Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Служба социального развития на предприятии, ее состав и функции






 

Служба социального развития представляет собой функциональный структурное подразделение предприятия, предназначенное для выявления и использования социальных резервов производства, организации работы по социальному у управления Организационно такая служба оформлена по-разному, в зависимости от размеров и социального потенциала предприятия, его ведомственной принадлежности, совокупности региональных и местных социальных условий Найп оширениший тип службы - заводская лаборатория социологических исследований (почти половина всех служб) Такие службы обычно состоят из 1-5 человек, большинство из них - социологи (около 80%) и психо логи Основная их часть работает в машиностроении (35%), в электронной промышленности и приборостроении (26%6 %).

Управленческий статус службы зависит от размеров предприятия, от компетентности, инициативы и авторитета руководителя и работников службы А это в свою очередь приводит иерархичность, внутреннее строение организационную структуру Службы социального развития.

На крупных предприятиях социологическая служба состоит из нескольких уровней, каждый из которых решает свои задачи Первый уровень образует отдел социального развития и планирования с тремя подразделениями: бюро социального планирования, бюро социологических исследований и бюро стабилизации кадров их задачей является разработка социального развития коллектива объединения в целом, координационное руководство социологическими группами в подразделениях.

На втором уровне работают социологические группы на заводах, входящих в состав производственного объединения Они решают задачи социального развития в своих коллективах, проводят микроисследования и консультирование работников.

Третий уровень составляют общественный актив и специально подготовленный штат в лице помощников начальников цехов по кадрам, мастеров и бригадиров, инженеров-организаторов их задачей является обеспечение реализации планов социального развития в первичных трудовых коллективах.

Служба социального развития предприятия работает в тесном контакте с другими службами и подразделениями: с экономической, финансовой, кадровой, технологической службами, с дирекцией и общественными организациями. Каждой из служб той или иной степени присуща деятельность по социальной управления. Однако каждая из них действует на какой-либо узкой области - сбыт, производство, кадры, хозяйственные вопросы.

Задачей службы социального развития является осуществление комплекса социального управления, координация деятельности других служб с опорой на социологическую информацию о социально-трудовые процессы в коллективе.

В деятельности служб социального развития обычно различают четыре основных функции.

1 Планово-прогностическая (или социального развития) функция заключается в разработке, организационно-методическом обеспечении и контроле за результатами выполнения планов социального развития трудовых коллективов.

2 Информационно-исследовательская и социально-инженерная функции заключаются в решении социальной проблемы на основе комплексного изучения социальной информации.

С этой целью служба социального развития осуществляет:

• всестороннее социологическое исследование проблемы;

• варьирования возможного решения проблемы;

• апробирование выбранного варианта на локальном объекте и уточнения путей его реализации;

• разработку методических и директивных документов для обеспечения реализации проекта;

• периодический контроль и коррекцию реализации проекта;

• опытно-прогностическую работу с предсказания новых социальных проблем и профилактики их последствий.

Практика деятельности служб социального развития свидетельствует о перекос в соотношении исследовательских и внедряемых видов работ в ходе выполнения данной функции Так, на анализ, изучение и разработку расходуется около 45% времени, а на внедрение - лишь 11%.

3 Функция учета социального фактора в технико-экономической политике предприятия Ее суть заключается в оценке социальных последствий от внедрения запланированных мероприятий и нововведений Речь идет о необходимость предсказания изменений в условиях и содержании труда, в отношении к работе, в структуре интересов людей при переходе на выпуск новой продукции, изменения технологий, реконструкции производства, изменения форм в гласности на средства производства и т.д.

Реализация этой функции осуществляется путем согласования с социологами разрабатываемых плановых, нормативных и директивных документов, участия социологов совместно с другими службами в решении проблем, лежат вне сферы их функциональной деятельности, а также постановки социальных требований перед службами, подразделениями предприятия по результатам проведенных исследований.

4 Функция социологического образования на предприятии реализуется через организацию обучения руководителей и специалистов основам промышленной социологии и психологии, массовую пропаганду социологических знаний в коллективах и регулярное информирование коллектива о ходе решения социальных проблем.

Анализ этих функций свидетельствует, что на практике социологам приходится не только проводить конкретно-социологические исследования социально-трудовых проблем, но и участвовать в подготовке управленческих решений, в контроле и мониторинга выполнения планов социального развития (ПСР) коллектив.

Однако в связи происходило пересечения функций социолога с представителями других служб На практике большинство программ ПСР готовили и реализовывали другие функциональные службы Социально-инженерные программы часто вмешивались в сферу компетенции других функциональных служб (экономической, технической, кадровой), где социологи были недостаточно подготовленными При таких условиях они уже не могли работать в управленческого режиме, предусматривающий подготовку и реализацию управленческих решений в четко определенной сфере на одном предприятии не осуществились в полном объеме ожидания особый статус штабной службы в системе управления Неопределенность управленческих функций заводского социолога не способствовала решению вопроса о подчиненности социологических служб Они и теперь функционируют в составе экономических ной, технической и кадровой служб, а иногда подчиняются директору Однако это оказалось серьезным шагом в становлении социологической службы как полноценного органа предприятия Такой подход, лег в основу организации работы многих служб предприятий.

Развитие служб социального развития от середины 80-х годов характеризуется становлением концепции, опирающейся на принципы социоинженерной деятельности Служба становилась обычным функциональным подразделением, выполняющего весь объем управленческих задач в четко указанной сфере ПСР является доминирующим объектом деятельности Новая концепция, в определенной мере базовой, исходит из признания Социологической службы на предприятии как самостоятельной управленческого звена, специфической функциональной службы в уже сложившейся системе управления, четко очерченной сфере деятельности За теоретическую основу в определении и ее предмета приняты положения социологии организаций Объектом деятельности считается производственная организация предприятия, рассматривается как сложная, многофункциональная, целевая социотехнических система, или специфический социальный институт, созданный обществом для выполнения четко определенных функций в рамках общественного разделения труда.

При этом различают три основных направления работы заводского социолога:

• совершенствование формальной организации или организационное проектирование и реконструкция;

• оптимизация системы взаимодействия формальной и неформальной организации, т.е. обеспечение подбора и расстановки кадров;

• совершенствование системы организации (самоорганизации) коллектива: формирование и изменение состава, развитие стимулирования и мотивация работников.

Кроме производственной функции, есть и другие, связанные с обеспечением требований внутренней целостности социального объекта (коллектива) и внешнего микросоциальной среды Тогда деятельность заводского социолога дополнится такими направлениями:

• обеспечение необходимого уровня стабильности коллектива;

• социальная адаптация работника;

• интеграция различных частей организации;

• снятие социального напряжения и конфликтов в коллективе;

• профилактика напряжение, возникающее в организации при столкновении с макросредой;

• поддержание необходимого уровня требований, предъявляемых к работнику общество.

Таким образом, выбор социальной организации как предмета деятельности дает возможность четко определить место службы в системе управления, компетенцию ее деятельности, перечень возложенных на нее функций, н не дублируют деятельность других служб (что является важным условием создания новой, более полноценной функциональной службы) Представление о характере социологической работы на предприятии как социоинженерной практик и возникает из оценки ее как разновидности управленческой, инженерной работы.

Социологические службы имеют еще одно направление деятельности, называется социальной технологии Авторы новой концепции выделяют два ее типа: технологию подготовки управленческих решений (социальная технология диагностики) и технологию реализации, связанную с выполнением управленческих решений Широкое применение социальной технологии фактически превращает социолога с работника, который готовит рекомендации ее и выполняет ситуативные заказа другой службы, у работника функциональной службы, который самостоятельно готовит и выполняет управленческие решения в пределах своей компетенции Технологизация подготовки управленческих решений повышает качество научной работы и одновременно обеспечивает проблему внедрения, она превращает социолога у исполнителя собственноручно подготовленных решений Тем самым решается проблема психологического барьера, возникает в случае работы на другую службу в режиме \" заказчик - исследователь".

последнее время в деятельности социологических служб получили распространение так называемые службы персонала, которые являются синтезом социологической и кадровой служб предприятия Потребность в таких службах связана с переходом на новую систему управления, на самофинансирование и самоокупаемость Уменьшается значение командных воздействий центра, возрастает ответственность организаций и каждого работника за свой участок работы, их влияние на конечный результат работы Особенно велика роль руководителей трудовых коллективов, причем всех уровней Обществу не безразлично, сколько времени работник потратил на освоение возложенных на него функций, насколько значительны конечные результаты, каких экономических и социальных расходов потерпел коллектив из-за отсутствия или неправильного управленческое решение Реформа стимулирует применение в работе с кадра мы совершенных научных достижений, которые максимально гарантировали бы наибольшую отдачу от каждого Выполнение подобной задачи теоретически связано со специализированными кадровыми службами, по которым юридически закреплена такая функция.

На наш взгляд, прав В. В. Щербина, когда утверждает, что дальнейшее развитие служб персонала связан с синтезом кадровой и социологической службы. Последняя уже сейчас обладает определенным арсеналом диагностических средств, способных обеспечить достаточно высокую обоснованность и надежность отбора размещения; продвижение и рационального использования кадров, а также регулировать все социальные изменения в трудовом коллективе В отличие от кадровых социологические службы состоят из специалистов, большинство которых имеет высшее образование Причем образовательный уровень их сотрудниками ков, как правило, превышает уровень образования работников таких ведущих подразделений, как отделы главного инженера и главного экономиста Во многих службах социального развития, особенно расположенных в крупных университетских центрах, более половины специалистов имеют профильное - психологическую, а в последнее время и социологическую - образование Значительная часть социологов из непрофильной образованием прошла переподготвку на специальных курсаурсах.

Практика показывает, что уже сегодня к числу распространенных программ социологической деятельности входит работа и оценки качеств руководящих и инженерно-технических кадров, анализа стилей руководства, социально-псиихологической и профессиональной адаптации работников, стабилизации кадров, формирование благоприятного психологического климата В некоторых отраслях ведутся работы по подбору резерва на руководящую должность, обеспечение рационального должностного передвижения и планирования профессиональной карьеры (уже на стадии приема на работу), формирования и изменения состава трудовых коллективов Качество управленческих решений в области кадровой поле политики, подготовленных социологом, значительно выше качества решений, принимаемых на основе интуиции и здравого смысла, к которым обычно удается руководитель-практик Но одновременно и социологические службы еще не стали вполне претендовать на роль отдела управления персоналом.

Задачи и функции социальной службы на предприятии.

Задачи:

Изучение основных социальных потребностей и проблем работников предприятия.

Прогнозирование развития социальных процессов в подразделениях предприятия.

Организация работы по реализации гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников предприятия.

Организация работы по выполнению социальных программ.

Функции:
1. Организация и ведение на предприятии социологической работы, направленной на:

-формирование стабильных трудовых коллективов;

-развитие организационной культуры;

- использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников;

- повышение социальной и творческой активности работников, их удовлетворенности трудом;

-развитие и использование трудового потенциала каждого работника;

2. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия.

3. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры профессионально-квалификационного состава.

4. Подготовка предложений по:

-оптимизации численности работников;

-повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня работников;

-укреплению дисциплины и организованности;

- созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
-адаптаци и вновь принятых работников;

5. Организация изучения условий и содержания труда и их влияния на удовлетворенность трудом.

6. Разработка мероприятий по:

-улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы;

-обеспечению охраны труда и безопасности работников;

- социально-психологическому обеспечению внедрения новых видов сложного оборудования;

-сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда;
-повышению привлекательности, престижности и культуры труда;

7. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

8. Участие в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.

9. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, коллективной и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.

10. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.

11. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

12. Разработка и реализация мер по:

-сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих;

-росту жизненного уровня работников и членов их семей;

-удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах;

-социальной защищенности отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин);

13. Организация консультирования работников по правовым и финансовым вопросам, проблемам женского труда, разработки предложений по предоставлению различных социальных льгот работникам предприятия:

-компенсаций расходов на жилье;

-образования детей;

-предоставления транспорта для поездок на работу;

-медицинского обслуживания;

14. Внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социологических служб, укрепление их информационной базы.

15. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.

16. Оказание методической помощи подразделениям в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов, координация их деятельности.

Как видим, создание служб персонала принципиально нового типа на базе синтеза современных кадровых и социологических служб является одним из перспективных направлений развития заводской социологии Новые тенденции в связи с расширением хозрасчетных, коммерческих и рыночных отношений, в частности социологических центров, работающих в режиме внешнего консультирования Они заняты обеспечением внедрения нововведений в организации, разработкой ее стратегии, организационным проектированием В связи с обострением социальной напряженности в стране некоторые социологические службы специализируются на решении трудовых и социальных конфликтов Заказчиками выступают советы трудовых коллективов, профсоюзные организации, забастовочные комитетов.

Общим итогом может быть вывод о том, что дальнейшее развитие социологических служб открывает большие перспективы для внедрения социологии н управленческую практику

В завершение рассмотрения темы обратим внимание на то, что социологические исследования в трудовых коллективах служат важным источником достоверной и представительной информации, которая адекватно отражает трудовую в ситуацию и тем самым помогает принимать эффективные управленческие решения и контролировать процесс их реализации.

В социологии труда применяются исследования теоретического и эмпирического уровней (с преобладанием последнего) для управления трудовыми процессами на производстве При этом реализуются как эвристическая, так и прогностическая, прикладная функции.

Основой для проведения исследований в трудовых коллективах есть общая методика социологических исследований. Однако существует специфика трудовых исследований двоякого рода: а), что проявляется в содержании основных исследований б), что выражается в особых требованиях к использованию методов конкретно-социологических исследований.

Организует социологические исследования на предприятии, как правило, служба социального развития ее деятельность сосредоточена в выполнении таких основных функций: планово-прогностической; информационно-исследовательской и социально-инженерной, учет факторов в технико-экономической деятельности; социологического образования Степень реализации каждой функции, их скоординированность и взаимодействие исполнителей определяют ступень эффективности работы служб социального развития.

Деятельность служб социального развития на предприятиях подвергается ограничениям через низкий статус в структуре предприятия; непонимание их роли руководством; недоукомплектованность профессиональными кадрами; неравномерность в соотношении исследовательских и внедренческих работе.

Перспективы развития социологических служб на предприятиях связанные с созданием синтеза социологической и кадровой служб, что позволит работе с персоналом научно обоснованный характер, а социологические ним исследованиям - конкретное место в структуре функций предприятий.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какие преимущества социологических исследований среди других источников социальной информации на предприятиях?

2 Чем характерные особенности социологических исследований в производственной сфере?

3 Какие уровне различают в социологических исследованиях на производстве?

4 В чем заключается сущность основных функций социологических исследований в сфере трудовой деятельности?

5 Какое место и роль социологической службы на предприятии?

6 В чем заключаются основные функции службы социального развития на предприятии?

7 Какие ограничения мешают эффективной деятельности служб социального развития?

9 Как привлекается служба социального развития предприятия до кадровой работы?

10 Какие место и роль на современном предприятии занимает служба работы с персоналом?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бритвин В. Г. Социологическая служба предприятия и проблемы повышения эффективности социологических исследований // Социол. исслед. 1984. N 4.

2. Величко А. Н., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии. 2-е. изд. М.: Московский рабочий, 1976.

3. Вооглайд Ю. Место консультанта в совершенствовании организации // Теория и практика управленческого консультирования. Таллин: Талл. политех, ин-т, 1978.

4. Гайкова А. А. Пути развития служб социального развития / Социальные и социально-психологические процессы в производственном коллективе / Отв. ред. В. В. Сартаков. Красноярск, ССА, Сиб. отд., 1989.

5. Герчиков В. И. Методы работы заводского социолога // Известия Сибирского отделения АН СССР. Сер.

Экономика и прикладная социология. Вып. 2. 1984. N 7.

6. Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиций практик// Отв. ред. З. В. Куприянова. Новосибирск: Наука, 1984.

7. Герчиков В. И., Рывкина Р. В. Социологический треугольник // Экономика и организация промышленного производства. 1983. N 3.

8. Громов И. А., Максимов Б. И., Ющенко АН. Социологическая лаборатория предприятия. Л.: Лениздат, 1972.

9. Дуберман Ю. Е. Социология - практике управления. Казань: Таткнигоиздат, 1979.

10. Дудченко В. С. Инновационные игры. Таллин, 1989.

11. Дудченко В. С. Инновационные технологии. М., 1996.

12. Дудченко В. С. Абсолютный консультант. М., 2004.

13. Железко С. Н., Щербина В. В. Лицом к производству // Социол. исслед. 1985. N 2.

14. Зайцев А. К. Социологическая служба производственного объединения. Опыт КАМАЗа. М.: Экономика, 1982.

15. Игровое моделирование: методология и практика / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987.

16. Концепция деятельности социологических служб промышленных предприятий / Отв. ред. В. С. Боровик, В. В. Чичилимов. М: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

17. Косов Б. Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителя разной эффективности // Вопросы психологии. 1983. N 3.

18. Кравченко А. М. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

19. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. М.: Экономика, 1989.

20. Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей в управленческих системах.

Кишинев: Штиинца, 1983.

21. Лейманн Я. Роль консультанта при интегрировании совершенствования управления с обучением руководителя //Теория и практика управленческого консультирования. Таллин: Политехн. ин-т, 1978.

22. Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы: Учебное пособие. М.: МГУ, 1994.

23. Меньшиков Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления. М.: Экономика, 1974.

24. Методологические проблемы интегрированного консалтинга / Под ред. ВС. Дудченко. М., 2005.

25. Неймер Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного производственного коллектива // Социол.

исслед. 1975. N 2.

26. Неймер Ю. Л. Управление социальным развитием отрасли. М.: Экономика, 1986.

27. Никредин Г. Д. Разработка и внедрение социальных технологий в производственном коллективе. Канд.

дисс. М.: АОН ЦК КПСС, 1990.

28. Оксинойд К. Э. Пути совершенствования кадровой и социологических служб // Социол. исслед. 1983. N3.

29. Оргдиагностика плодоовощного комплекса Московского региона // Управленческое консультирование нововведений. (Индивид в организации) / Отв. ред. А. И. Пригожий. М.: ВНИИСИ, 1990. Вып. 4.

30. Попова И. М. От социального знания к социальной инженерии // Социол. исслед. 1988. N 1.

31. Пригожин А. И. Методы развития организации. М., 2003.

32. Проблемы интенсификации и диагностики нововведений. М.: ВНИИСИ, 1984.

33. Прохоров Ю. А. Социологические проблемы инновационной диагностики. Канд. дис. М., 1990.

34. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1986.

35. Раппопорт В. Ш. Диагностика управления. Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.

36. Розанов Э. Социальные технологии как метод управления коллективом промышленного предприятия.

Канд. дис. М., 1991.

37. Скрипов В. А. О совершенствовании социального управления трудовым коллективом // Социол. исслед.

1983. N 3.

38. Скрипов В. А. Социологическая служба в организационной структуре предприятия // Социол. исслед. 1982.

N 2.

стр. 123

39. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие / Авт. колл.: Асеев В. Г. и др. М.: Наука, 1989.

40. Собко В. Н. О месте социолога на предприятии // Социол. исслед. 1982. N 4.

41. Соколов А. Н. На пути к эффективности // Социол. исслед. 1983. N 2.

42. Социальная инженерия. Курс лекций / Под ред. Ю. М. Резника, В. В. Щербины. М.: МГСУ, 1994. Ч. 1.

43. Социальная инженерия. Сборник трудов семинара / Под ред. Ю. М. Резника, В. В. Щербины. М.: Союз, 1996.

44. Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. Учеб. пособие / Отв. ред. В. Н. Якимов. М.: Экономика, 1989.

45. Социальное управление в трудовых коллективах. Опыт, проблемы и перспективы / Под ред. В. Н. Иванова. М., 1985.    

46. Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование / Под ред. Г. В. Осипова, Я. Щепаньского. М. - Варшава, 1969.

47. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия / Под ред. Г. Д. Никредина и др. Минск-Волгоград, 1993. Т. 1, 2.

48. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В. Н. Иванова и др. М. - Белгород, 1995.

49. Социология и производство / Ред. кол. Л. М. Адлер и др. Казань: Татарское кн. изд-во, 1976.

50. Сысоева Л. Л. " Социальная инженерия" и специфика промышленной социологии // Социол. исслед. 1984. N 1.

51. Тарасов В. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.

52. Теория и практика управленческого консультирования. Таллин: ТПИ, 1978.

53. Титаренко И. Ф., Герчиков В. И. Социологи на службе предприятия // Экономика и организация промышленного производства. 1980. N 7.

54. Тихонов А. В. Социология управления. М., 2007.

55. Тягушев А. Ф., Федотова А. П. Опыт социологических исследований и их роль в управлении объединения " Светлана". Л., 1981.

56. Тягушев А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. Л.: Лениздат, 1985.

57. Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005.

58. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В. В. Щербины. М., 2004.

59. Щербина В. В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социол. исслед. 1990. N8.

60. Щербина В. В., Садовникова Л. Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами (Подбор, расстановка, рациональное использование). Кишинев: Штиинца, 1989.

61. Щербина В. В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функции, структура) // Вестник Московского университета. Социология и политология. Сер. 18. 1995. N 4.

62. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во МГУ, 1991.

63. Черкасов Т. Н. Теория и практика научной организации труда в промышленности. Л.: Лениздат, 1973.

64. Чичилимов В. В. Заводской социолог в системе управления коллективом // Социол. исслед. 1982. N 4.

65. Чугунова Э. С. Комплексная оценка творческой активности инженера // Социол. исслед. 1984. N 3.

66. Юксвярав В. К., Хабакук И. Я., Лейманн Я. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал