Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА IV. Происхождение речи. . Безспособности речи у людей не было бы ни государства, ни общества, нидоговора




О РЕЧИ

Происхождение речи.

. Безспособности речи у людей не было бы ни государства, ни общества, нидоговора, ни мира, так же как этого нет у львов, медведей и волков.Употребление речи. Общее употребление речи состоит в том, чтобыперевести нашу мысленную речь в словесную, или связь наших мыслей - в связьслов. Польза от этого двоякая. Первая - это регистрация хода мыслей.. Первое применение имен состоит, таким образом, в том, чтоони служат метками (marks, or notes) для воспоминания. Второе - в том, чтомногие люди, пользующиеся одними и теми же словами, обозначают (при помощиих связи и порядка) друг другу свои понятия или мысли о каждой вещи, а такжесвои желания, опасения или другие чувства. В силу их применения они иназываются знаками (signs). Злоупотребление речью. Этим способам употребления соответствуют такжечетыре злоупотребления речью. Первое, когда люди неправильно регистрируютсвои мысли из-за неустойчивого значения употребляемых ими слов, в силу чеголюди регистрируют в качестве своих представлений то, что они никогда непредставляли, и, таким образом, обманывают себя. Второе, когда ониупотребляют слова метафорически, т. е. в ином смысле, чем тот, для которогоони предназначены, обманывая этим других. Третье, когда они словамиобъявляют как свою волю то, что ею не является. Четвертое, когда словаупотребляют, чтобы причинить боль друг другу. В самом деле, мы видим, чтоприрода вооружила живые существа для причинения боли врагу: одних - зубами, других - рогами, а третьих - руками. Но причинение боли человеку языком естьзлоупотребление речью

Имена собственные и общие

Всеобщие имена (Universal). Одно всеобщее имя применяется ко многимвещам в силу их сходства в отношении какого-нибудь качества или другойакциденции; в то время как собственное имя вызывает в памяти только однувещь, всеобщее имя вызывает любую из этих многих вещей.Таким образом, последовательность, найденная в одномчастном случае, регистрируется и запоминается как всеобщее правило, чтоизбавляет наш процесс познания от моментов времени и места, а нас - отвсякого умственного труда, за исключением первоначального, а такжепревращает то, что мы нашли истинным здесь и теперь, в вечную и всеобщуюистину.Когда два имени соединены вместе, образуя связь, или утверждение, как, например, " человек есть живое существо", или такое: " если кто-либо человек, то он живое существо", то, если последнее имя - живое существо - обозначаетвсе то, что обозначает первое имя - человек, утверждение, илипоследовательность слов, истинны, в противном случае они ложны. Ибо истина иложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, нилжи.. Таким образом, вправильном определении имен лежит первая польза речи, а именно приобретениезнания, а в неправильном определении или отсутствии определения кроетсяпервое злоупотребление, от которого происходят все ложные и бессмысленныеучения. В силу этого люди, черпающие свои знания не из собственногоразмышления, а из книг, доверяясь их авторитету, настолько ниженеобразованных людей, насколько люди, обладающие истинным познанием, вышеих. Ибо незнание составляет середину между истинным знанием и ложнымидоктринами. Естественное ощущение и представление не подчиняются глупости. Содержание имен. Имена могут быть даны всему, что может быть сосчитано, т. е. сложено одно с другим и образовать сумму или вычтено одно из другого иобразовать остаток. Имена. Во-первых, вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое; под всеми этими именами подразумевается материя, илитело, так как все таковые имена суть имена материи. Во-вторых, вещь может быть принята в расчет, или рассматриваема, из-закакой-либо акциденции или качества, которые мы в ней воспринимаем, как, например, из-за того, что она приведена в движение, имеет такую-то длину, горячая и т. пэти имена носят название абстрактных имен, так как они отвлечены от рассмотрения (account) материи, но, конечно, не отсамой материи. В-третьих, мы можем принимать в расчет свойства нашего собственноготела. Такие имена суть именапредставлений. Употребление положительных имен. В-четвертых, мы можем принимать врасчет или в соображение сами имена и речи и давать им имена. Ибо общее, всеобщее, особенное, двусмысленное есть имена имен, а утверждение, вопрос, повеление, рассказ, силлогизм, проповедь, просьба и многие другие подобные -имена речейОтрицательные имена и их употребление. Имеются также другие имена, называемые отрицательными. Эти имена суть знаки, обозначающие, чтокакое-нибудь слово не есть имя вещи, о которой идет речь. Таковы слованичто, никто, бесконечное, непостижимое, три минус четыре и т. п. Слова, не имеющие значения. Все остальные имена есть лишь пустые звуки, причем они бывают двух видов. К первому относятся новые слова, смысл которыхеще не установлен определением; огромное количество таких имен сочиненосхоластами и малодушными философами. Второй вид - когда люди образуют имя из двух имен, значения которыхпротиворечат друг другу и несовместимы одно с другим; примером подобногоимени может служить невещественное тело, или (что то же самое)невещественная субстанция, и большое количество других подобных имен. Понимание. Когда человек, слыша какую-нибудь речь, имеет те мысли, дляобозначения которых слова речи и их связь предназначены и установлены, тогдамы говорим, что человек данную речь понимает, ибо понимание есть не чтоиное, как представление, вызванное речью. Вот почему если речь специфическисвойственна человеку (что, как известно, есть на самом деле), то и пониманиетакже специфически свойственно ему.

Непостоянные имена.

Таковы, например, имена добродетелей и пороков, ибото, что один человек называет мудростью, другой называет страхом', что одинназывает жестокостью, а другой - справедливостьютакие имена никогда не могут быть истинными основаниями длякакого-нибудь умозаключения. Не в большей степени такими основаниями могутслужить метафоры и тропы речи, но эти менее опасны, ибо в них в отличие отдругих имен открыто выражено собственное непостоянство.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал