солнцем, когда они захотели иметь своего собственного президента, свою конституцию, свое хозяйство и т.д. и начался так называемый парад суверенитетов. горбачев пытался прекратить этот процесс, он начал создавать новый союзный договор, так называемый новоогаревский процесс. т.е решили создать новый союз, где все республики получат суверенное право, но в августе 1991 произошел гкчп, затем, принимается соглашение о распаде ссср в декабре 1991 года и создание снг.

 

20. перестройка в ссср и ее последствия.

перестройка была вызвана многими причинами, и основная из них это кризис общества, и экономический, и политический, и национальный, и социальный. т. к. ухудшилась жизнь людей. поэтому, когда генсеком стал горбачев, он заявил о необходимости реформ. но, в начале, и он не понимал, глубины пропасти, в которой находилась страна, и тех проблем, которые надо решить. в начале речь шла о социально-экономическом развитии, на основе нт прогресса и социальной справедливости. сделали 2 вывода. первый – это надо вводить технику. затем социальная справедливость – наведение дисциплины, порядка, борьба с алкоголизмом, и блага должны быть доступны всем, а не только по блату. это дало определенный эффект: в течение 2-3 лет экономика развивалась довольно быстро. но, у предприятий не было ни каких стимулов вводить нтп. зачем, когда всего хватает. но затем он понял, что что-то начинает тормозиться, и тогда речь пошла о перестройке. полит системы на основе демократизации и гласности. открыли архивы, сняли цензуру, начали печатать новые произведения, и.т.д. позволили создавать кооперативы, в сельском хозяйстве создавать фермерские хозяйства. но все это привело к тому, что ситуация не улучшалась, а наоборот. нужны были глубокие, коренные перемены. против горбачева выступили и демократы, и консерваторы, которые говорили, куда он нас ведет. и в результате начались шахтерские забастовки, кооперативы стали все выметать из магазинов, потому что распределение было государственное, начала ухудшаться ситуация. отменили 6-ю статью конституции о руководящей роли партии, затем создали постоянно действующий съезд народных депутатов, ввели новый пост президента, которым стал горбачев. но ситуация не улучшалась. что и привело к гкчп. попытка предотвратить в стране развал привела к тому, что к власти пришел ельцин. начинается очередная страница развития нашего государства. россия, как федеративная республика, парламентского типа, с конституцией под ельцина.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал