Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Указания Лютьенса.
Сразу после того, как 2 апреля 1941 года Военно-морское командование выпустило оперативную директиву, командующий флотом Лютьенс подготовил оперативные указания для всей операции, а также конкретные задачи для Групп «Норд» и «Вест». В приказе Лютьенса от 22 апреля предстоящей операции было присвоено кодовое название «Rheinubung». Касательно предстоящих задач, контр-адмирал сообщил лишь, что это будет выход в Северную Атлантику через Бельт и Северное море, и атаки на конвои на этой трассе. В завершение боевая группа в составе линкора «Бисмарк» и крейсера «Принц Ойген», под защитой действующих в данном районе подводных кораблей " Гонцейнхейм" и " Кота Пенаг", с пятью танкерами и двумя суднами снабжения должна была войти в порты на западном побережье Франции для пополнения боеприпасов и прочих запасов, а затем вернуться на родину. Детали операции, до момента входа в Атлантику, представила группа «Норд». Дальнейшие действия в Атлантике главнокомандующий Группой «Вест» генерал адмирал Заальвахтер сформулировал так: «Командующий флотом должен действовать в районе операции по собственному усмотрению. «Принц Ойген» должен использоваться в тактической связке с «Бисмарком». Специальные задания выполнялись по распоряжению Группы «Вест» или командующего флотом... Если прибытие в Атлантику будет обнаружено противником, то необходимо выбрать одно из следующих решений: продолжить операцию, сократить сроки ее выполнения или отменить операцию. Если сражение неизбежно, его необходимо вести наступательно». Если же в адрес командующего флотом звучали упреки относительно его оперативной идеи, то следует отметить, что многократно повторялось выражение «по усмотрению» - то есть в критических ситуациях судьба боевой группы зависела только от командующего флотом и его штаба. В ходе совещания адмирал Лютьенс подробно объяснил командирам свой план первых дней операции «Rheinubung»: при благоприятной погоде боевая группа должна была не входить в Корс-фьорд у острова Берген в Норвегии, а сразу направиться к танкеру «Вайсенбург» в Северное море для пополнения запасов топлива. Вражеские корабли поддержки и крейсеры можно было атаковать, но важнее всего было обеспечить безопасность боевой группы и максимальную продолжительность ее действий в зоне операции. Адмирал приказал довести до членов экипажа только то, что они «плывут к Северному морю». Затем адмирал приказал сохранять камуфляжную окраску до получения следующих распоряжений; палубные самолеты, принадлежащие флоту, должны были получать четкие указания в письменной форме, чтобы во время разведывательных полетов не проводили атак, а докладывали о вражеских кораблях, и при этом старались остаться незамеченными. В конце адмирал распорядился, чтобы корабли поодиночке шли к точке «Punkt Grun 3» - мысу Аркона на острове Рюген, и там встретились 9 мая в 11.00.
1.3. Охота за «Бисмарком». В полдень 18 мая со своего места у Морского вокзала отшвартовался 250-метровый линкор «Бисмарк» и взял курс на рейд в Гдыне. После обеда 20 мая 1941 года немецкая боевая группа прошла через минное заграждение и вошла впролив Скагеррак. Здесь корабли взяли курс на Корс-фьорд, расположенный южнее Бергена, к которому они подошли в первой половине следующего дня. Миновав маяк Марстейн, в 9.00 экипажи «Бисмарка» и «Принца Ойгена» приступили к работе, палубы заполнили моряки с ведрами с краской: штаб флота приказал закрасить камуфляж из косых полос в серый цвет. В 19.30 21 мая якорь был поднят, и «Бисмарк» в режиме боевой готовности № 2 пошел на север к заливу Кальванес, где присоединился к «Принцу Ойгену» и эсминцам. С этого места боевая группа со скоростью 27 узлов ушла на север, прошла мимо Федьеосен и в 22.17 вышла в море. После выхода в море адмирал Лютьенс принял решение не встречаться с танкером «Вайссенбург», дрейфующим на севере Атлантики, поскольку запасы топлива были пополнены в Реуне-фиорде около Бергена. До некоторого времени всё происходило гладко, и казалось, что прорыву ничто не может помешать. Как оказалось это не так... Адмирал Тови развернул главные силы флота Метрополии в исландских водах, чтобы усилить крейсеры «Саффолк» и «Норфолк», патрулирующие Датский пролив. Ещё три крейсера перекрывали альтернативный путь между Исландией и Фарерскими островами. Как уже известно, 23 мая в 19.22 был обнаружен «Бисмарк». «Саффолк» отправил донесение и «сел» немцам «на хвост». Примерно через час к преследованию присоединился «Норфолк», ранее попавший под прицел орудии «Бисмарка», но успевший скрыться за дымовой завесой. С «Норфолка» передали донесение адмиралу Тови, основные силы которого находились в 600 милях к западу. А в это время на немецких кораблях случилось непредвиденное: из-за сильных сотрясении вышел из строя носовой радар EM2, и группа по существу «ослепла». Но и манёвр перестройки едва не привёл к катастрофе: когда «Принц Ойген» прибавил скорость и повернул влево, на «Бисмарке» случилась авария руля и он начал разворот через правый борт. На «Принце Ойгене» моментально был отдан приказ на переложение руля на максимальный угол отклонения. Это дало нужный результат, несмотря на недопустимое отклонение. Однако немцы даже не подозревали, какой «сюрприз» их ждёт... 24 мая после 5.30 утра наблюдатель на марсе линкора «Принс оф Уэльс» первым заметил оба немецких корабля и моментально сообщил об этом. Все дальномеры и три башни 356 мм линкора повернули направо. Расстояние до немцев было еще слишком большим для того, чтобы начать обстрел. Предварительный план вице-адмирала Холланда (идти на немцев встречным курсом с максимальной скоростью) не был реализован, так как ночью крейсера потеряли контакт с противником. Холланд шел почти по траверзу немцев. У него были две возможности: продолжать идти в том же направлении и рисковать нарваться на поединок на параллельных курсах или сделать правый разворот и держать свою группу под углом к врагу. Первый вариант казался вице-адмиралу неоптимальным, несмотря на то, что у его оперативной группы были большие преимущества с точки зрения тяжелой артиллерии, однако флагман должен был бы в течение длительного времени оставаться под обстрелом снарядов, падающих под большим углом на таком большом расстоянии. Поэтому Холланд в 5.37 приказал изменить курс на 40°. Теперь его группа шла курсом 280°. Хотя скорость сближения немного увеличилась, из-за острого угла невозможно было использовать кормовые башни, что в результате значительно уменьшало собственную силу огня, а враг мог вести огонь всем бортом. Поэтому адмирал должен был сделать выбор между двумя вариантами и выбрал вариант, гарантирующий большую безопасность. В 5.49 Холланд второй раз приказал своей группе сделать правый разворот на 20°. Теперь корабли шли курсом 300° перпендикулярно «Бисмарку» и «Принцу Ойгену».
|