Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V






О РАССУЖДЕНИИ (REASON) И НАУЧНОМ ЗНАНИИ (SCIENCE) Что такое рассуждение. Когда человек рассуждает, он лишь образует в умеитоговую сумму путем сложения частей или остаток путем вычитания одной суммыиз другой, или, что то же, если это делается при помощи слов, образует имяцелого из соединения имен всех частей или от имени целого и одной частиобразует имя другой части.

Определение рассуждения.

рассуждение в этом смысле есть нечто иное, как подсчитывание (т. е. складывание и вычитание) связей общихимен с целью отметить и обозначить наши мысли. Когда рассуждение бывает правильным. Подобно тому как в арифметикенеопытные люди должны, а сами профессора могут ошибаться, точно так и вдругого рода рассуждениях могут ошибаться и выводить неправильные заключениясамые способные, самые внимательные и опытные люди.. Вот почему при возникновении спора по поводу какого-либо мненияспорящие стороны должны добровольно согласиться между собой считатьправильным мнение какого-либо арбитра, или судьи, решению которого ониготовы подчиниться, если не хотят, чтобы спор довел их до свалки или в силуотсутствия правильного рассуждения, установленного природой, осталсянерешенным. Польза и цель рассуждения. Польза и цель рассуждения заключается не втом, чтобы найти сумму или истину одной или нескольких связей, лежащихдалеко от первых определений и установленных значений имен, а в том, чтобыначать с этих последних и двигаться вперед от одной связи к другой. Ибо неможет быть уверенности в правильности конечных заключений без уверенности вправильности всех тех утверждений и отрицаний, на которых они были основаныили из которых они были выведены.

Об ошибке и абсурде.

когда мы, рассуждая словами, имеющими общее значение, приходим к общему ложному заключению, то, хотя в этом случае обычно говорятоб ошибке, на самом деле здесь имеет место абсурд, или бессмысленная речь. Причины абсурдов. 1. Первую причину абсурдных заключений я приписываюотсутствию метода, тому, что философы не начинают своих рассуждений сопределений, т. е. с установления значения своих слов2. Вторую причину абсурдных утверждений я приписываю томуобстоятельству, что имена тел даются их акциденциям или имена акциденцийдаются теламтаковы также утверждения: " протяжение есть тело", " привидениясуть духи" и т. п. 3. Третью причину я приписываю тому обстоятельству, что именаакциденций тел, расположенных вне нас, даются акциденциям наших собственныхтел, как это делают те, кто говорит: " цвет находится в теле", " звукнаходится в воздухе" и т. п. 4. Четвертую причину я приписываю тому обстоятельству, что имена телдаются именам или речам 5. Пятую причину я приписываю тому обстоятельству, что имена акциденцийдаются именам и речам6. Шестую причину я вижу в использовании вместо точных слов метафор, троп и других риторических фигур 7. Седьмую причину я вижу в именах, ничего не означающих, нозаимствованных из схоластики и выученных наизусть, таких, какгипостатический, пресуществление, вечное-ныне и тому подобные бессмыслицысхоластов.Научное знание. Отсюда очевидно, что способность к рассуждению не естьнечто врожденное, подобно ощущению и памяти, или же нечто приобретенноеодним лишь опытом, подобно благоразумию, а достигается прилежанием; во-первых - подходящим употреблением имен, во? вторых - усвоением хорошего иправильного метода, который состоит в продвижении вперед от элементов, каковыми являются имена, к суждениям, образованным путем соединения имен междусобой, и отсюда к силлогизмам, которые суть связи одного суждения с другим, пока мы доходим до знания всех связей имен, относящихся к интересующей настеме; именно это и называют люди научным знанием.

Заключаем

Рассуждение есть шаг, рост знания - путь, а благоденствие человеческого рода- цель. Метафоры же и бессмысленные и двусмысленные слова, напротив, сутьчто-то вроде ignes fatui, и рассуждать с их помощью - значит бродить средибесчисленных нелепостей.

Благоразумие и мудрость, их различие

Предположим, что один человек обладает природнойспособностью и ловкостью в применении своего оружия, а другой сверх этойловкости приобрел знание того, как он может ранить противника или бытьраненным им при всяком возможном положении и способе защиты. Способностьпервого будет относиться к способности второго, как благоразумие к мудрости: обе эти способности полезны, но вторая - непогрешима. Признаки научного знания. Некоторые из признаков научного знаниядостоверны и безошибочны, другие недостоверны. Достоверны, когда тот, ктопретендует на обладание знанием какой-либо вещи, сам способен учить этому, т. е. вразумительно доказать другому правильность своего притязания.Недостоверны, когда лишь некоторые частные явления соответствуют егопретензии и вследствие многих случайностей оказываются такими, какими, поего утверждению, они должны быть.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал