Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В лекции.






Начну с примера подбора и конструирования иллюстративного материала в лекции, апробированного в аудитории студентов факультете иностранных языков (поточная лекция, 120 человек) и физического факультета (поточная лекция, 60 человек). Тема занятия – введение в предмет «Основы социологии», понятие социологическое мировосприятие. Время проведения лекции – первые числа сентября, передо мной – первый курс, который накануне прошел посвящение в студенты, и именно этот факт подтолкнул меня к выбору в качестве провоцирующего тезиса.

Начав лекцию с поздравления присутствующих, я задала им вопрос, что же произошло, что это было, иначе говоря, как на языке социологии назвать то, что они пережили в последние несколько месяцев. Логика постановки вопроса связана с центральной линией, определяющей задачу моего курса – сформировать основы социологического мышления, социологического мировосприятия. И здесь применение социологического языка (языка социологических понятий и концепций) к переживаемым в повседневной жизни событиям – одновременно и метод обучения, и критерий его результатов. Ответа на вопрос не последовало[1] (что естественно), но сработала установка на то, что если преподаватель задает вопрос, значит у студентов (недавних учеников) должен быть ответ (факт базовой конвенции преподавания, о чем шла речь выше): внимание аудитории сконцентрировалось на моих словах. Я предложила свой вариант ответа: пережитые ими за последние два-три месяца события, центральным моментом которых были вступительные экзамены, а апофеозом – посвящение в студенты, – это современный вариант инициации, то есть ритуала перехода человека традиционного общества в статус полноценного и полноправного члена общества. Определив понятие ритуала[2], я предложила проверить верность моего предположения, сравнив ритуал мужской инициации у африканских племен[3], сравнив испытания, которым подвергаются ганза (инициируемые юноши), и современные абитуриенты. Такая постановка вопроса оказывает неожиданной и нестандартной для большинства аудитории, как по содержанию, так и по форме. Мы переходим (не замечаем) барьер современного и традиционного общества, которые чаще всего выстраиваются в иерархию развитых и отстающих. Кроме того, предложение вместе проверить предлагаемое преподавателем утверждение противоречит догматическому образу преподавателя как вещателя истины.

Следуя этим курсом, мы обнаружили много близких моментов. Например, ганза селят в специальном лагере вдали от родной деревни, и многим иногородним абитуриентам в период экзаменов приходится находиться вне дома, вне привычной обстановки, где «и стены помогают». Ганза испытывают свою физическую силу, выносливость и силу духа, проходя сквозь кровавые бичевания, обрезание, жару и голод; абитуриенты испытывают силу духа в интеллектуальных сражениях. Особое оживление аудитории вызвало сравнение устных экзаменов и центрального момента инициации ганза - ритуального танца перед вождями, где господствуют жесткие правила и ограничения (нельзя пользоваться шпаргалками, нельзя выдать своего страдания: боли или незнания). Инициируемые общаются с духами: на посвящении в студенты присутствовал лично Василий Назарович Каразин; выслушивают напутственные речи старейшин: мера, митрополита, ректора; «смывают старые грехи» на отработках; получают новое имя – студенты; обретают новую коллективную идентичность и интегрируются в сообщество – университет. Среди отличий современного и традиционного ритуалов мы отметили несравнимо возросшую степень свободы молодого члена общества. Он может выбирать вариант инициации (поступление в ВУЗ или на работу, замужество/женитьба, рождение ребенка, уход из дому по другим причинам и т.д.) и время ее прохождения, наконец, мы можем повторять инициацию несколько раз, в то время как для ганза неудачная инициация фатальна.

Такая иллюстрация позволила мне продемонстрировать социологическую терминологию в интерпретации повседневных событий, и таким образом заложить основу отношения к последующему учебному материалу; продемонстрировать в действии социологическое мировосприятие как стремление видеть поведение человека сквозь призму более широких социальных структур действия; подойти к пониманию столь сложного, особенно - для начинающих, понятия общества, социальной жизни, где отдельные действия людей связаны отношениями взаимной обусловленности и взаимозависимости. Наконец, такая иллюстрация позволила мне «нарисовать» в воображении аудитории картину, создать чувственный образ, который остался в памяти, к которому можно обращаться. Этот образ присутствует между преподавателем и аудиторией и опосредует их общение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал