Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.
Осмысление групповой работы Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Любые ли вопросы заставляют нас задуматься? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить, какого цвета снег? Нет. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развить. Развивать мышление – значит, развивать умение думать. Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе. Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия? Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы. По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой. Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе. С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы. В учебной деятельности целеполагание опирается на понимание задания, его условий. Иными словами, целью групповой работы явялется нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. Т.е., цель – не столько решать и решать, сколько создать способ решения. Именно такое целеполагание делается осмысленным. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет. Рисунок 1. Организационное устройство группы. Четыре – восемь человек распеределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы. Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем. В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться: - по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему; - по теме работы; - по уровню сложности задания. Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более. Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить. Если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу. Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе? ”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения. Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы: - вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся; - систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;
|