Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая часть. Регулятивные УУД.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. К регулятивным УУД относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД), необходимо: 1) вначале сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД; 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию; 4) в завершении организовать контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности Перед педагогом встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Чтобы цель занятия стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий. На начальном этапе мы проговариваем алгоритм выполнения работы вслух. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий. Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить воспитанников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать: 1.что нужно оценивать 2. зачем оценивать 3. какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с педагогом в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. (Приложение 4). Уже с первого года обучения учащиеся приобретают следующие умения: - оценивать свою работу по заданным педагогом критериям; - соотносить свою оценку с оценкой педагога; - договариваться о выборе образца для сопоставления работ; - обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. Поэтапное формирование контрольно - оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся. Формирование УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
|