Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История филимоновской игрушки.
В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным - давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях, из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи, из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовали - красный, желтый, зеленый, розовый. Все филимоновские игрушки - барыня, всадник, конь, олень, барыня являются свистульками. Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Стихотворение «Ой свистулечка какая»: - Ой, свистулечка какая, утка полосатая, - Необычная, смешная, и чуть-чуть пузатая. - Подожди минуточку ты откуда уточка? - Уточка свистит моя: филимоновская я! Вос- ль: в сундучке игрушки замечательных умельцев. - Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных. Эти игрушки радуют нас своей красотой. - А какие игрушки вам хорошо знакомы? - Как называются эти игрушки? Дети: дымковские. Вос - ль: правильно. А почему их так назвали? Дети: потому что их сделали в селе Дымково. Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Вос- ль: почему же село это назвали Дымково? Зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке. Вос - ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку? Дети: делали эту игрушку из глины. Вос - ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные? Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали. Вос - ль: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо. Вос - ль: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки? Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. Вос - ль: а как одним словом можно сказать про цвета, краски? Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные. - Отгадайте загадку: - Хвост узорами, сапоги со шпорами, Очень рано встает, детям спать не дает (петушок). Вос - ль: Дети, посмотрите, что еще у меня в сундучке есть. Дети: Петушок. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним: - Какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии); раскрашивают в малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый цвета. - Филимоновской росписи (полосы, елочки, снежинки) и раскрашивают в основном тремя красками: – Какими? (Красный, зеленый и желтый.) – По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку. - Часть детей будет раскрашивать лошадку – дымковской росписью, другие дети будут методом пластинографии раскрашивать петушка. - А чтобы нашей матрешке не было скучно, мы для нее наклеим нарядный коврик. - Чтобы вы нашли свое место - я раздам вам бабочек, и они полетят каждая на свой цветок (на каждом столе наклеены желтые, красные, синие цветочки). - Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место. И будем осторожными с ножницами, помним, как с ними обращаться. - А сейчас мастера за работу всем пора (звучит мелодия р.н.п. «А я по лугу»).
Ребята, вы наверно немного устали, давайте отдохнем. Физминутка «Смешные человечки»: - Бежали мимо речки смешные человечки. - Прыгали, скакали, солнышко встречали. - Забрались на мостик и забили гвоздик. - Потом - бултых в речку. Где же человечки?
- На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Давайте сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусели». Вос - ль: Дети, давайте поиграем в игру «Карусели»: - Еле, еле, закружились карусели, а потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом, тише, тише, не спешите карусель остановите. Молодцы. Какие яркие игрушки у вас получились. Мы их отправим на выставку-ярмарку (выставляем поделки петушков и лошадок, рядом раскладываем нарядные коврики, звучит мелодия песни «Ярмарка»). Ребята, у нас сегодня не только игрушки в гостях, но и самые настоящие матрешки. Они хотят порадовать вас своим танцем (танец «Мы веселые матрешки»). Рефлексия: - Что вам понравилось сегодня на нашем занятии? – Кому нравится своя работа? – Какая работа с выставки тебе больше нравится? – Вы замечательно работали, все молодцы. У вас получились очень красивые работы. А наша Матрешка хочет вас угостить крендельками. Ей очень понравилось с вами играть.
|