Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История филимоновской игрушки.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным - давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях, из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи, из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовали - красный, желтый, зеленый, розовый. Все филимоновские игрушки - барыня, всадник, конь, олень, барыня являются свистульками. Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!»

Стихотворение «Ой свистулечка какая»:

- Ой, свистулечка какая, утка полосатая,

- Необычная, смешная, и чуть-чуть пузатая.

- Подожди минуточку ты откуда уточка?

- Уточка свистит моя: филимоновская я!

Вос- ль: в сундучке игрушки замечательных умельцев.

- Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных. Эти игрушки радуют нас своей красотой.

- А какие игрушки вам хорошо знакомы?

- Как называются эти игрушки?

Дети: дымковские.

Вос - ль: правильно. А почему их так назвали?

Дети: потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Вос- ль: почему же село это назвали Дымково? Зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.

Вос - ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: делали эту игрушку из глины.

Вос - ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.

Вос - ль: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Вос - ль: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Вос - ль: а как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

- Отгадайте загадку:

- Хвост узорами, сапоги со шпорами,

Очень рано встает, детям спать не дает (петушок).

Вос - ль: Дети, посмотрите, что еще у меня в сундучке есть.

Дети: Петушок.

Прежде, чем приступить к росписи, вспомним:

- Какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии); раскрашивают в малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый цвета.

- Филимоновской росписи (полосы, елочки, снежинки) и раскрашивают в основном тремя красками:

– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

- Часть детей будет раскрашивать лошадку – дымковской росписью,

другие дети будут методом пластинографии раскрашивать петушка.

- А чтобы нашей матрешке не было скучно, мы для нее наклеим нарядный коврик.

- Чтобы вы нашли свое место - я раздам вам бабочек, и они полетят каждая на свой цветок (на каждом столе наклеены желтые, красные, синие цветочки).

- Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место. И будем осторожными с ножницами, помним, как с ними обращаться.

- А сейчас мастера за работу всем пора (звучит мелодия р.н.п. «А я по лугу»).

 

Ребята, вы наверно немного устали, давайте отдохнем.

Физминутка «Смешные человечки»:

- Бежали мимо речки смешные человечки.

- Прыгали, скакали, солнышко встречали.

- Забрались на мостик и забили гвоздик.

- Потом - бултых в речку. Где же человечки?

 

- На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Давайте сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусели».

Вос - ль: Дети, давайте поиграем в игру «Карусели»:

- Еле, еле, закружились карусели, а потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом, тише, тише, не спешите карусель остановите.

Молодцы. Какие яркие игрушки у вас получились.

Мы их отправим на выставку-ярмарку (выставляем поделки петушков и лошадок, рядом раскладываем нарядные коврики, звучит мелодия песни «Ярмарка»).

Ребята, у нас сегодня не только игрушки в гостях, но и самые настоящие матрешки. Они хотят порадовать вас своим танцем (танец «Мы веселые матрешки»).

Рефлексия:

- Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

– Кому нравится своя работа?

– Какая работа с выставки тебе больше нравится?

– Вы замечательно работали, все молодцы. У вас получились очень красивые работы.

А наша Матрешка хочет вас угостить крендельками. Ей очень понравилось с вами играть.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. | Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал