Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вильгельм Телль.






 

В середине 1820-х годов Россини стал первым композитором Европы. Он жил в Париже, получал от парижских театров заказы на новые оперы. Но на протяжении четырех лет (1825—1828) не предлагал им новых сочинений: вначале переделал для фран­цузской сцены свои самые оригинальные оперы — «Магомета II» (превратив его в «Осаду Коринфа») и «Моисея»; для следующей оперы, «Граф Ори», почти целиком заимствовал музыку из провалившегося не ­ задолго до того «Путешествия в Реймс». Еще до «Гра­фа Ори» главный театр Франции Grand Opera зака­зал Россини «Вильгельма Телля». Примечательно, что в том же году была возобновлена первая опера на этот сюжет, написанная французским композитором Гретри в бурную эпоху Великой Французской рево­люции (1791), а также поставлена одноименная дра­ма французского автора, ныне забытого (Пиксерекура); тогда же появляются новые переводы на фран­цузский язык драмы Шиллера «Вильгельм Телль». Этот сюжет оказался созвучным настроениям конца 1820-х годов.

В «Вильгельме Телле», одной из своих послед­них пьес (1804), великий немецкий писатель Фрид­рих Шиллер (1759-1805) использовал легенду о мет­ком стрелке, бытующую у многих народов. В Швей­царии она оказалась связанной с борьбой трех канто­нов (провинций) за освобождение от австрийского ига, закончившейся образованием на рубеже XIV-XV веков Швейцарской конфедерации. Возглавивший борьбу Телль считался лицом историческим. Над либретто работали два французских автора разных поколений: маститый член Академии, журналист Этьен де Жуй (1764-1846); с ним Россини уже сотруд­ничал во французской редакции «Моисея») и поэт Ипполит Би (1789-1855). Композитор принимал ак­тивное участие в их работе. В первом варианте в либ­ретто было шесть тысяч стихов, и Россини потребовал больших сокращений. В соответствии с его ука­заниями в процессе сочинения была переделана цен­тральная сцена — заговора в Рютли, для чего были привлечены еще два литератора (и одновременно по­литических деятеля). Однако любовно-лирическая линия, в отличие от Шиллера, утратила всякую ло­гику. В австрийскую герцогиню Матильду из импера­торского рода Габсбургов, которая должна наследо­вать власть над Швейцарией, влюблен швейцарский крестьянин Арнольд. Она отвечает ему взаимностью, переходит на сторону восставших и под занавес они счастливо соединяются. В драме Шиллера эта исто­рия более естественна. Героиня — всего лишь богатая австрийская наследница, в нее влюблен племянник владетельного австрийского барона, истинного швей­царского патриота. Герой спасает возлюбленную от Гесслера, принуждающего ее к браку, и оба присое­диняются к восставшим швейцарцам. А крестьянин Арнольд — второстепенный персонаж, не имеющий к любовной линии никакого отношения.

Россини работал над «Вильгельмом Теллем» непривычно долго и создал, по его мнению, «нечто такое, что рождается не каждый день». Композитор уехал от шума столицы в загородный дом и, приступив к сочинению оперы в августе 1828 года, закончил его через пять месяцев; еще столько же времени заняла оркестровка; работа пре­рывалась написанием «Графа Ори». Репетиции нача­лись в ноябре, но премьера «Вильгельма Телля» не­сколько раз откладывалась и состоялась в парижском театре Grand Opera через год после начала сочине­ния, 3 августа 1829 года.

Невероятные ожидания показа­лись неоправданными, публика приняла «Вильгель­ма Телля» холодно, и композитор не вышел на сцену по окончании спектакля. Но на следующий день Росси­ни преподнес королю экземпляр оперы и был награ ­ жден высшим французским орденом Почетного легиона, а издатель купил партитуру за огромные день­ги. Газеты отозвались о «Вильгельме Телле» с восхи­щением: «В этой опере столько музыки, что ее хватит на десять опер, и все они будут прекрасны, все богаты мелодиями». «Прослушав нового “Моисея”, этот див­ный шедевр, я решил, что Россини достиг вершины, о какой только можно мечтать. Все считали так же. Но теперь «Вильгельм Телль» открывает нам нового Рос­сини и доказывает, что совершенно напрасно пытать­ся измерить возможности пения». Оперу восторженно оценили Берлиоз, Вагнер, Беллини. Последний пи­сал: «Я слушаю “Телля” тридцатый раз и все более убеждаюсь, что все мы, нынешние композиторы (все без исключения), не что иное, как пигмеи рядом с великаном — мастером из мастеров».

Опера приобрела политическое звучание на­кануне революции 1830 года. Вот как вспоминал со­временник об одной из репетиций, состоявшейся за день до начала восстания в Париже: «Когда Виль­гельм воскликнул «Свобода или смерть!», дрожь про­бежала по театру и все люди, находившиеся в глуби­не сцены или заполнявшие кулисы артисты, оркест­ранты, рабочие, миманс, охрана, словно воспламе­ненные упавшей искрой, сбежались и повторили клич Вильгельма. Никогда мизансцена, поставлен­ная опытным режиссером, не была исполнена с таким воодушевлением и так согласованно... многие из этих людей, спрятав под одеждой импровизированное оружие, покинули театр, чтобы присоединиться к толпе, волновавшейся на бульварах». Наутро грянули «Три славных дня» — июльская революция 1830 года. При постановке в других странах цензура требовала изменений в либретто, и опера в Лондоне, Берлине, Риме, Варшаве, Петербурге шла под другим назва­нием. Например, в России в заголовок вместо имени вождя восставших швейцарских крестьян было вынесено имя известного герцога Бургундского – Карла Смелого (сохранено в издании клавира на русском языке, Москва, 1891).

 

Сюжет.

Опера в четырех актах.

Действующие лица:

Швейцарцы:

- Вильгельм Телль (бас)

-Гедвига, его жена (сопрано)

-Джемми, их сын (сопрано)

-Мельхталь, старейшина селения (бас)

-Арнольд, его сын (тенор)

-Лейтгольд (бас)

-Вальтер (бас)

- Рыбак (тенор)

Австрийцы:

-Геслер, наместник императора (бас)

-Рудольф, его помощник (тенор)

-Матильда, герцогиня Габсбургская, наследница Геслера (сопрано)

- Швейцарские крестьяне, австрийские солдаты, стрелки, охотники.

 

1 акт. Действие происходит в Швейцарии. Время: начало XIV века.
По старинному обычаю швейцарцы готовятся к встрече праздника весны, во время которого освящается вступление в брачный союз. Среди ликующего народа выделяется фигура знаменитого стрелка Телля. Он охвачен думами о родине, вот уже целых сто лет порабощенной иноземными завоевателями. Старый почитаемый всеми Мельхталь благословляет собравшихся молодых людей. Только его сын, Арнольд, остается в стороне. Страстная любовь к австрийской принцессе Матильде заставила его служить врагам отчизны. Арнольда терзают муки совести. Звуки рогов возвещают приближение Геслера с отрядом. Арнольд устремляется к ним навстречу, надеясь увидеть Матильду. Телль удерживает его, призывая к борьбе за освобождение родины. В разгар праздника внезапно появляется пастух Лейтхольд. Его преследуют солдаты Геслера, одного из которых он убил, защищая честь своей дочери. Для спасения необходимо переправиться на другой берег. Но рыбак отказывается помочь беглецу, так как путь лежит через опасные стремнины и водопады. Только Телль решается пуститься в плавание, и когда на берегу появляется погоня, лодка уже далеко. Видя, что добыча ускользнула, Рудольф приказывает своим солдатам согнать народ и под угрозой смерти требует назвать имя кормчего. От лица всех Мельхталь отвергает путь предательства. Рудольф велит солдатам схватить старика и отдает им на разграбление селение. Жестокая расправа пробуждает в народе справедливый гнев.

2 акт. Оставшись одна в лесу после охоты, Матильда ждет встречи с Арнольдом, который пробудил в ней чувство нежной любви. Появляется Арнольд. В глубоком волнении слышит он слова признания из уст возлюбленной. Матильда склоняет его покинуть родину, чтобы прославиться подвигами. На рассвете в часовне она обещает принести тайный обет верности. Разговор влюбленных прерывает появление Телля и Вальтера Фюрста. Оба швейцарца напоминают Арнольду о долге перед родиной. Вначале любовь к Матильде колеблет решимость Арнольда. Лишь когда он узнает о трагической гибели отца, убитого иноземцами, в нем вспыхивает жажда мщения.
Под покровом ночной темноты собираются швейцарцы, чтобы принести клятву верности свободе. Они готовы начать восстание, как только вспыхнет сигнальный огонь.

3 акт. В часовне встречаются Матильда и Арнольд. Но им не суждено быть вместе. Арнольд должен отомстить за смерть отца. Снаружи доносится шум. Это пробуждается военный лагерь Геслера; начинается день. На ярмарочной площади в Альтдорфе собираются народ и солдаты. В этот день исполняется столетие господства завоевателей, и Геслер приказал отметить его праздником. На шесте поднята шляпа наместника. Каждый, под страхом смертной казни, должен склоняться перед ней. Только один Телль отказывается выполнить издевательский приказ наместника; никакие угрозы не могут заставить его унизиться перед тираном. Теллю и его сыну Джемми грозит смертельная опасность. Чтобы увеличить страдания отца, Геслер велит Теллю прострелить яблоко, положенное на голову сына. Если он попадет — сын свободен, если нет — должны погибнуть оба. Уверенность и спокойствие маленького Джемми придают Теллю новое мужество. Метким выстрелом он пробивает яблоко. Народ славит героя. Но от крайнего напряжения физических и душевных сил Телль теряет сознание и падает. В это мгновение Геслер замечает у него спрятанную вторую стрелу. Телль не скрывает, что она предназначалась для Геслера, если бы первым выстрелом был убит Джемми. Разгневанный наместник велит заточить в темницу отца и сына до конца их дней. Матильда вступается за мальчика и отнимает его у солдат. Народ проклинает жестокость и несправедливость тирана.

4 акт. В хижине Мельхталя Арнольд вспоминает свое детство и убитого отца. Он решает любой ценой освободить томящегося в темнице Телля. Арнольд призывает подошедших швейцарцев с оружием в руках подняться на борьбу. На скалистом берегу озера появляется Джемми в сопровождении Матильды. Она возвращает сына безутешной Гедвиге, не чаявшей увидеть его в живых. Любовь к Арнольду привела Матильду на сторону угнетенных; она добровольно остается среди них как заложница для спасения жизни Телля. Матильда сообщает, что Геслер везет Телля по озеру в крепость-тюрьму, отрезанную от суши водой. Чтобы дать знак к началу восстания, Джемми поджигает крышу собственного дома. К берегу сбегаются вооруженные швейцарцы. На озере бушует буря. Лодку, в которой везут Телля, относит к скалам и ему, как опытному кормчему, передают рулевое весло. Когда лодка приближается к скале, пленник смелым прыжком достигает берега раньше, чем его стража. Геслер с солдатами пытается преследовать Телля, но поздно. Подоспевший Джемми передает отцу оружие, и Геслера настигает смертоносная стрела Телля. Восставшие повсюду теснят вражеских солдат. Арнольд приносит весть о падении крепости Альтдорф. Народ славит наступление долгожданного часа свободы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал