Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вильгельм Телль.Стр 1 из 5Следующая ⇒
В середине 1820-х годов Россини стал первым композитором Европы. Он жил в Париже, получал от парижских театров заказы на новые оперы. Но на протяжении четырех лет (1825—1828) не предлагал им новых сочинений: вначале переделал для французской сцены свои самые оригинальные оперы — «Магомета II» (превратив его в «Осаду Коринфа») и «Моисея»; для следующей оперы, «Граф Ори», почти целиком заимствовал музыку из провалившегося не задолго до того «Путешествия в Реймс». Еще до «Графа Ори» главный театр Франции Grand Opera заказал Россини «Вильгельма Телля». Примечательно, что в том же году была возобновлена первая опера на этот сюжет, написанная французским композитором Гретри в бурную эпоху Великой Французской революции (1791), а также поставлена одноименная драма французского автора, ныне забытого (Пиксерекура); тогда же появляются новые переводы на французский язык драмы Шиллера «Вильгельм Телль». Этот сюжет оказался созвучным настроениям конца 1820-х годов. В «Вильгельме Телле», одной из своих последних пьес (1804), великий немецкий писатель Фридрих Шиллер (1759-1805) использовал легенду о метком стрелке, бытующую у многих народов. В Швейцарии она оказалась связанной с борьбой трех кантонов (провинций) за освобождение от австрийского ига, закончившейся образованием на рубеже XIV-XV веков Швейцарской конфедерации. Возглавивший борьбу Телль считался лицом историческим. Над либретто работали два французских автора разных поколений: маститый член Академии, журналист Этьен де Жуй (1764-1846); с ним Россини уже сотрудничал во французской редакции «Моисея») и поэт Ипполит Би (1789-1855). Композитор принимал активное участие в их работе. В первом варианте в либретто было шесть тысяч стихов, и Россини потребовал больших сокращений. В соответствии с его указаниями в процессе сочинения была переделана центральная сцена — заговора в Рютли, для чего были привлечены еще два литератора (и одновременно политических деятеля). Однако любовно-лирическая линия, в отличие от Шиллера, утратила всякую логику. В австрийскую герцогиню Матильду из императорского рода Габсбургов, которая должна наследовать власть над Швейцарией, влюблен швейцарский крестьянин Арнольд. Она отвечает ему взаимностью, переходит на сторону восставших и под занавес они счастливо соединяются. В драме Шиллера эта история более естественна. Героиня — всего лишь богатая австрийская наследница, в нее влюблен племянник владетельного австрийского барона, истинного швейцарского патриота. Герой спасает возлюбленную от Гесслера, принуждающего ее к браку, и оба присоединяются к восставшим швейцарцам. А крестьянин Арнольд — второстепенный персонаж, не имеющий к любовной линии никакого отношения. Россини работал над «Вильгельмом Теллем» непривычно долго и создал, по его мнению, «нечто такое, что рождается не каждый день». Композитор уехал от шума столицы в загородный дом и, приступив к сочинению оперы в августе 1828 года, закончил его через пять месяцев; еще столько же времени заняла оркестровка; работа прерывалась написанием «Графа Ори». Репетиции начались в ноябре, но премьера «Вильгельма Телля» несколько раз откладывалась и состоялась в парижском театре Grand Opera через год после начала сочинения, 3 августа 1829 года. Невероятные ожидания показались неоправданными, публика приняла «Вильгельма Телля» холодно, и композитор не вышел на сцену по окончании спектакля. Но на следующий день Россини преподнес королю экземпляр оперы и был награ жден высшим французским орденом Почетного легиона, а издатель купил партитуру за огромные деньги. Газеты отозвались о «Вильгельме Телле» с восхищением: «В этой опере столько музыки, что ее хватит на десять опер, и все они будут прекрасны, все богаты мелодиями». «Прослушав нового “Моисея”, этот дивный шедевр, я решил, что Россини достиг вершины, о какой только можно мечтать. Все считали так же. Но теперь «Вильгельм Телль» открывает нам нового Россини и доказывает, что совершенно напрасно пытаться измерить возможности пения». Оперу восторженно оценили Берлиоз, Вагнер, Беллини. Последний писал: «Я слушаю “Телля” тридцатый раз и все более убеждаюсь, что все мы, нынешние композиторы (все без исключения), не что иное, как пигмеи рядом с великаном — мастером из мастеров». Опера приобрела политическое звучание накануне революции 1830 года. Вот как вспоминал современник об одной из репетиций, состоявшейся за день до начала восстания в Париже: «Когда Вильгельм воскликнул «Свобода или смерть!», дрожь пробежала по театру и все люди, находившиеся в глубине сцены или заполнявшие кулисы артисты, оркестранты, рабочие, миманс, охрана, словно воспламененные упавшей искрой, сбежались и повторили клич Вильгельма. Никогда мизансцена, поставленная опытным режиссером, не была исполнена с таким воодушевлением и так согласованно... многие из этих людей, спрятав под одеждой импровизированное оружие, покинули театр, чтобы присоединиться к толпе, волновавшейся на бульварах». Наутро грянули «Три славных дня» — июльская революция 1830 года. При постановке в других странах цензура требовала изменений в либретто, и опера в Лондоне, Берлине, Риме, Варшаве, Петербурге шла под другим названием. Например, в России в заголовок вместо имени вождя восставших швейцарских крестьян было вынесено имя известного герцога Бургундского – Карла Смелого (сохранено в издании клавира на русском языке, Москва, 1891).
Сюжет. Опера в четырех актах. Действующие лица: Швейцарцы: - Вильгельм Телль (бас) -Гедвига, его жена (сопрано) -Джемми, их сын (сопрано) -Мельхталь, старейшина селения (бас) -Арнольд, его сын (тенор) -Лейтгольд (бас) -Вальтер (бас) - Рыбак (тенор) Австрийцы: -Геслер, наместник императора (бас) -Рудольф, его помощник (тенор) -Матильда, герцогиня Габсбургская, наследница Геслера (сопрано) - Швейцарские крестьяне, австрийские солдаты, стрелки, охотники.
1 акт. Действие происходит в Швейцарии. Время: начало XIV века. 2 акт. Оставшись одна в лесу после охоты, Матильда ждет встречи с Арнольдом, который пробудил в ней чувство нежной любви. Появляется Арнольд. В глубоком волнении слышит он слова признания из уст возлюбленной. Матильда склоняет его покинуть родину, чтобы прославиться подвигами. На рассвете в часовне она обещает принести тайный обет верности. Разговор влюбленных прерывает появление Телля и Вальтера Фюрста. Оба швейцарца напоминают Арнольду о долге перед родиной. Вначале любовь к Матильде колеблет решимость Арнольда. Лишь когда он узнает о трагической гибели отца, убитого иноземцами, в нем вспыхивает жажда мщения. 3 акт. В часовне встречаются Матильда и Арнольд. Но им не суждено быть вместе. Арнольд должен отомстить за смерть отца. Снаружи доносится шум. Это пробуждается военный лагерь Геслера; начинается день. На ярмарочной площади в Альтдорфе собираются народ и солдаты. В этот день исполняется столетие господства завоевателей, и Геслер приказал отметить его праздником. На шесте поднята шляпа наместника. Каждый, под страхом смертной казни, должен склоняться перед ней. Только один Телль отказывается выполнить издевательский приказ наместника; никакие угрозы не могут заставить его унизиться перед тираном. Теллю и его сыну Джемми грозит смертельная опасность. Чтобы увеличить страдания отца, Геслер велит Теллю прострелить яблоко, положенное на голову сына. Если он попадет — сын свободен, если нет — должны погибнуть оба. Уверенность и спокойствие маленького Джемми придают Теллю новое мужество. Метким выстрелом он пробивает яблоко. Народ славит героя. Но от крайнего напряжения физических и душевных сил Телль теряет сознание и падает. В это мгновение Геслер замечает у него спрятанную вторую стрелу. Телль не скрывает, что она предназначалась для Геслера, если бы первым выстрелом был убит Джемми. Разгневанный наместник велит заточить в темницу отца и сына до конца их дней. Матильда вступается за мальчика и отнимает его у солдат. Народ проклинает жестокость и несправедливость тирана. 4 акт. В хижине Мельхталя Арнольд вспоминает свое детство и убитого отца. Он решает любой ценой освободить томящегося в темнице Телля. Арнольд призывает подошедших швейцарцев с оружием в руках подняться на борьбу. На скалистом берегу озера появляется Джемми в сопровождении Матильды. Она возвращает сына безутешной Гедвиге, не чаявшей увидеть его в живых. Любовь к Арнольду привела Матильду на сторону угнетенных; она добровольно остается среди них как заложница для спасения жизни Телля. Матильда сообщает, что Геслер везет Телля по озеру в крепость-тюрьму, отрезанную от суши водой. Чтобы дать знак к началу восстания, Джемми поджигает крышу собственного дома. К берегу сбегаются вооруженные швейцарцы. На озере бушует буря. Лодку, в которой везут Телля, относит к скалам и ему, как опытному кормчему, передают рулевое весло. Когда лодка приближается к скале, пленник смелым прыжком достигает берега раньше, чем его стража. Геслер с солдатами пытается преследовать Телля, но поздно. Подоспевший Джемми передает отцу оружие, и Геслера настигает смертоносная стрела Телля. Восставшие повсюду теснят вражеских солдат. Арнольд приносит весть о падении крепости Альтдорф. Народ славит наступление долгожданного часа свободы.
|