Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая ориентация: Ф.Олпорт, Л.Л.Терстоун, Р.Ликерт 2 страница
Гутман и Сачмэн для каждого содержательного вопроса шкалы включали в вопросник еще один, направленный на измерение интенсивности. Например: " Насколько сильно Вы это ощущаете? ", " В какой мере Вы с этим согласны? " (с 3-5 вариантами ответа). Строя совместные распределения ответов типа " содержательный вопрос -вопрос об интенсивности", они получали U-образные или J-образные кривые, отражавшие возрастание интенсивности на полюсах содержательных ответов, т.е. позитивных/негативных реакций на определенное содержание. Разные совокупности вопросов, т.е. по-разному сформулированные и с разным способом дихотомизации, давали приблизительно одинаковые кривые. Самая низкорасположенная точка кривой определяла " нулевую точку" или " область безразличия". Респонденты, оказывавшиеся с одной стороны " области.безразличия", рассматривались как настроенные благожелательно, л с другой - неблагожелательно (что и позволяло получить устойчивую оценку доли " сторонников" и " противников" определенного мнения). Так как использование такой процедуры в многотемном масштабном опросе затруднительно, сотрудники армейского Исследовательского сектора считали, что она может оказаться полезной для отбора 2-3 вопросов по каждой конкретной проблеме. Однако эта процедура оценки доли " сторонников" и " противников" имела существенный недостаток, так как была чувствительна лишь к общим, а не специфическим установкам. " Какова ценность утверждения о том, что определенная доля населения " за" обязательный призыв или сокращение расходов, если не ясно, какое специфическое содержание и при каких условиях подразумевается под " призывом" или " сокращением" [109. Р.193]. Поэтому возможности шкалограммного анализа оказались не слишком привлекательны для полстеров-прак-тиков. Вместе с тем, они представляли интерес для сторонников количественного подхода внутри академической науки. Как отмечает Дж.Конверс, количество статей в ведущих научных журналах, посвященных применению и модификации шкал Л.Гутмана, в первое послевоенное десятилетие было достаточно велико. Большая часть этих работ выполнялась на студенческих и других малых группах, но в некоторых статьях и двух книгах (Э.Кэмпбелл, Дж.Гурин, У.Миллер, 1954; С.Стауффер, 1955) речь идет о крупномасштабных исследованиях. Гутмановские процедуры использовались не только для шкалирования установок, но и для физиологических симптомов невроза, уровней информированности, " коллективных" шкал группового поведения. В то же послевоенное десятилетие появились работы, критически оценивающие применимость гутмановской процедуры шкалирования в измерении при проведении массовых опросов. Л.Фестингер указывал на негативное влияние монотонного повторения сходных по смыслу вопросов на качество ответов респондента. Было показано, Что несколько пунктов, отобранных для упрощения процедуры из более длинной шкалы, могут давать иное ранжирование респондентов [130]. Л.Гутман и сам осознавал ограничения, присущие его методу, - невозможность прямого переноса шкал с одной популяции на другую (или в новую ситуацию) и невозможность построения кумулятивных шкал в очень многих интересных для исследователей случаях. В силу всех этих ограничений гутмановский подход не получил широкого распространения в эмпирической социологии и практике опросов общественного мнения. В конце войны П.Лазарсфельд, позднее других включившийся в работу Исследовательского сектора, развил основные положения латентно-структурного анализа. Лазарсфельдовская модель впервые была опубликована в том же четвертом томе серии " Американский солдат", вышедшем в 1950 г. [222]. Лазарсфельд стремился использовать идеологию факторного анализа (выведение латентных переменных-черт из эмпирического распределения манифестных переменных, т.е. ответов на совокупность вопросов) таким образом, чтобы этот подход мог применяться при низких уровнях измерения наблюдаемых переменных. Общая идеология метода достаточно известна, поэтому мы можем опустить ее изложение. Отметим лишь, что латентно-структурный анализ был очень существенным шагом в теории шкалирования, но из-за вычислительных сложностей довольно долго оставался вне сферы активного применения[8]. В конкретных социологических исследованиях по-прежнему использовались прямые вопросы или (значительно реже) гутмановские или ликертов-ские шкалы. К 1930-м - 1940-м годам относится возникновение еще одной важной для социологического измерения традиции, более общей, чем измерение установок. Речь идет об общем подходе к измерению субъективных переменных, начало которому положили предвоенные работы П.Лазарсфельда. Интерес П.Лазарсфельда к измерению латентных, опосредующих психологических переменных восходит к раннему периоду его профессиональной деятельности. Защитив в 1925 г. диссертацию по прикладной математике в Венском университете, Лазарсфельд сочетал преподавание в гимназии с исследовательской работой в Психологическом институте Венского университета под руководством Шарлотты Бюлер, изучавшей фазы жизненного цикла. К этому времени относится его работа о занятости молодежи. В ранних статьях американского периода Лазарсфельд, активно включившийся в широкомасштабные исследования рынка и массо- вые опросы, часто обращается к анализу мотивов поведения, внут-ренних переменных, определяющих поведение потребителя, исполь-зуя теоретические концепции " глубинной психологии" - фрейдов-скую репрессию, адлеровский " комплекс неполноценности", юнгов-скую интроверсию/экстраверсию. Этот интерес к анализу мотивов человеческого поведения, соединенный с интересом к квантификации (оба эти интереса имели " венские" корни), породили уникальный талант к сочетанию качественного и количественного подходов, углубленной психологической интерпретации и аналитических ме- тодов (см., в частности: [162]). Лазарсфельда особенно интересовала проблема валидности субъективного измерения. В 30-е годы, когда влияние бихевиоризма было весьма ощутимо даже в прикладной социологии и психологии, любые субъективные, интроспективные измерения требовали очень серьезного обоснования. Попытки интроспективного измерения " мотивов" часто подвергались нападкам сторонников " объективного" измерения наблюдаемых поведенческих актов, а попытки выяснить " что люди думают (о том), что они думают" расценивались как едва ли не отступление от научных норм. Лазарсфельд стремился доказать, что измерение субъективных переменных возможно и целесообразно, что люди способны объяснять мотивы своего поведения и мотивы предпочтений, если возможные смысловые оси такого объяснения отчетливо идентифицированы исследователем заранее. Рассматривая проблему сравнимости субъективных измерений, Лазарсфельд высказывает очень оригинальную трактовку проблемы общности/идентичности показателей (статья " Искусство спрашивать: " Почему? ", 1935 г. [161]): для того, чтобы обеспечить идентичность интерпретации респондентами вопроса, нужно стремиться не к жесткой фиксации словесной формулировки (" стандартному стимулу"), а к более свободному способу коммуникации интервьюера и респондента, обеспечивающей удовлетворительное понимание и единство личностного смысла вопроса для респондентов. Проблему поиска идентичных показателей в сравнительных исследованиях нельзя считать решенной и сегодня, но сама постановка ее Лазарсфельдом чрезвычайно интересна. В 30-е - 40-е годы идея гибкой формулировки вопросов, позволяющей фиксировать определенный личностный смысл, не могла приобрести популярность среди ученых, проводивших широкомасштабные опросы общественного мнения и уделявших основное внимание полной стандартизации процедур, но она дала толчок к дальнейшей разработке методов фокусированного интервьюирования. Эта идея повлияла на разработку ПЛазарсфельдом классификационных схем для тематического анализа " сырых" ответов, получаемых при личной беседе или через открытые вопросы. Четыре правила классификации, изложенные в [161 ] и позднее, в 1951 г., воспроизведенные в [167], гласят: А. Общие категории кодирования должны быть разделены на специфические категории (" артикуляция"). Б. Эти категории должны быть исчерпывающими и взаимоисключающими (" логическая правильность"). В Кодирование должно выделять некоторую органическую структуру, схватывая логику ситуации или исследуемого процесса. Г. Оно должно отражать собственную точку зрения респондента или его субъективное определение ситуации. К этому же периоду (вторая половина 30-х годов) относятся первые попытки применения аналитических типологий для классификации данных из монографических " анализов случая" с последующим созданием новых переменных, а также использования четы-рехклеточных таблиц сопряженности для анализа категориальных переменных. Основная схема причинного анализа, детально разработанная Лазарсфельдом в более поздних работах и основанная на создании новых качественных переменных через типологическую редукцию и на проверке их статистической связи с помощью четы-рехклеточных таблиц, была впервые использована в проведенном ПЛазарсфельдом и С.Стауффером исследовании американской семьи в период депрессии (1937 г.). Сама идея построения четырех-клеточных таблиц принадлежала С.Стауфферу (LaParsfeld oral history interview // Oral History Collection / Butler Library Columbia University. P.145, цит. по: [109. P.139-140])[9]. В предвоенные годы ПЛазарсфельд и его сотрудники вели обширную работу по систематизации существующих и конструированию новых индексов. В книге " Радио и печатная страница" [164] обсуждаются самые разные индексы - индекс " стандарта чтения" (Лазар-сфельд), три индекса установок по отношению к радио (Сэйр), конструирование индексов из монографических " анализов случая" (Лазарсфельд и Робинсон), шкала рейтинга популярных песен и другие. Например, сводный индекс " стандарта чтения" был сконструирован Лазарсфельдом как операциональный эквивалент неизмеряемой переменной " читательская способность". Лазарсфельд дихо-томизировал четыре переменные - образование, экономический статус, количество чтения (количество читаемых журналов) и уровень чтения (чтение книг в течение последнего месяца) - и суммировал знаки " +" этих переменных, получая шкалу со значениями от О до 4. Эта процедура была, безусловно, весьма огрубленной и никак не учитывала явно существующие причинные отношения между переменными. Однако нельзя не оценить усилия, предпринятые для квантификации и косвенного измерения существенных переменных теории. В 1939 г. Лазарсфельд еще раз обращается к проблеме идентичных индикаторов (статья " Взаимозаменяемость в измерении экономических влияний" [163]). Речь здесь идет о том, что переменная " экономический статус" может быть измерена разными способа- ми, с помощью разных показателей - наличие собственного дома или автомобиля, род занятий, уровень доходов и т.п. При этом каждый этих показателей будет давать, в определенных пределах, одинаковый паттерн связей с другими " психологическими" пе-ременными. В подтверждение этого тезиса Лазарсфельд приводит некоторые опросные данные (относительная стабильность числа голосующих за республиканцев среди " высоких" по экономическому статусу групп, выделенных с использованием различных индикаторов). Хотя Лазасфельд и оговаривает, что нужны дальнейшие проверки взаимозаменяемости переменных, здесь уже прослеживается важнейший источник теоретической модели латентно-структурного анализа. Это - представление о вероятностных отношениях манифестных индикаторов и лежащих в их основе неизмеряемых латентных осей. Как отмечает Дж.Конверс, ПЛазарсфельд и его сотрудники, публиковавшиеся в " Journal of APPlied Psychology", постоянно ощущали недостаток данных и показателей и обращались к самым разным источникам - опросам книжных клубов, данным опросов общественного мнения, проводившихся фирмами Дж.Гэллапа и Э.Роупера, к оценкам размеров аудитории газет и журналов и панелям студентов-радиослушателей. " Можно образно представить себе Лазарсфельда и его группу как компанию предприимчивых старьевщиков, ищущих данные всех форм и размеров и приносящих их в свой оффис в коробках, корзинах, ящиках и кувшинах, чтобы потом подвергнуть их анализу" [109. Р.142]. Мотивом здесь было убеждение в возможности найти теоретические рамки для любых данных и с помощью простых статистических и концептуальных процедур (прежде всего, связывающих показатель с косвенно измеряемой теоретической переменной) внести смысл в хаос эмпирии. Дж.Конверс, остроумно перефразируя популярную песню, говорит: " Когда у Лазарсфельда не было под рукой тех данных, которые он любил, он любил те данные, которые были под Однако сам Лазарсфельд не ограничивался моделью косвенного измерения с помощью доступных и относительно прямо измеряемых показателей типа данных переписи и социальной статистики. Он социальных науках, считая, что субъективные, но имеющие смыс- ловое отношение к теоретически существенному конструкту, пока-
3 И.Ф.Девятко которые связаны с этим конструктом лишь очень опосредованным образом. Это сочетание интереса к косвенному и многоиндикаторному измерению с предпочтением субъективных индикаторов промежуточных переменных на первый взгляд кажется парадоксальным (зачем обращаться к интроспекциям и самоотчетам, если " все во всем" и можно найти пусть очень косвенный, но " объективный" показатель типа доходов, расходов и бюджета времени?). По сути же влияние психологии (и в том числе " симптомологии" психоанализа) предопределило чуткость Лазарсфельда к проблемам " понимающей" интерпретации и обусловило уникальность его таланта, о чем говорилось выше. Дж.Конверс отмечает, что для американской профессиональной карьеры Лазарсфельда как социолога, его интерес к психологии оказался значительно более влиятельной частью " венского наследства", чем даже его социалистические убеждения [109. Р. 143]. Анализ ранних работ Лазарсфельда позволяет понять суть и основное содержание выдвинутой им позднее, в начале 50-х годов, концепции качественного измерения (наиболее ясно изложенной в работах [32; 167]). Фактически идея качественного измерения лишь подытоживает те взгляды, которые П.Лазарсфельд развивал в предвоенные и военные годы, и тот опыт, который он получил в работе над " Американским солдатом". Заинтересованность ПЛазарсфельда в качественном измерении была связана, с одной стороны, с преобладанием в рассматриваемый период проблемно-ориентированных, " заказных" конкретных социологических исследований, в которых постановка проблемы и возможности получения определенного типа эмпирических данных были первичны по отношению к теоретической концептуализации и построению модели измерения. С другой стороны, методические проблемы агрегирования, использования множественных индикаторов и оценки качества измерения были еще недостаточно разработаны. П.Лазарсфельд формулировал эту проблему, как проблему несоответствия между постулируемой из теоретических соображений метрикой теоретического конструкта и метрикой доступного индикатора. В качестве общей он рассматривал следующую тактику качественного измерения: сегментация сложного теоретического понятия и уточнение (спецификация) отдельных его аспектов; нахождение индикаторов, соответствующих выделенным аспектам; построение сводного показателя, суммирующего значения отдельных индикаторов, исходя из содержательных теоретических соображений[10]. В работе 1951 г. П.Лазарсфельд подчеркивал, что измерение в общественных науках может проводиться самыми разными средствами, " которые менее точны, чем строго количественное измерение, но тем не менее много лучше беспомощного индивидуального суждения". И далее: "... существует прямая логическая линия движения от качественной классификации к самым строгим формам измерения через промежуточное использование систематических оценок, ранговых шкал, многомерных классификаций, типологий и количественных индексов" [167. Р.155]. Представления ПЛазарсфельда о качественном измерении и предложенные им конкретные эвристические приемы построения типологий и задания пространства признаков сыграли важную роль в решении многих теоретико-методологических и прикладных проблем социологии (см. также: [8 ]) и расширили существовавшие представления о возможностях внефи-зического измерения. 5. Формальные модели шкалирования установок и классификации шкал Описывая историю становления различных подходов к измерению установок в эмпирической социологии, мы не рассматривали сколь-нибудь детально формальные модели шкалирования установочных переменных (хотя и останавливались на некоторых особенностях процедуры). В принципе, анализу этих формальных моделей и проблемам конструирования шкал посвящено очень большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей (отметим, в частности, [21; 26; 30; 49; 63; 76; 98; ПО; 210; 237]). Задача данного раздела заключается в том, чтобы на основе существующих работ дать некоторое общее представление о связи конкретных процедур с логикой и формальными основаниями различных моделей шкалирования, обобщить различные классификации шкал и указать, какое место в этих классификациях занимают описанные нами подходы к шкалированию[11]. При всем многообразии существующих теоретических подходов к определению понятия " установка" в социологии и социальной психологии практически общепринятым является выделение трех компонентов (аспектов) аттитюдов - когнитивного, аффективного и поведенческого (конативного). Трем компонентам социальной установки соответствуют три класса явлений - 1) осознание объекта установки, связанное с наличием определенной информации о нем; 2) реальное, предполагаемое или предпочитаемое поведение по отношению к объекту; 3) эмоционально-аффективная оценка, выявление чувства симпатии или антипатии по отношению к объекту установки. Исходя из некоторого недетализированного представления о наличии структурного взаимодействия между перечисленными 35 компонентами, рассмотрим общие подходы к измерению когнитивных, аффективных и поведенческих переменных социальной установки. Рассматривая понятие " переменная" как конструкт, отражающий некоторое качество (свойство), в разной мере присущее всем членам наблюдаемой совокупности, определим здесь измерение как систематическое приписывание чисел совокупности наблюдений, отражающее положение каждого члена совокупности на континууме переменного качества. Для наших целей шкалу можно определить как множество элементов. Каждый элемент шкалы состоит из трех компонентов - а) эмпирическое событие-" стимул"; б) действительное число; в) правило, или совокупность правил, связывающих событие с числом. Такое определение восходит к общему определению измерения, данному С.Стивенсом [47. С. 19-20; 218. Р.19-24][12]. Получаемая в результате приписывания чисел объектам числовая система становится моделью эмпирической системы. При конструировании шкалы исследователь специфицирует переменную-свойство, в терминах которой могут быть описаны события из множества наблюдаемых событий. Далее он формулирует правила " отображения", разметки, согласно которым события могут различаться по их положению на оси переменной, и, наконец, представляет числами эти различия событий. В результате исследователь может считать измеренной с помощью шкалы переменную-свойство в той мере, в какой она проявляется в конкретной совокупности наблюдений. Как будет показано далее, общность правил отображения и числовой системы определяет возможность переноса шкалы за пределы исходной совокупности наблюдений. Определим понятие " инструмент измерения" как совокупность средств, с помощью которых эмпирические события отображаются в числовую систему. Т.е. инструмент измерения - это вся совокупность операций разметки, с помощью которых конструируется шкала. Так, если значение переменной оценивается через усреднение оценок экспертов, то инструмент измерения может быть описан как совокупность повторяющихся оценочных суждений. Вслед за Г.Апшоу, введем в качестве первой характеристики инструмента измерения требование функционального единства. Функциональное единство инструмента измерения - это степень согласованности, консистентности различных операций разметки в определении шкального значения конкретного стимула [237. Р.65 ]. В понятии функционального единства подразумевается существование какой-то статистической зависимости между операциями, характер которой, однако, будет меняться в соответствии с теоретическими представлениями о природе измеряемой переменной[13]. В области измерения установок составляющие инструмент операции могут быть воплощены как в субъектах-судьях, так и в пунктах (воп-
росах) шкалы. Соответственно требование функционального единства будет определяться через взаимоотношение судей либо пунктов. Помимо функционального единства выделяют еще две характеристики измерительного инструмента - надежность и валидность. Однако так как эти две характеристики качества измерения являются предметом рассмотрения в следующей главе книги, здесь мы не будем на них останавливаться. Рассмотрим вкратце проблему обобщения шкальных значений. Постольку, поскольку исследователь заинтересован в представлении отдельных эмпирических событий в абстрактной модели интересующей его области, он склонен считать каждое индивидуальное событие выборкой из универсума наблюдений, любой член которого может заменить текущее наблюдение. Различные переменные, представляющие аспекты данного универсума наблюдений и влияющие на результат измерения, - это то, что Л.Гутман обозначил как " фасеты", грани отдельного гипотетического универсума, по отношению к совокупности которых реальные наблюдения должны рассматриваться как выборка [138 ]. Собственно измерению, таким образом, предшествует спецификация его объекта с точки зрения интересующих исследователя аспектов (" фасет"). Эта спецификация объекта (предметной сферы) зависит от предполагаемой генерализации численных приписываний. Исследователь, таким образом, должен заранее определить желаемый способ генерализации шкальных значений измеряемой переменной и обеспечить условия для генерализации при планировании исследования. Так как любой универсум наблюдений заведомо многогранен и для некоторых " фасет", видимо, нельзя задать конечное множество условий, то принимаемое допущение о случайном характере выборки из гипотетического универсума едва ли может быть строго обосновано. Здесь для наших целей достаточно будет считать выборку наблюдений случайной, если элементы этой выборки могут рассматриваться как репликации друг друга. Для любой модели шкалирования обязательна какая-то форма требования случайного воспроизведения, так как без этого невозможно обобщение " численного приписывания". В сущности, обобщение здесь выступает как форма предсказания. Т.е. исследователь полагает, что сделанное конкретное наблюдение может быть воспроизведено при наблюдении любой другой выборки из универсума наблюдений, определенного на стадии спецификации. В случае неадекватного описания универсума наблюдении обобщение окажется необоснованным. Наконец, определим, что подразумевается под моделью шкалирования. Модель шкалирования определяет способ выведения баллов, уровень полученного измерения (тип шкалы) и выбор способов оценки функционального единства полученного инструмента измерения (ср. [26. С.129]). Г.Апшоу, основываясь на трехкомпонентной теории установок и классификации шкал по Торгерсону [235. Р.45-48 ], ввел классификацию шкал установок [237. Р.69-72 ]. Так как эта классификация очень удобна при обсуждении различных подходов к шкалированию установок, мы дадим ее краткое описание. Первое различение шкал проводится по типу установочных переменных. При этом переменная, как уже говорилось, это свойство, по которому упорядочивается совокупности наблюдений. Так как связанные с установкой явления могут быть когнитивными, поведенческими и аффективными, то выделяется три общих типа шкал - когнитивные, поведенческие и аффективные шкалы. Каждому из этих общих типов шкал соответствует тип базисного наблюдения, на котором основано построение шкалы. Внутри общих типов шкал конкретные типы (классы) выделяются в зависимости от того, как обозначен класс наблюдений, которым собственно и приписываются численные значения. В самом общем случае численные значения могут приписываться субъектам установки, возможным содержаниям установки, либо различным объектам установки (см. также [213. Р. 122-123 ]. Получаемая классификация шкал установки схематически изображена в табл. 1.1. Когнитивные шкалы. Когнитивная переменная относится к знанию (или информации) субъекта об объекте установки. Базисным наблюдением для конструирования когнитивной шкалы является выражение субъектом мнения о характеристиках объекта установки. Это мнение может быть подвергнуто верификации по правилам, которые, однако, могут быть различны для разных людей (прямая проверка, религиозное откровение или что-либо еще). В любом случае мнение может быть оценено как верное или ошибочное. Можно привести следующие примеры когнитивных установочных переменных: субъективно воспринимаемая степень выраженности у объекта установки какой-либо черты, дифференциальная значимость различных черт объекта, уверенность, с которой субъекты приписывают черты объекту. Так как любое мнение имеет три компонента - разделяющий его субъект, содержание мнения и объект, к которому оно относится, - то при измерении когнитивной переменной шкальные значения могут приписываться наблюдениям, соответствующим каждому из этих трех компонентов. Приведем примеры получающихся типов шкал[14], давая описание измеряемой переменной: I. Когнитивно-субъектная - степень, в которой типичный II. Когнитивно-содержательная - степень, в которой типичный III. Когнитивно-объектная - степень, в которой типичный амери- Поведенческие шкалы. Поведенческий аспект установки относится к действиям, которые личность совершает, защищает или поддерживает. Фактически речь идет о принятии решений и выборе Таблица 1.1 Классификация шкал установки (по Г.Апшоу)
способа действий в проблемных ситуациях, связанных с объектом установки. Разумеется, поведенческая готовность тесно связана с когнитивным и аффективным аспектами установки. Более того, поведенческие переменные установки могут выступать предикторами когнитивных и аффективных переменных. Однако разделение этих переменных и, соответственно, шкал полезно не только с аналитической точки зрения, так как возможно рассогласование компонентов установки (например, " феномен Лапьера"). Поведенческая установочная переменная связана с готовностью человека совершать действие, соглашаться с его свершением или поддерживать его. Базисным наблюдением для построения шкалы является принятие или отвержение субъектом действия, направленного на объект. По классу наблюдений, получающих численные значения по шкале, можно выделить следующие типы поведенческих шкал - поведенче-ско-субъектные, шкалы содержания поведения и поведенческо-объ-ектные шкалы. Приведем примеры: IV. Поведенческо-субъектные шкалы - насколько типичный бе-
|