Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект и предмет социологии
Социология: Учебник / Под ред. Д.В. Иванова. М., 2005, стр. 10-27 Объект и предмет социологии Термин «социология» (от лат. socius — общество и греч. 1оgоs — слово, учение) впервые введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857). Говоря буквально, социология — это наука об обществе. В обыденном языке слово «общество» означает совокупность людей или организованную группу людей (например, высшее общество, общество защиты животных, общество филателистов и т.п.). Но язык науки отличается от обыденного языка. На языке социологии слово «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации (или социальной обусловленности) явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействий людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми. Таким образом, социологи наблюдают за совместной жизнью, взаимодействиями людей, но изучают социальные явления и процессы. Совместная жизнь людей служит для социологов материалом научных изысканий, или объектом. Под объектом науки понимается та реальность, на которую направлен исследовательский интерес. Объект социологии в общем совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: совместная жизнь людей является объектом экономики, демографии, социальной психологии, политологии, этнографии и т.п., но у каждой из общественных наук свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или иной науки. Предмет науки — это те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами, т.е. представлениями о важных, существенных явлениях и процессах. Выделенные аспекты или особенные черты — это не часть реально существующего объекта, а его научный образ, особый способ видения объекта, характерный для данной науки. Предмет науки — это всегда результат концептуализации, под которой понимается процесс формирования отдельной области познания при помощи понятий (концептов). В социологии эту область познания образуют явления и процессы, описываемые и объясняемые при помощи понятий «общество», «социальные взаимодействия», «социальные группы», «социализация», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные статусы», «социальные роли», «социальные конфликты», «социальные изменения» и т.д. Определение предмета социологии путем перечисления тех явлений и процессов, которые включаются в область исследовательского интереса социологов, практически невозможно, поскольку, с одной стороны, этот перечень будет слишком велик, а с другой стороны, по мере развития социологии он постоянно обновляется. Определение предмета социологии должно быть концептуальным,. т.е. оно должно строиться на раскрытии смысла ключевого для данной науки понятия «социальное». В обыденном языке слово «социальное» используется в двух значениях — широком и узком. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей: экономические, политические, правовые, религиозные и т.д., в узком смысле — выделяет особую, наряду с политикой и экономикой, сферу общественной жизни — социальную (образование, здравоохранение, помощь неимущим и пр.). Оба эти толкования понятия «социальное» социологическими не являются, они скорее характерны для политики и журналистики, но, тем не менее, содержат, хотя и в неявном виде, собственно социологический подход. Согласно этому подходу «социальное» в широком смысле означает не просто сумму экономических, политических, правовых, религиозных и подобных им явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Мы говорим об экономических явлениях и процессах как о социальных, желая подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений предпринимателей об экономической эффективности их деятельности, но и от политического строя, этических норм, господствующей в стране религии и т.п. Политические явления и процессы приобретают значение социальных, когда мы хотим, например, показать, что стабильность политического строя зависит не только от согласованности действий правительства и парламента, но и от соответствия уровня доходов уровню цен, распространенности в стране веротерпимости или, наоборот, религиозного фанатизма и т.д. Говоря языком социологии, «социальное» в узком смысле — это не просто сегмент общественной жизни, включающий все то, что не вошло в сферы политики и экономики, а явления и процессы совместной жизни людей, обусловленные не стремлением к власти, т.е. стремлением управлять друг другом, не стремлением к богатству, что вызывает конкуренцию друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере постольку, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми, быть полезным другим людям и добиваться признания с их стороны. Мы относим систему пенсионного обеспечения к социальной сфере, когда стремимся подчеркнуть ее роль в заботе о людях, нуждающихся в поддержке, укреплении у людей чувства справедливости и солидарности.
Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предполагающей, что они предопределены связями между различными видами деятельности, событиями и ситуациями, возникающими в ходе совместной жизни людей, а также тем, что люди руководствуются ценностями, моральными нормами, обычаями, привычками, связанными с принадлежностью к общности — этнической, профессиональной, религиозной и т.п. Кроме того, собственно социологический подход направлен на выявление социальной обусловленности не только поступков людей и ситуаций, складывающихся в результате множества поступков многих людей, но и вещей, созданных или используемых ими, и даже объектов, неизвестно кем или чем созданных, реальность которых вызывает сомнение. NB! Предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений.
Рассмотрим специфику социологического подхода к явлениям на четырех примерах. 1. Социологический взгляд на экономику. Социология экономики (или экономическая социология) как особая область исследований развивается наряду с собственно экономической наукой потому, что социологи рассматривают экономические явления с особой точки зрения. Они задают себе и другим вопросы, на которые можно ответить только исходя из социальной обусловленности экономического поведения. Классическим примером социологического подхода к экономическим явлениям может служить работа «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1864—1920) — немецкого социолога, одного из самых выдающихся ученых в истории социологии. Вебер задался вопросом, почему среди протестантов доля предпринимателей выше, чем среди католиков? Ответ, предложенный Вебером, опирается на обнаруженное им сходство между этическими принципами протестантизма (строгая самодисциплина, методичная организация своей жизни, посвящение себя хозяйственной деятельности как служению, предопределенному Богом) и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма Вебером представлена характерная для западной цивилизации в целом рациональность — отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности, эффективности. «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905) остается образцом для современных разработчиков проблематики социальных и культурных факторов экономического развития, несмотря на критику, показавшую, что обнаруженная Вебером большая, по сравнению с католиками, склонность протестантов к предпринимательству и накопительству объясняется не столько особенностями их этических установок, сколько тем, что в эпоху становления капитализма (XVI—XIX вв.) возможности для дискриминируемых1 этнических и религиозных меньшинств заниматься традиционно престижными видами деятельности, став военными, юристами, чиновниками, членами ремесленных цехов и т.п., были ограничены. Поэтому у протестантов и иудеев, дискриминируемых католическим большинством, оставался лишь один путь к богатству и престижу — предпринимательство. В любом случае разница в экономическом поведении протестантов и католиков объясняется социальной обусловленностью этого поведения: выбор рода деятельности, профессии зависит от принадлежности к той или иной религиозной общности. Эта социальная обусловленность экономического поведения проявляется на уровне экономики страны в целом: профессиональная структура (сколько людей в каких профессиях занято) обусловлена помимо других факторов социальной структурой (сколько людей к каким общностям принадлежит). Именно такого рода обусловленность является предметом профессионального интереса социологов. Социальную обусловленность экономических явлений можно выявить, задаваясь и другими вопросами. Почему, например, мусульмане и иудеи покупают баранину и говядину, а не свинину, даже когда последняя дешевле? Потому что они руководствуются не соображениями выгоды, а религиозными запретами. Обычаи и моральные нормы, связанные с принадлежностью к религиозной общности, обусловливают поведение потребителей. На уровне национальной экономики в целом это приводит к тому, что структура сельскохозяйственного производства (сколько продукции того или иного вида производится) обусловлена помимо других факторов социальной структурой (сколько людей к каким общностям принадлежит). Почему женщины;; выполняя такую же работу, что и мужчины, в среднем получают меньше мужчин? Потому что работодатели и управляющие при определении размеров вознаграждения руководствуются не только расчетом трудозатрат и их эффективности, но и так называемыми гендерными (от англ. §епс1ег — род, пол) стереотипами. Труд и заработок воспринимаются как естественное предназначение мужчины, который с ролью «добытчика» и «кормильца» должен справляться лучше женщины, чье естественное предназначение видится в том! чтобы быть «хранительницей семейного очага». Ценности и привычки, связанные с разделением работников на категории по половому принципу, обусловливают поведение работодателей и руководителей. На уровне экономики страны в целом это проявляется в том, что система оплаты труда (каким работникам сколько платят) помимо прочих факторов обусловлена системой социальных статусов (какие общности, категории людей являются привилегированными, а какие — дискриминируемыми). Почему врачи, учителя в современной России, годами не получая ' вовремя зарплату, продолжают работать? Потому что они руководствуются не только материальными соображениями, но и этическими принципами профессионального долга и традиционными ценностями, в число которых входит наличие постоянного места работы и уважаемой с точки зрения других людей профессии. Ценности, моральные нормы и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают поведение работников. То, что для экономиста выглядит как предоставление или оказание медицинских и образовательных услуг, для социолога означает исполнение социальных ролей, т.е. такое поведение, которое в представлении людей соответствует социальному статусу — званию врача и учителя. Почему в рекламе товаров и услуг мы часто видим звезд спорта, кино, шоу-бизнеса? Потому что потенциальные потребители руководствуются не только соображениями полезности рекламируемого товара или услуги, но и явным или плохо скрываемым желанием выглядеть так же, вести такой же «стильный» образ жизни, что и знаменитости. Ценности и привычки, ассоциируемые с принадлежностью к потребительской общности, которую призваны олицетворять звезды, обусловливают экономическое поведение массового потребителя. На уровне экономики страны в целом эта социальная обусловленность потребительского поведения выглядит как обусловленность структуры потребления (какие товары в каком количестве востребованы) не только собственно экономическими факторами, но и социальной структурой (для каких общностей, категорий людей какие товары являются символами престижности или достойного образа жизни). Итак, рассматривая экономику с точки зрения социолога, можно сделать следующий вывод: экономическим поведением людей не всегда движет сугубо экономический расчет «затраты — доход». Зачастую люди помимо, а подчас и вопреки экономической целесообразности руководствуются ценностями, моральными нормами, обычаями, привычками, связанными с принадлежностью к общности — этнической, профессиональной, религиозной, тендерной и т.п. Экономика, в свою очередь, оказывается связанной с другими сферами жизни людей: религией, культурой, образованием и т.д. Все эти связи как формы социальной обусловленности экономических явлений обнаруживаются и исследуются социологами. В социологии эти формы обозначаются такими понятиями, как «социальная структура», «социальный статус», «социальная роль» и т.д. 2. Социологический взгляд на политику. Социология политики (пли политическая социология) успешно развивается наряду с собственно политической наукой — политологией, потому что современная политика ставит перед исследователями ряд вопросов, ответить на которые можно только исходя из социальной обусловленности политического поведения. Почему пожилые люди активнее участвуют в выборах, чем молодежь? Потому что пожилые люди и молодежь образуют общности с разными ценностными ориентациями. Пожилые люди руководствуются привычкой следовать призывам политических лидеров и ценностями, в число которых входят активная гражданская позиция и неукоснительное исполнение гражданского долга. Молодежь, усвоившая в постсоветский период другие ценности, в меньшей степени готова уделять свое время и внимание политическим выборам. Различия между поколениями в электоральном (от англ. е1естдопз — выборы) поведении, с точки зрения социолога, обусловлены различиями в условиях социализации, т.е. процесса усвоения ценностных ориентации и навыков взаимодействия с другими людьми в ходе воспитания, получения образования, накопления жизненного опыта. Почему среди министров и депутатов парламента больше мужчин, чем женщин? Потому что руководители государства при назначении чиновников и избиратели при голосовании учитывают не только знания и политический опыт кандидатов, но и следуют тендерным стереотипам, предполагающим, что политика — дело по преимуществу мужское. Ценности и привычки, связанные с разделением политиков на категории по половому принципу, обусловливают поведение руководителей государства и избирателей. Для социолога на уровне политической системы страны в целом это выглядит как обусловленность системы распределения власти (какие политики какие посты занимают), помимо прочих факторов, системой социальных статусов (какие общности, категории людей являются привилегированными, а какие — дискриминируемыми). Почему в современной России доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и иысокими доходами? Потому что люди, испытывающие недостаток средств, не преуспевшие в сложившихся экономических условиях, в большей степени рассчитывают на поддержку государства в решении своих проблем и чаще связывают с выбором тех или иных кандидатов на государственные посты надежды на улучшение своего положения. Преуспевающие, благополучные люди при решении своих проблем полагаются преимущественно на собственные силы и поддержку дру-н'м и близких, нежели на помощь государства. Политическое поведение людей обусловливают ценности и привычки, связанные с принад-чгжиостью к общности «бедных» или общности «богатых». То, что для 111 > л I п'олога выглядит как политическая активность, для социолога озна-чмгт исполнение социальных ролей, т.е. такое поведение, которое в представлении людей соответствует социальному статусу — положению экономически активного, преуспевающего и финансово независимого человека или положению человека, нуждающегося в поддержке, защите его интересов и т.п. Почему в избирательные списки политических партий наряду с профессиональными политиками и юристами включаются бизнесмены, звезды спорта и шоу-бизнеса? Потому что потенциальные избиратели руководствуются не знанием партийных программ или содержания законодательной деятельности членов и сторонников той или иной партии, а впечатлением, производимым партиями во время избирательной кампании. Привлечь внимание избирателей к партии можно с помощью мощной пропагандистской кампании, которую удастся успешно провести только в том случае, если в ней участвуют вызывающие интерес и симпатию знаменитости, а оплачивают ее, в обмен на место в списке кандидатов, бизнесмены. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к общности потребителей массовой культуры, обусловливают политическое поведение как избирателей, которые привержены этим ценностям и привычкам, так и политиков, которые стремятся учесть и использовать эту приверженность. На уровне политической системы страны в целом такая социальная обусловленность политического поведения для социолога выглядит как обусловленность состава политической элиты характером массовой культуры. Итак, рассматривая политику с точки зрения социолога, можно сделать следующий вывод: политическим поведением людей не всегда движет сугубо политический расчет «цели — средства». Помимо соображений по поводу оптимальности стратегии и эффективности управления люди зачастую руководствуются ценностями, моральными нормами, обычаями, привычками, связанными с принадлежностью к общности — возрастной, профессиональной, культурной и т.п. Таким образом, политика оказывается связанной с образованием, культурой, экономикой и т.д. Все эти связи входят в предмет социологии, в рамках которой исследуются в качестве форм социальной обусловленности политических явлений. 3. Социологический взгляд на мебель. Социологи могут исследовать социальную обусловленность не только явлений, привычно считающихся частью общественной жизни, подобно экономическому или политическому поведению людей. Объектом интереса социологов могут быть и вещи, создаваемые и используемые людьми в качестве предметов обихода. Например, особого рода направлением или областью исследований может стать социология мебели. Мебель может выступать в качестве объекта социологии в той мере, в какой предметом изучения является социальная обусловленность дизайна и способов ее расстановки. Как выявить такую обусловленность, прекрасно продемонстрировал знаменитый французский социолог Жан Бодрийяр (р. 1929 г.) в книге «Система вещей» (1968). Он показал, что форма и расстановка мебели служат для людей знаками — средствами демонстрации и подтверждения социального статуса, а также средствами организации социального взаимодействия. Любой исследователь, даже начинающий, легко сможет убедиться в правильности подхода Бодрий-яра, задав себе несколько простых вопросов. Почему в кабинете/приемной директора крупной фирмы стоят кожаные кресла, а не легкие стулья из пластика или алюминия и синтетических тканей? Потому что мебель в данном случае служит средством поддержания как имиджа солидной фирмы, необходимого для установления атношений с клиентами, так и средством поддержания авторитета руководства внутри фирмы. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор и расстановку мебели, которая в представлении людей соответствует социальному статусу — положению руководителя, предпринимателя и т.п. Почему в аудиториях/классах учебных заведений США в основном используются одноместные столы, а в России — двухместные? Потому что администрация и учителя американских и российских учебных заведений руководствуются разными ценностями и привычками. Индивидуализм, культивируемый в США, предполагает, что учащийся должен работать исключительно самостоятельно. Одноместные столы наиболее соответствуют этому принципу, поэтому выбор в их пользу при принятии решений о покупке мебели вошел в привычку у администраций американских учебных заведений. Коллективизм, традиционный для России, предполагает, что лучшие учащиеся могут и должны помогать другим и позитивно влиять на них. Реализовывать этот принцип удобнее, если учащиеся сидят в классе/аудитории парами, поэтому в российских учебных заведениях принято приобретать двухместные столы. С точки зрения социолога, отмеченное различие в форме мебели — это проявление различия в социальных нормах, т.е. в господствующих в данном обществе представлениях о правильном поведении. Социологический взгляд на мебель позволяет понять, что, выбирая и расставляя ее, люди не всегда исходят из соображений удобства и функциональности,.зачастую они руководствуются ценностями, моральными нормами, обычаями, привычками, связанными с принадлежностью к общности — национальной, профессиональной и т.п. На уровне страны в целом эта социальная обусловленность выглядит как обусловленность структуры производства и потребления мебели (какие ее виды и в каком количестве востребованы), помимо других факторов, социальной структурой (для каких общностей, категорий людей какие виды мебели являются приемлемыми или престижными). Тем самым мебель оказывается связанной с культурой, экономикой, образованием и т.д. Все эти связи могут обнаруживаться и исследоваться социологами, рассматривающими их в качестве форм социальной обусловленности дизайна, производства и использования мебели. 4. Социологический взгляд на НЛО. Объектом интереса социолога могут стать не только привычные явления и вещи, создаваемые и используемые людьми в повседневной жизни, но и явления экстраординарные, даже те, реальность которых вызывает сомнения. Например, возможно социологическое изучение феномена НЛО — неопознанных летающих объектов. Научное объяснение этого феномена может быть дано с точки зрения разных наук: физик воспримет факты появления НЛО как следствие атмосферных или оптических эффектов, психолог свяжет эти факты с особенностями восприятия и мышления людей, наблюдавших такие объекты, но на некоторые вопросы сможет ответить только социолог. Почему сотни лет назад с небес спускались боги и ангелы, а в последнее столетие — летательные аппараты? Потому что социальные нормы, господствующие в обществе, где велико влияние религии, заставляли людей интерпретировать необычное именно как вмешательство сверхъестественных сил. В обществе, где велико влияние на жизнь людей науки и технологий, главенствуют иные социальные нормы, и необычное интерпретируется людьми иначе — как совершенные технические устройства. То, что человек видит, зависит не только от природы явления (объекта) и от характера аппарата восприятия и мышления (субъекта), но и от типа общества, а также от того, какие социальные нормы определяют приемлемый способ видения, интерпретации явлений. Почему в России пик наблюдений НЛО пришелся на 80-е гг. XX в.? Потому что частота наблюдений аномальных, сверхъестественных явлений всегда повышается в периоды экономических, политических и духовных кризисов. В такие периоды даже обычное зачастую видится и трактуется как экстраординарное. Массовый интерес к подобным явлениям, их широкое обсуждение в конце советской эпохи стали специфической формой протеста против сложившегося порядка, при котором существовала монополия политических руководителей и узкого круга экспертов на принятие решений о том, что существует, а что нет, что важно, а чему не следует придавать значения. Массовое распространение случаев наблюдения НЛО, с точки зрения социолога, может рассматриваться как симптом или показатель нарастания социальных конфликтов, в основе которых лежат противоречия между людьми, обусловленные тем, что они принадлежат к общностям, между которыми неодинаково распределяются власть, материальные блага, информация. Таким образом, феномен НЛО оказывается связанным с экономикой, политикой, культурой, а эти сняли являются для социолога предметом изучения. Приведенные примеры указывают на то, что возможно социологическое изучение чего угодно. Следовательно, социологическое исследование не обязательно должно быть направлено на особый объект, не изучаемый другими науками, — его объектом может быть все что угодно. Чтобы быть социологическим, исследование должно вестись с особой точки зрения — с точки зрения социальной обусловленности явлений. Социальная обусловленность явлений — это особый предмет, изучение которого и составляет суть социологии как науки. Умение выявить социальную обусловленность явлений требует особого свойства мышления — так называемого «социологического воображения», концепция которого сформулирована знаменитым американским социологом Чарльзом Райтом Миллсом (1916—1962). В своей книге, которую он так и назвал — «Социологическое воображение» (1959), Миллс заявил, что «исследователь, обладающий социологическим воображением, умеет связать, скажем, развитие нефтяной промышленности и современной поэзии, семейный доход с мировым бюджетом». Студентам-социологам Миллс рекомендовал вырабатывать у себя социологическое воображение, выявляя взаимосвязь и взаимовлияние человека и общества, биографии и истории, личности и мира. Такое свойство мышления поможет увидеть личные проблемы как общественные, рассматривать события, происходящие с индивидом, как проявления общественной жизни. Повседневные заботы, составляющие содержание жизни отдельного человека, осознаваемые и решаемые им проблемы — это факты индивидуальной биографии. Общественные проблемы, не подконтрольные данному индивиду, но влияющие на его повседневную жизнь, составляют иную категорию фактов (экономические кризисы, смена правительства, образовательная реформа, война и т.д.). Чтобы понимать малое в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что частные события — это проявление общих процессов. Например, когда в городе со стотысячным населением живет один безработный, то это его личная, частная проблема, но когда в стране, численность населения которой составляет 145 млн жителей, насчитывается 5 млн безработных, отсутствие у человека работы становится не столько частной проблемой, сколько проблемой устройства общества. Социологический подход позволяет сказать об индивидуальной биографии больше, чем мог бы рассказать сам индивид. 1.2. Место социологии в системе социогуманитарного знания Концепция социологического воображения Ч. Р. Миллса наглядно показывает, что специфику предмета социологии определяет не круг изучаемых явлений, который может меняться, а особый способ их рассмотрения — раскрытие их социальной обусловленности. Такой подход позволяет правильно оценить соотношение предмета социологии и предметов других социогуманитарных наук и тем самым определить ' место социологии в системе социогуманитарного знания. На протяжении истории социологии предлагались разные варианты решения этой проблемы. Первый вариант — наличие у социологии не просто собственного предмета, но и своего объекта и, как следствие, полная ее автономность по отношению к другим наукам. На этом варианте настаивал, например, один из основоположников социологии, выдающийся французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917). В работе «Правила социологического метода» (1895) Дюркгейм писал, что предмет социологии составляют социальные факты, под которыми он понимал «способы мышления, деятельности, чувствования», распространенные в обществе, существующие вне индивидов и оказывающие на них принудительное действие. Говоря более современным языком, социальные факты — это ценности и нормы, которыми индивид вынужден руководствоваться, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми. Социальные факты, по мнению Дюркгейма, образуют реальность особого рода — социальную. Подобно физическим объектам социальная реальность существует объективно, она не исследуется и не может исследоваться никакой другой наукой, кроме социологии. Поэтому между предметом социологии и предметами других наук, таких, как психология, экономика, юриспруденция и т.п., существует четко определенная граница. Определение Дюркгеймом предмета социологии как «социальных фактов», т.е. фактов социальной обусловленности явлений, сохраняет свою значимость. Но в целом подход Дюркгейма и тех, кто разделяет его точку зрения на предмет социологии, ныне выглядит несколько устаревшим, поскольку объект социологии и других общественных и гуманитарных наук зачастую один и тот же: совместная жизнь людей. Об этом совпадении объекта свидетельствует, например, то, что внутри самой социологии возникли такие области исследования, как экономическая социология, социология личности, политики, права и т.п. Трудно, а порой даже невозможно провести четкие границы между совокупностями событий, действий, вещей, изучаемых социологами, и совокупностями, которые изучаются другими науками — экономикой, психологией, политологией, правоведением и т.д. Тем не менее концепция Дюркгейма сыграла положительную роль в начальный период развития социологии, когда новая наука нуждалась в обосновании ее необходимости. Второй вариант решения названной проблемы — особое положение предмета социологии по отношению к предмету других общественных и гуманитарных наук, которое предопределяет главенство социологии в ряду этих наук. Стороником данного варианта был, например, выдающийся русский социолог Питирим Сорокин1 (1889—1968). В работе «Система социологии» (1920) он представил социологию в качестве обобщающей, генерализирующей (от лат. §епегаНз — общий, главный) науки, призванной изучать наиболее общие, «родовые» свойства явлений, разновидностями которых выступают явления экономические, политические, правовые, религиозные и т.д. Таким образом, объект социологии пересекается и даже совпадает с объектами других наук, но социология, по мнению Сорокина, устанавливает «особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук». В качестве генерализирующей науки социология находится на вершине иерархии, образуемой общественными и гуманитарными науками. Подход Сорокина односторонен, поскольку психология или экономика тоже может рассматриваться в качестве «генерализирующей» науки. Психологи, исходя из того, что «общим свойством» социальных явлений являются психические процессы — сознание, эмоции, чувственное восприятие и т.п., вполне успешно развивают такие области исследований, как социальная психология, политическая психология, психология труда, религии и т.д. Экономисты, выделяя в качестве такого «общего свойства» рациональное действие, т.е. действие на основе соотнесения издержек и выгод, разрабатывают модели не только собственно экономического поведения, но и поведения политического, брачно-семейного, религиозного и т.д. Определение Сорокина можно отнести к любой из наук. Каждая из них устанавливает «особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук». На этом основании строится третий, современный вариант решения проблемы соотношения предмета социологии и предмета других наук — альтернативность точек зрения и равновозможность интерпретаций. В качестве примера рассмотрим процесс получения студентами высшего образования (профессиональных знаний). С экономической точки зрения это явление может интерпретироваться как инвестирование в «человеческий капитал» (затраты сил, времени и средств на накопление интеллектуальных ресурсов, которые в будущем принесут доход), с психологической точки зрения — как личностное развитие, самоутверждение, а с позиции социолога — как социализация (усвоение ценностей и норм, характерных для данного профессионального сообщества) и приобретение социального статуса (положения в обществе). Для объяснения сущности получения профессионального образования можно избрать любую из предлагаемых точек зрения. Таким образом, место социологии в системе социогуманитарного знания определяется не автономностью, не г лавенством, а конкурентоспособностью ее предмета. Считать социологию наукой позволяет не только наличие предмета изучения, но и методов — строго определенных процедур сбора и анализа данных. Выявление социальной обусловленности явлений -это своего рода интеллектуальное искусство, опирающееся на эрудицию, интуицию и опыт исследователя, а научным исследованием его делает систематический сбор и анализ фактов. Научный статус социологии, как и других общественных и гуманитарных наук, уже традиционно определяется на основе разделения наук на естественные и гуманитарные. В XIX в. немецкие мыслители — пред-ставители неокантианской философии В. Дильтей, Г. Риккерт, В. Виндельбанд предложили считать «науки о природе» и «науки о духе» двумя принципиально разными способами познания со специфическими критериями научности. Задачами естественных наук являются объяснение и формулировка законов, т.е. выявление универсальных и постоянных причинно-след-ственных связей, а задачами гуманитарных наук — описание и пони-мание, т.е. интерпретация, смысла событий. В англо-американской тра-диции принято еще более жесткое разделение сфер знания на собствен-но науки (sciences) и гуманитарные дисциплины (humanities): первые оперируют объективными данными, экспериментальными и статисти-ческими процедурами, формулируют общезначимые выводы, а вторые оперируют субъективными суждениями и представлениями, процеду-рами интерпретации смысла, формулируют эстетические и этические оценки. К наукам однозначно относятся физика, химия, астрономия и т.п., к гуманитарным дисциплинам — философия, филология, искус-ствознание и т.д. Социология, наряду с историей, психологией, лингвистикой, занимает в этой классификации промежуточное положение. На всем про-тяжении истории социологии в ее рамках решается проблема соедине-ния естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию. Ее нельзя полностью отнести к разряду гуманитарного знания на том, казалось бы, простом основании, что «социология изучает людей». Со-циология как наука — это изучение не людей, а социальных явлений и процессов. Понятно, что без наблюдения за жизнью людей изучать со-циальные процессы невозможно, но из этого вовсе не следует, что со-циология — это изучение людей. Социолог наблюдает за поведением людей, эти наблюдения дают ему научный материал, но исследует он на этом материале социальную структуру, социальные институты, со-циальные нормы и статусы, социальные изменения и т.д. В этом смысле люди для социолога — такой же объект, что и лабораторные мыши для медика, изучающего свойства нового лекарственного препарата. Предметом исследования для медика являются не лабораторные жи-вотные, а связи между биохимическими и физиологическими процес-сами, которые протекают в их организмах. Однако деятельность людей — объект специфический и даже уни-кальный. Люди обладают сознанием и свободой воли. Они могут изменять свое поведение, в том числе потому, что получают социологическую информацию. Из этого следует, что социология не может форму-лировать универсальные, постоянно действующие законы. Кроме того, уникальность ее объекта заключается в том, что он сам способен давать (и искажать) информацию о себе, например при проведении опро-сов. Поэтому понимание мотивов, смысла, придаваемого людьми своим действиям и происходящим событиям, — это социологический способ научного объяснения. То, что в социологии объяснение должно быть понимающим, доказывал еще в начале XX в. М. Вебер. Он настаивал на том, что в социологии совмещаются характеристики «науки о природе» и «науки о духе», то есть сциентистский (от англ, заепсе — наука) и гуманитарный подходы к познанию. В современной же социологии нередко возобновляются дискуссии между сторонниками сциентистской социологии и сторонниками так называемой интерпретативной социологии. Первые ориентируются на изучение действий, совершаемых людьми, и на применение количественных методов, т.е. процедур перевода наблюдаемых фактов в числовые показатели, их измерения и статистического анализа, вторые — на изучение значений, придаваемых людьми своим и чужим действиям, и на применение качественных ме-тодов, т.е. процедур реконструкции и интерпретации тех смысловых связей, которые по представлениям людей существуют между теми или иными событиями. Социология не вполне соответствует естественно-научному образцу научности. Социологи сами люди и, будучи вовле-ченными в социальные процессы, не могут занимать позицию сторон-него незаинтересованного и потому объективного наблюдателя. Но не следует считать это недостатком социологии как науки. То, что социо-логи могут не только изучать социальные процессы, но и участвовать в них, создает уникальную возможность практического применения со-циологического знания. Социология выполняет не только познавательные, но и обществен-но-политические и культурно-просветительские функции. Оперируя данными, полученными в ходе исследований, социологи выявляют со-циальные проблемы и тем самым дают материал и предлагают ориен-тиры для выработки политических решений, развития социальных программ, проведения социальных реформ и т.д. Выявляя социальную обусловленность поведения людей, социологи способствуют правиль-ному пониманию причин проблем и конфликтов, формированию то-лерантного (от лат. 1о1егапИа — терпение) отношения к тем, чье пове-дение и образ жизни отклоняются от привычных стереотипов. Социология может предоставлять не только «чистое» научное знание, но и практически полезную информацию. Социологическая ин-формация нужна маркетологам, изучающим факторы, определяющие потребительское поведение, политтехнологам, разрабатывающим стратегию избирательной кампании Для воздействия на электоральное поведение, менеджерам, политикам, журналистам и т.д. Эта информация позволяет решать практические проблемы, хотя и не вносит ощутимого вклада в развитие научного знания. Таким образом, социология далеко не всегда является научной деятельностью. Деятельность социолога может быть направлена не на получение нового научного результата, а на достижение желаемого экономического или политического эффекта. Но в любом случае деятельность социолога предполагает проведение исследования, которое будет успешным только в том случае, если оно ведется профессионально. Именно потому, что социология -это профессиональная исследовательская деятельность, социология развивается в качестве учебной дисциплины. Социологическое образование — это процесс воспроизводства сообщества социологов, для которого социология не просто система знаний и приемов исследовательской работы, а призвание и профессия. Итак, разобравшись в том, что является предметом социологии, каков ее научный статус и в чем состоит ее практическое применение, можно сделать следующий вывод: определение социологии как «науки об обществе» не вполне отражает ее комплексный, разносторонний характер. Более корректным будет такое определение: N8! Социология — это профессиональная исследовательская деятельность, заключающаяся в систематическом сборе, анализе, интерпретации фактов социальной обусловленности явлений. 1.3. Структура современной социологии Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера деятельности, включающая различные компоненты. Структура современной социологии, т.е. сочетание и соотношение в ней этих компонентов, определяется в основном тремя видами дифференциации: 1) по критерию предмета (предметная дифференциация); 2) по критерию способа познания (методологическая дифференци 3) по критерию цели и использования результатов исследования Предметная дифференциация внутри социологии обусловлена, во-первых, существованием различных онтологических ориентации. Онтологией (от греч. опт, оз — сущее, бытие) принято называть философское учение о бытии, о том, что обладает подлинной реальностью, существует «на самом деле». В социологии сформировались два подхода к определению социальной реальности, т.е. того, что «на самом деле» существует и потому является предметом социологии. Эти два подхода получили названия «социологический реализм» и «социологический номинализм». Сторонники первого подхода полагают, что такие явления и процессы, как общество, социальные структуры, социальные институты, социальные группы образуют надиндивидуальную реальность, которую можно изучать, абстрагируясь от характеристик и действий отдельных людей. Приверженцы «реалистической» трактовки социальных явлений исходят из того простого соображения, что «люди проходят, а общество остается», т.е. индивиды, поколение за поколением, рождаются, живут, умирают, а социальные структуры — нормы, образцы взаимодействий, разделение на группы, статусные различия, — воспроизводятся в неизменном виде. Однако при жизни одного поколения социальные структуры в результате реформ или революций могут кардинально измениться. Таким образом, логика функционирования и развития социальных структур видится как отличная от логики существования индивида. Более того, в представлении сторонников «социологического реализма» логика действий индивидов детерминируется, т.е. предопределяется логикой функционирования и развития социальных структур. Поэтому исследование социальных явлений — это исследование явлений масштабных, надиндивидуальных, т.е. макро-социальных. К ним можно отнести устройство общества, взаимовлияние его частей (например, политических и экономических институтов), социальную эволюцию (например, изменение на протяжении десятилетий и даже столетий роли семьи в определении социального статуса индивидов), структуру общественного мнения (например, соотношение долей избирателей, поддерживающих различные политические партии) и т.п. Макросоциология — это совокупность исследований, основывающихся на «реалистической» онтологической ориентации и сфокусированных на надиндивидуальных структурах. Сторонники «социологического номинализма» (от лат. поитеп — имя) настаивают на том, что такие категории, как общество, социальные структуры, социальные- системы и т.д., являются лишь «именами», удобными обозначениями совокупностей действий индивидов. Приверженцы- «номиналистической» трактовки социальных явлений исходят из очевидного факта, что никаких структур и систем в реальности нет, поскольку их нельзя наблюдать. Все, что может наблюдать социолог, —: > то индивиды и их действия. Действия многих индивидов образуют устойчивые, повторяющиеся схемы и образцы, которые в представле-11 и и людей выглядят как надиндивидуальные структуры, но существование и характер этих структур полностью определяется значением, которое люди придают своим действиям. Именно поэтому исследова-м не- социальных явлений — это исследование межиндивидуального взаимодействия в условиях повседневной жизни людей, т.е. микроявлений. К таковым можно отнести поведение внутри малых групп, например в семье, взаимосвязь между осознанием индивидами своего социального статуса и исполнением ими социальных ролей, ситуации, в которых индивиды социализируются, т.е. усваивают ценности и социальные нормы, и т.д. Микросоциология — это совокупность исследований, основывающихся на «номиналистической» онтологической ориентации и сфокусированных на взаимодействиях индивидов. В начальный период развития социологии противостояние сторонников «реализма» и «номинализма» было принципиальным размежеванием научных позиций. Теперь же разделение на макро- и микросоциологию носит характер специализации исследовательской работы, обеспечивающей всестороннее изучение социальных явлений: «с высоты птичьего полета» и «изнутри».
|