Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гомер и гомеровский вопрос

Упадок культуры, наступивший после Троянской войны, не подлежит сомнению, но он не был одинаково глубок во всех частях Средиземноморского мира.

Больше всего пострадал Балканский полуостров, в особенности Пелопоннес, и некоторые острова Эгейского моря, в том числе и Крит. Доказательством ухудшения ремесленного мастерства и снижения художественного вкуса служат дипилопские вазы, найденные в окрестностях Афин, значительные по размерам, но довольно грубые по отделке и рисунку. Но всё же полного разрыва между крито-микенским и следующим, так называемым гомеровским, периодом античной истории не было даже в западной части греческого мира.

Прочнее всего крито-микенские традиции сохранились в восточной части греческого мира, в Малой Азии и на прилегающих островах, куда приливало ахейское население, теснимое дорийскими варварами. В течение нескольких столетий восточная половина была наиболее передовой и культурной частью средиземноморского мира. К сожалению, наши сведения как в отношении Малой Азии, так и вообще в отношении всей Греции за четыреста лет (XII— V III вв.), со времени Троянской войны до начала традиционной истории Греции, скудны и противоречивы. Почти единственным источником этой эпохи; являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Вокруг гомеровских поэм и личности их составителя сложилась целая Литература и возник особый гомеровский вопрос. Гомеровский вопрос. прошел длинный путь развития. Сами греки до V в. не сомневались существовании Гомера, приписывая ему все эпические произведения Троянской войныи гимны в честь богов, Впервые несколько критически отнеся к Гомеру Геродот, после чего число произведений, творцом которых признавался Гомер, все более и болеестало уменьшаться. Особенно далеко в критике поэм, приписываемых Гомеру, и в установлению в них ряда противоречий пошел софист Зоил (IV и,), прозванный " бичом Гомера ".

В александрийскую эпоху на критике гомеровского текста создались целые школы.И новое время гомеровский вопрос возродился в XVIII в., в век просвещения, рационализма и критицизма. Начало положили французский аббат д'Обиньяк и итальянский историк-социолог Вико. Идеи д'Обиньяка и Вико развил немецкий профессор в Галли Фридрих-Август Вольф. Во «Введении к Гомеру» (1795 г.) Вольф доказывал, что «Илиада» и «Одиссея» не являются произведениями одного поэта, но представляют продукт коллективного творчества многих певцов-поэтов. Окончательную же фирму отдельные части эпоса получили лишь несколько столетий спусти после их возникновения - при афинском тиране Писистрате в VI в.

На основе теории Вольфа Лахман создал «теорию малых песен», но которой «Илиада» и «Одиссея» создались из отдельных поэти-ческих произведений устного народного творчества. Этим объяснял Лахман нередко встречающиеся в поэмах противоречия. Один из продолжателей Лахмана, Готфрид Германн, объяснял противоречия тем, что в текст одной поэмы была вставлена потом другая поэма (в «Одиссею» включена «Телемахия» — приключения сына Одиссея Телемака).

Против сторонников «теории малых песен» выступили уни- тарии, стоявшие за единую худояюственную композицию эпоса и историчность личности Гомера. Одним из первых унитариев был Нин. У нас к этому направлению примыкали М.С. Куторга и Ф. Ф. Соколов.

Историк Грот выступил с «теорией основного ядра», которая сводится к тому, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежат небольшие произведения, которые впоследствии были расширены и распространены.

Основой «Илиады» была поэма о гневе Ахилла, впоследствии разросшаяся благодаря вставкам и дополнениям. Археологические открытия, пролившие новый свет на события, упоминаемые в поэмах, сравнительное изучение народного творчества других народов, в частности русских былин, — всё это продвинуло, несомненно, изучение «Илиады» и «Одиссеи» как литературных памятников, но тем не менее многие вопросы композиции, образов, хронологии творчества остаются неясными.

В настоящее время преобладают теории, смягчающие крайности обоих направлений; считают, что греческий эпос развился из древних народных песен и сказаний (мифов) о богах и героях. Происхождение их различно.

Древнейшие из этих сказаний могли возникнуть ещё в микенскую эпоху.Больше всего героических сказаний породила Троянская война и связанные с ней события. В поэмах запечатлены, может быть, подлинные имена некоторых исторических деятелей, но рядом с ними фигурируют мифологические образы, некоторые ймена имеют культовое происхождение. Реальные события, воспетые в ранних произведениях, в процессе длительного поэтического творчества заменены мифом и легендой.

К рассказу о подвигах героев присоединялись описания битв, путешествий и Связанных с ними всевозможных приключений. Материал для приключенческих сюжетов могли дать финикийские произведе-ния, в частности путеводители.На первых порах стихотворные сказания хранились и передавались из поколения в поколение сказителями-певцами (аойдами) и декламаторами (рапсодами) рапсоды декламировали их при дворах военных вождей и их дружинников во время торжественных пиров и празднеств.

Впоследствии, в VIII—VII вв., отдельные сказания и гимны были собраны и переработаны в художественные произведения — поэмы. В своём законченном виде гомеровские поэмы представляют органически целостные и стройные произведения - истинный шедевр мировой литературы. Они создались как произведения устного народного творчества, и вполне вероятно, что впервые были записаны в Афинах и VI в. при дворе тирана Писистрата.

Можно согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, чью гомеровские поэмы получили художественное оформление в Малой Азии в VIII—VII вв. в среде малоазийской (ахейской) аристократии, богатой и культурной, для которой рассказываемые в эпосе события были родными и исторически близкими. Исторической канвой в обеих поэмах служит Троянская война, около которой развёртываются описываемые в «Илиаде» и «Одиссее» события. Великая историческая эпопея породила IX в кое что художественное произведение.

Сюжетам «Илиады» является гнев Ахилла, поссорившегося с главным вождём ахейского войска Агамемноном в десятый год Троянской войны. Вокруг итого сюжета развёрнута картина жизни ахейцев и жителей Трои, взаимоотношения между вождями и сцены битв. Заключительным аккордом служит описание похорон убитого в битве сына троянского царя— Гектора. Близкими к героям являются боги, из Которых одни покровительствуют ахейцам, а другие — троянцам.

Сюжетом «Одиссеи» является полное приключений возвращение ми под Трои царя острова Итаки Одиссея. Обе поэмы связаны ми только единством сюжета, но и единством мировоззрения и мироощущения. Поэмы прославляют жизнь, жизненные наслаждений, войну и мирную деятельность с некоторым налётом грусти и пессимизма.

Мирным представляется вопрос, до какой степени поэмы Гомера близки или далеки от реальной действительности. Многие учимым, как, например, Вильгельм Дёрпфельд, один из ближайшими друзей и сподвижников Шлимана, склонны приписывать гомеровскому эпосу почти историческую достоверность, локализировать и датировать отдельные события. При этом Дёрпфельд полагает, что Гомер описывает не прошлое, а современный емугреческий мир VIII—VII вв.

Но как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» суть прежде поэтические произведения, в которых много столетий сдвинуто и одну плоскость, быль и вымысел сплетаются в одну художественную эпопею. События в поэмах излагаются не в исторической, а в художественной последовательности.Но соображениями художественно-эстетического порядка одни факты преувеличены и осовременены, а другие по тем же мотивам: приуменьшены и архаизированы. В своей основе гомеровские поэмы являются продуктом народного творчества, но окончательное оформление они получили в эпоху господства аристократическому роду.

Этим объясняются симпатии к аристократическому строю, выраженные «Илиаде» и " Одиссее ". Сказанное особенностях гомеровского эпоса необходимо иметь в виду при оценке гомеровских поэм как исторического памятника. Ценность гомеровских поэм как исторического источника заключается в том, что они дают возможность в главных чертах проследить эволюцию греческого общества от древнейшего общинно-племенного строя до образования рабовладельческого полиса. Поэмы содержат массу ярких описаний, бытовых картин и бытовых деталей, позволяющих проникнуть в живую действительность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подбрюшинный и подкожный этажи. Задача 15. 01. В позадилобковое (предпузырное) клетчаточное пространство, а из него возможно распространение на бедро через запирательный канал | Спортивні змагання в Шверині, Німеччина.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал