Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые памятники русского Средневековья






1. Псковская и Новгородская судные грамоты, их система и источники.

2. Первый и второй Московские судебники, их система и источники.

3. Система жалованных грамот Московского государства.

4. Органы суда и процесс по Псковской судной грамоте.

5. Органы суда и процесс по Московским судебникам.

6. Частное право по Псковской судной грамоте

7. Вотчинное и поместное право по судебникам.

8. Уголовное право по Псковской судной грамоте.

9. Уголовное право по судебникам.

 

Литература:

Издания изучаемых актов:

Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1-2 – любое издание

Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского государства. М. 1909

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства.

Судебники XV-XVI веков. Текст и комментарии. М., 1952

Пособия:

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980

Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. Т. 1-2. Спб., 1872

Исаев М.А. Лекции по истории Московского права и государства. М., 1996

Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. М., 2001

Устрялов Ф.Н. Исследования Псковской судной грамоты. Спб., 1855

Шумаков С.А. Губные и земские грамоты Московского государства. М., 1895

Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1916

 

Отвечая на первый вопрос семинара, студент в первую очередь должен охарактеризовать судные грамоты как памятники вечевого законодательства. Следует выделить их специфику, указав на конкретные статьи, говорящие об этом. Затем необходимо перейти к истории создания актов, указав их источники, после проводится краткая характеристика системы памятников. Обращается внимание, что Новгородская судная грамота до нас дошла не полностью, что затрудняет анализ ее системы и текста.

Ответ на второй вопрос проводится по схеме первого. Указывается характер судебников (памятники приказного нормотворчества). Кратко определяется система судебников, история их появления, содержание и источники. Закончить ответ на второй вопрос семинара следует указанием на причину появления указных книг московских приказов (ст. 98 Второго судебника).

Третий вопрос семинара раскрывается по аналогичной схеме. Сначала определяется характер грамот (как priva lex, при помощи которых решаются публичные дела). Необходимо при этом раскрыть типологию дворцово-вотчинного управления в Московском государстве ранней эпохи, показав ту роль, которую грамоты при этом играли. Затем следует приступить к классификации грамот на их отдельные виды. Помощь отвечающему при этом могут оказать соответствующие разделы учебников Бестужева-Рюмина, Филиппова, а также монография Шумакова.

Четвертый вопрос следует раскрыть, указав вначале на характер судебных инстанций, известных грамоте, порядок взаимоотношений между ними. Необходимо определить компетенцию каждой из названных инстанций. После следует перейти к характеристике стадий процесса, затем системы доказательств, в конце указав на то новое, что появилось в грамоте по сравнению с Русской Правдой (письменные доказательства, обыск, поличное и др.).

Пятый вопрос раскрывается по аналогичной с предыдущим вопросом схеме. Единственное добавление – необходимость сравнения соответствующих статей первого и второго судебников. При этом студент должен дать определение тому новому, что появляется в системе приказного суда ко времени Второго судебника.

Перед ответом на шестой вопрос семинара студент обязан в своем плане конспекте выделить и распределить статьи грамоты по институтам. Это облегчит ему задачу. Например: Вещное право (ст. 88, 89, 100, 104; владение 42, 72, 79, 94, 95, 104, 106; защита владения 55, 87, 110). Определяется залог – ст. 104, находка – ст. 47, пользование – ст. 72. По такой же схеме определяются группы норм, посвященные регулированию обязательственных отношений: дарение – ст. 100, купля-продажа – 46, 47, 56, мена – ст. 114, заем – ст. 30 – 38, найма – ст. 39 – 49 и др. Также определяются статьи, регулирующие наследственные отношения – ст. 14, 55 (наследование по завещанию), ст. 15, 53, 84 (наследование по закону). Определяются статьи, характеризующие наследование между супругами. После необходимо провести краткий анализ статей, выявив особенности состояния имущественных отношений в средневековом русском государстве на примере древнего Пскова.

Седьмой вопрос раскрывается по аналогичной предыдущему схеме. Выделяются группы норм: ст. 84 Второго и ст. 63 Первого судебников. Необходим тщательный анализ содержания этих статей, а также выявление причины их появления в русском праве. Затем следует проанализировать ст. 87 Второго и 62 Первого судебников. Следует ответить, чем вызвано появление права крестьянского перехода, как этот переход влиял на становление поместного и крепостного права.

Восьмой вопрос следует раскрыть с определения понятия преступления и его видов. Необходимо указать на смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Затем раскрывается лестница наказаний, известная Псковской судной грамоте, указывается на наличие в ней санкции, предусматривающей смертную казнь (ст. 7, 8).

Девятый вопрос следует раскрывать при помощи сравнительного анализа статей судебников, посвященных регулированию однотипных отношений. Например:

Второй судебник Первый судебник Состав преступления
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 32, 99 1, 2, 3, 19, 33, 67 Должностные преступления
    Самосуд
55, 56 10, 40 Воровство
57, 58 12, 14 Мошенничество
    Разбой и убийство
    Измена. Поджог, кража людей и пр.

 

После проводится анализ выявленных статей, их группировка. Особо указывается новые виды санкций, а также пока неразделенность во многих случаях процессуальных норм уголовного права от материальных. Следует привести примеры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал