Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава V
Определение рассуждения. рассуждение в этом смысле есть нечто иное, как подсчитывание (т. е. складывание и вычитание) связей общихимен с целью отметить и обозначить наши мысли. Когда рассуждение бывает правильным. Подобно тому как в арифметикенеопытные люди должны, а сами профессора могут ошибаться, точно так и вдругого рода рассуждениях могут ошибаться и выводить неправильные заключениясамые способные, самые внимательные и опытные люди.. Вот почему при возникновении спора по поводу какого-либо мненияспорящие стороны должны добровольно согласиться между собой считатьправильным мнение какого-либо арбитра, или судьи, решению которого ониготовы подчиниться, если не хотят, чтобы спор довел их до свалки или в силуотсутствия правильного рассуждения, установленного природой, осталсянерешенным. Польза и цель рассуждения. Польза и цель рассуждения заключается не втом, чтобы найти сумму или истину одной или нескольких связей, лежащихдалеко от первых определений и установленных значений имен, а в том, чтобыначать с этих последних и двигаться вперед от одной связи к другой. Ибо неможет быть уверенности в правильности конечных заключений без уверенности вправильности всех тех утверждений и отрицаний, на которых они были основаныили из которых они были выведены.Об ошибке и абсурде. когда мы, рассуждая словами, имеющими общее значение, приходим к общему ложному заключению, то, хотя в этом случае обычно говорятоб ошибке, на самом деле здесь имеет место абсурд, или бессмысленная речь. Причины абсурдов. 1. Первую причину абсурдных заключений я приписываюотсутствию метода, тому, что философы не начинают своих рассуждений сопределений, т. е. с установления значения своих слов2. Вторую причину абсурдных утверждений я приписываю томуобстоятельству, что имена тел даются их акциденциям или имена акциденцийдаются теламтаковы также утверждения: " протяжение есть тело", " привидениясуть духи" и т. п. 3. Третью причину я приписываю тому обстоятельству, что именаакциденций тел, расположенных вне нас, даются акциденциям наших собственныхтел, как это делают те, кто говорит: " цвет находится в теле", " звукнаходится в воздухе" и т. п. 4. Четвертую причину я приписываю тому обстоятельству, что имена телдаются именам или речам 5. Пятую причину я приписываю тому обстоятельству, что имена акциденцийдаются именам и речам6. Шестую причину я вижу в использовании вместо точных слов метафор, троп и других риторических фигур 7. Седьмую причину я вижу в именах, ничего не означающих, нозаимствованных из схоластики и выученных наизусть, таких, какгипостатический, пресуществление, вечное-ныне и тому подобные бессмыслицысхоластов.Научное знание. Отсюда очевидно, что способность к рассуждению не естьнечто врожденное, подобно ощущению и памяти, или же нечто приобретенноеодним лишь опытом, подобно благоразумию, а достигается прилежанием; во-первых - подходящим употреблением имен, во? вторых - усвоением хорошего иправильного метода, который состоит в продвижении вперед от элементов, каковыми являются имена, к суждениям, образованным путем соединения имен междусобой, и отсюда к силлогизмам, которые суть связи одного суждения с другим, пока мы доходим до знания всех связей имен, относящихся к интересующей настеме; именно это и называют люди научным знанием.Заключаем Благоразумие и мудрость, их различие Предположим, что один человек обладает природнойспособностью и ловкостью в применении своего оружия, а другой сверх этойловкости приобрел знание того, как он может ранить противника или бытьраненным им при всяком возможном положении и способе защиты. Способностьпервого будет относиться к способности второго, как благоразумие к мудрости: обе эти способности полезны, но вторая - непогрешима. Признаки научного знания. Некоторые из признаков научного знаниядостоверны и безошибочны, другие недостоверны. Достоверны, когда тот, ктопретендует на обладание знанием какой-либо вещи, сам способен учить этому, т. е. вразумительно доказать другому правильность своего притязания.Недостоверны, когда лишь некоторые частные явления соответствуют егопретензии и вследствие многих случайностей оказываются такими, какими, поего утверждению, они должны быть.
|