Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По­яс­не­ние. 1. За­да­ние 1 № 4840. Текст, на­чи­на­ю­щий­ся сло­ва­ми «Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой.»






Вариант № 319710

1. За­да­ние 1 № 4840. Текст, на­чи­на­ю­щий­ся сло­ва­ми «Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой.»

Про­слу­шай­те текст и на­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние. Ис­ход­ный текст для сжа­то­го из­ло­же­ния про­слу­ши­ва­ет­ся 2 раза.

Учти­те, что Вы долж­ны пе­ре­дать глав­ное со­дер­жа­ние как мик­ро­те­мы, так и всего тек­ста в целом.

Объём из­ло­же­ния — не менее 70 слов.

Пи­ши­те из­ло­же­ние ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

 

ИЛИ

 

Текст, на­чи­на­ю­щий­ся сло­ва­ми «Всё даль­ше ухо­дит»

Про­слу­шай­те текст и на­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние. Ис­ход­ный текст для сжа­то­го из­ло­же­ния про­слу­ши­ва­ет­ся 2 раза.

Учти­те, что Вы долж­ны пе­ре­дать глав­ное со­дер­жа­ние как мик­ро­те­мы, так и всего тек­ста в целом.

Объём из­ло­же­ния — не менее 70 слов.

Пи­ши­те из­ло­же­ние ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

 

При­ме­ча­ние: дан­ные из­ло­же­ния вклю­че­ны в тест ис­клю­чи­тель­но по усмот­ре­нию ре­дак­ции РЕ­ШУ­ОГЭ. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в банке ФИПИ есть из­ло­же­ния, близ­кие по те­ма­ти­ке.

По­яс­не­ние.

Рас­шиф­ров­ка за­пи­си
Всё даль­ше ухо­дит Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война в про­шлое, но па­мять о ней жива в серд­цах и душах людей. В самом деле, как можно за­быть наш бес­при­мер­ный по­двиг, наши не­вос­пол­ни­мые жерт­вы, при­несённые во имя по­бе­ды над самым ко­вар­ным и же­сто­ким вра­гом – не­мец­ким фа­шиз­мом.

Че­ты­ре во­ен­ных года по тя­же­сти пе­ре­жи­то­го не могут срав­нить­ся ни с ка­ки­ми дру­ги­ми го­да­ми нашей ис­то­рии. Но па­мять че­ло­ве­ка со вре­ме­нем осла­бе­ва­ет, из неё по кру­пи­цам ухо­дит сна­ча­ла вто­ро­сте­пен­ное: менее зна­чи­мое и яркое; а затем - и су­ще­ствен­ное. К тому же всё мень­ше ста­но­вит­ся ве­те­ра­нов, тех, кто про­шел войну и мог бы рас­ска­зать о ней. Если в до­ку­мен­тах и в про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства не будут от­ра­же­ны са­мо­по­жерт­во­ва­ния и стой­кость на­ро­да, то горь­кий опыт про­шлых лет за­бу­дет­ся. А этого нель­зя до­пу­стить!

Тема Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий пи­та­ет ли­те­ра­ту­ру и ис­кус­ство. О жизни и по­дви­ге че­ло­ве­ка на войне снято не­ма­ло пре­крас­ных филь­мов, со­зда­ны за­ме­ча­тель­ные про­из­ве­де­ния ли­те­ра­ту­ры. И тут нет какой-либо пред­на­ме­рен­но­сти, есть боль, не по­ки­да­ю­щая душу на­ро­да, ко­то­рый по­те­рял за годы войны мил­ли­о­ны че­ло­ве­че­ских жиз­ней. Но самым глав­ным в раз­го­во­ре на эту тему яв­ля­ет­ся со­хра­не­ние меры и такта в от­но­ше­нии к прав­де войны, к ее участ­ни­кам, живым, но, глав­ным об­ра­зом, по­гиб­ших.

Рас­шиф­ров­ка за­пи­си
Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой. Они си­де­ли не за пар­та­ми, а в мёрзлых око­пах, и перед ними были не тет­ра­ди, а бро­не­бой­ные сна­ря­ды и пулемётные ленты. Они ещё не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том и по­это­му не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, ко­то­рым не придаёшь зна­че­ния в по­все­днев­ной мир­ной жизни.
Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до пре­де­ла. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли по-дет­ски ра­до­вать­ся ве­сен­не­му жу­рав­ли­но­му клину, как ни­ко­гда не ра­до­ва­лись ни до войны, ни после войны, с неж­но­стью хра­нить в душе тепло ушед­шей юно­сти. Те, кто остал­ся в живых, вер­ну­лись с войны, сумев со­хра­нить в себе чи­стый, лу­че­зар­ный мир, веру и на­деж­ду, став не­при­ми­ри­мее к не­спра­вед­ли­во­сти, доб­рее к добру.
Хотя война и стала уже ис­то­ри­ей, но па­мять о ней долж­на жить, ведь глав­ные участ­ни­ки ис­то­рии — это Люди и Время. Не за­бы­вать Время — это зна­чит не за­бы­вать Людей, не за­бы­вать Людей — это зна­чит не за­бы­вать Время.

(По Ю. В. Бон­да­ре­ву)

ПОЛЬ­ЗУЙ­ТЕСЬ СЛЕ­ДУ­Ю­ЩИ­МИ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИ­Я­МИ

 

1. Опре­де­ли­те тему тек­ста.

2. Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ную мысль.

3. Вы­де­ли­те ос­нов­ные мик­ро­те­мы в каж­дой части тек­ста.

4. Опре­де­ли­те спо­соб со­кра­ще­ния: ис­клю­че­ние, обоб­ще­ние, упро­ще­ние.

5. На­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние каж­дой части и свя­жи­те их между собой.

 

  Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой. Они си­де­ли не за пар­та­ми, а в мёрзлых око­пах. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том
  Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до пре­де­ла. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, с неж­но­стью хра­нить в душе тепло ушед­шей юно­сти. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чи­стый мир, веру и на­деж­ду, стали не­при­ми­ри­мее к не­спра­вед­ли­во­сти, доб­рее к добру
  Па­мять о войне долж­на жить, ведь глав­ные участ­ни­ки ис­то­рии - это Люди и Время

 

ИЛИ

 

  Как бы да­ле­ко ни ухо­ди­ла война, па­мять о ней жива, ибо за­быть о бес­при­мер­ном по­дви­ге на­ро­да нель­зя.
  Па­мять о четырёх тя­же­лей­ших годах в нашей ис­то­рии не долж­на сте­реть­ся.
  Для про­из­ве­де­ний ис­кус­ства тема войны тра­ди­ци­он­на: так­тич­ность и прав­ди­вость в изоб­ра­же­нии со­бы­тий и ге­ро­ев во­ен­ных лет яв­ля­ют­ся их глав­ны­ми чер­та­ми.

 

2. За­да­ние 2 № 5486. Какое утвер­жде­ние не со­от­вет­ству­ет со­дер­жа­нию тек­ста?

 

1) Рая Ива­но­ва учи­лась в ре­мес­лен­ном учи­ли­ще.

2) Дво­рец пи­о­не­ров был по­ме­чен на гит­ле­ров­ских кар­тах как во­ен­ный объ­ект.

3) Летом 1942 года вос­пи­тан­ни­ки Двор­ца пи­о­не­ров вы­сту­па­ли на во­ен­ном крей­се­ре.

4) Рая и Нюра Ива­но­вы пред­ло­жи­ли ру­ко­во­ди­те­лю сту­дии Р.А. Вар­шав­ской со­брать детей во Двор­це пи­о­не­ров.

 

(1)Вес­ной 1942 года по ле­нин­град­ским ули­цам мед­лен­но шли две де­воч­ки — Нюра и Рая Ива­но­вы. (2)Впер­вые после дол­гой бло­кад­ной зимы oни от­пра­ви­лись пеш­ком с Пет­ро­град­ской сто­ро­ны на Нев­ский про­спект, ко Двор­цу пи­о­не­ров. (3)Они об­хо­ди­ли перевёрну­тые трам­ваи, пря­та­лись от взры­вов в под­во­рот­нях, про­би­ра­лись по гру­дам раз­ва­лин на тро­туа­рах. (4)3имой де­воч­ки по­хо­ро­ни­ли мать, умер­шую от го­ло­да, и оста­лись одни в за­копчённой квар­ти­ре с об­ле­де­нев­ши­ми сте­на­ми. (5)Чтобы со­греть­ся, сжи­га­ли ме­бель, одеж­ду, книги. (6)Осла­бев­шую Нюру, до войны со­лист­ку зна­ме­ни­то­го ан­сам­бля, ко­то­рым ру­ко­во­дил Исаак Оси­по­вич Ду­на­ев­ский, на сан­ках от­вез­ли в дет­ский дом де­вуш­ки — бойцы от­ря­да про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны. (7)Рая Ива­но­ва по­сту­пи­ла в ре­мес­лен­ное учи­ли­ще. (8)На ис­хо­де пер­вой бло­кад­ной зимы их разыс­ка­ла ру­ко­во­ди­тель сту­дии Р.А. Вар­шав­ская. (9)Как и дру­гие ра­бот­ни­ки Двор­ца пи­о­не­ров, она, толь­ко не­дав­но вы­пи­сан­ная из гос­пи­та­ля, шла по со­хра­нив­шим­ся ад­ре­сам, чтобы найти своих пи­том­цев. (10)До войны Анич­ков дво­рец был ска­зоч­ным дет­ским цар­ством, и вот те­перь он снова го­то­вил­ся встре­чать детей.

(11)Из уст в уста пе­ре­да­ва­лась ка­зав­ша­я­ся не­ве­ро­ят­ной весть: «Дво­рец пи­о­не­ров ждёт нас!» (12)Об этой но­во­сти нель­зя было узнать ни из газет, ни из со­об­ще­ний по радио. (13)Дво­рец пи­о­не­ров был по­ме­чен на гит­ле­ров­ских кар­тах как во­ен­ный объ­ект. (14)Как были по­ме­че­ны и Эр­ми­таж, и Рус­ский музей.

(15)Из рай­о­на в район, из дома в дом пе­ре­да­ва­ли как па­роль: «Со­брать­ся в на­зна­чен­ный час...», и по ули­цам осаждённого го­ро­да дви­га­лись дети — так на­чал­ся по­двиг пе­да­го­гов и вос­пи­тан­ни­ков ле­нин­град­ско­го Двор­ца пи­о­не­ров.

(16)Дети, ко­неч­но, были глу­бо­ко по­тря­се­ны вой­ной. (17)Они ви­де­ли, как ру­шат­ся дома от взры­вов, как па­да­ют в го­лод­ном бес­па­мят­стве люди. (18)Вера Бо­ро­ду­ли­на по­те­ря­ла отца, Витя Пан­фи­лов пе­ре­жил смерть се­ме­рых род­ных... (19)В каж­дом доме было горе. (20)Впе­ре­ди было ещё почти два года бло­ка­ды...

(21)А в мае 1942 года во Двор­це пи­о­не­ров ра­бо­та­ли мно­го­чис­лен­ные круж­ки: тан­це­валь­ные, во­каль­ные, фор­те­пьян­ные, ру­ко­де­лия, ри­со­ва­ния, ху­до­же­ствен­но­го слова. (22)Ис­кус­ство по­мо­га­ло детям вы­жить, но они ещё не знали о его под­лин­ной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впер­вые при­гла­си­ли на во­ен­ный крей­сер. (24)Они по­еха­ли на гру­зо­вой ма­ши­не, за­хва­тив му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и тан­це­валь­ные ко­стю­мы. (25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов, тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. (26)По щекам мо­ря­ков, не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (27)3нав­шие цену му­же­ству, мо­ря­ки ви­де­ли силу духа ле­нин­град­ских школь­ни­ков. (28)Крей­сер го­то­вил­ся идти в бой, из ко­то­ро­го вер­нут­ся не все, и в этих ре­бя­тах была сама оду­хо­творённая на­деж­да. (29)Про­ща­ясь с детьми, ко­ман­да по­стро­и­лась. (30)Ре­бя­та стали вру­чать по­дар­ки, ко­то­рые при­вез­ли с собой. (31)Взяв ма­тер­ча­тый кисет из рук де­воч­ки, стар­ши­на, на груди ко­то­ро­го было два бо­е­вых ор­де­на, ска­зал: «При­ни­маю тре­тью на­гра­ду Ро­ди­ны». (32)Мо­ря­ки знали цену му­же­ству.

 

(По Л. Ов­чин­ни­ко­вой) *

 

* Л. Ов­чин­ни­ко­ва — со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал