Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в итоговом зачетном задании.






Итоговое задание по курсу – творческое эссе – главной своей целью имеет проверку качества усвоения студентами категориального аппарата социологии, предполагает применение социологических понятий и концепций к анализу реальных или вымышленных социальных ситуаций и может быть выполнено в различных вариантах. Это своего рода обратная связь с аудиторией, и опирается она также на задания по интерпретации. Например, задача ставится следующим образом: используя социологические понятия, проинтерпретировать событие из собственной жизни. Анализируя в последствии тексты полученных работ, я обнаружила, что, несмотря на первоначальное сопротивление, для студентов использовать социологическую терминологию в анализе событий жизни достаточно несложно и увлекательно. Такие понятия, как личность, социализация, конфликт, интересы, группы легко находят свое место в этом саморассказе. Но такая работа имеет и личностный смысл, поскольку дает молодому человеку язык для разговора о своих проблемах (повторюсь, я работаю с первокурсниками): о трудностях адаптации в чужом городе, о проблемах в общении с соседями по общежитию, о субъективно переживаемой несправедливости, дискриминациях, о том, что такое настоящий друг, дом, семья. Такое задание, на мой взгляд, подводит к мысли о том, что ты не одинок в своих переживаниях, в своих проблемах, что их можно и нужно не только переживать, но и осмысливать.

Другой вариант итогового задания – это эссе о проблеме социальной жизни. Тема выбирается самостоятельно, и способность проблемного подхода к реальности в данном случае поощряется. Эссе часто возникает на месте реферата (в качестве зачетной работы), если аудитория оказывается готовой к самостоятельному мышлению. Оно меньше реферата по объему, не имеет жестких требований к литературе (ее подбору и количеству источников), но обязательно предполагает высказывание «своими словами», а не переписанными из источника. Процитирую несколько интересных тем эссе, в которых удалось реализовать поставленные задачи: «Женщина за рулем», «Браки между нашими (курсив мой – С.Ю.) женщинами и иностранцами», «Гомосексуальность как способ проявления индивидуальности», «Неформальные объединения молодежи: ролевые игры», «Революция и прогресс общества», «Проституция: жажда денег или жажда удовольствий», «Деньги: польза и вред», «Родственные отношения в моей жизни», «Разные виды любви – какое же выбрать?», «Ценности материальные и духовные», «Любовь», «Проблемы юмора в образовании», «Нелюбовь к обществу», «Социология и мир музыки: природа музыкальных предпочтений человека», «Жизнь как ценность: люди риска».

Различные варианты темы для творческих итоговых эссе по курсу «Основы социолоии» представлены ниже. Все они предполагают и репродуктивный, и творческий уровень использования социологических понятий и отличаются по степени сложности, что можно при необходимости (экзамен, дифференцированный зачет) развернуть в шкалу оценок.

Вариант 1. «Интерпретация»

Проинтерпретировать, используя категории социологической науки, сюжет фильма или литературного произведения.

Вариант 2. «Автобиография»

Используя социологические понятия и концепции, написать автобиографию.

Вариант 3. «Социальный портрет»

Описать реального человека или персонаж художественной культуры как личность с точки зрения его социальных характеристик.

Вариант 4. «Case-study»

Рассмотреть реальную социальную проблему и предложить возможности ее исследования социологическими методами.

Вариант 5. «Утопия»

Описать проект идеального общества.

 

Как показывает моя преподавательская практика, а также по результатам обсуждения представленных здесь идей и методических приемов на Зимней школе CEP «Инновационные методы преподавания социологии» (Харьков, 30 января – 2 февраля 2003 года), методы активизации повседневного знания в процессе преподавания социологии обладают рядом позитивных сторон. Среди них: создание не принудительной (и непринужденной) обстановки на занятиях социологией; возможность услышать от студентов не то, что, как им представляется, хочет услышать преподаватель, а собственно то, что они знают; возможность актуализировать базовые знания и социальный опыт студентов; возможность интегрировать социологическое знание в рефлексию по поводу реальной повседневной жизни; возможность посредством социологического образования популяризировать такие общественно-идеологические приоритеты социологии, как ценность общества как целостности, социальная солидарность, взаимосвязь и взаимозависимость индивидов в обществе. С другой стороны, эти методические приемы требуют творческой направленности его действительности, ориентации на общение с аудиторией, постоянный обмен информацией, представлениями, энергией, то есть постоянной и напряженной работы преподавателя. Наконец, такие формы работы со студенческой аудиторией не только позволяют преподавателю раскрыть индивидуальный творческий потенциал, но предполагаю в качестве своего основания личностный подход к выбору приемов и форм работы.

 

Литература:

1. Robert B. Bar, John Tagg. From Teaching to Learning – A New Paradigm for Undergraduate Education // Change. – 1995? November/December. – P. 13-25.

2. Ионин Л. Новая магическая эпоха // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. Статей / Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002. - с. 221.

3. Сорока Ю. Магическое и медиа // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. Статей / Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002. - с. 201.

4. Камилла Палья. Маски сексуальности

5. Бауман З. Философские связи и влечения постмодернистской, социологии // Вопросы социологии. - 1992, том 1. № 2, с.5.

6. Бурдье П. Система образования и система мышления. Доступно на https://www.bourdieu.narod.ru

7. Оля Б. Боги тропической Африки. - М.- 1978.

8. Сорока Ю.Г. Соціологія культури: методичний посібник //Соціологія культури у новому тисячолітті: навчально методичний посібник для викладачів та студентів. - Х.- 2002, 160с., с. 51- 160.

9. Нетрадиционные методы преподавания социологии / А.Н. Горбач, И.Д. Ковалева, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока: Учебное пособие; под ред. И.Д. Ковалевой – Харьков, 2001. – 328с.

10. Чехов А.П. На даче. //Чехов А.П. Рассказы и повести. – М.- 1984.- с. 124.

11. Сорока Ю. Кинодискурс повседневности постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. Статей / Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002. - с. 47.

12. Українські прислів’я, приказки, загадки: Зб. – Донецьк: Стакер, 2002.- 287с.

 


[1] В случае, если студенты предлагают свой вариант ответа, дальнейший «сценарий» лекции необходимо скорректировать в соответствии с этими вариантами, использовать их в кчестве «строительного материала» для своей линии рассуждений. Это сделает лекцию интерактивной, внесет моменты дискуссионности, а значит повысит качество усвоения учебного материала.

[2] Повторяющаяся, упорядоченная последовательность действий символического характера, поддерживающая устойчивость социальной жизни.

[3] Для примера была взята схема ритуала мужской инициации африканских племен региона Убанге [7]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал