Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?

Не существует…

 

Владимир Синкевич

 

Мои комментарии к статье в дневнике прот Геннадия Беловолова.

 

С дневника прот Геннадия Беловолова https://otets-gennadiy.livejournal.com/

 

Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?

otets_gennadiy

15 марта, 20: 01

Днем звонил Борис Васильевич Смирнов, ученый в области очистки воды, «член корреспондент МАНЭБ». Он предложил мне поддержать необычную инициативу. Дело в том, что Б.В., будучи уже человеком немолодым, и по его признанию не очень воцерковленным, тем не менее глубоко почитает блаженную Ксению. Некоторое время назад он увидел в одной книге опубликованный " прижизненный" портрет блаженной Ксении и у него возникло желание повторить его в технике росписи на фарфоре (он как-то связан с дирекцией Ломоносовского завода), и потом подарить этот портрет некоторым значимым людям. Я удивился, чем могу быть полезен в этом деле? Оказалось, что этот прижизненный портрет якобы принадлежал самому Иоанну Кронштадтскому. Вместе со своими помощниками Смирнов хотел, чтобы один из экземпляров портрета на фарфоре находился в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского. Я конечно выразил согласие принять таковой дар в Музей-Квартиру, однако высказал сомнение в достоверности " прижизненности" этого портрет. Смирнов тут же высказал готовность лично встретиться и показать эту книгу. Часа через полтора он был уже на Леушинском подворье. Мы познакомились. Книга оказалась изданием акафиста святой блаженной Ксении с приложением разных ее икон и изображений, изданного Обществом игумении Таисии в 2006 году в Санкт-Петербурге по благословению патриарха Алексия.

Действительно, в этой книге я увидел рисунок бл.Ксении с такой подписью под ним: «Это изображение святой блаженной Ксении сделано с прижизненного рисунка, принадлежавшего святому праведному Иоанну Кронштадтскому». В свое время я составлял жизнеописание бл.Ксении, уже много лет занимаюсь изучением жизни и трудов св.Иоанна Кронштадтского, однако нигде ни разу не слышал о факте существования такого портрета. Если такой портрет действительно существует или существовал – это настоящая сенсация! Увидеть Ксению такой, какой она была при жизни – это настоящее чудо! К сожалению, в самой книге не указано никаких данных, откуда взят этот портрет, на чем основана атрибуция, где почерпнута эта информация. Данных издателей для связи тоже нет. Я высказал предположение, что слово " прижизненный" может относится к Иоанну Кронштадтскому, а не к рисунку.
Б.В. взялся разыскать издателей, и у них выяснить первоисточник информации. Пока что публикую титул книги и само изображение блаженной Ксении. Может быть, кто-нибудь из читателей обладает какой-либо информацией по этому вопросу? Можно ли поверить, что это прижизненный портрет блаженной Ксении?



Метки: Иоанн Кронштадтский, Ксения блаженная, Леушинское подворье, Петербург, акафист, игумения Таисия, иконы, патриарх Алексий II, портрет

5 комментариев —

Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?

2010-03-19 05: 41 (UTC)

Благословите, батюшка.
Своевременная постановка вопроса: существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?, ибо изредка раздаются мнения, что существуют прижизненные рисунки св.Ксении Петербургской. Рассмотрим, как реально обстоит вопрос с рисунками бл.Ксении, первой покровительницы С-Петербурга, прихожанки утраченного храма ап.Матфия, в приходе которого прошла вся ее жизнь, в котором она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. После смерти мужа, Андрея Федоровича, 45 лет странствий были в основном близ прихода ап.Матфия, Покровская церковь.
ПЕРВОЕ замечание: Отсутствуют основания для приписывания указанного рисунка «прижизненный портрет". По-видимому, ошибка, вышла из неправильного прочтения фразы в книжке Акафист и житию св.блаж. Ксении Петербургской. На это Вы указали сами: «Это изображение святой блаженной Ксении сделано с прижизненного рисунка, принадлежавшего святому праведному Иоанну Кронштадтскому», т.е.по смыслу фразы слово «прижизненный» относится не к рисунку бл.Ксении, а к найденному рисунку при жизни св.Иоанна Кронштадского. Возможно, сама фраза некорректно выстроена. Но из такого прочтения текста могла возникнуть сенсация
ВТОРОЕ замечание по времени появления рисунка. Рисунок мог появится не ранее 1-й пол.19 в. Возможно и позже, но до нач.20 в., ибо он есть в ранних описаниях жизни Ксении нач.20 в., что видно из изданных ранних работ и подготовительных материалов к первому прославлению св.блаж. Ксении в 1978 г. в Джонарвиле. Прославление было совершено РПЦЗ 11 (24) сентября 1978 г.на Поместном Соборе. И частично, и ко 2-му прославлению в Москве 1988 г.(См.«Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, 6–9 июня 1988, о канонизации святых».), 6 февраля, в день прославления ее святых покровителей (в день ее именин), прп Ксении Милетской, диакониса, и св. вел. княгини Ксении Тверской, матери вел.кн.Тверского Михаила.
В-ТРЕТЬИХ, источниковедение рисунка не проводилось никем, и отсутствуют достоверные оригиналы рисунков. Копий рисунков в различных изданиях приводится от 6 до 8. Они приведены и на сайте Смоленского кладбища, где собрана большая иконография. И в моей указанной книге, и во многих книгах. изданных в последние десятилетия. Достоверность рисунков не выяснена. Рисунки, по свидетельствам, хранящихся в подготовительных материалах РПЦЗ были сделаны не с «натуры», а по воспоминанием бабушек, которые в детстве видели св.блаж. Ксению, как она заходила к ним домой.
В ЧЕТВЕРТЫХ, как были исполнены рисунки? В первых публикация указывается, что рисунки написаны карандашом, Но первые фабрики карандашей и их относительная «массовая» доступность в СПб датируется к концу первой половины Х1Х века, но не в начале Х1Хвека, и не в конце ХУШ.. Сохранилось 8 рисунков второй половины Х1Х века, И, исполнены они, по-видимому, также, во второй половине Х1Х века. Оговариваясь, необходимо учитывать психологию подписей, ибо когда были распространены карандаши, кажется, что и до них писалось также.. Но до карандаша и одновременно с ним, в предшествующие века было распространено писание и углем, и иными естественными красителями, а стереотип отсылки дал «карандаш». Также необходима стилевая особенность рисунков в предшествующие поколения. Но особой экспертизы пока не было
В ПЯТЫХ, некоторые рисунки перешли в иконы, но не наоборот. (Хотя из благочестивых пожеланий, возможно и иное). Всего я насчитал более 90 икон св. блаж. Ксении Петербургской. Но первой каноничной иконой является изображение святой в военном мундире ее мужа Андрея Федоровича. при первом прославлении св. блаж. Ксении Петербургской Зарубежной православной церкви в 1978 г.. Проблема облика св. блаж. Ксении Петербургской не должна исходить из икон, ибо посмотрите на богатство иконографии, насколько, по разному, святая Ксения являлась и переживалась иконописцем, в котором первоначальный облик, невыразим. Об этом говорят и те немощные христиане, к которым являлась святая Ксения. Единственное свидетельство внешнего облика есть только в («Ведомости СПб городской полиции», вторник, 2 дек. и 12 дек.1847г, №264, и 272), но в описании нужно учесть, детское и субьективное описание облика, ибо до публикации фельетона, прошло более полувека. О достоверности говорить рано, ибо не с чем сравнивать…
(прод.сл.)

Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени

2010-03-19 05: 50 (UTC)

ЕДИНСТВЕННОЕ НЕДОУМЕНИЕ, что за последние 30 лет нет ни одной иконы, на фоне того храма, с которым связана жизнь св. блаж. Ксении, храма св. ап. Матфия., а везде присутсвует стереотип Смоленского кладбища. Я жду написания иных икон. Меня поразило написание иконы слабовидящей Натальей (зрение 0, 2 %), на которой блаженная изображена в молодом возрасте на фоне.дворцовой площади. Но эта икона единственная…

ЗАКЛЮЧАЯ свои сомнения обычным…, что вопрос требует изучения, и, по-видимому, пока дальнейший поиск закрыт самой св. блаж. Ксенией, ибо, насколько я понял за последние годы,, проблема заключается. только в благочестивости самого исследователя, только тогда могут открытся новые исторические возможности…

Исходная литература, исполненная мною за последние годы по данному вопросу:
1. «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с.
2. По благословение прот. Геннадия Беловолова «Святой апостол Матфий» (все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб, 2009г. 200 с.
3. По благословению прот. Иоанна «Первая святая г.Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2007 г., 184 с.
4 «Собор святых Ксений (8 жизнеописаний из 10 св. Ксений)» СПб 2007 г.
5.. «Праздники и памятные даты утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь). Покров Пресвятой Богородицы над Россией.. Святые утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь) - родоначальники поколений Санкт- Петербургских, Русских и Вселенских святых.» СПб 2007 г.
3. «Чудеса на Сытном рынке. Православная история Сытного рынка. (Д о к у м е н т ы и м а т е р и а л ы) Святая блаженная Ксения Петербургская и Сытный рынок Часовня образа Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы на Сытном рынке. С приложением: Утраченные церкви Петроградской стороны» СПб, 2 издания.
6.. «Молитвослов утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь).СПб 2008 г.

Прошу Ваших молитв за грешного р.б. Владимира Синкевича.
19.03.2010

 

)

Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени

otets_gennadiy

2010-03-20 19: 08 (UTC)

Владимир, вы произвели настоящее исследование на заданную тему. Когда вы только успеваете? Вас на сегодняшний день, думаю, можно назвать главным " ксениеведом".
Скажите, существуют ли в сети какие-либо форумы по блаженной Ксении? Может быть, это вопрос обсудить там?

 

Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени

2010-03-20 19: 21 (UTC)

Благословите батюшка. Спаси Господи, с праздником..Специальных форумов по св.блаж.Ксении, к сожалению нет, кроме собирательного сайта при Смоленском кладбище по иконами и литературным произведениям и только. Обращение к памяти св.блаж.Ксении в основном, идет только от трагедий, немощи,.. а интерес к житию, к сожалению, отсутствует. Почти то же самое и по другим святым.(кроме Игумении Таисии, Серафима Вырицкого..., даже память новомученников, обозначается, но большинство к ним, внутренне нейтральны...) По-видимому, время такое. У нас трагедии индивидуальны, а не соборны (как во время бедствий) С одной стороны, не дай Господи, а с другой, нет иной объединяющей благодати, вернее, она есть, но не осознается, не сопереживается. Нужна малая толика - решимость (как писал св. преп.Серафим Саровский), -а толчек обычно дается общим горем. Индивидуально редко кто становится пассионарием по благодати. Отсюда и святые и есть и в забвении.Спаси нас Господи

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

otets_gennadiy

2010-03-20 19: 31 (UTC)

" Обращение к памяти св.блаж.Ксении в основном, идет только от трагедий, немощи,.. а интерес к житию, к сожалению, отсутствует."

Грустная истина! В самом деле, не секрет, что к Ксении в основном обращаются, когда замуж нужно выйти. Сделали из нее небесную сваху... А сама по себе Ксения интересует немногих...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможность и порядок расторжения договора | По вертикали
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал