Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические факторы развития предпринимательства






Определение термина предпринимательской деятельности указывает на то, что ее внешней целью является удовлетворение потребностей в товарах и услугах.

Экономисты сформулировали особый закон ~ закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных. По аналогии с этим законом можно сформулировать закономерность развития предпринимательской деятельности: производство одних товаров и услуг ведет к возникновению потребности в других, все более сложных видах товаров и услуг.

Потребности человека — не просто результат его каприза. В них можно выделить два аспекта [14].

1. Существуют так называемые первичные, насущные, или витальные (от слова «vita» жизнь), потребности, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Услуги и товары, направленные на удовлетворение таких потребностей, были и будут востребованы всегда.

2. Удовлетворение первичных потребностей порождает возникновение вторичных, производных потребностей.

Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Так, различают потребности: материальные и духовные; преимущественно социальные и преимущественно биологические; социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляе­мые к неразумным; насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Самая известная теория потребностей принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970). В своей теории А. Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (рис.1).


Рисунок 1 - Иерархия потребностей (пирамида А.Маслоу) [5]

 

Теория иерархии потребностей А. Маслоу пережила уже тысячи (а может быть десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда.

Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, художник, испытывающий голод, т.е. «физиологическую потребность низшего уровня», не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять «потребность высшего уровня». Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Теория потребностей влияет на развитие предпринимательства следующим образом. Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим.

Во-первых, человек может иметь объективно обусловленную по­требность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого. В таких случаях предпринимательская деятель­ность направляется на формирование потребности, т. е. осознание потребности человеком и создание у него стремления воспользоваться предлагаемыми услугами. Так, например, формирование новых потребностей часто связано с созданием принципиально новых технических средств, например, автомобиля, телефона, телеграфа, телевизора, лазера, компьютера и т. п.

Во-вторых, потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации. В этой ситуации предпринимательская деятельность помогает уточнить и кон­кретизироватьвозникшую потребность, повлиять на ее формирование и предложить соответствующий набор услуг. Так, сфера услуг предлагает новые формы организации отдыха, новые услуги связи, образования, здравоохранения, транспорта, бытового обслуживания, новые формы предоставления информации и т. п.

В-третьих, в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им. В результате формируются так называемые неразумные, псевдопотребности.

У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.

Представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей в обществе в целом. В современной европейской цивилизации гуманистические ценности преобладают. Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности, удовлетворение которых способствует развитию личности, реализации заложенных в каждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному развитию всего человеческого сообщества.

Общество относит к неразумным, деструктивным (разрушительным) те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческую личность и социальную систему, например потребность в алкоголе, наркотиках, совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредством участия в террористической деятельности и т. п.

В соответствии с этой системой гуманистических ценностей в евро­пейской культуре приживаются и получают одобрение те виды предпринимательской деятельности, которые позволяют обогащать и развивать человеческую личность: решать проблемы быта, получать образование, успешно заниматься профессиональной деятельностью, хорошо отдыхать, получать при необходимости медицинскую помощь. Эти направления развития предпринимательской деятельности поддерживает как общественное мнение, так и любое цивилизованное государство.

Товары и услуги, ценность которых ставится под сомнение, например, реклама табачных изделий или порнография, вызывают осуждение, на них накладываются ограничения или законодательные запреты.

Таким образом, существуют социально одобряемые, поддерживаемые обществом и государством виды предпринимательской деятельности, удов­летворяющие потребности, которые общество признает разумными. Услуги и товары, направленные на удовлетворение социально неодобряемых потребностей, либо не поддерживаются большинством членов общества, либо вообще считаются преступлением. Те, кто их оказывают, преследуются по закону. К таким услугам в европейских странах относят, например, распространение наркотиков, обучение всевозможной преступной или аморальной деятельности, ряд услуг сексуального характера.

На практике разнообразие и развитие потребностей приводят к такому явлению в сфере бизнеса, как диверсификация спроса.

Существуют следующие виды диверсификации спроса:

1. Функциональная диверсификация - требование соответствия объекта спроса физической индивидуальности потребителя.

2. Психологическая диверсификация - требование соответствия объекта спроса духовной, психологической, эстетической индивидуальности потребителя.

3. Ситуационная диверсификация - требование соответствия объекта спроса атмосфере его использования потребителем.

4. Сезонная диверсификация - требование соответствия объекта спроса текущей моде.

5. Ценовая диверсификация - требование соответствия объекта спроса представлениям потребителя о его социальном статусе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал