Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход на линейную структуру изучения истории






№ п/п Учебные годы Классы
  2016/2017 VI и VII
  2017/2018 VIII
  2018/2019 IX
Профильная школа
  2019/2020 X
  2020/2021 XI

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 три линии учебников ведущих издательств России («Просвещения», «Дрофы» и «Русского слова») включены в федеральный перечень учебников. С 1 сентября 2016-2017 учебного года начинается введение этих линий учебников в образовательный процесс (приложение 2).

Приказ утвердил изменения в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию, в том числе в 6-7 классах.

Таблица 12

Издательство Учебник Автор(ы)  
«Просвещение» История России 6 класс Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / под ред. А.В. Торкунова
История России 7 класс Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ под ред. А.В. Торкунова
«Русское слово» История России 6 класс Пчелов Е.В., Лукин П.В.
История России 7 класс Пчелов Е.В., Лукин П.В.
«Дрофа» История России 6 класс Андреев И.Л., Федоров И.Н.
История России 7 класс Андреев И.Л., Федоров И.И., Амосов И.Н.

Учебники истории России, не соответствующие Историко-культурному стандарту, (6-9 класс) исключены из федерального перечня Приказом от 08 июня 2015 г. № 576 министерства образования и науки РФ.

Однако во втором пункте данного приказа даны разъяснения: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

По курсам всеобщей истории учебники для линейной модели в действующем федеральном перечне учебников отсутствуют, поэтому могут использоваться учебные пособия, изданные ранее.

При переходе на новую структуру исторического образования педагоги должны ориентироваться на следующую схему.

 

 

Таблица 13

Классы Всеобщая история История России
  История Древнего мира (68 ч.) -
  Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40 часов)
  Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (28 часов) История России XVI-XVII вв. Начиная с Василия III (1505), Ивана IV Грозного (1533) До начала правления Петра I (40 часов)
  • Всеобщая история XVIII в. • Эпоха Просвещения • Эпоха промышленного переворота • Первые буржуазные революции • Великая французская революция • (28 часов) История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов)
  • Всеобщая история XIX в. • Становление буржуазного общества • (28 часов) История России XIX в. От начала правления Александра I (1801) до начала Первой мировой войны (1914) г. (74 часа)
  • Всеобщая история XX в. • (40 часов) История России 1914 – до начала XXI в. (62 часа)

При изучении отечественной и всеобщей истории необходимо уделить более пристальное внимание вопросам культуры и истории народов России, в частности, расширению территории страны на юго-западе (Крым), истории повседневности и истории идей.

Важное место при изучении истории родного края (в рамках интегрированного курса «Белгородоведение») занимает организация проектной деятельности школьников, включающая реальные и виртуальные экскурсионные маршруты, работу с документами историко-культурного и этнокультурного характера. Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы.

При переходе от концентрической системы к линейной учителю истории следует иметь в виду, что изменится содержание итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, так как различия в периодизации и тематике курсов истории значительны.

В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классах. В Концепции обучение истории завершается в 10 классе.

В соответствии со ст.47 п.3 Федерального Закона №273-ФЗ от 29 октября 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» учителя имеют свободу преподавания, свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм и методов обучения.

Таким образом, на усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов, а также их сочетание:

- завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов;

- комплексный и синхронизированный курс истории по проблемному принципу, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, сделав акцент на непосредственные интересы обучающихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.);

- обучение основам источниковедения философии и теории истории с увеличением работы обучающихся;

- интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.

 

Контроль по предмету

В процессе изучения обществоведческих дисциплин важную роль играет оценивание знаний обучающихся. Это предполагает организацию поурочной, тематической, промежуточной проверок и итоговой аттестации. В подготовке обучающихся важно владение знаниями базового фактического, хронологического характера, освоение понятийного аппарата и навыков работы с картографическим и изобразительным материалом, информацией для решения познавательных задач.

Единых требований к проведению определенного количества контрольных/практических работ по истории и обществознанию нет, как и к ведению тетрадей для самостоятельных, практических и прочих работ. Данные вопросы могут быть рассмотрены и отражены локальными актами образовательных организаций.

Локальные нормативные акты детализируют, конкретизируют, дополняют, иногда восполняют общую, законодательную (в широком смысле) правовую норму применительно к условиям данной образовательной организации с учетом имеющихся особенностей, специфики процесса обучения и воспитания в данной образовательной организации, особых специфических условий существования коллектива[4].

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений обучающихся: контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы.

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания.

Особое место в оценивании уровня подготовки обучающихся занимают итоговые аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) - проверка достижения обучающимися планируемых результатов по обществоведческим дисциплинам.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения знаниевого и деятельностного компонентов школьного общественно-научного образования:

- фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах (событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;

- теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщённости существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;

- способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями, осваивать пространственные (картографические) умения, работать с источниками исторической информации;

- оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская, личностная позиция обучающихся.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественны х. Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нём допущены соответственно несущественные или существенные ошибки.

К категории существенных ошибок по истории относятся ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными; неверное понимание причинно-следственных связей; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов деятельности; неумение использовать различные источники исторической информации; противоречия в ответе.

К несущественным ошибкам относятся: погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания; непоследовательное изложение небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе; неправильное написание терминов, описки или оговорки и т.п.

Погрешность, указывающая либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным, является недочетом. На недочет нужно указать учащемуся при анализе выполненного задания, ответа на вопрос, но не обязательно снижать отметку.

Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое всех отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла. Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема (раздел) полностью усвоены учащимся.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам, полугодиям), желательно с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Итоговая оценка по истории выставляется как единая по курсам всеобщей и отечественной истории. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по предмету на протяжении учебного года, определяется рабочей программой предмета, курса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал