Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура







Первый ярус Ивановского столпа расположен на высоте около 17 метров. Восемь проемов-арок, прорезающие восьмерик, имеют высоту пять метров. В галерее, опоясывающей грани столпа, на балках расположены шесть колоколов весом от 200 до 450 пудов. Два проема - северный и северо-восточный - оставлены пустыми, так сложилось исторически. Колокольные пролеты открыты только с внешней стороны, поэтому площадка звона не просматривается насквозь. В северном, пустом, пролете находятся звонарские приспособления, устроенные специалистами Общества церковных звонарей в 1992 году. Четыре из шести колоколов управляются одним или двумя звонарями с помощью педалей, к которым приведены тяги от языков колоколов. Колокол, расположенный в западном пролете первого яруса является малым благовестником, и его звон осуществляется одним звонарем, раскачивающим язык в оба края. Колокол, висящий с восточной стороны, в звонах не используется.

На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: " Медведь", " Лебедь", " Широкий", " Новгородский", " Слободской" и " Ростовский". Четыре из них участвуют в звонах. До XVII столетия звон в колокола первого яруса осуществлялся очепным способом.

Колокола " Медведь" и " Лебедь" отлиты в 1775 году, литейщиком Семеном Можжухиным. Они похожи друг на друга и имеют вес около 450 пудов. Оба колокола имеют свою историю, которая началась еще в XVI веке. Некогда " Лебедь" был благовестным колоколом Василия III, отлитым в 1532 году немецким мастером Николасом Оберакером. А " Медведь" появился при Иване Грозном в 1571 году. Колокол был отлит в Александровой Слободе мастером Иваном Афанасьевым для Новгорода [1], но сказывают, что государь на что-то в очередной раз осерчал, и колокол так и остался в Первопрестольной... Переливая " Лебедь" и " Медведь", Семен Можжухин сохранил на колоколах старые надписи.

Колокол " Новгородский" перелит в 1730 году мастером Иваном Моториным из благовестника 1555 года, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Это отображено в длинной надписи, где не только говорится о настоящей отливке, но и приведен текст, бывший на старом колоколе. Это довольно редкий случай: на колоколах почти никогда не ставят литые надписи об их предшественниках. На орнаментальном поясе колокола примечательно изображение апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Вес " Новгородского" колокола 430 пудов.

Колокол " Широкий" был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес - 300 пудов. Название " Широкий" колокол получил из-за своих пропорций. На колоколе размещен необычно мелкий и плоский орнамент, который напоминает скань. Надпись занимает два ряда в верхней части колокола и продолжается на валу. Буквы рельефные и хорошо проработаны, поэтому надпись читается очень легко. Необычно лишь то, что слова отделены друг от друга точками. Звучание " Широкого" колокола очень певучее, продолжительное и долго не угасает после окончания звона.

Колокол " Слободской", согласно надписи на нем, отлит в 1641 году. Вес колокола 309 пудов 20 фунтов. К величайшему сожалению имя мастера на нем не указано. В это время в Москве работали такие мастера как Иоганн Фальк, Данила Матвеев, его сын Емельян Данилов. По своим пропорциям колокол поразительно отличается от колокола " Широкий", который расположен в соседнем пролете. На полях " Слободского" его внешняя стенка имеет необычную " волнообразную" поверхность. Скругленные зауженные плечи колокола и слишком низко посаженный нижний пояс надписей делают колокол еще более изящным по форме. Убранство же его более чем скромно, основным украшением здесь является надпись, подчеркнутая двумя узкими полосками с мелким узором вьющегося стебля. Выполненная красивыми славянскими буквами, надпись в некоторых местах прерывается скрещенными трилистниками. Говорится в ней следующее: " Божию милостию повелением великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородных чадех, при царевиче князе Алексее Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и великой княжне Татьяне Михайловне, перелит сей колокол Старой Слобоцкой в лето 7149, августа в 30 день". О происхождении названия " Слободской" можно только догадываться: его предшественник мог располагаться в проеме Ивана Великого, обращенном к слободам, прежний колокол мог быть отлит не в Москве, а в Александровой слободе, возможны и иные варианты.

Колокол " Ростовский" отлит в 1687 году известным мастером Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря близ Ростова Великого. Отсюда и название колокола " Ростовский". 1687 год - время трех правителей, все это находит отражение и в надписи на колоколе. Примечательно, что начало этой надписи слово в слово совпадает с надписями благовестников знаменитой большой Ростовской звонницы: "... при державе благочестивейших и великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и при благоверной государыне царевне и великой княжне Софие Алексеевне..." Вес " Ростовского" колокола 200 пудов. Он украшен рельефными изображениями крылатых существ с человеческими ликами в коронах, с птичьим туловищем, лапами и с кистью вместо хвоста. Эти рельефы напоминают изображения на изразцах Степана Полубеса, выполненных в то же самое время. На колокольню Ивана Великого колокол " Ростовский" был помещен в XVIII веке, вместо разбившегося двухсотпудового Юрьевского колокола 1651 года, " немецкого литья".

Все кремлевские колокола, в той или иной мере, декорированы узорами, изображениями. В украшении колоколов заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде, летописи. Выполненные красивыми рельефными буквами, они включались в орнаментальный фриз в верхней части колокола, располагались внизу на валу. На некоторых колоколах буквы поставлены столь плотно, переплетаясь друг с другом, что отдельные места надписей трудно читаемы.

Описание колоколов Ивана Великого мы продолжим в следующих выпусках нашего сайта.

[1] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118

 


На втором ярусе колокольни Иван Великий сейчас находятся двенадцать колоколов XVI-XVIII веков весом от 40 до 200 пудов. Кроме этого, на ярусе есть два колокола современной работы. В настоящее время в звонах участвуют семь колоколов из четырнадцати. Среди них три колокола XVI века.

 

Колокол " Корсунский". 1559 год. Мастер Нестор Псковитинов

Колокол " Корсунский". По преданию, он был привезен на Русь из Корсуни (Херсонеса), среди прочих даров равноапостольного князя Владимира. Так это или не так, но достоверно известно, что в этом древнейшем датированном русском колоколе Москвы содержится металл от более древнего его предшественника. В 1559 году колокол перелил московский литейщик Нестор Иванов сын Псковитинов (очевидно, мастер происходил из Псковичей). Вес колокола по Описи 1749 года - 40 пудов. Его высота и диаметр составляют около метра. На колоколе размещена следующая надпись: " Божию милостию, повелением царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, перелит бысть сей колокол Корсунский лета 7067 (1559), переливал мастер Нестор Иванов сын Псковитинов, весу 40 пудов". Оформление " Корсунского" колокола чрезвычайно скромное. Кроме надписи, на колоколе есть несколько простых рельефных поясков. Наибольший интерес вызывает форма этого колокола: уже в конце XVI века русские мастера отливали совсем иные колокола.

Небольшой " Безымянный" колокол XVI века, который находится на противоположной стороне того же яруса, своими очертаниями и пропорциями очень похож на " Корсунский". Вес " Безымянного" составляет семь с половиной пудов (123 килограмма). Колокол весьма прост по своему оформлению: он совершенно гладкий без надписей, и украшен лишь примитивным пояском, отделяющим поля колокола от вала. Все без исключения исследователи относят его к работам мастера Нестора Псковитинова, отливавшего " Корсунский" колокол. Возможно, оба колокола были отлиты для колокольни Иван Великий по единому царскому заказу Ивана Грозного.

 

Колокол " Немчин" Деталь орнамента

Колокол " Немчин" отлит в 1550 году. Это древнейший ныне действующий благовестник Москвы. Слово " Немчин" обозначает " Немец": так в старину на Руси называли любого западно-европейца, происходившего не из Италии (последних именовали " Фрязинами"). Следует отметить, что название " Немчин" относилось не к этому колоколу, а к висящему в соседнем пролете Ивановского столпа, отлитому Николаем Оберакером. Но после утраты колокола Оберакера (колокол был уничтожен в 1930-е годы) название " Немчин" было случайно перенесено на колокол 1550-го года. На колоколе размещен изящный растительный орнамент и надпись, выполненная на старо-немецком языке. В некоторых местах надпись прерывается изображениями херувимов и лилий. Шесть ушей колокола украшены рисунком в виде витого жгута. Надпись представляет собой Евангельскую строку и переводится следующим образом: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3, 16 [1]. Также в надписи указан год отливки колокола " ANNO 1550". Весит колокол приблизительно 150 пудов (по Описи 1695 года), что составляет 2, 5 тонны. Вероятно, он был привезен в Москву после Дерптского похода в период Ливонской войны 1558 - 1583 годов и помещен на колокольню Иван Великий в качестве военного трофея. [1].

Орнамент на колоколе " Немчин"

Колокол " Новый Успенский" отлит в 1679 году мастером Федором Моториным - основателем известной династии колокольных мастеров - для Успенского собора Московского Кремля. Его вес по Описи 1685 года - 200 пудов, то есть более трех тонн. В конце XVII столетия на Успенской звоннице Московского Кремля уже находился " Большой Успенский" колокол, отлитый Александром Григорьевым в 1655 году. Поэтому колокол Федора Моторина получил название " Новый Успенский".

 

Колокол " Новый Успенский" 1679 год. Федор Моторин

Колокол украшен широким орнаментальным поясом, состоящим из четырех рядов. Верхний и нижний ряды образованы изящными арабесками и жемчужником. Между ними заключена литая надпись и ряд сложного цветочного орнамента. Текст надписи выполнен четко очерчеными славянскими буквами и довольно легко читается. Начинается он в верхней части колокола: " Лета 7187 (1679) июля в 30 день в царство благочестивои державы благовернаго и христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца" и продолжается внизу: " о Святем же Дусе при Святейшем кир Иоакиме Патриархе Московском и Всея России вылит сей колокол к Соборной церкви Успения Пресвятыи Богородицы. Лил сей колокол мастер Федор Моторин весу 200 пудов". В текст включено изображение Голгофского креста с орудиями страстей. Голгофский крест и имя мастера обрамлены небольшими цветками, которые можно назвать отличительной особенностью этого колокола.

 

Фрагмент орнамента на колоколе " Даниловский". 1678 год

Колокол " Даниловский" изготовлен также Федором Моториным в 1678 году. Вес колокола около 200 пудов. Колокол был отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Надпись на колоколе начинается в верхнем поясе и продолжается на валу: " Лета 7186 (1678) при державе Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца вылит сей колокол в Переславле Залесском Живоначалныя Троицы при архимандрите Варфаломее. А дал в тот колокол того ж монастыря старец Филарет Фадеевич Волчков четыреста рублев а досталстроена монастырскою казною, а лил сей колокол Федор Моторин".

Остается непонятным, каким образом колокол со столь определенным посвящением в Троицкий монастырь Переславля оказался на колокольне Иван Великий в Московском Кремле. Скрупулезное описание суммы вклада, забавное уточнение отчества старца-жертвователя, общий пространный " парадный" стиль надписи не оставляют сомнений в том, что колокол был безоговорочно предназначен для своей монастырской колокольни. Нелишним было бы заметить, что этот колокол был отлит почти год-в-год с колоколом " Новый Успенский" тем же самым мастером - Феодором Моториным. Возможно, " Даниловский" колокол, стоящий на литейном дворе Моторина и ожидающий отправки в Переславль, попросту попался под руку, когда государевы приставы приехали забирать " Новый Успенский" колокол. В Описи 1749 года " Даниловский" колокол уже упоминается среди колоколов Ивановской колокольни [2]. " Новый Успенский" и " Даниловский" колокола были отлиты в одной и той же мастерской, однако при взгляде на них создается впечатление, что они изготовлены разными мастерами, настолько непохожи они по своему оформлению. Особенно показательны уникальные по изяществу изображения шестикрылых херувимов и серафимов на " Даниловском" колоколе.

 

Колокол " Ляпуновский". 1697 г.

" Ляпуновский" колокол 1697 года тоже изначально не предназначался для колокольни Иван Великий. Он был изготовлен как вклад стольника Андрея Григорьевича Ляпунова в церковь Святой Троицы его вотчины - села Троицкого Коломенской волости, как это следует из гравированной надписи на нем: " Лета 7205 (1697) мая в 12 день приложил сей колокол стольник Андрей Григорьевич Ляпунов в Коломенскую свою вотчину в село Троицкое к церкви Святой Троицы по обещанию своему в котором весу 10 пудов 10 фунтов". Колокол так и называют - " Ляпуновский". Помимо надписи, колокол украшен двумя орнаментальными поясами. Верхний выполнен в виде трилистника, а нижний состоит из арабесок и жемчужника.

Интересен колокол " Марьинский" 1668 года - вклад на помин души боярина Бориса Ивановича Морозова и его жены боярыни Марии в церковь преподобной Марии Египетской, что следует из текста надписи: " Лета 7176 году марта в 23 день вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской по душах блаженныя памяти боярина Бориса Ивановича Морозова, да по жене его боярыне, весу в нем 79 пудов". Колокол оказался на Ивановской колокольне после того, как род бояр Морозовых попал в немилость после церковной реформы патриарха Никона, а последняя его представительница была казнена. Очевидно, колокол заменил своего стопудового предшественника, когда тот был поврежден. Именно предыдущий колокол упомянут в Описи 1695 года [3].

 

Фрагмент орнамента на колоколе " Марьинский". 1668 год

" Марьинский" колокол впервые упомянут более чем полстолетия спустя - в Описи 1749 года. Украшает его нарядный орнамент из четырех рядов. Верхний и нижний ряды - это арабески с жемчужником. Второй ряд - литая надпись. Третий ряд особенно красив. Он выполнен в виде львиных голов с кольцом в пасти в окружении цветов [4]. К сожалению, имя мастера в надписи не указано, но по орнаменту можно предположить, что это Федор Моторин. И орнамент, и надпись имеют повреждения - натеки металла из-за не совсем удачной отливки.

Колокол " Глухой" отлит известным русским литейщиком Андреем Чоховым и его учеником Игнатием Максимовым в 1621 году. Вес колокола по Описи 1695 года - около 100 пудов. В Описи 1749 года он назван " Малой рев". " Глухой" - один из пяти колоколов, отлитых специально для Успенского собора Московского Кремля [5]. В настоящее время их сохранилось три. Самый большой из них " Реут", находится на Успенской звоннице, а второй колокол - на третьем ярусе Ивана Великого. На колоколе " Глухой" очень скромный орнамент в виде характерного для Андрея Чохова трилистника и вкладная надпись с указанием даты отливки и имени мастера. Такой орнамент присутствует на всех сохранившихся на Иване Великом колоколах этого мастера.

 

Фрагмент орнамента на колоколе " Глухой"
Фрагмент орнамента на колоколе " Реут"

Орнамент и надпись расположены на плече и на валу колокола: " Божиею милостию и повелением Государя и Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича ВСея Русии Самодержца и по благословению отца его Государева Великого Г(осу)Д(а)РЯ Светейшего Потриарха Филарета Никитича Московскова и Всея Русии слит сей колокол к Соборной церкви Успения Пречисыя Б(огоро)Д(и)ЦЫ и Великих Чудотворцов Петра, Ионы в лето 7129. Делал Ондрей Чохов да Игнате(й) Максимов". Колокол поврежден: две трети его высоты пронизывает сквозная трещина, идущая от края колокола вверх. Отсюда и название - " Глухой". Неизвестно когда точно колокол был поврежден. Он находится в арке, которая выходила на Чудов монастырь.


Орнамент на колоколе Филиппа Андреева

Колокол 1687 года отлит московским мастером Филиппом Андреевым. Вес колокола около 65 пудов, то есть чуть больше тонны. Он в три раза меньше " Ростовского", который был отлит Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря в Ростове Великом, однако сейчас находится на первом ярусе Ивановской колокольни. Надпись на колоколе 1687 года весьма лаконична: " Лета 7195 Году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев". На колоколе изображены необычные крылатые существа с человеческими ликами в коронах и с кистью вместо хвоста. Этот орнамент напоминает ангелов, изображенных на колоколе " Ростовский". Колокол 1687 года, также как и " Глухой", был поврежден - трещина не позволяет использовать его в звонах.

На ярусе есть еще два колокола, которые не участвуют в звонах. Это колокол " Архангельский" XVII века, весом восемь пудов. Второй колокол " Безымянный" XVIII (?) века. Вес колокола около 10 пудов. По мнению исследователей, эти колокола могли находиться на звоннице Чудова или Вознесенского монастырей. В 1929 году перед сносом монастырских зданий, колокола сняли, и долгое время они находились на Соборной площади Кремля. Перед возобновлением звонов на колокольне Иван Великий в 1992 году эти колокола были размещены на втором ярусе [6].

Библиография

[1] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.33, 35
[2] Там же. С.39
[3] Там же. С.38
[4] Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - начала XIX века из коллекции Государственных музеев Московского Кремля // Колокола: История и современность. Вып. 2. М., 1985. С.98.
[5] Костина И.Д. Колокола Андрея Чохова // Мир музея. 2001. №6. С.32
[6] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.41

 


В конце XIX столетия на третьем ярусе Ивана Великого находилось десять колоколов XVII и XVIII веков. О двух из них, называвшихся " Корсунские зазвонные" существовала легенда, будто при их отливке было использовано большое количество серебра. Вероятно, на мысль об этом наводил их светлый оттенок и необычное звучание. Оба колокола были перелиты в 1775 году, и мы не можем судить о времени и месте их первоначального изготовления. Интерес представляли еще несколько колоколов на ярусе. Надпись на колоколе 1620 года сообщала, что его отлили на средства богатого боярина Федора Ивановича Шереметьева. Колокол 1685 года предназначался в село Покровское, вотчину стольника Дмитрия Федоровича Арсеньева [1, 2]. Происхождение колокола 1647 года связано с Успенским собором города Владимира. В наши дни из десяти колоколов яруса уцелело только три. По мнению И.Д.Костиной, остальные семь были отданы в переплавку в 1929 году [3].

Колокол " Родионовский". 1647 год

Колокол 1647 года имеет название " Родионовский". Он находится в южной арке третьего яруса. Вес колокола, судя по надписи на нем, составляет 35 пудов. Именно эта цифра указана в Описи колоколов 1749 года [3]. На самом деле, по результатам взвешивания, он оказался несколько легче - 29 пудов (475 килограмм). Имя мастера неизвестно. На колоколе помещена литая надпись, которая сама может служить украшением. Вероятно, мастером она и воспринималась как часть орнамента - буквы выполнены красивой славяской вязью и сильно переплетаются между собой, что делает текст трудночитаемым. Может быть, это служит косвенным подтверждением тому, что колокол отливал мастер-иноземец.

Фрагмент орнамента и надписи на колоколе " Родионовский". 1647 год

Из текста этой надписи следует, что " Лета 7155 (1647) году Августа в 20 день при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси и при святейшем Иосифе патриархе Московском поставили сей колокол в Владимер к Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в ветчаном городе, гостиной сотни Иван да Патрикей, да Ондрей, да Григорей Денисовы дети Родионова, да Володимерцы посадские люди Василей Абросимов сын Хмылов, да Семен Иванов сын Сомов по своих душах и по своих родителех в вечный покой. А весу в сем колоколе 35 пуд". Имена " посадских людей", на средства которых был отлит этот редкий по красоте колокол, и позволили дать ему название " Родионовский".

Кроме надписи колокол украшают два ряда орнамента. Его рисунок состоит из ряда тонких дужек-стеблей с тонко проработанными трилистниками. Между рядами трилистника помещено изображение Голгофского креста. Колокол выглядит безукоризненно: совершенно гладкие поля, четко проработанные буквы и трилистники.

Голгофский крест на колоколе 1687 года. Филипп Андреев

Второй колокол находится в северной арке третьего яруса. В надписи на нем указано имя мастера-литейщика: " Лета 7195 (1687) году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев, весу в нем 41 пуд". На колокольне Иван Великий находятся еще два колокола этого мастера. Это " Ростовский" на первом ярусе и колокол 1687 года весом в 65 пудов - на втором. То обстоятельство, что все три колокола вылиты в один день, позволяет предположить, что они были предназначены для Белогостицкого монастыря в Ростове Великом. Однако фактов, документально подтверждающих это предположение, пока не обнаружено. Колокол Филиппа Андреева по размеру почти такой же, как и " Родионовский", но существенно тяжелее. Его вес составляет 690 килограмм (около 42 пудов).

Колокол был задуман очень красивым. Сложный орнаментальный пояс включает изображения херувимов, ряд тонкого цветочного орнамента и жемчужника, четко проработанный Голгофский крест. Буквы надписи, распоженной на валу, подчеркнуто нарядны. К сожалению, отливка колокола прошла не очень удачно и в результате большую часть орнамента скрыли натеки металла. Несколькими годами раньше тот же рисунок мастер уже использовал для украшения Полиелейного колокола на звоннице Ростова Великого.

Орнамент на колоколе 1687 года

Самый маленький колокол третьего яруса находится в северо-восточной арке. Он был отлит в 1621 году. По результатам современных исследований вес колокола составляет 480 килограмм, т.е. больше 29 пудов. Его высота и диаметр около 90 сантиметров. Характерная форма профиля, шрифт надписи и рисунок орнамента в виде упрощенного трилистника позволяют сделать вывод, что колокол отливал прославленный мастер Андрей Чохов со своим учеником Игнатием Максимовым.

Надпись на колоколе не содержит имен литейщиков: " Лета 7129 (1621) слит сей колокол к Соборной Церкви Успению Пречистые Богородице и Великих Чюдотворцев Петра, Ионы". Мастер создал пять колоколов для Ивановской колокольни. Из них сохранилось три. Один под названием " Глухой" находится сейчас на втором ярусе колокольни. Второй колокол не упоминался уже в Описи XVII века, третий, весом всего в четыре пуда находился на третьем ярусе по крайней мере до середины XVIII века [4]. Четвертый колокол, весом в 22 пуда (по Описи 1695 года) и сейчас находится на этом ярусе. Имя мастера не вызывает сомнений, так как форма и орнамент всех сохранившихся на колокольне Иван Великий колоколов Андрея Чохова совершенно идентичны. Пятый колокол " Реут" находится на Успенской звоннице.

Фрагмент орнамента и надписи на колоколе 1621 года

Библиография

[1] Колокольня Ивана Великого в Москве. Спб., 1888
[2] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С.227
[3] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.41, 42
[4] Костина И. Д. Колокола Андрея Чохова // Мир музея. 2001. №6. С.32

составители материала - Ольга Азарова, Юлия Москвичев

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал