Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Первый ярус Ивановского столпа расположен на высоте около 17 метров. Восемь проемов-арок, прорезающие восьмерик, имеют высоту пять метров. В галерее, опоясывающей грани столпа, на балках расположены шесть колоколов весом от 200 до 450 пудов. Два проема - северный и северо-восточный - оставлены пустыми, так сложилось исторически. Колокольные пролеты открыты только с внешней стороны, поэтому площадка звона не просматривается насквозь. В северном, пустом, пролете находятся звонарские приспособления, устроенные специалистами Общества церковных звонарей в 1992 году. Четыре из шести колоколов управляются одним или двумя звонарями с помощью педалей, к которым приведены тяги от языков колоколов. Колокол, расположенный в западном пролете первого яруса является малым благовестником, и его звон осуществляется одним звонарем, раскачивающим язык в оба края. Колокол, висящий с восточной стороны, в звонах не используется. На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: " Медведь", " Лебедь", " Широкий", " Новгородский", " Слободской" и " Ростовский". Четыре из них участвуют в звонах. До XVII столетия звон в колокола первого яруса осуществлялся очепным способом. Колокола " Медведь" и " Лебедь" отлиты в 1775 году, литейщиком Семеном Можжухиным. Они похожи друг на друга и имеют вес около 450 пудов. Оба колокола имеют свою историю, которая началась еще в XVI веке. Некогда " Лебедь" был благовестным колоколом Василия III, отлитым в 1532 году немецким мастером Николасом Оберакером. А " Медведь" появился при Иване Грозном в 1571 году. Колокол был отлит в Александровой Слободе мастером Иваном Афанасьевым для Новгорода [1], но сказывают, что государь на что-то в очередной раз осерчал, и колокол так и остался в Первопрестольной... Переливая " Лебедь" и " Медведь", Семен Можжухин сохранил на колоколах старые надписи. Колокол " Новгородский" перелит в 1730 году мастером Иваном Моториным из благовестника 1555 года, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Это отображено в длинной надписи, где не только говорится о настоящей отливке, но и приведен текст, бывший на старом колоколе. Это довольно редкий случай: на колоколах почти никогда не ставят литые надписи об их предшественниках. На орнаментальном поясе колокола примечательно изображение апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Вес " Новгородского" колокола 430 пудов. Колокол " Широкий" был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес - 300 пудов. Название " Широкий" колокол получил из-за своих пропорций. На колоколе размещен необычно мелкий и плоский орнамент, который напоминает скань. Надпись занимает два ряда в верхней части колокола и продолжается на валу. Буквы рельефные и хорошо проработаны, поэтому надпись читается очень легко. Необычно лишь то, что слова отделены друг от друга точками. Звучание " Широкого" колокола очень певучее, продолжительное и долго не угасает после окончания звона. Колокол " Слободской", согласно надписи на нем, отлит в 1641 году. Вес колокола 309 пудов 20 фунтов. К величайшему сожалению имя мастера на нем не указано. В это время в Москве работали такие мастера как Иоганн Фальк, Данила Матвеев, его сын Емельян Данилов. По своим пропорциям колокол поразительно отличается от колокола " Широкий", который расположен в соседнем пролете. На полях " Слободского" его внешняя стенка имеет необычную " волнообразную" поверхность. Скругленные зауженные плечи колокола и слишком низко посаженный нижний пояс надписей делают колокол еще более изящным по форме. Убранство же его более чем скромно, основным украшением здесь является надпись, подчеркнутая двумя узкими полосками с мелким узором вьющегося стебля. Выполненная красивыми славянскими буквами, надпись в некоторых местах прерывается скрещенными трилистниками. Говорится в ней следующее: " Божию милостию повелением великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородных чадех, при царевиче князе Алексее Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и великой княжне Татьяне Михайловне, перелит сей колокол Старой Слобоцкой в лето 7149, августа в 30 день". О происхождении названия " Слободской" можно только догадываться: его предшественник мог располагаться в проеме Ивана Великого, обращенном к слободам, прежний колокол мог быть отлит не в Москве, а в Александровой слободе, возможны и иные варианты. Колокол " Ростовский" отлит в 1687 году известным мастером Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря близ Ростова Великого. Отсюда и название колокола " Ростовский". 1687 год - время трех правителей, все это находит отражение и в надписи на колоколе. Примечательно, что начало этой надписи слово в слово совпадает с надписями благовестников знаменитой большой Ростовской звонницы: "... при державе благочестивейших и великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и при благоверной государыне царевне и великой княжне Софие Алексеевне..." Вес " Ростовского" колокола 200 пудов. Он украшен рельефными изображениями крылатых существ с человеческими ликами в коронах, с птичьим туловищем, лапами и с кистью вместо хвоста. Эти рельефы напоминают изображения на изразцах Степана Полубеса, выполненных в то же самое время. На колокольню Ивана Великого колокол " Ростовский" был помещен в XVIII веке, вместо разбившегося двухсотпудового Юрьевского колокола 1651 года, " немецкого литья". Все кремлевские колокола, в той или иной мере, декорированы узорами, изображениями. В украшении колоколов заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде, летописи. Выполненные красивыми рельефными буквами, они включались в орнаментальный фриз в верхней части колокола, располагались внизу на валу. На некоторых колоколах буквы поставлены столь плотно, переплетаясь друг с другом, что отдельные места надписей трудно читаемы. Описание колоколов Ивана Великого мы продолжим в следующих выпусках нашего сайта. [1] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118
Колокол " Корсунский". По преданию, он был привезен на Русь из Корсуни (Херсонеса), среди прочих даров равноапостольного князя Владимира. Так это или не так, но достоверно известно, что в этом древнейшем датированном русском колоколе Москвы содержится металл от более древнего его предшественника. В 1559 году колокол перелил московский литейщик Нестор Иванов сын Псковитинов (очевидно, мастер происходил из Псковичей). Вес колокола по Описи 1749 года - 40 пудов. Его высота и диаметр составляют около метра. На колоколе размещена следующая надпись: " Божию милостию, повелением царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, перелит бысть сей колокол Корсунский лета 7067 (1559), переливал мастер Нестор Иванов сын Псковитинов, весу 40 пудов". Оформление " Корсунского" колокола чрезвычайно скромное. Кроме надписи, на колоколе есть несколько простых рельефных поясков. Наибольший интерес вызывает форма этого колокола: уже в конце XVI века русские мастера отливали совсем иные колокола. Небольшой " Безымянный" колокол XVI века, который находится на противоположной стороне того же яруса, своими очертаниями и пропорциями очень похож на " Корсунский". Вес " Безымянного" составляет семь с половиной пудов (123 килограмма). Колокол весьма прост по своему оформлению: он совершенно гладкий без надписей, и украшен лишь примитивным пояском, отделяющим поля колокола от вала. Все без исключения исследователи относят его к работам мастера Нестора Псковитинова, отливавшего " Корсунский" колокол. Возможно, оба колокола были отлиты для колокольни Иван Великий по единому царскому заказу Ивана Грозного.
Колокол " Немчин" отлит в 1550 году. Это древнейший ныне действующий благовестник Москвы. Слово " Немчин" обозначает " Немец": так в старину на Руси называли любого западно-европейца, происходившего не из Италии (последних именовали " Фрязинами"). Следует отметить, что название " Немчин" относилось не к этому колоколу, а к висящему в соседнем пролете Ивановского столпа, отлитому Николаем Оберакером. Но после утраты колокола Оберакера (колокол был уничтожен в 1930-е годы) название " Немчин" было случайно перенесено на колокол 1550-го года. На колоколе размещен изящный растительный орнамент и надпись, выполненная на старо-немецком языке. В некоторых местах надпись прерывается изображениями херувимов и лилий. Шесть ушей колокола украшены рисунком в виде витого жгута. Надпись представляет собой Евангельскую строку и переводится следующим образом: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3, 16 [1]. Также в надписи указан год отливки колокола " ANNO 1550". Весит колокол приблизительно 150 пудов (по Описи 1695 года), что составляет 2, 5 тонны. Вероятно, он был привезен в Москву после Дерптского похода в период Ливонской войны 1558 - 1583 годов и помещен на колокольню Иван Великий в качестве военного трофея. [1].
Колокол " Новый Успенский" отлит в 1679 году мастером Федором Моториным - основателем известной династии колокольных мастеров - для Успенского собора Московского Кремля. Его вес по Описи 1685 года - 200 пудов, то есть более трех тонн. В конце XVII столетия на Успенской звоннице Московского Кремля уже находился " Большой Успенский" колокол, отлитый Александром Григорьевым в 1655 году. Поэтому колокол Федора Моторина получил название " Новый Успенский".
Колокол украшен широким орнаментальным поясом, состоящим из четырех рядов. Верхний и нижний ряды образованы изящными арабесками и жемчужником. Между ними заключена литая надпись и ряд сложного цветочного орнамента. Текст надписи выполнен четко очерчеными славянскими буквами и довольно легко читается. Начинается он в верхней части колокола: " Лета 7187 (1679) июля в 30 день в царство благочестивои державы благовернаго и христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца" и продолжается внизу: " о Святем же Дусе при Святейшем кир Иоакиме Патриархе Московском и Всея России вылит сей колокол к Соборной церкви Успения Пресвятыи Богородицы. Лил сей колокол мастер Федор Моторин весу 200 пудов". В текст включено изображение Голгофского креста с орудиями страстей. Голгофский крест и имя мастера обрамлены небольшими цветками, которые можно назвать отличительной особенностью этого колокола.
Колокол " Даниловский" изготовлен также Федором Моториным в 1678 году. Вес колокола около 200 пудов. Колокол был отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Надпись на колоколе начинается в верхнем поясе и продолжается на валу: " Лета 7186 (1678) при державе Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца вылит сей колокол в Переславле Залесском Живоначалныя Троицы при архимандрите Варфаломее. А дал в тот колокол того ж монастыря старец Филарет Фадеевич Волчков четыреста рублев а досталстроена монастырскою казною, а лил сей колокол Федор Моторин". Остается непонятным, каким образом колокол со столь определенным посвящением в Троицкий монастырь Переславля оказался на колокольне Иван Великий в Московском Кремле. Скрупулезное описание суммы вклада, забавное уточнение отчества старца-жертвователя, общий пространный " парадный" стиль надписи не оставляют сомнений в том, что колокол был безоговорочно предназначен для своей монастырской колокольни. Нелишним было бы заметить, что этот колокол был отлит почти год-в-год с колоколом " Новый Успенский" тем же самым мастером - Феодором Моториным. Возможно, " Даниловский" колокол, стоящий на литейном дворе Моторина и ожидающий отправки в Переславль, попросту попался под руку, когда государевы приставы приехали забирать " Новый Успенский" колокол. В Описи 1749 года " Даниловский" колокол уже упоминается среди колоколов Ивановской колокольни [2]. " Новый Успенский" и " Даниловский" колокола были отлиты в одной и той же мастерской, однако при взгляде на них создается впечатление, что они изготовлены разными мастерами, настолько непохожи они по своему оформлению. Особенно показательны уникальные по изяществу изображения шестикрылых херувимов и серафимов на " Даниловском" колоколе.
" Ляпуновский" колокол 1697 года тоже изначально не предназначался для колокольни Иван Великий. Он был изготовлен как вклад стольника Андрея Григорьевича Ляпунова в церковь Святой Троицы его вотчины - села Троицкого Коломенской волости, как это следует из гравированной надписи на нем: " Лета 7205 (1697) мая в 12 день приложил сей колокол стольник Андрей Григорьевич Ляпунов в Коломенскую свою вотчину в село Троицкое к церкви Святой Троицы по обещанию своему в котором весу 10 пудов 10 фунтов". Колокол так и называют - " Ляпуновский". Помимо надписи, колокол украшен двумя орнаментальными поясами. Верхний выполнен в виде трилистника, а нижний состоит из арабесок и жемчужника. Интересен колокол " Марьинский" 1668 года - вклад на помин души боярина Бориса Ивановича Морозова и его жены боярыни Марии в церковь преподобной Марии Египетской, что следует из текста надписи: " Лета 7176 году марта в 23 день вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской по душах блаженныя памяти боярина Бориса Ивановича Морозова, да по жене его боярыне, весу в нем 79 пудов". Колокол оказался на Ивановской колокольне после того, как род бояр Морозовых попал в немилость после церковной реформы патриарха Никона, а последняя его представительница была казнена. Очевидно, колокол заменил своего стопудового предшественника, когда тот был поврежден. Именно предыдущий колокол упомянут в Описи 1695 года [3].
" Марьинский" колокол впервые упомянут более чем полстолетия спустя - в Описи 1749 года. Украшает его нарядный орнамент из четырех рядов. Верхний и нижний ряды - это арабески с жемчужником. Второй ряд - литая надпись. Третий ряд особенно красив. Он выполнен в виде львиных голов с кольцом в пасти в окружении цветов [4]. К сожалению, имя мастера в надписи не указано, но по орнаменту можно предположить, что это Федор Моторин. И орнамент, и надпись имеют повреждения - натеки металла из-за не совсем удачной отливки. Колокол " Глухой" отлит известным русским литейщиком Андреем Чоховым и его учеником Игнатием Максимовым в 1621 году. Вес колокола по Описи 1695 года - около 100 пудов. В Описи 1749 года он назван " Малой рев". " Глухой" - один из пяти колоколов, отлитых специально для Успенского собора Московского Кремля [5]. В настоящее время их сохранилось три. Самый большой из них " Реут", находится на Успенской звоннице, а второй колокол - на третьем ярусе Ивана Великого. На колоколе " Глухой" очень скромный орнамент в виде характерного для Андрея Чохова трилистника и вкладная надпись с указанием даты отливки и имени мастера. Такой орнамент присутствует на всех сохранившихся на Иване Великом колоколах этого мастера.
Орнамент и надпись расположены на плече и на валу колокола: " Божиею милостию и повелением Государя и Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича ВСея Русии Самодержца и по благословению отца его Государева Великого Г(осу)Д(а)РЯ Светейшего Потриарха Филарета Никитича Московскова и Всея Русии слит сей колокол к Соборной церкви Успения Пречисыя Б(огоро)Д(и)ЦЫ и Великих Чудотворцов Петра, Ионы в лето 7129. Делал Ондрей Чохов да Игнате(й) Максимов". Колокол поврежден: две трети его высоты пронизывает сквозная трещина, идущая от края колокола вверх. Отсюда и название - " Глухой". Неизвестно когда точно колокол был поврежден. Он находится в арке, которая выходила на Чудов монастырь.
Колокол 1687 года отлит московским мастером Филиппом Андреевым. Вес колокола около 65 пудов, то есть чуть больше тонны. Он в три раза меньше " Ростовского", который был отлит Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря в Ростове Великом, однако сейчас находится на первом ярусе Ивановской колокольни. Надпись на колоколе 1687 года весьма лаконична: " Лета 7195 Году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев". На колоколе изображены необычные крылатые существа с человеческими ликами в коронах и с кистью вместо хвоста. Этот орнамент напоминает ангелов, изображенных на колоколе " Ростовский". Колокол 1687 года, также как и " Глухой", был поврежден - трещина не позволяет использовать его в звонах. На ярусе есть еще два колокола, которые не участвуют в звонах. Это колокол " Архангельский" XVII века, весом восемь пудов. Второй колокол " Безымянный" XVIII (?) века. Вес колокола около 10 пудов. По мнению исследователей, эти колокола могли находиться на звоннице Чудова или Вознесенского монастырей. В 1929 году перед сносом монастырских зданий, колокола сняли, и долгое время они находились на Соборной площади Кремля. Перед возобновлением звонов на колокольне Иван Великий в 1992 году эти колокола были размещены на втором ярусе [6]. Библиография [1] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.33, 35
Колокол 1647 года имеет название " Родионовский". Он находится в южной арке третьего яруса. Вес колокола, судя по надписи на нем, составляет 35 пудов. Именно эта цифра указана в Описи колоколов 1749 года [3]. На самом деле, по результатам взвешивания, он оказался несколько легче - 29 пудов (475 килограмм). Имя мастера неизвестно. На колоколе помещена литая надпись, которая сама может служить украшением. Вероятно, мастером она и воспринималась как часть орнамента - буквы выполнены красивой славяской вязью и сильно переплетаются между собой, что делает текст трудночитаемым. Может быть, это служит косвенным подтверждением тому, что колокол отливал мастер-иноземец.
Из текста этой надписи следует, что " Лета 7155 (1647) году Августа в 20 день при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси и при святейшем Иосифе патриархе Московском поставили сей колокол в Владимер к Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в ветчаном городе, гостиной сотни Иван да Патрикей, да Ондрей, да Григорей Денисовы дети Родионова, да Володимерцы посадские люди Василей Абросимов сын Хмылов, да Семен Иванов сын Сомов по своих душах и по своих родителех в вечный покой. А весу в сем колоколе 35 пуд". Имена " посадских людей", на средства которых был отлит этот редкий по красоте колокол, и позволили дать ему название " Родионовский". Кроме надписи колокол украшают два ряда орнамента. Его рисунок состоит из ряда тонких дужек-стеблей с тонко проработанными трилистниками. Между рядами трилистника помещено изображение Голгофского креста. Колокол выглядит безукоризненно: совершенно гладкие поля, четко проработанные буквы и трилистники.
Второй колокол находится в северной арке третьего яруса. В надписи на нем указано имя мастера-литейщика: " Лета 7195 (1687) году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев, весу в нем 41 пуд". На колокольне Иван Великий находятся еще два колокола этого мастера. Это " Ростовский" на первом ярусе и колокол 1687 года весом в 65 пудов - на втором. То обстоятельство, что все три колокола вылиты в один день, позволяет предположить, что они были предназначены для Белогостицкого монастыря в Ростове Великом. Однако фактов, документально подтверждающих это предположение, пока не обнаружено. Колокол Филиппа Андреева по размеру почти такой же, как и " Родионовский", но существенно тяжелее. Его вес составляет 690 килограмм (около 42 пудов). Колокол был задуман очень красивым. Сложный орнаментальный пояс включает изображения херувимов, ряд тонкого цветочного орнамента и жемчужника, четко проработанный Голгофский крест. Буквы надписи, распоженной на валу, подчеркнуто нарядны. К сожалению, отливка колокола прошла не очень удачно и в результате большую часть орнамента скрыли натеки металла. Несколькими годами раньше тот же рисунок мастер уже использовал для украшения Полиелейного колокола на звоннице Ростова Великого.
Самый маленький колокол третьего яруса находится в северо-восточной арке. Он был отлит в 1621 году. По результатам современных исследований вес колокола составляет 480 килограмм, т.е. больше 29 пудов. Его высота и диаметр около 90 сантиметров. Характерная форма профиля, шрифт надписи и рисунок орнамента в виде упрощенного трилистника позволяют сделать вывод, что колокол отливал прославленный мастер Андрей Чохов со своим учеником Игнатием Максимовым. Надпись на колоколе не содержит имен литейщиков: " Лета 7129 (1621) слит сей колокол к Соборной Церкви Успению Пречистые Богородице и Великих Чюдотворцев Петра, Ионы". Мастер создал пять колоколов для Ивановской колокольни. Из них сохранилось три. Один под названием " Глухой" находится сейчас на втором ярусе колокольни. Второй колокол не упоминался уже в Описи XVII века, третий, весом всего в четыре пуда находился на третьем ярусе по крайней мере до середины XVIII века [4]. Четвертый колокол, весом в 22 пуда (по Описи 1695 года) и сейчас находится на этом ярусе. Имя мастера не вызывает сомнений, так как форма и орнамент всех сохранившихся на колокольне Иван Великий колоколов Андрея Чохова совершенно идентичны. Пятый колокол " Реут" находится на Успенской звоннице.
Библиография [1] Колокольня Ивана Великого в Москве. Спб., 1888 составители материала - Ольга Азарова, Юлия Москвичев
|