Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из мемуаров гросс-адмирала Эриха Редера.






Гросс-адмирал Эрих Редер – в годы Второй мировой войны глава Крингсмарине. Лично принимал участие в разработке плана операции «Rheinubung».

«Благодаря выдающейся боевой мощи, сильной броне и практически непотопляемой конструкции «Бисмарк» превосходил любой из кораблей, который враг мог бы бросить в бой против него. Но вместе со всеми другими кораблями наших военно-морских сил у него имелась одна существенная слабость, которой был лишен флот противника: у линкора не было самолетов, которые могли бы прикрыть его. Напротив, наш противник, располагая многочисленными авианосцами и аэродромами, мог бросить свои ВВС против нас, где бы наши корабли ни находились».

Здесь Эрих Редер даже не упоминает то, что «Бисмарк» получил полный комплекс средств ПВО (см. таб. 1 прил. 1) и упирает на то, что Британия могла бросить все свои самолёты против «Бисмарка» (что произошло только в конце операции).

«В ходе разработки стратегии для «Бисмарка» нам приходилось считаться с этой критической слабостью корабля, отчасти компенсированной его выдающейся прочностью и боевой мощью. «Бисмарк» предназначался для наших наступательных действий на море. По-настоящему важным вопросом, который мы обсуждали, был вопрос о том, надо ли посылать его в море именно сейчас или подождать до тех пор, когда вступит в строй флота построенный по такому же проекту линкор-близнец «Тирпиц»[11].

Но как показали дальнейшие события, выгоднее было дождаться постройки и ввода в строй «Тирпица».

«Однако это могло произойти не раньше поздней осени или зимы 1941/42 года. А наш недавний опыт операций на море — в особенности успешные походы «Адмирала Хиппера» и «Адмирала Шеера» — показал, что даже одиночные тяжелые корабли способны успешно действовать на просторах Атлантики.

Как оказалось позже, прежние удачи не свидетельствуют о том, будут ли удачными следующие рейды.

После повреждения «Шарнхорста» и поломки в двигателе «Гнейзенау» вся стратегия, разработанная ранее, утратила свою значимость. Редер писал: «Соответственно, я воспользовался этой отсрочкой и 25 апреля подробно обсудил ситуацию с адмиралом Лютьенсом, который должен был командовать оперативной группой «Бисмарка»[11].

Далее Редер описывал ход операции. А после этого он стал завуалировано обвинять Гитлера в провале операции. Вот как он писал: «В тот момент времени Гитлера обуревал страх перед тем, что англичане разрабатывают планы массированного вторжения в Норвегию. У него сложилось впечатление, что какое-то число немногочисленных разведывательно-диверсионных групп англичан рассыпаны по норвежскому побережью, и он был уверен, что они планируют крупный штурм Нарвика. Никто из числа сотрудников военно-морского штаба не разделял его взглядов, но Гитлер все время твердил, что Норвегия недостаточно защищена от британского вторжения, и требовал от нас направить все имеющиеся боевые корабли — включая «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — в Норвегию для укрепления наших позиций в этой стране»[11].

 



2.2. Отрывки из книги С.У. Роскилла «Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй Мировой».

С.У. Роскилл – крупнейший историк 20 века. Его книга «Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй Мировой» готовилась по заказу Военно-морского института в Аннаполисе для серии «Действия флотов во Второй мировой войне».

«21 мая Адмиралтейство получило предупреждение, что эскадра Лютьенса направляется на север. Адмирал Тови сразу усилил патрули в северных проливах. В этот вечер разведывательный самолет заметил германские корабли в фиорде южнее Бергена. Главнокомандующий сразу отправил 2 своих самых быстроходных корабля — линейный крейсер «Худ» и линкор «Принс оф Уэльс» — из Скапа Флоу в Исландию, чтобы поддержать патрульные крейсера. Но «Принс оф Уэльс» был новым кораблем, еще не полностью боеспособным, а возраст «Худа» превышал 20 лет, в течение которых он не прошел ни одной серьезной модернизации»[11].

Достаточно подробное, а главное верное описание наталкивает на мысли о том, что Роскилл являлся современником операции «Rheinubung» или общался с её непосредственными участниками.

«22 мая видимость в Северном море была отвратительной, но вечером самолет с Оркнейских островов пробился к фиорду, где вчера были замечены германские корабли. Проявив незаурядную отвагу и умение, экипаж сумел выяснить, что германских кораблей там уже нет. Получив это сообщение, адмирал Тови в 22.45 вышел в море со своими главными силами и взял курс на запад. В Датском проливе в это время патрулировали тяжелые крейсера «Норфолк» и «Саффолк» под командованием контр-адмирала У.Ф. Уэйк-Уольтера. Пролив между Исландией и Фарерскими островами прикрывали 3 легких крейсера.[10]

Именно этого Редер и не отметил в своих мемуарах. Того что британцы победили «Бисмарк» не по счастливому стечению обстоятельств, а мобилизовав все ресурсы.

Далее Роскилл, как и Редер описывает операцию, добавляя множество деталей, о которых Редер не упоминал. Но историк в отличие от последнего отмечает: «Потопление «Бисмарка» имело важные последствия для борьбы за господство на море, как в Северной Атлантике, так и на более отдаленных театрах. Адмиралтейство решило, что подготовка такой операции должна включать в себя отправку судов снабжения в секретные точки рандеву и получило достаточно доказательств этого. К июню мы составили себе достаточно ясную картину вражеских намерений и были готовы нанести удар»[10].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал