Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология образования






Социоло́ гия образова́ ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

· как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;

· как процесс изменения общественного сознания;

· как фактор социализации личности, и её воспитания;

· как своеобразная феноменология личностного сознания.


Социология молодежи

Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. К числу основных проблем современного этапа развития следует отнести проблемы материальной обеспеченности, социальной защищенности, получения образования, начала трудовой деятельности, формирования семьи, профессионального роста молодежи. Другая типичная проблема для большинства возрастов подростка – проблема отношений с родителями. В оценке молодежи и ее места в обществе выделяют три основных подхода:

· критический: молодежь характеризуют в таких понятиях, как «рассеянная», «равнодушная», «потерянная»; формула – «не та молодежь = хуже»;

· оптимистический: молодежь стала лучше (новый «революционный класс»); формула – «не та молодежь = лучше»:

· объективистский: учитывает и положительную роль молодежи, и те нега­тивные тенденции, которые реально существуют в молодежной среде; формула – «не та молодежь = другая».

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

 


 

Вопросы к экзамену / зачету по социологии для студентов БрГТУ (2015-2016 уч. год)

Составил: ст. преподаватель Харитонович С.С.

1. Зарождение социологии как науки. Социологическая концепция О. Конта.

2. Проблема человека и общества в социальной философии античности.

3. Западноевропейская социально-философская мысль.

4. Теоретическая социология ХIХ – начала ХХ вв.

5. Социологические школы и теоретическая социология ХХ века.

6. Русская школа социологии. Социология в СССР.

7. Развитие социологии в Беларуси.

8. Объект, предмет и функции социологии, ее структура и методы.

9. Общество как социальная система. Исторические типы общества.

10. Социальный институт: понятие, виды, процесс институционализации.

11. Семья – базовый социальный институт, ее функции и формы.

12. Политический социальный институт, его функции и структура.

13. Экономический социальный институт, его функции и структура.

14. Религиозный социальный институт, его функции и формы.

15. Социальная стратификация, ее профили. Социальное неравенство.

16. Социальные группы и общности: понятие и классификация.

17. Малая социальная группа, ее виды и структура.

18. Социальный статус, его виды, статусный набор.

19. Социальная роль. Ролевой набор. Социальные отношения и взаимодействия

20. Понятие личности в социологии, факторы ее формирования.

21. Социализация личности: понятие, этапы и агенты социализации.

22. Система социального контроля, виды санкций. Девиация.

23. Социальный конфликт, его виды, стадии и способы разрешения.

24. Социальная мобильность и ее виды. Каналы вертикальной мобильности.

25. Социальный прогресс и регресс. Аномия.

26. Социологическое понимание культуры.

27. Мировая социальная система и процессы глобализации.

28. Программа прикладного социологического исследования.

29. Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

30. Статистическая обработка данных и анализ эмпирической информации.

31. Опросные методы сбора первичной социологической информации.

32. Социологическое наблюдение.

33. Социологический эксперимент.

34. Социологический анализ документов.

35. Метод социометрии и его применение в социологии.

36. Частные социологические теории (теории среднего уровня).

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бабосов Е. М. Общая социология. Мн.: Выш. шк., 2001.
  2. История социологии // Под ред. А. Н. Елсукова. Мн.: Выш. шк., 1997. – 381с.
  3. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. – 384с.
  4. Лапина С. В. Социология. Мн.: Современное слово, 2002. – 352с.
  5. Социология // А. Н. Елсуков Мн.: Тетра Системс, 1998. – 560с.
  6. Социологический словарь. // Сост. А. Н. Елсуков. Мн.: Университетское, 1991. – 528с.
  7. Социологический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. – 448с.
  8. Социология для технических вузов. // Под ред. С. Н. Яременко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416с.
  9. Фролов С. С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997. – 344с.
  10. Журналы «Социология», «Социс».
  11. Интернет-источники.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал