Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическая значимость фонетических законов и аналогии






Выявление действия фонетических законов и закона аналогии рассматриваются младограмматиками как два важнейших методических принципа.

Фонетический закон младограмматиками определялся как «некое единообразие, возникающее в известном языке в известное время и имеющее силу только для этого языка и времени».

Само понятие звуковых законов было сформулировано на первом этапе сравнительно-исторического языкознания. У младограмматиков положение о звуковых законах ставится в центр концепции, что было обусловлено философскими методологическими установками позитивизма, стремлением к описанию конкретного материала, потребностью уточнить исследовательские методики, сделать их более строгими.

Для младограмматиков было принципиальным положение об абсолютном действии фонетических законов: фонетические законы не знают исключений, нарушение действия фонетического закона является проявлением действия другого закона.

Звуковые законы младограмматиками рассматривались как формулы звуковых соответствий между двумя диалектами одного языка, либо между двумя следующими друг за другом синхронными состояниями языка.

В качестве важнейших исследовались следующие аспекты звуковых законов: 1) причины, 2) природа, 3) характер процесса. В качестве причин звуковых изменений выдвигали разнородные факторы, в том числе 1) воздействие среды на органы речи, обусловливающие их изменение, как следствие – изменение артикуляции (Г. Остгоф). (Дельбрюк и Пауль выступали против такой интерпретации); 2) стремление к благозвучию, обусловливающее незаметные сдвиги в артикуляции, накопление и закрепление которых приводит к изменению в звучании.

Один из основных проблемных моментов данной теории – положение о безысключительности действия звуковых законов: у всех законов, открытых до младограмматиков и самими младограмматиками, находились исключения.

В качестве одного из решений, благодаря которому разрешалось противоречие, выдвигался принцип аналогии, то есть звуковые изменения в отдельных словах и грамматических формах под влиянием других лексических единиц, словоформ. Примером влияния аналогии является, например, /д/ в русском девять под влиянием десять, в то время как в индоевропейских языках / N /: nine (англ.), neun (нем.), neuf (фр.), nove (итал.), nueve (исп.).

В процессе разработки проблемы звуковых законов младограмматики установили действие временного, локального факторов, действие аналогии, воздействие позднейших заимствований. В результате формировалась целостная теория, представляющая сложности внешних и внутренних языковых воздействий на звуковые процессы.

Существенным вкладом в совершенствование метода сравнительно-исторического языкознания явилось разделение внешней и внутренней реконструкции. Внешняя реконструкция основывается на межъязыковых и междиалектных соответствиях, внутренняя – хронологически разных состояний одной системы.

В метод реконструкции был внесен ряд запретов: нельзя сопоставлять разновременные и разнодиалектные факты, следует строго определить локус.

К началу ХХ в. обнаруживаются слабые стороны направления: ограниченность субъективно-психологического подхода, недооценка социальных детерминаций существования языка, поверхностный характер историзма – неучет обусловленности исторических процессов, атомизм – стремление исследовать изолированные факты, эмпиризм – отказ от построения обобщающих теоретических построений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал