Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыка.
«Вильгельм Телль» — последняя, 37-я опера Россини, вершина его творчества. Созданная специально для театра Grand Opera, она своеобразно сочетает итальянские и французские особенности. Важную роль играет хор. Так было уже в «Моисее» и «Магомете II» самого же Россини, в особенности в недавно законченных, вторых (французских) редакциях, а также в парижских операх различных композиторов. Но лишь в «Вильгельме Телле» народные сцены трактуются столь многообразно: в итальянском стиле, когда монолитный хор окружает корифея, как в оратории, и во французском стиле, когда разные, даже противостоящие группы хора принимают непосредственное участие в действии. Кроме того, как это уже встречалось в предыдущих операх Россини, количество сольных номеров резко уменьшается, вплоть до того, что у главного героя не выделен ни один. У второго по значению героя, тенора, - всего одна ария, и к тому же появляется она в последнем акте. Важнейшее достижение Россини — индивидуализация характеристик героев, в особенности высказываний самого Телля, начиная с его первого появления. При этом персонажи предстают в развитии: волевой вождь народа превращается в страдающего отца, умоляющего тирана; потерявший надежду влюбленный — в героя, ведущего за собой восставших. Увертюра к «Вильгельму Теллю» не похожа ни на одну из увертюр Россини ни по содержанию, ни по форме. Это настоящая симфоническая поэма, красочная, свободно построенная, эпизоды которой непосредственно подготавливают картины последующего действия. Первый раздел играет роль медленного вступления. Солируют 5 виолончелей с певучей, благородно сдержанной темой (в опере виолончель будет солировать в самый драматический момент - перед выстрелом в яблоко). Слышится глухое тремоло литавр. Быстрый раздел - картина бури; эта тема взята из финала оперы. Тихие возгласы солирующей флейты подготавливают второй медленный раздел - пасторальную картину мирной природы и быта в перекличках английского рожка и флейты; подобных сцен немало в опере. Последний раздел, вновь в быстром темпе, героический, маршевый, открывается воинственной темой труб и валторн в сопровождении литавр, обобщая победный дух оперы, хотя именно такой темы в ней нет (композитор использовал музыку своего кавалерийского марша). 1 акт, почти целиком состоящий из хоровых номеров, развивается от безмятежного покоя к драматическому взрыву, причем развитие идет непрерывно. Интродукция начинается пасторальным вступлением и светлым хором «Небо ярко голубое». То же настроение — в песне Рыбака «Приди ко мне в мой быстрый челн» в духе баркаролы, украшенной пассажами и высокими нотами. Сольный номер превращается в ансамбль, где возникает первая, подчеркнуто индивидуальная характеристика Телля — суровая декламация, противостоящая песне, подхваченной Джемми и Гедвигой. Следующий, вновь безмятежный хор открывается отдаленным звучанием рога, которому отвечает зхо. В него также включается ансамбль (секстет), где выделяется эффектными высокими нотами партия Арнольда. Э, ти индивидуальные особенности сохраняются и в начинающемся без перерыва дуэте Арнольда и Телля. Широко представлен обряд соединения новобрачных. Танцевальная мелодия в народном духе сменяется молитвой квинтета с хором, затем возникает ритмически оригинальный хор «Брак священный» и начинается балет (па-де-сис - танец шести и танец стрелков), продолжающийся хором - прославлением юного сына Телля. Драматический перелом наступает с появлением беглеца Лейтгольда - в речитативной сцене с тревожным сопровождением оркестра. В грандиозном финале участвуют два хора, швейцарцев и австрийских солдат, - то в перекличках, то в совместном пении, и квинтет, где важную роль играют Мельхталь и Рудольф. 2 акт распадается на два контрастных раздела (хотя смена картин автором не предусмотрена). Первый, с перекличками рогов, начинается хором охотников и швейцарцев «Нас рог веселый сзывает». Те же романтические настроения господствуют в лирической сцене и романсе Матильды с красивой певучей мелодией «Темного леса таинственный кров». В большом любовном дуэте Матильды и Арнольда «Нет, скрывать уж больше нет сил» взволнованная первая часть сменяется лирическим Andantino, за которым следует героическое Allegro. Резко контрастно суровое трио Телля, Арнольда и Вальтера «В тяжкой борьбе край родной погибает».. тт Финал — самая знаменитая сцена оперы, клятва в Рютли. Приближение посланцев трех кантонов обрисовано по-разному: решительные шаги слышатся в хоре лесного кантона Унтервальден, плавная пасторальная тема характеризует кантон Швиц, а четко ритмизованная музыка кантона Ури напоминает мазурку. Все три мужских хора объединяются в стремительном, приглушенно звучащем обращении к Теллю. Его пламенная речь воплощена в декламационном диалоге с хорами. Сцена завершается торжественной клятвой «Клянусь, клянусь своей семьей», где герой выступает корифеем трех объединенных хоров; призыв к оружию достигает грандиозной звучности. 3 акт построен аналогично: камерная лирическая сцена и широко развернутая массовая. Большая взволнованная ария Матильды «Навек надежду я потеряла» состоит из двух частей. Первая, в быстром темпе, завершается эффектными виртуозными пассажами и каденцией. Вторая, в умеренном темпе, открывается репликами Арнольда, а завершение арии перерастает в настоящий дуэт. Второй раздел акта резко переключает внимание на гражданскую линию оперы. В блестящем марше с хором — славе Гесслеру - несколько раз возникает более мягкий женский хор. Затем в балетных и хоровых номерах противопоставлены швейцарские крестьяне и австрийские солдаты. Народ представлен оригинальным хором тирольцев «Toi que l’oiseau ne suivrait pas» («Блистая прелестью своей»), основанным на подлинной фольклорной теме; она исполняется a cappella, мужские голоса играют роль инструментального аккомпанемента. Хор перемежается разнообразными балетными эпизодами. Танцы солдат энергичны, с резкими, нередко фанфарными мелодическими оборотами. В столкновении Телля с Гесслером и Рудольфом (с участием хора) напряжение усилено тревожным ритмом сопровождения; партии врагов противопоставлены, а не повторяют по традиции одну и ту же мелодию. Диалог умоляющего Телля и издевающегося над ним Геслера решен в выразительном речитативе декламационного склада. Вершину образует сцена Телля, открывающая финал, — это единственный сольный эпизод в партии героя, по существу, краткое ариозо «Будь неподвижен, склони колено». Певучую тему проводит солирующая виолончель, раскрывающая чувства Телля, которые он пытается скрыть. Затем ведущая роль переходит к Матильде; ее поддерживает хор швейцарцев. Им противостоит мужской хор солдат в унисон с Геслером. Один хор провозглашает ему славу, другой шлет проклятья. Эта действенная ансамблево-хоровая сцена — вторая вершина оперы вслед за ораториальной сценой заговора в Рютли. 4 акт, состоящий всего из трех номеров, наиболее краток, являясь развязкой, следующей за грандиозной кульминацией. Оркестровое вступление и речитатив, построенные на смене темпов и характера движения, рисуют душевное состояние Арнольда. Медленная часть арии «Asile hereditaire» («Приют родимый, мирный») пленяет певучей мелодией, сразу же охватывающей широкий диапазон и украшенной каденцией. Диалог Арнольда с мужским хором подводит ко второй части арии, героической кабалетте, сопровождаемой хором, с эффектными предельно высокими нотами (дважды по два до и в завершении еще два выдержанных до) . Лирической разрядкой служит небольшое умиротворенное трио женских голосов (Матильда, Джемми, Гедвига). В оркестре слышатся первые порывы приближающейся бури, с которыми вновь контрастирует звучание женских голосов (теперь с женским хором). Красочная симфоническая картина бури значительно более драматична, чем в последнем акте «Севильского цирюльника» или «Золушки». Развязка - победный выстрел Телля — решена в речитативной сцене. А финал — вовсе не героический: это величественная картина вольной природы, открывающихся далей, что так созвучно переживаниям людей, к которым возвратилась свобода. На просветленную, устремленную вверх оркестровую тему накладываются голоса Телля, Гедвиги, Джемми, Арнольда, а затем секстет и хор сливаются в торжественных благодарственных аккордах, завершающих оперу.
|