Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка.






«Вильгельм Телль» — последняя, 37-я опера Россини, вершина его творчества. Созданная специ­ально для театра Grand Opera, она своеобразно соче­тает итальянские и французские особенности. Важ­ную роль играет хор. Так было уже в «Моисее» и «Магомете II» самого же Россини, в особен­ности в недавно законченных, вторых (французских) редакциях, а также в парижских операх различных композиторов. Но лишь в «Вильгельме Телле» народ­ные сцены трактуются столь многообразно: в италь­янском стиле, когда монолитный хор окружает кори­фея, как в оратории, и во французском стиле, когда разные, даже противостоящие группы хора прини­мают непосредственное участие в действии. Кроме того, как это уже встречалось в предыдущих операх Россини, количество сольных номеров резко умень­шается, вплоть до того, что у главного героя не выде­лен ни один. У второго по значению героя, тенора, - всего одна ария, и к тому же появляется она в по­следнем акте. Важнейшее достижение Россини — ин­дивидуализация характеристик героев, в особенности высказываний самого Телля, начиная с его первого появления. При этом персонажи предстают в разви­тии: волевой вождь народа превращается в страдаю­щего отца, умоляющего тирана; потерявший надежду влюбленный — в героя, ведущего за собой восставших.

Увертюра к «Вильгельму Теллю» не похожа ни на одну из увертюр Россини ни по содержанию, ни по форме. Это настоящая симфоническая поэма, красоч­ная, свободно построенная, эпизоды которой непо­средственно подготавливают картины последующего действия. Первый раздел играет роль медленного вступления. Солируют 5 виолончелей с певучей, бла­городно сдержанной темой (в опере виолончель будет солировать в самый драматический момент - перед выстрелом в яблоко). Слышится глухое тремоло ли­тавр. Быстрый раздел - картина бури; эта тема взята из финала оперы. Тихие возгласы солирующей флей­ты подготавливают второй медленный раздел - пас­торальную картину мирной природы и быта в пере­кличках английского рожка и флейты; подобных сцен немало в опере. Последний раздел, вновь в быстром темпе, героический, маршевый, открывается воинст­венной темой труб и валторн в сопровождении ли­тавр, обобщая победный дух оперы, хотя именно та­кой темы в ней нет (композитор использовал музыку своего кавалерийского марша).

1 акт, почти целиком состоящий из хоровых номеров, развивается от безмятежного покоя к драма­тическому взрыву, причем развитие идет непрерыв­но. Интродукция начинается пасторальным вступле­нием и светлым хором «Небо ярко голубое». То же настроение — в песне Рыбака «Приди ко мне в мой быст­рый челн» в духе баркаролы, украшенной пассажами и высокими нотами. Сольный номер превращается в ансамбль, где возникает первая, подчеркнуто инди­видуальная характеристика Телля — суровая декла­мация, противостоящая песне, подхваченной Джемми и Гедвигой. Следующий, вновь безмятежный хор от­крывается отдаленным звучанием рога, которому от­вечает зхо. В него также включается ансамбль (сек­стет), где выделяется эффектными высокими нотами партия Арнольда. Э, ти индивидуальные особенности сохраняются и в начинающемся без перерыва дуэте Арнольда и Телля. Широко представлен обряд соеди­нения новобрачных. Танцевальная мелодия в народном духе сменяется молитвой квинтета с хором, затем возникает ритмически оригинальный хор «Брак священный» и начинается балет (па-де-сис - танец шести и танец стрелков), продолжающийся хо­ром - прославлением юного сына Телля. Драматиче­ский перелом наступает с появлением беглеца Лейт­гольда - в речитативной сцене с тревожным сопрово­ждением оркестра. В грандиозном финале участвуют два хора, швейцарцев и австрийских солдат, - то в перекличках, то в совместном пении, и квинтет, где важную роль играют Мельхталь и Рудольф.

2 акт распадается на два контрастных разде­ла (хотя смена картин автором не предусмотрена). Первый, с перекличками рогов, начинается хором охотников и швейцарцев «Нас рог веселый сзывает». Те же романтические настроения господствуют в лирической сцене и ро­мансе Матильды с красивой певучей мелодией «Темного леса таинст­венный кров». В большом любовном дуэте Матильды и Арнольда «Нет, скрывать уж больше нет сил» взволнованная первая часть сменяется лирическим Andantino, за которым следует героическое Allegro. Резко контрастно суровое трио Телля, Арнольда и Вальтера «В тяжкой борьбе край родной погибает».. тт

Финал — самая знаменитая сцена оперы, клятва в Рютли. Приближение посланцев трех кан­тонов обрисовано по-разному: решительные шаги слышатся в хоре лесного кантона Унтервальден, плавная пасторальная тема характеризует кантон Швиц, а четко ритмизованная музыка кантона Ури напоминает мазурку. Все три мужских хора объеди­няются в стремительном, приглушенно звучащем обращении к Теллю. Его пламенная речь воплощена в декламационном диалоге с хорами. Сцена заверша­ется торжественной клятвой «Клянусь, клянусь своей семьей», где герой выступает корифеем трех объединенных хоров; при­зыв к оружию достигает грандиозной звучности.

3 акт построен аналогично: камерная лири­ческая сцена и широко развернутая массовая. Боль­шая взволнованная ария Матильды «Навек надежду я потеряла» состоит из двух частей. Первая, в быстром темпе, за­вершается эффектными виртуозными пассажами и каденцией. Вторая, в умеренном темпе, открывается репликами Арнольда, а завершение арии перераста­ет в настоящий дуэт. Второй раздел акта резко пере­ключает внимание на гражданскую линию оперы. В блестящем марше с хором — славе Гесслеру - не­сколько раз возникает более мягкий женский хор. За­тем в балетных и хоровых номерах противопоставле­ны швейцарские крестьяне и австрийские солдаты. Народ представлен оригинальным хором тирольцев «Toi que l’oiseau ne suivrait pas» («Блистая прелестью своей»), основанным на подлинной фольклорной те­ме; она исполняется a cappella, мужские голоса игра­ют роль инструментального аккомпанемента. Хор пе­ремежается разнообразными балетными эпизодами. Танцы солдат энергичны, с резкими, нередко фан­фарными мелодическими оборотами. В столкновении Телля с Гесслером и Рудольфом (с участием хора) на­пряжение усилено тревожным ритмом сопровождения; партии врагов противопоставлены, а не повто­ряют по традиции одну и ту же мелодию. Диалог умоляющего Телля и издевающегося над ним Гесле­ра решен в выразительном речитативе декламацион­ного склада. Вершину образует сцена Телля, откры­вающая финал, — это единственный сольный эпизод в партии героя, по существу, краткое ариозо «Будь неподвижен, склони колено». Певу­чую тему проводит солирующая виолончель, раскры­вающая чувства Телля, которые он пытается скрыть. Затем ведущая роль переходит к Матильде; ее под­держивает хор швейцарцев. Им противостоит муж­ской хор солдат в унисон с Геслером. Один хор про­возглашает ему славу, другой шлет проклятья. Эта действенная ансамблево-хоровая сцена — вторая вер­шина оперы вслед за ораториальной сценой заговора в Рютли.

4 акт, состоящий всего из трех номеров, наи­более краток, являясь развязкой, следующей за гран­диозной кульминацией. Оркестровое вступление и речитатив, построенные на смене темпов и характера движения, рисуют душевное состояние Арнольда. Медленная часть арии «Asile hereditaire» («Приют ро­димый, мирный») пленяет певучей мелодией, сразу же охватывающей широкий диапазон и украшенной каденцией. Диалог Арнольда с мужским хором под­водит ко второй части арии, героической кабалетте, сопровождаемой хором, с эффектными предельно вы­сокими нотами (дважды по два до и в завершении еще два выдержанных до) . Лирической разрядкой служит небольшое умиротворенное трио женских го­лосов (Матильда, Джемми, Гедвига). В оркестре слышатся первые порывы приближающейся бури, с которыми вновь контрастирует звучание женских го­лосов (теперь с женским хором). Красочная симфони­ческая картина бури значительно более драматична, чем в последнем акте «Севильского цирюльника» или «Золушки». Развязка - победный выстрел Телля — решена в речитативной сцене. А финал — вовсе не ге­роический: это величественная картина вольной при­роды, открывающихся далей, что так созвучно пере­живаниям людей, к которым возвратилась свобо­да. На просветленную, устремленную вверх оркестро­вую тему накладываются голоса Телля, Гедвиги, Джемми, Арнольда, а затем секстет и хор сливаются в торжественных благодарственных аккордах, завер­шающих оперу.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал