Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III.




О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ Под последовательностью, или связью мыслей, я понимаю то следование мыслей друг за другом, которое называют (в отличие от речи, выраженной словами) мысленной речью. Неупорядоченная связь мыслей. Связь мыслей, или мысленная речь, бывает двоякого рода. Первого рода связь не упорядочена, не скреплена определенным намерением и не постоянна. В ней нет захватывающей мысли, которая владела бы следующими за ней мыслями и направляла бы их к себе как к желательной и страстной цели. В таком случае мысли, как говорят, блуждают и кажутся не подходящими друг к другу, подобно тому как это бывает во сне. Таковы обычно мысли тех людей, которые не только находятся вне общества, но и ничем определенным не озабочены Упорядоченная связь мыслей. Второго рода связь более постоянна, так как она упорядочивается каким-нибудь желанием или намерением. Ибо впечатление, произведенное вещью, которую мы желаем или боимся, сильно и непрерывно, или же (в случае его временного исчезновения) оно быстро возвращается; иногда оно бывает настолько сильно, что нарушает наш сон Упорядоченная связь мыслей бывает двоякого рода. Связь одного родаимеется тогда, когда мы, имея какое-нибудь воображаемое следствие, ищемпроизводящие его причины или средства; такая связь присуща как человеку, таки животному. Связь другого рода имеется тогда, когда, представляякакую-нибудь вещь, мы ищем все возможные следствия, которые могут бытьпроизведены ею, иначе говоря, представляем себе, что мы можем делать с ней, когда будем ею владеть. Благоразумие. Иногда человек желает знать последствия какого-нибудьдействия, и тогда он представляет себе подобное действие в прошлом и егорезультаты, предполагая, что одинаковое действие приводит к одинаковымпоследствиям. Например, тот, кто предвидит, что последует за преступлением, вспоминает, какие последствия подобного преступления он наблюдал раньше, приэтом ход его мыслей следующий: преступление, представители власти, тюрьма, судья, виселица. Этот род мыслей называется предвидением, благоразумием илипредусмотрительностью, а иногда - мудростью, хотя такая догадка вследствиетрудности наблюдать все обстоятельства бывает очень обманчива. Но несомненноодно: чем богаче опыт человека, тем он более благоразумен и режеобманывается в своих ожиданияхЗнаки. Знаком (sign) является предыдущее событие по отношению кпоследующему и, наоборот, последующее по отношению к предыдущему, еслиподобная последовательность была наблюдаема раньше, и, чем чаще такаяпоследовательность была наблюдаема, тем меньше неуверенности в отношениизнака. Вот почему, кто имеет больше опыта в каком-нибудь роде дел, тот имеетв своем распоряжении больше знаков, при помощи которых он может гадатьнасчет будущего, а следовательно, является наиболее благоразумным.Опыт прошлого. Подобно тому, как благоразумие есть предположениебудущего, основанное на опыте прошлого, точно так бывает предположениепрошедшего, выведенное из других вещей (не будущих, а тоже прошлых)Насколько я могу вспомнить, нет другой способности (act) ума, вложеннойприродой в человека таким образом, чтобы для ее применения требовалось лишьодно, а именно родиться человеком и жить, пользуясь своими пятью чувствами.Ибо человеческий ум не имеет никакогодругого движения, кроме ощущения мыслей и связи мыслей, но при помощи речи иметода эти способности могут быть развиты до такой степени, что человекделается отличным от всех других живых существ. Бесконечное (Infinite). Все, что мы себе представляем, конечно(finite).Когда мы говорим, что какая-либо вещь бесконечна, то обозначаемлишь, что не способны представить себе конец и пределы названной вещи, таккак имеем представление не о самой бесконечной вещи, а лишь о нашейсобственной неспособности. Поэтому имя Бога употребляется не с тем, чтобыдать нам представление о Нем, ибо Он непостижим и Его величие и силанепредставляемы, а лишь с тем, чтобы почитать Его.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал