Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация образовательного процесса в условиях перехода






На ФГОС основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) – это документ для школы, который нацеливает образовательные организации и педагогов на системно-деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.

Согласно примерной программе, «содержание подготовки школьников по истории и обществознанию на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических задач».

Одной из наиболее сложных задач является определение личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов изучения конкретных курсов истории и обществознания в основной и старшей школе. В практическом плане это означает, что учитель при проектировании своей методической стратегии на основе стандарта второго поколения, призван самостоятельно принимать грамотные решения по ключевым вопросам теории и методики преподавания.

Согласно ФГОС ООО, в учебный план образовательной программы основной школы входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая: историю («История России», «Всеобщая история»), обществознание, географию.

С примерной основной образовательной программой основного общего образования можно познакомиться на сайте «Реестр примерных образовательных программ»: https://www.fgosreestr.ru/.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

В 5-м классе в образовательных организациях, реализующих ФГОС, в рамках учебного предмета «История» преподается учебный курс «Всеобщая история. История Древнего мира» в объеме 68 час. Образовательным организациям и педагогам, сделавшим выбор в пользу УМК «Вентана-Граф», рекомендуется планировать преподавание предмета «История» из расчета: 10 часов - пропедевтического курса «Введение в историю» (по учебнику А.Н. Майкова) и 58 часов.

Синхронизация курсов Всеобщей истории и истории России

Таблица 8

Классы Всеобщая история История России
  История Древнего мира (68 ч.) Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. -
  Всеобщая история VI-XV вв. История средних веков. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки История России с древнейших времен до конца XVI в. До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления IV Грозного (1533)
  Всеобщая история XVI-XVIII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму История России Конец XVI-XVIII вв. Смута в России От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801)
  • Всеобщая история XIX в. – начало XX в. • Эпоха Просвещения • Эпоха промышленного переворота • Первые буржуазные революции • Великая французская революция Становление буржуазного общества История России XIX - начало XXв. От начала правления Александра I (1801) до начала Первой мировой войны (1914) г.
  • Всеобщая история первая половина XX в. – начало XXI в. • Первая мировая война 1914-1918 гг. • Вторая мировая война 1939-1345 гг. • Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970гг. • Преобразования и революции в странах Восточной Европы. История России конца XIX - начала XXI в. История России 1914 – до начала XXI в.

 

В примерной основной образовательной программе основного общего, размещенной в реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru) преподавание предмета «История» предусматривается в примерных недельных учебных планах основного общего образования как в объёме 2 часов (вариант №1), так и в объёме 3 часов (вариант №2).

«Каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на учебный предмет «История» составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений». Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.[2]

Предмет «Обществознание» изучается в объеме 175 часов из расчета по одному часу в неделю или 35 часов в каждом учебном году (с 5 по 9 классы). При этом на долю инвариантной части отводится 75% учебного времени.

Существенными аргументами для изучения курса обществознания с 5 класса являются следующие факты:

- в настоящее время все авторские УМК рассчитаны на изучение обществознания с 5 класса;

- преподавание обществознания реализует ключевые цели ФГОС, связанные с формированием гражданской идентичности, воспитанием патриотизма, гражданственности, правовой культуры и т.д. обучающихся;

- ежегодно - высокая степень востребованности обществознания при прохождении государственной итоговой аттестации.

В настоящее время варианты учебного плана Примерной ОП ООО предполагают изучение данного предмета с 6 класса.

Тем не менее, образовательные организации имеют право самостоятельно определять часть учебного плана, и, следовательно, начинать изучение курса обществознания с 5 класса. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 определены учебники, которые используются при изучении учебного предмета «Обществознание» в 5-9 классах образовательных организаций. При изучении учебного предмета «Обществознание» в целях сохранения преемственности, а также при наличии учебников с 5 класса, руководители образовательных организаций имеют возможность сохранения предмета в 5 классе в объёме 1 ч. за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.

Таблица 9

Систематическое изучение учебного предмета «Обществознание»

в основной образовательной организации по ФГОС с 5 класса

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Классы V VI VII VIII IX X XI Всего
Обществознание                

В случае, если образовательная организация не найдет возможностей сохранения 1 ч. на изучение курса в 5 классе, необходимо учитывать следующее:

- содержательные единицы курса обществознания 5 класса обязательны к изучению в соответствии с Примерной программой, т.е. данные темы должны быть пройдены в любом случае;

- учебников по ФГОС, реализующих в полном объёме программу курса с 6 класса, на данный момент не существует, равно как и авторских, и рабочих программ.

Таким образом, ответственность за корректировку программ и подбор учебного материала, гарантирующего 100% реализацию содержательной части программы предмета «Обществознание», лежит на образовательной организации.

Для курса по общественно-научным предметам основной и средней школы целесообразно применить одну из программ, приведённых в таблице 10.

Таблица 10


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал