Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формообр. 3. формулир. содержательно-эстетич. категорий композиции.






Содержание в искусстве – идейно-эмоциональная, чувственно-образная сфера значения и смысла, адекватно воплощённая в худо­жественной форме и обладающая социально-эстетической ценностью. Основными принципами композиции, обеспечивающими формально-эстетическую зрительно воспринимаемую целостность формы объекта являются:

– единство целого и частей формы;

– соподчиненность элементов формы;

– уравновешенность элементов формы;

– соразмерность элементов формы.

Именно в соответствии с этими принципами на основе преобразования используемых в композиции геометрических и физических свойств формы материальных объектов (исходного «композиционного материала») осуществляется процесс гармонизации формы объекта при помощи средств и приемов композиции, относящихся к ее основополагающим категориям.

Основными средствами первого порядка являются: пропорции, ритм, масштаб; приемами композиции – пропорционирование, ритмизация, масштабирование.Основными средствами второго порядка (в которых так или иначе воплощаются средства первого порядка), являются: симметрия – асимметрия, динамика – статика; контраст – тождество – нюанс. Приемами композиции здесь являются: создание симметричной или асимметричной формы, динамичной или статичной формы, контрастирование, обеспечение тождественности элементов, нюансировка.

В результате процесса композиционной гармонизации достигаются такие свойства формы как: пропорциональность, ритмичность, масштабность, симметричность (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность (тождественность, нюансность).

Приемы композиции обеспечивают и целостность и выразительность формы объекта дизайна в соответствии с его сущностью и композиционным замыслом автора.

 

Основными категориями композиции являются тектоника и объемно-пространственная структура. Форма любого объекта техники так или иначе выражает особенности его строения.
Тектоникой называют зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала. Это понятие неразрывно связывает две важнейшие характеристики промышленного изделия – его конструктивную основу и форму. Порой бывает трудно понять, почему форма какого либо изделия, не смотря на ее внешнюю оригинальность, не нравится потребителю. Во многих случаях оказывается, что кроется в нарушениях тектонического порядка. Тектоника – это искренность формы в отношении конструкции и материала.

Слово эстетика - греч. происхождения, в переводе означающее «имеющий отноше­ние к чувственному познанию». Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятель­ностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эсте­тически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие. Основными категориями эстетики являются - «прекрасное» и «безобразное». Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эс­тетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравст­венных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определён­ной чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер. «безобразное» означает нечто неоформленное, хао­тичное, не получившее «образа»). Искусство обращается к воспроизведению Безобраз­ного, выражающему негативные стороны действительности, с целью изображения её во всей её полноте. Эстетика в дизайне - это эстетический анализ, эстетическая оценка произведений авто­ров, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека. Каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д.

 

Формообр.4. Худ. Образ – понятие…

Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством.

В нёмзапечатлены или выражены наиболее существенные особенности искусства в целом. Занимаемое этой категорией центральное место в эстетической науке объясняется особым назначением, особой функцией образа в искусстве – отражать в специфической форме объективную действительность. Художественный образ – это единство отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая роль субъекта художественной деятельности и восприятия. Субъект в искусстве – это создатель и толкователь художественной ценности, отправитель и адресат новой социальной информации, тот, кто творит и ради кого создается художественный образ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал