Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надежность и валидность эмпирическх моделей 5 страница
так как ошибки спецификации переменных будут распространяться по всей каузальной системе J89. Р.87-88 ]. По его мнению, особенно типичны нелинейные отношения между социально-демографическими, и вообще биографическими переменными, и переменными " внутренних состояний" (например.между формальной длительностью образования, измеренной как число лет обучения, и квалификацией). Второй пример относится к проблемам сравнимости, возникающим из-за различий в сложности ситуаций, а именно - к последствиям дифференциальной сложности в случае использования эффект-индикаторов для косвенного измерения в ситуации мультикаузаль-ности. При использовании эффект-индикаторов, часто принимается допущение, что, кроме небольших случайных возмущений, единственной причиной эффект-индикатора является неизмеряемая переменная, представляющая в данном случае интерес для теоретической модели. Однако индикатор (обозначим его как X.) может подвергаться воздействию не только переменной X, которую предполагается измерить, но и других переменных, например V или P. Кроме того, эти переменные V и P сами могут быть связаны с переменной X в некоторых ситуациях. Тогда обоснованность использования индикатора X. или совокупности индикаторов будет варьировать от ситуации к ситуации. Уже в статье 1968 г. [82] Х.Блейлок использует иллюстративный пример с измерением расовой дискриминации, к которому он неоднократно обращается и в более поздних работах. Пусть, скажем, некоторая мера неравенства, типа различия в доходе, служит для измерения расовой дискриминации. В некоторой ситуации А вполне обоснованным кажется предположение, что единственной причиной неравенства X, помимо случайных возмущений, является дискриминация со стороны работодателя. Однако предположим, что в более сложной ситуации В, помимо дискриминации со стороны работодателя, может оказаться существенным влияние различий в уровне образования, способностей или опыта работы (обозначим соответственно как F, P, и У). Если эти переменные будут измерены, то существует возможность получения чистого эффекта X (см. рис.12). Однако ситуации А и В, в силу своей простоты, включают лишь очень ограниченное число факторов. Более сложная ситуация потребует разработки более сложной модели. В некоторых случаях, если исследование охватывает достаточно большой промежуток времени, разумно предположить, что показатель различий в образовании зависит не только от " образовательной" дискриминации как ограничения доступа к равным возможностям обучения, но и от поселенческой сегрегации. Если предположить, что поселенческая сегрегация, " накопленная" к моменту t, влияет и на доступность тех или иных профессий (помимо прямой профессиональной дискриминации), то можно ли сравнивать показатели неравенства в доходах (Х1) или в образовании в этой ситуации с " теми же" показателями в более простых ситуациях А и В. Важным преимуществом причинного анализа и построения диаграмм здесь является возможность визуализировать модель измере- 8 И.Ф.Девятко 113
ния и сделать очевидной границу, когда неизвестных становится " слишком много" и получить единственное решение невозможно, т.е. возникает необходимость в априорных предположениях (например, различия в уровне образования зависят только от дискриминации в сфере образования). Последнее обстоятельство очень существенно для повышения культуры не только измерения, но и теоретизирования: ведь в ситуации, когда отсутствуют ограничения на сложность теоретической модели и для каждого " случая" вводятся новые объясняющие факторы, всегда можно, образно говоря, " объяснить 100% дисперсии". " Можно показать, что при допущении возможности, когда все влияет на все с неопределенными параметрами, будет существовать бесконечное число наборов оценок параметров, абсолютно согласованных с одним и тем же множеством данных" [86. Р.282][39]. При этом теоретики могут до бесконечности спорить, чей набор объясняющих переменных " лучше" без всяких шансов разрешить этот спор эмпирическими средствами. Анализ влияния дифференциальной сложности ситуаций и соответствующих им теоретических моделей на сравнимость показателей позволяет затронуть еще одну существенную проблему - проблему валидности. Как мы показали во второй главе нашей книги, разработка моделей измерения привела к пониманию ограниченности, присущей концепции валидности и традиционным подходам к валидизации, которые в конце 50-х - начале 60-х годов активно *
Рис. 13. Схема связи переменных дискриминации с измеряемыми показателями. * В данной модели опущены многие переменные блока " Поведение меньшинства" -агрессия, избегание контактов с доминирующим большинством и т.п., рассматриваемые Х.Блейлоком. заимствовались социологами из психометрики. В тех ситуациях, когда невозможно связать концепты и индикаторы по принципу " один к одному", но наличие нескольких показателей для каждой ненаблюдаемой переменной делает измерение возможным, понятие " валидности" может вводить в заблуждение, подталкивая исследователя к поиску несуществующего " идеального" валидного показателя. Правильным путем здесь чаще всего будет разработка вспомогательной теории, связывающей несколько неизмеряемых переменных с несколькими индикаторами (о чем и шла речь в предыдущей главе). Вернувшись к примеру с дискриминацией, мы можем заметить, что понятие дискриминирующего поведения довольно далеко отстоит от обычно используемых мер дискриминации, относящихся к физической сегрегации либо к какого-то рода неравенству. В самой простой ситуации различия в социально-профессиональной структуре доминирующего большинства и меньшинства могут быть использованы как показатель профессиональной дискриминации, различия в образовании - как показатель дискриминации в получении образования, а поселенческая сегрегация - как индикатор поселенческой изоляции[40]. Однако в более сложной и близкой к реальности ситу- ации любые меры неравенства являются результатом не только дискриминирующего поведения большинства, но и поведения самого меньшинства, что должно быть отражено во вспомогательной теории измерения. Кроме того, переменные-индикаторы могут быть функциями не только тех переменных дискриминации, которые включены в основную теорию и являются основной целью измерения. Приведем одну из возможных моделей примера с дискриминацией, рассматриваемую Х.Блейлоком в статье [86. Р.296] (см. рис. 13). Вполне очевидно, что традиционная концепция валидности в ситуации, сходной с изображенной на рис. 13, имеет весьма ограниченное применение. Очевидны и последствия для сравнимости показателей. Например, " экономическое неравенство" в ситуации, изображенной на рис. 13, будет зависеть от всех неизмеряемых переменных и, в свою очередь, влиять по крайней мере на поселенческую и социальную изоляцию. Следовательно, нет никаких оснований считать этот индикатор эквивалентным " экономическому неравенству" в ситуации взаимооднозначного соответствия. Глава четвертая НОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕЛИРУЮЩЕГО ПОДХОДА
|